Рабочая программа по физике 7-9 классы
Оценка 4.9

Рабочая программа по физике 7-9 классы

Оценка 4.9
Документация
docx
физика
7 кл—9 кл
10.08.2022
Рабочая программа по физике 7-9 классы
В документе представлена рабочая программа по физике 7-9 классы (2 часа_2 часа_3 часа)
РП физика 7-9_(2+2+3).docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59 им. И.Ромазана»

города Магнитогорска

 

 

 

 

Утверждено в структуре ООП ООО

Приложение

 

 

рабочая программа

 

По учебному предмету «Физика»

 

Уровень изучения предмета: базовый

 

Срок реализации программы: 3 года

 

 


 

 

I.Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по физике разработана на основе:

1.      Авторской программы:

Н.В. Филонович, Е.М. Гутник: Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутник: учебно-методическое пособие/Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2017

2.      Учебника (линии учебников):

- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник/А.В. Перышкин. – М., Дрофа

- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник/А.В. Перышкин. – М., Дрофа

- Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М., Дрофа

3.      Учебного плана МОУ «СОШ №59 им. И. Ромазана» г. Магнитогорска

 

Настоящая рабочая программа по физике ориентирована на обучающихся 7-9-ых классов.

 

Уровень изучения предмета – базовый.

 

Тематическое планирование предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю в 7-х и 8-х классах и 3 учебных часа в неделю в 9-х.

 

II.Планируемые результаты освоения указанного учебного предмета, курса.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

1.3. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

1.4. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной

1.5. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Смыслообразование

2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

2.4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

2.5. Сформированность усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

2.6. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира

3.2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

3.3. Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

3.4. Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

3.5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

3.6. Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Регулятивные универсальные учебные действия:

Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание):

Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

Р1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

 

Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование):

Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Р2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

 

Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция):

Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности

Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

Р3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

Р3.7. Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Р3.8. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

 

Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка):

Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

 

Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция):

Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Р5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

1) Сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) Сформированность первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) Опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5) Осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) Овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) Умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) Сформированность представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

 

Познавательные универсальные учебные действия.

П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД):

П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов

П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений

П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

П6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)

П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

 

П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование):

П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление

П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения

П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

 

П8 Смысловое чтение:

П8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

П8.4 Резюмировать главную идею текста;

П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста.

П8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

 

П9 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:

П9.1 Определять свое отношение к природной среде

П9.2 Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов

П9.3 Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций

П9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

П9.5 Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды

П9.6 Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы

 

П10 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:

П 10.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

П 10.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями

П 10.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска

П10.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

 

Коммуникативные универсальные учебные действия.

К11 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество):

К11.1 Определять возможные роли в совместной деятельности

К11.2 Играть определенную роль в совместной деятельности

К11.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

К11.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

К11.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

К11.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

К11.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

К11.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

К11.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии

К11.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога

 

К12 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация):

К12.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

К12.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

К12.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

К12.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

К12.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

К12.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

К12.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления

К12.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя

К12.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

 

К13 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность):

К13.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

К13.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

К13.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

К13.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

К13.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм

К13.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

 

 

III. Содержание учебного предмета, курса

№ темы

Содержание (по темам, на весь уровень образования)

Количество часов

Практическая часть, контроль (к/р, зачеты, л/р, пр/р, и т.д.)

Примечание

 (резерв, коррекция)

по авторской программе

По плану учителя

по авторской программе

По плану учителя

 

7 класс

1.        

Физика и ее роль в познании окружающего мира

4

4

л/р-1

л/р-1

 

2.        

Первоначальные сведения о строении вещества

6

6

зачет-1

л/р-1

зачет-1

л/р-1

 

3.        

Взаимодействие тел

23

23

к/р-2

л/р-5

к/р-2

зачет–1

л/р-5

 

4.        

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

21

к/р-2

зачет-1

л/р-2

к/р-2

зачет-1

л/р-2

 

5.        

Работа и мощность. Энергия

13

14

зачет-1

л/р-2

ит.к/р-1

зачет-1

л/р-2

 

6.        

