рабочая программа по физ-ре

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9._fizkultura.docx

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1 КЛАСС

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ОДИН ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

физическая культура, автор В.И. Лях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

I РАЗДЕЛ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Целью школьного физического воспитания является: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация трудовой деятельности и организации активного отдыха.

 

Реализация цели учебной программы соотносится с решением общеобразовательных задач:

 

Ø  Укреплять  здоровье школьников посредством развития физических качеств и  повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.

Ø  Совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта.

Ø  Формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической  подготовленности.

Ø  Развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.

Ø  Обучать  простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

 

Указанные цели и задачи отвечают основным требованиям стандарта ФГОС НОО: «предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность».

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих резуль­татов.

Личностные результаты

·         Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

·         Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

·         Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего.

·         Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·         Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

·         Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

·         Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

·         Формирование установки на безопасность, здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации.
  • Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
  • Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II РАЗДЕЛ

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Курс «Физическая культура» в 1 классе рассчитан на 102 часов (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (в процессе урока)

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, под­бор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития фи­зической культуры и первых соревнований.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических ка­честв. Физическая подготовка и ее связь с развитием основ­ных физических качеств. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности (во внеурочной деятельности)

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Вы­полнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и разви­тия мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим разви­тием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Из­мерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

 

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (в процессе урока)

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комп­лексы физических упражнений для утренней зарядки, физ­культминуток, занятий по профилактике и коррекции наруше­ний осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (в процессе урока)

На материале гимнастики с элементами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкру­ты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи по­очередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гим­настической стенки и при передвижениях; комплексы упраж­нений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление прос­тых препятствий; передвижение с резко изменяющимся на­правлением и остановками в заданной позе; ходьба по гим­настической скамейке, воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, вклю­чающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание че­рез горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внима­ния и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намечен­ным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнении на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звень­ев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражне­ния с переменой опоры на руки и ноги, на локальное разви­тие мышц туловища с использованием веса тела и дополни­тельных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание ле­жа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упраж­нения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево).

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлени­ем по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на мес­те на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упраж­нений с максимальной скоростью с высокого старта, из раз­ных исходных положений; челночный бег; бег с горки в мак­симальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме уме­ренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохра­няющимся или изменяющимся интервалом отдыха); равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исход­ных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешен­ных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и присе­де; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

 

 

1. ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ

1.1 – 1.34  В программный материал 1 класса входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения, знакомство с гимнастическими снарядами: Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строе­вых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыж­ки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гим­настической скамейке.

 

2. ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

2.1. – 2.19    В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину с места и разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Беговые упражнения: с высоким подни­манием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными спо­собами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на даль­ность.

 

3.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

3.1 – 3.31 На материале гимнас­тики с элементами акробатики: игровые задания с использова­нием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быст­роту.

На материале спортивных игр: баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и пе­редача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

 

4. ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

4.1 – 4.12 Значение занятий лыжами. Подготовка инвентаря для занятий лыжами. Температурный режим. Построение в шеренгу с лыжами. Укладка лыж, надевание креплений. Ступающий шаг. Скользящий шаг. Подъем на склон (12-15гр) ступающим шагом. Спуски в низкой стойке Прохождение дистанции до 1км. Лыжные гонки. Эстафеты с поворотами. Повороты переступанием на месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По организации обучения: очная

 

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

 

По месту обучения: школьная, внешкольная

 

По продолжительности: академический час (35 – 40  минут)

 

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III РАЗДЕЛ

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока в разделе

СОДЕРЖАНИЕ

(раздел, тема урока)

сроки проведения

примечание

план

факт

1

1.1

Инструктаж по ТБ. Организационно-методические указания

01.09-04.09

2

1.2

Тестирование бега на 30 м с высокого старта

01.09-04.09

 

 

3

1.3

Техника челночного бега

07.09-11.09

 

4

1.4

Тестирование челночного бега 3х10 м

07.09-11.09

 

