МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЗАЧЬЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
ИМЕНИ Л.Н.ТОЛСТОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом Школьным методическим Директор МБОУ казачья
объединением СОШ № 16
___________Е.В. Чепурнова _____________Е.В. Лысенко ______________ А.В. Дзюба
Протокол № ___ Протокол № ___ Приказ № ___
от «___»_________ 2022 г. от «___»_________ 2022 г. от «___»_________ 2022 г.
курса внеурочной деятельности «Финансовая математика»
для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Компаниец Евгения Михайловна, учитель математики
Тимашевск, 2022
Настоящее программа учебного предмета «Финансовая математика», 6 класс рассчитана на помощь учителю математики в преподавании. В рабочей программе содержится пояснительная записка, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование. Занятия предполагают использование активных форм деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся. Рассматриваемые задачи и практические задания встречаются в различных источниках по подготовке к ВПР по математике и имеют практико-ориентированную направленность. Предложенные материалы к занятиям носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы учителем с учётом особенностей класса и собственного методического опыта. В программе для обучающегося собраны краткий теоретический материал, практические задачи по темам, ответы не предусмотрены.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Финансовая математика», 6 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы к курсу «Финансовая математика», на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru).
Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 классов и рассчитана на 17 часа в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении.
Цель курса:
– формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи курса:
• формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и обществе,
• приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи.
Формы и виды деятельности:
• экскурсия,
• практикум,
• онлайн занятие,
• игра,
• беседа,
• мозговой штурм,
• КТД,
• виртуальная экскурсия,
• решение задач,
• творческая мастерская,
• проект,
• работа в библиотеке, • написание эссе,
• кейс.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты:
• формирование активной жизненной позиции;
• развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области экономических отношений в семье и обществе;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета;
• уважение к труду;
• приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения реальных экономических ситуаций.
Личностные результаты в том числе:
1. Патриотического воспитания:
– ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимая значения математики в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества.
2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
– представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков.
3. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
– мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли математики в познании закономерностей;
– познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по математике, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
– познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
– интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
4. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
– осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.
5. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
– коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к математике, общественных интересов и потребностей.
6.Экологического воспитания:
– экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
– способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов математики;
– экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты:
• развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач;
• формирование умений представлять информацию в виде
информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
• развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;
• развитие речи посредством овладения предметными и
межпредметными понятиями;
• формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно;
• развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей;
• развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации;
• умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики: 8 доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Обучающийся научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
• оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
• пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
• применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара;
• оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки то вара, вычислять причитающуюся сдачу;
• решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
• решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары);
• рассчитывать зарплату, налоги, премию;
• принимать участие в расчетах семейного бюджета;
• решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения;
• применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость;
• решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам,
распределение оплаты за выполненную работу;
• решать задачи на двукратное изменение величины, в частности задачи на сложные банковские проценты;
• решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
• оптимизировать доходы и расходы посредством математических ме ханизмов;
• применять аппарат математические методы для решения разнооб разных задач из смежных предметов и практической деятельности;
• выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
• применять полученные знания при решении задач повышенной сло жности.
Раздел 1. Доходы и расходы семьи.
Тема 1. Семейный бюджет (2 ч.).
Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества.
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.).
Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
Раздел 3. Взаимодействие семьи и государства.
Тема 1. Социальные пособия (2 ч.).
Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия.
Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал.
Тема 2. Налоги (5 ч.).
Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Раздел 4. Банковские услуги.
Тема 1. Вклады и кредиты (6 ч.).
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
Материально-техническое оснащение:
1. https://fincult.info
2. https://cbr.ru
3. https://ifru.ru
4. https://vashifinancy.ru/
5. http://www.gks.ru/ 6. Учебное пособие «Финансовая математика, 6 класс», под ред. К.А. Кузьминой. Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.
7. Учебно-методическое пособие «Реализация курса «Финансовая математика, 5 класс»» под ред. К.А. Кузьминой. Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.
№ занятия |
Тема занятия |
|
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи. Тема 1. Семейный бюджет (2 ч). |
|
|
||
1-2 |
Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов. |
|
2 |
Рассмотреть возможные статьи доходов и расходов семейного бюджета. Расчёт доходов и расходов семьи на условных примерах |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества. Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч). |
|
|
||
3 |
Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. |
|
1 |
Рассмотреть, какие могут возникнуть жизненные обстоятельства, в которых человеку необходима финансовая помощь государства. Рассмотреть задачи на экономию семейного бюджета. |
4 |
Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
|
|
1 |
Рассмотреть понятия страховки, виды страхования. Рассмотреть задачи на оптимизацию семейного бюджета. |
Раздел 3. Взаимодействие семьи и государства. Тема 1. Социальные пособия (2 ч). |
|
|
||
5-6 |
Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. |
|
2 |
Проведение исследования того, какие виды социальных пособий есть в России. Рассмотреть задачи, связанные с влиянием социальных выплат на доход семьи. |
Тема 2. Налоги (5 ч). |
|
|
||
7-8 |
Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. |
2 |
Разобрать, какие виды налогов должны платить граждане РФ. Исследовать, для чего нужны налоги. Работа над проектом. Решение задач на расчет различных налогов. |
|
9 |
Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль.
|
1 |
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчет различных налогов. Работа над проектом. |
|
10 |
Пеня. Налоговые льготы. |
1 |
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчет различных налогов. Работа над проектом. |
|
11 |
Налог на добавленную стоимость. |
1 |
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчет различных налогов. Работа над проектом. |
|
Раздел 4. Банковские услуги. Тема 1. Вклады и кредиты (6 ч). |
|
|
||
12-13 |
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. |
2 |
Для чего нужны банки. Разобрать, какие услуги они предоставляют. Решение задач на расчёт по выплате кредитов. |
|
14-17 |
Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. |
4 |
Исследовать, почему люди хранят деньги в банке. Решение задач на расчёт по банковских услуг на условных примерах. |
10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.