Резервное время

3

2

-

-

 

Всего за 7 класс:

70

70

к/р – 4

зачет – 3

л/р - 11

к/р – 5

зачет – 4

л/р - 11

 

8 класс

1.        

Тепловые явления

23

23

к/р-2

л/р-3

к/р-3

зачет-1

л/р-3

 

2.        

Электрические явления

29

29

к/р-3

л/р-5

к/р-3

зачет-1

л/р-5

 

3.        

Электромагнитные явления

5

4

к/р-1

л/р-2

к/р-1

л/р-2

 

4.        

Световые явления

10

14

к/р-1

л/р-1

к/р-2 (в т.ч. ит. к/р)

л/р-1

 

5.        

Резервное время

3

0

-

-

 

 

Всего за 8 класс:

70

70

к/р – 7,

л/р - 11

к/р – 9,

зачет – 2
л/р - 11

 

9 класс

1.        

Законы взаимодействия и движения тел

34

34

к/р – 1

 

л/р - 2

к/р - 2

л/р - 2

 

2.        

Механические колебания и волны. Звук

15

15

к/р-1

л/р-1

к/р- 1

л/р-1

 

3.        

Электромагнитное поле

25

24

к/р-1

л/р-2

к/р-1

л/р-2

 

4.        

Строение атома и атомного ядра

20

17

к/р-1

л/р-3

к/р-1

л/р-4

 

5.        

Строение и эволюция Вселенной

5

5

-

-

 

6.        

Итоговое повторение

6

7

-

ит.к/р-1

 

 

Всего за 9 класс:

105

102

к/р-4

л/р-8

к/р-6

л/р-9

 

 

Итого за курс 7-9 классов:

245

242*

к/р-15

зачет-3

л/р-30

к/р-19

зачет-6

л/р-31

 

* Примечание: Разница в 6 часов объясняется количеством учебных часов по календарному плану школы.

**Примечание: учитель увеличил количество к/р, л/р и зачетов в соответствии с методическими пособиями:

- Физика. 7кл. Методическое пособие/ Н.В. Филонович. – 5-е изд., пересмотр. –М.: Дрофа, 2018

- Физика. 8 кл. Методическое пособие/Н.В. Филонович. - 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018

- Физика. 9 кл. Методическое пособие/Е.М. Гутник, О.А. Черникова. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018


 

IV.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1.      7 класс

№п\п

Название раздела

Количество часов

Элементы содержания

Предметные результаты

Контроль

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

1

Физика и ее роль в познании окружающего мира

4

Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения, их различие.

Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения.

Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду

Понятия физических терминов: тело, вещество, материя;

Умения и навыки:

- проводить наблюдения и описывать физические явления;

- высказывать предположения – гипотезы;

- измерять физические величины (расстояние, промежуток времени);

- определять цену деления шкалы измерительных приборов;

- записывать результаты измерения с учетом погрешности измерения;

- правильно пользоваться мензуркой

Умений:

- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни;

- использовать приёмы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- пользоваться физическими приборами для определения физических величин

л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.

Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения

Умения и навыки:

- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;

- определять размеры малых тел методом рядов

- решать простейшие задачи на определение цены деления прибора и погрешности измерения, качественные задачи на объяснение явлений с точки зрения строения вещества;

- определять цену деления шкалы измерительных приборов;

- записывать результаты измерения с учетом погрешности измерения

Умения и навыки:

- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

 

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях

1)л/р №2 «Определение размеров малых тел»

2) Зачёт №1 «Первоначальные сведения о строении вещества»

3

Взаимодействие тел

23

Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Определение скорости. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса. Масса - мера инертности тела. Инертность - свойство тела. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Определение массы тела по его объему и плотности, объема тела по его массе и плотности. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила - причина изменения скорости движения, векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила - мера взаимодействия тел. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Закон Гука. Вес тела.

