Ценностно-смысловые компетенции.
Оценка 4.8

Ценностно-смысловые компетенции.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
08.10.2022
Ценностно-смысловые компетенции.
На мой взгляд, ценностно – смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Каков же основной замысел компетентстного подхода в образовании? Акцент должен быть сделан на два важных момента: ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания.
Ценностно - смысловые компетенции.docx

      На мой взгляд, ценностно – смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Каков же основной замысел компетентстного подхода в образовании? Акцент должен быть сделан на два важных момента: ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания.

Урок литературы  в 11 классе. Тема «Горький – драматург Пьеса «На дне». На втором уроке учитель ставит вопрос: «Какую роль в создании образа Луки играет притча о Праведной земле? Как притча раскрывает особенности мировосприятия героя?»

- Знал я человека, который в Праведную землю верил…хорошие люди там! Друг дружку они уважают, друг дружке -  завсяко -  просто помогают. И всё у них славно – хорошо! И вот человек всё собирался идти Праведную землю искать. Был он -  бедный, жил -  плохо. Одна у него радость была -  земля эта…

И вот в это место – в Сибири дело - то было – прислали ссыльного, учёного… с книгами, с планами…Человек и говорит учёному: »Покажи ты мне, сделай милость, где лежит Праведная земля и как туда дорога» Сейчас этот учёный книги раскрыл, планы разложил, 

глядел – глядел – нет нигде Праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а Праведной – нет!

«Подлец ты, а не учёный!» Да в ухо ему -  раз! Да ещё! А после того пошёл домой и удавился!..

В ходе беседы с классом выясняем: поиски Праведной земли, по мысли автора, бессмысленны. И рассказ Луки подтверждает, что её нет на белом свете. Предлагаю поразмышлять самостоятельно над этим вопросом и найти пути решения. Если нет этой Праведной земли, что же делать?

 (Молчим. Очень важно выдержать паузу.) Учащиеся самостоятельно решают пути этой дилеммы. Не искать её надо, а создавать – вот в чём смысл человеческого существования, человеческого Пути.

Необходимо не утешать страдающих, а искоренять страдания. Надо «уважать друг друга, завсяко – просто помогать. И всё будет славно – хорошо», - говорит писатель.

    О напрасных поисках готового счастья у Горького говорил ещё Тетерев в пьесе «Мещане»:

«Солнца, счастья шёл искать..

Наг и бос вернулся вспять,

И бельё и упованья

Истаскал в своём скитанье».

  Учащиеся определили  главное в притче, обосновали важность её не только для других, но, самое главное, для себя.

Делаем вывод с классом,  записываем самоопределённый опыт, полученный в учебной деятельности: решая проблему Пути, Добра и Правды, М. Горький раскрыл нравственный идеал народа, связанный не только со смирением и терпением, но и с деянием, протестом. Активное жизнетворчество – вот на какой Путь указал М. Горький.

Таким образом, укреплять связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентстно – ориентированное образование. Это не просто создание учителем благожелательной атмосферы, а способность к собственной интерпретации изучаемого литературного произведения. Для меня всегда важна и форма детских «версий». Я её не ставлю жёстко в виде оценочных ситуаций (правильно – неправильно), ведь цель – создать условия для формирования ценностно - смысловых компетенций учеников. Необходимо поощрять ученика в нахождении своего способа работы, создавать психологический комфорт, хорошее настроение у учеников, избегать подчёркивания его промахов, верить в возможности ребёнка. Конечно, учитель не должен терять свою индивидуальность по причине эмоционального сгорания. Ребёнку нужны подлинные человеческие отношения.

    Изучая в 7 классе повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», предлагаю несколько тем для сочинения. Одна из них -  «Судьба двух братьев». Впервые «за многие лета»  читаю работы, в которых предательство Андрия оправдывается: « Каждый имеет право выбрать свой путь».  «Он защищает свою любимую».

  С тяжёлым сердцем отправляюсь к коллеге поделиться своей бедой и слышу то же самое. Её дети 7А (к счастью, их немного: 2 – 3 работы) повторяют мысли 7В. В поисках причины узнаю безрадостную новость: в работе над сочинением помогали родители. Больше того, за всем этим стоит смещение ценностных ориентиров всей нашей жизни. Значит, здесь дело не только в преподавании литературы, о чём больше всего пишут, а в общей ситуации, в общих ориентирах. Приведу запись, которую сделал в своём дневнике В.О.Ключевский: «Преподаватель обращается к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения, светом и теплом». Таким образом, главная идея современного подхода к преподаванию литературы – сопряжение вечного с неповторимой жизнью отдельного человека.

