Рабочая программа
внеурочной деятельности
для 1-4 классов
в рамках
общеинтеллектуального направления
«Финансовая грамотность»
СОДЕРЖАНИЕ
1.Планируемые результаты………………………………………….3
2.Содержание программы……………………………………………5
3. Тематическое планирование занятий:
Тематическое планирование 1 класс……………………………….11
Тематическое планирование 2 класс……………………………….13
Тематическое планирование 3 класс……………………………….15
Тематическое планирование 4 класс……………………………….1
I .Планируемые результаты.
Личностные результаты:
· осознание себя как члена семьи, общества
и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений;
· развитие самостоятельности и осознание
личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при
выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
· понимать цели своих действий;
· составлять простые планы с помощью
учителя
· проявлять познавательную и творческую
инициативу;
· оценивать правильность выполнения
действий;
· адекватно воспринимать предложения
товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные.
· составлять текст в устной и письменной
формах;
· слушать собеседника и вести диалог;
· признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
· договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности;
· осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их
удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные,
деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и
издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты
4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена»,
«зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
–
определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
II.Содержание программы
                                                  1 класс ( 33часа)
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная.
Тема 2. Потребности (2 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Форма: групповая, беседа, игра
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): 
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Форма: групповая, игра, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа):
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 5. Товары и услуги (6 часов):
Что такое «товар». Какие
бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. 
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
 Тема 6. Деньги (8 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
 Тема 7. Маркетинг (4 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Форма: групповая, индивидуальная , беседа, практикум, игра
Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома ( 1 час): Задачи с экономическим
содержанием от Гнома – Эконома.
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
                                      
        Учебно-тематический план
                                                        1 класс, 33часа
| № п/п | Темы | Количество
  часов |  теория
   | Практика | 
| 1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - | 
| 2 | Потребности | 2 | 1 | 1 | 
| 3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 | 
| 4 | Домашнее хозяйство | 4 | 2 | 2 | 
| 5 | Товары
  и услуги  | 6 | 1 | 5 | 
| 6 | Деньги
   | 8 | 4 | 4 | 
| 7 | Маркетинг | 4 | 2 | 2 | 
| 8 | Задачи
  от Гнома - Эконома  | 1 | - | 1 | 
| 
 | Итого: | 33 | 10 | 23 | 
2 класс 34часа
.Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Торговля (13 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум, игра, беседа
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Графики (3 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 5. Деньги (4 часа)
История денег. Деньги бумажные и металлические. ДеньгиРоссии и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 7. Экономические задачи (4 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Форма: групповая, индивидуальная, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
                                     
Учебно-тематический план
                                                        2 класс, 34часа
| № п/п | Темы | Количество
  часов |  теория
   | Практика | 
| 1 | Знакомство с Бурундуком и компанией | 2 | 1 | 1 | 
| 2 | Потребности | 1 | 1 | - | 
| 3 | Торговля | 13 | 3 | 10 | 
| 4 | Графики | 3 | 1 | 2 | 
| 5 | Деньги | 4 | 2 | 2 | 
| 6 | Занимательная экономика | 5 | - | 5 | 
| 7 | Экономические задачи | 3 | 0 | 3 | 
| 8 | Аренда | 1 | 1 | - | 
| 9 | Банки. Вклады | 2 | 1 | 1 | 
| 
 | Итого: | 34 | 10 | 24 | 
3класс 34часа
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час):
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Форма: групповая, игра,
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Форма: групповая, индивидуальная, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки
Форма: групповая, беседа, игра, практикум
Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 5. Штрафы (1 час)
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 6. Деловая этика (1 час)
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 7. История профессий (1 час)
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Форма: групповая, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 8. Налоги (2 часа)
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Форма: групповая, беседа
Вид деятельности: познавательная
Тема 10. Экономические задачи (5 часов)
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Форма: групповая, беседа, практикум
Вид деятельности: познавательная
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика.
Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Форма: групповая, индивидуальная, практикум
Вид деятельности: познавательная
Учебно-тематический план 3 класс, 34часа
| № п/п | Темы | Количество
  часов |  теория
   | Практика | 
| 1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 | 
| 2 | Основы экономического развития | 10 | 6 | 4 | 
| 3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 | 
| 4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 | 
| 5 | Штрафы | 1 | 1 | - | 
| 6 | Деловая этика | 1 | 1 | - | 
| 7 | История профессий | 1 | 1 | - | 
| 8 | Налоги | 2 | 1 | 1 | 
| 9 | Международная торговля | 1 | 1 | - | 
| 10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 | 
| 11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 | 
| 
 | Итого: | 34 | 17 | 17 | 
4 класс 34 часа
| Тема | Количество часов | Содержание 
 
 
 
 | 
| Что такое деньги и какими они бывают? | 13 | Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | 
| Из чего складываются доходы в семье | 8 | Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? | 
| Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 13 | Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 
| Итого | 34 | 
 | 
Формы организации деятельности:
1) этические беседы;
2) мини-исследования;
3) посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
4) игры.
Виды деятельности:
1) познавательная;
2) игровая.
Календарно-тематическое планирование
1класс.
| № п/п | Тема\форма занятия | Всего часов | |
| 1 | Введение. Что изучает наука «экономика». | 1 | |
| 2 | Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность». | 1 | |
| 3 | Какие бывают потребности? | 1 | |
| 4 | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 1 | |
| 5 | Материальные, социальные, духовные потребности. | 1 | |
| 6 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны. | 1 | |
| 7-8 | Источники удовлетворения потребностей. | 2 | |
| 9 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | 1 | |
| 10-11 | Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи. | 2 | |
| 12-13 | Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. | 2 | |
| 14 | Как товар попадает в магазин? | 1 | |
| 15 | Где можно приобрести товары? | 1 | |
| 16 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка. | 1 | |
| 17-18 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли». | 2 | |
| 19-20 | Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | 2 | |
| 21 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны. | 1 | |
| 22 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | 1 | |
| 23 | Деньги и товары. | 1 | |
| 24-25 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | 2 | |
| 26 | Роль денег в жизни человека. | 1 | |
| 27 | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). | 1 | |
| 28-29 | Рынок. Обмен. Торговля. | 2 | |
| 30 | Продавец и покупатель. | 1 | |
| 31 | Конкуренция. | 1 | |
| 32 | Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». | 1 | |
| 33 | Подводим итоги первого экономического года. | 1 | 
Тематическое планирование 2 класс
| № п/п | Тема( форма занятия) | Всего часов | |
| 1-2 | Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека. | 2 | |
| 3 | Труд и удовлетворение потребностей. | 1 | |
| 4 | Когда и где возникла торговля? | 1 | |
| 5-6 | Зачем современному обществу нужна торговля? | 2 | |
| 7-8 | Как и где производятся товары? | 2 | |
| 9-11 | Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара? | 3 | |
| 12 | Товары ежедневного потребления. Какие они? | 1 | |
| 13 | Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно. | 1 | |
| 14 | Качество товара и его себестоимость. | 1 | |
| 15 | Рынок. Проблема выбора качественного товара. | 1 | |
| 16 | Отношения покупателя и продавца. Этикет. | 1 | |
| 17-18 | Что такое график? Виды графиков. | 2 | |
| 19 | Графики доходов и расходов. | 1 | |
| 20 | История денег. Деньги бумажные и металлические. | 1 | |
| 21 | Деньги России и мира. | 1 | |
| 22 | Почему каждый народ имеет свои деньги? | 1 | |
