Аннотация к рабочей программе по физической культуре для 1 а класса
Нормативно-методические материалы |
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, 2009г. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях; Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ОСШ №3 Образовательная программа по физической культуре учащихся 1-11 классов (под общей ред. А.П.Матвеева,2011г.).
|
Реализуемый УМК |
Матвеев А.П. Физкультура. 1 класс.- М: Просвещение.2015г. |
Место учебного предмета в учебном плане |
2ч. в неделю, всего 66 часов |
Цели и задачи изучения предмета |
Цель: Заложить установку на всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры. Задачи: - совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании; - обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр; - развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; - формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми; - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
– формирование чувства гордости за свою Родину, родной край (региональный компонент); формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, родного края (региональный компонент);
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Мета предметные результаты
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
-Формирование представлений о местах для занятия физической культуры в своем городе (региональный компонент);
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, в том числе и об истории физической культуры в родном городе (региональный компонент), характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
-знать подвижные игры родного края (региональный компонент);
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Знания о физической культуре (в процессе уроков)
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями (урок 1). Возникновение физической культуры у древних людей (урок 3). Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека (урок 31). Режим дня и личная гигиена (урок 60).
Способы физкультурной деятельности (в процессе уроков)
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика (16 часов)
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Прыжки на скакалке различными способами.
Легкая атлетика (12 часов). Кроссовая подготовка (14 часов)
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Понятия «дистанция», «короткая дистанция», «скорость бега», «здоровье».
Лыжная подготовка (8 часов)
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры с элементами баскетбола» (16 часов)
Ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча);
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале раздела «Подвижные игры с элементами баскетбола»: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Демонстрировать уровни двигательной подготовленности:
№ п/п |
Виды испытаний (тесты) |
Возраст 6-8 лет |
||||||
Мальчики |
Девочки |
|||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
Обязательные испытания (тесты) |
||||||||
1. |
Челночный бег 3х10 м (сек.) |
10,3 |
10,0 |
9,2 |
10,6 |
10,4 |
9,5 |
|
или бег на 30 м (сек.) |
6,9 |
6,7 |
6,0 |
7,1 |
6,8 |
6,2 |
||
2. |
Смешанное передвижение (1000 м) |
7,10 |
6,40 |
5,20 |
7,35 |
7,05 |
6,00 |
|
3. |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) |
2 |
3 |
4 |
- |
- |
- |
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (кол-во раз) |
6 |
9 |
15 |
4 |
6 |
11 |
||
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) |
7 |
10 |
17 |
4 |
6 |
11 |
||
4. |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) |
+1 |
+3 |
+7 |
+3 |
+5 |
+9 |
|
Испытания (тесты) по выбору |
||||||||
5. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
110 |
120 |
140 |
105 |
115 |
135 |
|
6. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий) |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
|
7. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин.) |
21 |
24 |
35 |
18 |
21 |
30 |
|
8. |
Бег на лыжах на 1 км (мин., сек.) |
10,15 |
9,00 |
8,00 |
11,00 |
9,30 |
8,30 |
|
или смешанное передвижение по пересеченной местности на 1 км (мин., сек.) |
9,00 |
7,00 |
6,00 |
9,30 |
7,30 |
6,30 |
||
9. |
Плавание на 25 м (мин., сек.) |
3,00 |
2,40 |
2,30 |
3,00 |
2,40 |
2,30 |
|
Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
||
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
7 |
||
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. |
||||||||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов: устойчивость, прочность, проверяется учителем перед уроком.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для учащихся
1 класса 66 часов в год (2 часа в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
Раздел: легкая атлетика (7 часов) |
|||
1 |
Инструктаж по ТБ на уроках физической культуры и на занятиях легкой атлетикой. Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Игра «Не оступись». |
|
|
2 |
Ходьба и бег. Бег 30 м. Понятие короткая дистанция. Игра «Пятнашки» |
|
|
3 |
Разновидности ходьбы. Бег 60м. Возникновение физической культуры у древних людей. Игра «Волк во рву» |
|
|
4 |
Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперёд. Игра «Кто быстрее» |
|
|
5 |
Прыжок в длину с места. Игра «Горелки» |
|
|
6 |
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди. Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену. Игра «Рыбки» |
|
|
7 |
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди. Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену. Игра «Салки на болоте» |
|
|
Раздел: кроссовая подготовка (7 часов) |
|||
8 |
Равномерный бег 3 мин. Понятие скорость бега .Бег с изменяющимся направлением движения. |
|
|
9 |
Равномерный бег 3 мин. Понятие скорость бега. Бег с изменяющимся направлением движения |
|
|
10 |
Равномерный бег 3 мин. Игра «Пятнашки». Бег змейкой, по кругу, спиной вперед |
|
|
11 |
Равномерный бег 4 мин. Понятие дистанция. Бег змейкой, по кругу, спиной вперед |
|
|
12 |
Равномерный бег 5 мин. Понятие здоровье. Бег из разных исходных положений и с разным положением рук. |
|
|
13 |
Равномерный бег 5 мин. Понятие здоровье. Бег из разных исходных положений и с разным положением рук. |
|
|
14 |
Равномерный бег 5 мин. Развитие выносливости. Бег из разных исходных положений и с разным положением рук. |
|
|
Раздел: гимнастика с элементами акробатики (16 часов) |
|||
15 |