5

1.5

Возникновение физической культуры и спорта

07.09-11.09

 

6

1.6

Тестирование метания мешочка на дальность

14.09-18.09

 

7

1.7

Русская народная подвижная игра «Горелки»

14.09-18.09

 

8

1.8

Олимпийские игры

14.09-18.09

 

9

1.9

Что такое физическая культура

21.09-25.09

 

10

1.10

Ритм и темп

21.09-25.09

 

11

1.11

Подвижная игра «Мышеловка»

21.09-25.09

 

12

1.12

Личная гигиена человека

28.09-02.10

 

 

13

1.13

Тестирование метания малого мяча на точность

28.09-02.10

 

 

14

1.14

Тестирование наклона вперёд из положения стоя

28.09-02.10

 

15

1.15

Тестирование подъёма туловища из положения лёжа 30 с

05.10-09.10

 

 

16

1.16

Тестирование прыжка в длину с места

05.10-09.10

 

 

17

1.17

Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа

05.10-09.10

 

 

18

1.18

Тестирование виса на время

12.10-16.10

 

 

19

1.19

Стихотворное сопровождение на уроках как элемент развития координации движений

12.10-16.10

 

 

20

1.20

Стихотворное сопровождение на уроках как элемент развития координации движения

12.10-16.10

 

 

21

1.21

Ловля и броски мяча в парах

19.10-23.10

 

 

22

1.22

Подвижная игра «Осада города»

19.10-23.10

 

 

23

1.23

Индивидуальная работа с мячом

19.10-23.10

 

 

24

1.24

Школа укрощения мяча

26.10-30.10

 

 

25

1.25

Подвижная игра «Ночная охота»

26.10-30.10

 

 

26

1.26

Глаза закрывай – упражненье начинай

26.10-30.10

 

 

27

1.27

Подвижные игры

09.11-13.11

 

 

28

1.28

Перекаты

09.11-13.11

 

 

29

1.29

Разновидности перекатов

09.11-13.11

 

 

30

1.30

Техника выполнения кувырка вперёд

16.11-20.11

 

 

31

1.31

Кувырок вперёд

16.11-20.11

 

 

32

1.32

Стойка на лопатках. Мост

16.11-20.11

 

 

33

1.33

Стойка на лопатках. Мост

23.11-27.11

 

 

34

1.34

Стойка на голове

23.11-27.11

 

 

35

1.35

Лазание по гимнастической стенке

23.11-27.11

 

 

36

1.36

Перелезание на гимнастической стенке

30.11-04.12

 

 

37

1.37

Висы на перекладине

30.11-04.12

 

 

38

1.38

Круговая тренировка

30.11-04.12

 

 

39

1.39

Прыжки со скакалкой

07.12-11.12

 

 

40

1.40

Прыжки в скакалку

07.12-11.12

 

 

41

1.41

Круговая тренировка

07.12-11.12

 

 

42

1.42

Вис углом и вис согнувшись на гимнастических кольцах

14.12-18.12

 

 

43

1.43

Вис прогнувшись на гимнастических кольцах

14.12-18.12

 

 

44

1.44

Переворот назад и вперёд на гимнастических кольцах

14.12-18.12

 

 

45

1.45

Вращение обруча

21.12-25.12

 

 

46

1.46

Обруч: учимся им управлять

21.12-25.12

 

 

47

1.47

Круговая тренировка

21.12-25.12

 

 

48

1.48

Круговая тренировка

28.12-30.12

 

 

49

1.49

Организационно-методические требования на уроках, посвящённых лыжной подготовке. Ступающий шаг на лыжах без палок

28.12-30.12

 

 

50

1.50

Скользящий шаг на лыжах без палок

11.01-15.01

 

 

51

1.51

Повороты переступанием на лыжах без палок

11.01-15.01

 

 

52

1.52

Ступающий шаг на лыжах с палками

11.01-15.01

 

 

53

1.53

Скользящий шаг на лыжах с палками

18.01-22.01

 

 

54

1.54

Поворот переступанием на лыжах с палками

18.01-22.01

 