| 23 | Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки. | 1 | |
| 24-25 | Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. | 2 | |
| 26 | Экономика и русский язык. | 1 | |
| 27 | Экономика в окружающем нас мире. | 1 | |
| 28 | «Мой первый экономический проект». | 1 | |
| 29 | Экономические задачи. | 1 | |
| 30-31 | Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». | 2 | |
| 32 | Аренда. Что такое аренда? История аренды. | 1 | |
| 33-34 | Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк. | 2 | 
Тематическое планирование 3 класс(34ч)
| № п/п | Раздел, тема | Всего часов | |
| 1 | Встреча в лесной экономической школе. | 1 | |
| 2-3 | Экономика и основы экономического развития. | 2 | |
| 4 | Коммерческая тайна. Тайна производства. | 1 | |
| 5-6 | Акционерное общество. Создание акционерного общества. | 2 | |
| 7 | Акции. Ценные бумаги. | 1 | |
| 8 | Кризис в экономике. | 1 | |
| 9-10 | Что такое «монополия». Кто такие «монополисты». Естественная и искусственная монополия. | 2 | |
| 11 | Роль правительства в экономике. | 1 | |
| 12-13 | Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя рекламировать? | 2 | |
| 14 | Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и некачественные товары. | 1 | |
| 15 | Штрих-коды на товарах: что они обозначают?. | 1 | |
| 16 | Банки. История и виды вкладов. | 1 | |
| 17 | Назначение и виды ценных бумаг. | 1 | |
| 18 | Сбербанк – главный банк страны. | 1 | |
| 19 | Штрафы: кто платит, когда и за что? | 1 | |
| 20 | Деловая этика. | 1 | |
| 21 | Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии нужны» | 1 | |
| 22-23 | Налоги и их виды. | 2 | |
| 24 | Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом? | 1 | |
| 25-26 | Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли». | 2 | |
| 27-29 | Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена», «Выручка». | 3 | |
| 30-34 | «Занимательная экономика». | 2 | 
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
| № п/п | Тема | Количество часов | |
| Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? 13 ч. | 
 | ||
| 1 | Как появились деньги? | 1 | 
 | 
| 2 | История монет | 1 | 
 | 
| 3 | Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) | 1 | 
 | 
| 4 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 | 
 | 
| 5 | Бумажные деньги | 1 | 
 | 
| 6 | Безналичные деньги | 1 | 
 | 
| 7 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 | 
 | 
| 8 | Исследование «Деньги современности» | 1 | 
 | 
| 9 | Представление результатов исследования | 1 | 
 | 
| 10 | Валюты | 1 | 
 | 
| 11 | Интерактивная викторина «Деньги» | 1 | 
 | 
| 12 | Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» | 1 | 
 | 
| 13 | Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | 1 | 
 | 
| Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье, 8 ч. | 
 | ||
| 14 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | 
 | 
| 15 | Как заработать деньги? | 1 | 
 | 
| 16 | На что семьи тратят деньги? | 1 | 
 | 
| 17 | Вот я вырасту и стану… | 1 | 
 | 
| 18 | Профессии будущего и настоящего | 1 | 
 | 
| 19 | А чем занимаются банкиры? | 1 | 
 | 
| 20 | Как приумножить то, что имеешь? | 1 | 
 | 
| 21 | Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 | 
 | 
| Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал, 13 ч. | 
 | ||
| 22 | Как тратить с умом? | 1 | 
 | 
| 23 | Примерный бюджет школьника | 1 | 
 | 
| 24 | Семейный бюджет | 1 | 
 | 
| 25 | Бюджет Российской Федерации | 1 | 
 | 
| 26 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 | 
 | 
| 27 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 | 
 | 
| 28 | Игра «Древо решений» | 1 | 
 | 
| 29 | Товары и услуги | 1 | 
 | 
| 30 | Странное слово «Монополисты» | 1 | 
 | 
| 31 | Игра «Монополия» | 1 | 
 | 
| 32 | Творческий проект «Мое предприятие» | 1 | 
 | 
| 33 | Защита проекта «Мое предприятие» | 1 | 
 | 
| 34 | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 1 | 
 | 
| Итого | 34 | 
 | |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.