Инструктаж по ТБ на занятиях гимнастикой. Акробатика: упоры присев, лежа, согнувшись, лежа сзади. Строевые упражнения : построение в шеренгу и колонну |
|
|
16 |
Акробатика: упоры присев, лежа, согнувшись, лежа сзади. Строевые упражнения :выполнение основной стойки по команде «Смирно!» |
|
|
17 |
Акробатика: группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке. Строевые упражнения: размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой |
|
|
18 |
Акробатика: перекаты из упора присев назад и боком. Строевые упражнения: размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. |
|
|
19 |
Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз. Выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!» |
|
|
20 |
Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз. Строевые упражнения: выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!» |
|
|
21 |
Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре. Строевые упражнения: построение в круг колонной и шеренгой. |
|
|
22 |
Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре. Строевые упражнения: построение в круг колонной и шеренгой. |
|
|
23 |
Ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья |
|
|
24 |
Ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья |
|
|
25 |
Хождение по наклонной гимнастической скамейке |
|
|
26 |
Хождение по наклонной гимнастической скамейке |
|
|
27 |
Вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами Прыжки на скакалке |
|
|
28 |
Вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами Прыжки на скакалке |
|
|
29 |
Вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами Прыжки на скакалке |
|
|
30 |
Вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами Прыжки на скакалке |
|
|
Раздел: подвижные игры с элементами баскетбола (8 часов) |
|||
31 |
Броски мяча снизу на месте и ловля мяча. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Игра «Брось — поймай» |
|
|
32 |
Броски мяча двумя руками от груди стоя на месте и ловля низко летящего мяча на месте. Игра «Брось — поймай» |
|
|
33 |
Броски мяча двумя руками снизу стоя на месте и ловля низко летящего мяча на месте. Игра «Брось — поймай» |
|
|
34 |
Броски мяча двумя руками от груди стоя на месте и ловля низко летящего мяча на месте. Игра «Брось — поймай» |
|
|
35 |
Броски мяча двумя руками снизу стоя на месте и ловля низко летящего мяча на месте Игра «Брось — поймай» |
|
|
36 |
Броски мяча сзади за головой. Ловля мяча летящего на уровне головы. Игра «Выстрел в небо» |
|
|
37 |
Броски мяча сзади за головой. Ловля мяча летящего на уровне головы. Игра «Выстрел в небо» |
|
|
38 |
Броски мяча сзади за головой. Ловля мяча летящего на уровне головы. Игра «Выстрел в небо» |
|
|
Раздел: лыжная подготовка (8 часов) |
|||
39 |
Инструктаж по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Перенос массы тела в повороте переступанием на месте, с продвижением вперёд и в скользящем шаге Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» |
|
|
40 |
Перенос массы тела на маховую ногу в скользящем шаге. Распределение массы тела в стойке устойчивости. Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» |
|
|
41 |
Одноопорное скольжение в скользящем шаге. Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» |
|
|
42 |
Наклон туловища в скользящем шаге. Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» |
|
|
43 |
Поздний перенос массы тела на маховую ногу во время скольжения на одной лыже!». Переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. |
|
|
44 |
Согласование движений рук и ног в скользящем шаге. Торможение падением. Переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. |
|
|
45 |
Передвижения, подъемы на лыжах ступающим и скользящим шагом. Переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. |
|
|
46 |
Внеаудиторное занятие. Торможение падением. Переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. |
|
|
Раздел: подвижные игры с элементами баскетбола (8 часов) |
|||
47 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. Игра «Выстрел в небо». |
|
|
48 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. Игра «Выстрел в небо». |
|
|
49 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча от груди на месте. Игра «Выстрел в небо». |
|
|
50 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча от груди на месте. Игра «Выстрел в небо». |
|
|
51 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча от плеча на месте. Игра «Охотники и утки». |
|
|
52 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча от плеча на месте. Игра «Охотники и утки». |
|
|
53 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу, от груди, от плеча на месте. Игра «Охотники и утки». |
|
|
54 |
Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу, от груди, от плеча на месте. Игра «Охотники и утки». |
|
|
Раздел программы: кроссовая подготовка (7 часов) |
|||
55 |
Равномерный бег 3 мин. Чередование ходьбы и бега (50 м бег, 100 м ходьба). Подвижная игра «Пятнашки». |
|
|
56 |
Равномерный бег 3 мин. Чередование ходьбы и бега (50 м бег, 100 м ходьба). Подвижная игра «Пятнашки». |
|
|
57 |
Равномерный бег 4 мин. Чередование ходьбы и бега (50 м бег, 100 м ходьба). Понятие скорость бега |
|
|
58 |
Равномерный бег 4 мин. Чередование ходьбы и бега (50 м бег, 100 м ходьба). Понятие скорость бега |
|
|
59 |
Равномерный бег 5 мин. Подвижная игра «Пятнашки». Понятие здоровье |
|
|
60 |
Внеаудиторное занятие. Равномерный бег 5 мин. Подвижная игра «Пятнашки». Режим дня и личная гигиена. |
|
|
61 |
Равномерный бег 5 мин. Подвижная игра «Вызов номеров». |
|
|
Раздел: легкая атлетика (5 часов) |
|||
62 |
Сочетание различных видов ходьбы. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Игра «Пингвины с мячом» |
|
|
63 |
Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Игра «Быстро по местам» |
|
|
64 |
Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Игра «К своим флажкам» |
|
|
65 |
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы. Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель (2х2) с 3 – 4 метров. Игра «Точно в мишень». Сдача нормативов |
|
|
66 |
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками от груди. Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель (2х2) с 3 – 4 метров. Игра «Третий лишний». |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.