 

55

1.55

Подъём и спуск под уклон на лыжах без палок

18.01-22.01

 

 

56

1.56

Подъём и спуск под уклон на лыжах с палками

25.01-29.01

 

 

57

1.57

Прохождение дистанции 1 км на лыжах

25.01-29.01

 

 

58

1.58

Скользящий шаг на лыжах с палками «змейкой»

25.01-29.01

 

 

59

1.59

Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах

01.02-05.02

 

 

60

1.60

Контрольный урок по лыжной подготовке

01.02-05.02

 

 

61

1.61

Лазанье по канату

01.02-05.02

 

 

62

1.62

Подвижная игра «Белочка-защитница»

08.02-12.02

 

 

63

1.63

Преодоление полосы препятствий

08.02-12.02

 

 

64

1.64

Преодоление усложнённой полосы препятствий

08.02-12.02

 

 

65

1.65

Техника прыжка в высоту с прямого разбега

22.02-26.02

 

 

66

1.66

Прыжок в высоту с прямого разбега

22.02-26.02

 

 

67

1.67

Прыжок в высоту спиной вперёд

22.02-26.02

 

 

68

1.68

Прыжки в высоту

01.03-05.03

 

 

69

1.69

Броски и ловля мяча в парах

01.03-05.03

 

 

70

1.70

Броски и ловля мяча в парах

01.03-05.03

 

 

71

1.71

Ведение мяча

09.03-12.03

 

 

72

1.72

Ведение мяча в движении

09.03-12.03

 

 

73

1.73

Эстафеты с мячом

15.03-19.03

 

 

74

1.74

Подвижные игры с мячом

15.03-19.03

 

 

75

1.75

Подвижные игры

15.03-19.03

 

 

76

1.76

Броски мяча через волейбольную сетку

22.03-25.03

 

 

77

1.77

Точность бросков мяча через волейбольную сетку

22.03-25.03

 

 

78

1.78

Подвижная игра «Вышибалы через сетку»

05.04-09.04

 

 

79

1.79

Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций

05.04-09.04

 

 

80

1.80

Бросок набивного мяча от груди

05.04-09.04

 

 

81

1.81

Бросок набивного мяча снизу

12.04-19.04

 

 

82

1.82

Подвижная игра «Точно в цель»

12.04-19.04

 

 

83

1.83

Тестирование виса на время

12.04-19.04

 

 

84

1.84

Тестирование наклона вперёд из положения стоя

19.04-23.04

 

 

85

1.85

Тестирование прыжка в длину с места

19.04-23.04

 

 

86

1.86

Тестирование подтягивания на низкой перекладине

19.04-23.04

 

 

87

1.87

Тестирование подъёма туловища за 30 с

26.04-30.04

 

 

88

1.88

Техника метания на точность (разные предметы)

26.04-30.04

 

 

89

1.89

Тестирование метания малого мяча на точность

26.04-30.04

 

 

90

1.90

Подвижные игры для зала

03.05-07.05

 

 

91

1.91

Беговые упражнения

03.05-07.05

 

 

92

1.92

Тестирование бега на 30 м с высокого старта

03.05-07.05

 

 

93

1.93

Тестирование челночного бега 3 х 10 м

10.05-14.05

 

 

94

1.94

Тестирование метания мешочка на дальность

10.05-14.05

 

 

95

1.95

Командная подвижная игра «Хвостики»

10.05-14.05

 

 

96

1.96

Сдача контрольных нормативов (определение уровня физической подготовки)

17.05-21.05

 

 

97

1.97

Русская народная подвижная игра «Горелки»

17.05-21.05

 

 

98

1.98

Командные подвижные игры

17.05-21.05

 

 

99

1.99

Подвижные игры с мячом

24.05-28.05

 

 

100

1.100

Русская народная подвижная игра «Горелки»

24.05-28.05

 

 

101

1.101

Подвижные игры для зала

24.05-28.05

 

 

102

1.102

Подвижные игры с мячом

31.05