Вес тела - векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Сила тяжести на других планетах. Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения

Умения и навыки:

- распознавать механические явления, и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, невесомость, инерция, взаимодействие тел;

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, сила тяжести, вес тела, сила трения, коэффициент трения, сила упругости, коэффициент жесткости;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон Гука; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- решать простейшие задачи на выяснение причин движения тела; расчетные задачи на закон Гука; задачи на расчет сил природы;

- определять цену деления шкалы измерительных приборов;

- записывать результаты измерения с учетом погрешности измерения;

- правильно пользоваться весами, динамометром;

- измерять объем тела с помощью мензурки, силу, массу

Умений:

- использовать знания о механических явлениях, в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

- различать границы применимости физических законов, ограниченность использования частных законов (закон Гука);

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов

1) л/р №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

2) л/р №4 «Измерение объема тела»

3) л/р №5 «Определение плотности твердого тела»

4) л/р №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

5) л/р №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы»

6) К/р №1 «Механическое движение. Масса. Плотность вещества»

7) К/р №2 «Вес тела. Графическое изображение сил. Силы. Равнодействующая сил»

8) Зачет №2 «Взаимодействие тел»

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры.

Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт

Умения и навыки:

- распознавать механические явления, и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, архимедова сила;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- решать простейшие расчетные задачи на закон Архимеда; плавание тел, на закон сообщающихся сосудов;

- определять цену деления шкалы измерительных приборов;

- записывать результаты измерения с учетом погрешности измерения;

- правильно пользоваться манометром, барометром;

- измерять архимедову силу

Умения и навыки:

- распознавать механические явления, и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, архимедова сила;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- решать простейшие расчетные задачи на закон Архимеда; плавание тел, на закон сообщающихся сосудов;

- определять цену деления шкалы измерительных приборов;

- записывать результаты измерения с учетом погрешности измерения;

- правильно пользоваться манометром, барометром;

- измерять архимедову силу

1) л/р №8 «Определение выталкивающей силы, действущей на погруженное в жидкость тело»

2) л/р №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

3) Кр.к/р №3 «Давление твердого тела»

4) Кр.к/р № 4 «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

5) Зачет №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

5

Работа и мощность. Энергия

14

Механическая работа, ее физический смысл. Мощность - характеристика скорости выполнения работы. Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Устройство и действие рычажных весов. Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика - раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел. Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение КПД наклонной плоскости. Энергия. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому

Умения и навыки:

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: механическая работа, механическая мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, момент силы, КПД простого механизма;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- решать простейшие задачи на расчет работы, энергии, мощности, КПД, момента сил; на применение условия равновесия рычага;

- определять цену деления шкалы измерительных приборов;

- собирать опытные установки для проведения эксперимента по выяснению условия равновесия рычага, КПД наклонной плоскости

Умения и навыки:

- использовать знания о механических явлениях, в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

- различать границы применимости физических законов, ограниченность использования частных законов (закон сохранения энергии);

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов

 

 

1) л/р №10 «Выяснение условия равновесия рычага»

2) л/р №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

3)Зачёт №4 «Работа и мощность. Энергия»

4) Итоговая к/р №5

6

Резервное время

2

Решение текстовых и графических задач с использованием изученных в курсе физики 7 класса алгоритмов

Обобщать и систематизировать знания по основным темам курса физики 7 класса

Осуществить выбор наиболее эффективного способа решения проблем на основе заданных алгоритмов

-

 

Итого:

70

 

 

 

 

 

2.      8 класс

№п\п

Название раздела

Количество часов

Элементы содержания

Предметные результаты

Контроль

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

1

Тепловые явления

23

Тепловое движение. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела. Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи. Теплопроводность. Различие теплопроводностей различных веществ. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Особенности видов теплопередачи. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Устройство и применение калориметра. Топливо как источник энергии. Удельная теплотасгорания топлива. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Закон сохранения механической энергии.

Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергиив механическую. Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации. Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации
пара. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр.

