Рабочая программа по факультативу «Занимательная грамматика» 3 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по факультативу «Занимательная грамматика» 3 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
28.01.2024
Рабочая программа по факультативу  «Занимательная грамматика»  3   класс
Цель обучения является подготовка детей к овладению навыков и умений в повседневной жизни путем использования знаний русского языка. Задачи: - формировать интерес к русскому языку как к учебному предмету; развивать творчество и обогащение словарного запаса; совершенствовать общее языковое развитие учащихся; - воспитывать у учащихся работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, культуру обращения с книгой. Формирование грамматических знаний ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Факультатив Грамматика.docx

Факультатив «Занимательная грамматика»

 3 класс

                                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 31.08.2023 г. № 370, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат».

 

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год - 34

     Цель обучения является подготовка детей к овладению навыков  и умений в повседневной жизни путем использования знаний русского языка.

Задачи:  - формировать интерес  к русскому языку как к учебному предмету; развивать творчество и обогащение словарного запаса; совершенствовать  общее  языковое  развитие  учащихся;

-  воспитывать у учащихся работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие,   культуру обращения с книгой.

        Формирование грамматических  знаний ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Используемые технологии обучения:

·         Здоровьесберегающие технологии обучения;

·         Игровые технологии;

·         Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;

·         Технология развития критического мышления;

·         Технология проблемного диалога.

 

Содержание занятий

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.(2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.(2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.(1ч.)Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)  Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.(1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.(1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)  Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

 

 Личностные результаты освоения АООП:

1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

         Предметные  результаты освоения АООП:

Упражнения на развитие восприятия звука.

Упражнения па развитие общей моторики и координации движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев.

Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.

Формирование памяти, внимания, воображения.

Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Развитие восприятия пространства.

Формирование памяти, внимания, воображения.

        Метапредметные результаты освоения АООП:

- Готовность сохранять цели учебной деятельности;

- готовность следовать заданному алгоритму действий при выполнении типовых учебных заданий;

- готовность к позитивному переживанию неуспеха в учебной деятельности и сохранение желания продолжать действовать;

- проявление начальных форм познавательной и личностной рефлексии при анализе типовых познавательных и жизненных ситуаций;

- использование доступных для восприятия и осознания знаково-символических средств  представления информации для решения учебных и практических задач;

- построение элементарных рассуждений по заданному (или освоенному) алгоритму при решении стандартных практико-ориентированных задач и типичных жизненных ситуаций;

Базовые учебные действия

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей; 
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 

      

Регулятивные результаты: 

·    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 
  • учиться работать по предложенному учителем плану 
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 

 

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 
  • слушать и понимать речь других; 
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 

         

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

Календарно- тематическое планирование

 

 

№ п

Тема занятия

Количество часов

Дата

планируемая

фактическая

 

1 четверть – (9 ч.)

 

 

 

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

 

 

2

В страну слов. Первые встречи.

1

 

 

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

 

 

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

 

 

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

 

 

7

Чудесные превращения слов.

1

 

 

8-9

 В гости к Алфавиту.

2

 

 

 

2 четверть- (8 ч.)

 

 

 

1

В гости к Алфавиту. Повторение

1

 

 

2

К тайнам звуков и букв.

1

 

 

3

Встреча с Радугой.

1

 

 

4

В Страну Говорящих Скал.

1

 

 

5

Вглубь веков на Машине времени.

1

 

 

6

В Королевстве ошибок.

1

 

 

7,8

В Страну Слогов.

2

 

 

 

3 четверть-(9 ч.)

 

 

 

1

В удивительном городе Неслове.

1

 

 

2

Чудеса в Стране Слов.

1

 

 

3

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

 

 

4

На карнавале слов.

1

 

 

5-6

В Театре близнецов.

2

 

 

7

Конкурс знатоков

1

 

 

8

Новое представление.

1

 

 

9

Необычный урок.

1

 

 

 

4 четверть-(7 ч.)

 

 

 

1

Следопыты развлекают гостей.

1

 

 

2

В Клубе весёлых человечков.

1

 

 

3-4

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

 

 

5-6

Экскурсия в прошлое.

2

 

 

7

Полёт в будущее.

1

 

 

 

                      Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия: разрезные картинки, алфавит, касса букв и слогов.

Список литературы:

Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.-  М.: «Просвещение», 2008.

Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

Л.В.Зубарева. Коррекция письма на уроках 1-4 классы (практические и тренировочные задания и упражнения) – Волгоград: « Учитель», 2007.

 


Факультатив «Занимательная грамматика» 3 класс

Факультатив «Занимательная грамматика» 3 класс

Формирование грамматических знаний ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций

Формирование грамматических знаний ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций

Тема 5. Выбор друзей в Стране

Тема 5. Выбор друзей в Стране

Тема 15 . В Страну Слогов. (1ч

Тема 15 . В Страну Слогов. (1ч

Предметные результаты освоения

Предметные результаты освоения

Базовые учебные действия Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;…

Базовые учебные действия Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;…

Календарно- тематическое планирование № п

Календарно- тематическое планирование № п

В гости к Алфавиту. 2 2 четверть- (8 ч

В гости к Алфавиту. 2 2 четверть- (8 ч

Чудеса в Стране Слов. 1 3

Чудеса в Стране Слов. 1 3

К словам – родственникам. Почему их так назвали? 2 5-6

К словам – родственникам. Почему их так назвали? 2 5-6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024