И вновь обращаюсь  с ребятами к страницам повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба», определяю выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.

  Андрий сам себе выносит приговор: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Отчизна моя – ты… И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!».

   «… И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!..  Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянёт и день и час, в который породил на позор себе такого сына». Личное счастье Андрий покупает ценой предательства.

  В ходе выявления чувств и эмоций ребёнка, его оценочных позиций появляется возможность обогащения, развитие и корректировка его предпочтений в направлении общечеловеческих ценностей, которые не существуют сами по себе. Они так или иначе интегрируются, создавая те или иные конфигурации, соответствующие внутреннему миру человека.

  Замечу, когда снижают ученику отметку за сочинение из – за нескольких речевых и стилистических ошибок, то это нелепо, ибо нормальная живая речь не может быть абсолютно обкатанной. Однако ребёнка  упорно приучают к тому, чтобы говорить какими – то стандартизованными речевыми оборотами, и постепенно блокируют в нём речь как способ жизни собственной мысли.  

    Может ли быть новатором учитель авторитарной системы? Традиционной? Учитель традиционной системы сам демонстрирует образец правильного выполнения задания, а учитель новатор – поощряет ребят к самостоятельному поиску  решения этих задач.

Анализируя поэтический текст Ю.Кузнецова, я прошу обратить внимание, как под пером поэта предмет (рассохшаяся половица, скажем) теряет свою материальность, весомость, обретает глубину символа.

Среди пыли в рассохшемся доме

Одинокий хозяин живёт.

Раздражённо скрипят половицы,

А одна половица поёт.

 

Гром ударит ли с грозного неба

Или лёгкая мышь прошмыгнёт,-

Раздражённо скрипят половицы,

А одна половица поёт.

 

Но когда на руках как сиянье

Нёс подругу в заветную тьму,

Он прошёл по одной половице,

И весь путь она пела ему.

Формируя ценностно - смысловые компетенции, учитель открыл учащимся новый мир: поэт предельно сокращает путь от материальной конкретики к подробностям духовной жизни человека.

Бытовая деталь дала возможность увидеть воплощённую в ней частичку света и любви, живущую в душе человека.

      Как и всё живое, душа доступна художнику, то есть артисту.

Чем академист проигрывает? Теряет контакт с учениками.

И ещё. Только ли слово инструмент урока? А бывает жест красноречивее слов, а лирика в кратчайшую долю секунды доказала то, на что понадобились бы монологи. Артистизм – это современное достояние Урока. Конечно, бывает и у нас, как у лётчиков, нелётная погода.

На ослабленном нерве

Я не зазвучу,

Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу…, - пел В.Высоцкий.

Всё просто и мудро.

 

 

Список литературы:

1.                 Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003.- №2.- С.58 – 64.

2.                 Развитие ценностно – смысловой сферы учащихся в современной школе // Воспитание школьников.-2013.- № 1.- С.1 – 8.

3.                  Айзерман Л. Пятьдесят лет спустя // Литература в школе.- 2006.- № 9.- С.25 -28.


 

4.                

На мой взгляд, ценностно – смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать окружающий мир, осознавать свою…

На мой взгляд, ценностно – смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать окружающий мир, осознавать свою…

Необходимо не утешать страдающих, а искоренять страдания

Необходимо не утешать страдающих, а искоренять страдания

Изучая в 7 классе повесть Н.В

Изучая в 7 классе повесть Н.В

Они так или иначе интегрируются, создавая те или иные конфигурации, соответствующие внутреннему миру человека

Они так или иначе интегрируются, создавая те или иные конфигурации, соответствующие внутреннему миру человека

И весь путь она пела ему. Формируя ценностно - смысловые компетенции, учитель открыл учащимся новый мир: поэт предельно сокращает путь от материальной конкретики к подробностям…

И весь путь она пела ему. Формируя ценностно - смысловые компетенции, учитель открыл учащимся новый мир: поэт предельно сокращает путь от материальной конкретики к подробностям…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2022