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС. Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя

Умения и навыки:

- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя);

- на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

- определять цену деления термометра;

- пользоваться термометром, калориметром, психрометром;

- объяснять назначение, устройство и принцип действия ДВС, паровой турбины

Умения и навыки:

- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

 

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

 

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии);

 

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

 

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины

 

1) л/р №1 «Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

2) л/р №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

3) л/р № 3

«Определение относительной влажности воздуха»

4) К/р № 1

«Тепловые явления»

5) Кр. к/р №2«Нагревание и плавление тел»

6) К/р № 3

«Агрегатные состояния вещества»

7) Зачёт №1 «Тепловые явления»

2

Электрические явления

29

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Устройство электроскопа. Понятия об электрическом поле. Поле как особый вид материи. Делимость электрического заряда. Электрон - частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода, гелия, лития. Ионы. Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда. Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводники и диэлектрики. Характерная особенность полупроводников. Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического

тока. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Действия электрического тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии. Направление электрического тока. Сила тока. Интенсивность электрического тока. Формула для определения силы тока. Единицы силы тока. Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Электрическое напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Измерение напряжения вольтметром. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Электрическое сопротивление. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления. Зависимость силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Закон Ома для участка цепи. Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление проводника. Принцип действия и назначение реостата. Подключение реостата в цепь. Последовательное соединение проводников. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при последовательном соединении. Параллельное соединение проводников. Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при параллельном соединении. Работа электрического тока. Формула для расчета работы тока. Единицы работы тока. Мощность электрического тока. Формула для расчета мощности тока. Формула для вычисления работы электрического тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого проводником при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа электрического поля конденсатора. Единица электроемкости конденсатора. Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания. Предохранители

Умения и навыки:

- распознавать электрические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, строение атома, нагревание проводника с током;

- описывать изученные свойства тел и электрические явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, электрические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников);

- на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

- измерять силу тока и напряжение, сопротивление, пользоваться реостатом;

- экспериментальным методам исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

- объяснять действие электроизмерительных приборов, генератора электрического тока, электродвигателя;

- проводить наблюдения физических явлений;

- объяснять на основе положений электронной теории электризацию тел, существование проводников и диэлектриков; нагревание проводника электрическим током; действие электронагревательных приборов

Умения и навыки:

- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о электрических явлениях;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца и др.);

- приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов

1) К/р № 4 «Электризация тел. Строение атома»

2) л/р №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

3) л/р №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

4) л/р №6 «Измерение силы тока и ее регулирование реостатом»

5) л/р №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

6) л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

7) К/р №5 «Электрический ток. Напряжение», «Сопротивление. Соединение проводников»

8) К/р №6

«Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля-Ленца», «Конденсатор»

9) Зачёт №2 «Электрические явления»

3

Электромагнитные явления

4

Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током. Электромагниты и их применение. Испытание действия электромагнита. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле.
Магнитное поле Земли.

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока

Умения и навыки:

- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, проводников с током;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- объяснять действие телеграфа;

-  проводить наблюдения физических явлений

Умения и навыки:

- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

- приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов

1) л/р №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

2) л/р №10

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

3) К/р №7«Электромагнитные явления»

4

Световые явления

14

Источники света. Естественные и искусственные источники света. Точечный источник света и световой луч. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Плоское зеркало. Построение изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Зеркальное и рассеянное отражение света. Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение между углом падения и углом преломления. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред. Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза

Умения и навыки:

- распознавать световые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света;

- описывать изученные свойства тел и световые явления, используя физические величины: фокусное расстояние и оптическая сила линзы;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

- анализировать свойства тел, световые явления и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

 - решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы);

- на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

- объяснять действие кинескопа;

- проводить наблюдения физических явлений, получать изображения при помощи линзы

Умения и навыки:

- приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;

- приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о световых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины

1) л/р №11 «Изучение свойств изображения в линзах»

2) К/р №8 «Законы отражения и преломления света»

3) Итоговая к/р№9

 

Итого:

70

 

 

 

 

 


 

 

3.      9 класс

№п\п

Название раздела

Количество часов

Элементы содержания

Предметные результаты

Контроль

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

1

Законы взаимодействия и движения тел

34

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета. Перемещение. Различие между понятиями «путь» и «перемещение». Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение.

Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе). Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость. Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей.

Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Виды трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Формула для расчета силы трения скольжения. Примеры полезного проявления трения. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Импульс тела. Замкнутая система тел. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Закон сохранения импульса. Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Работа силы. Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упругодеформированного тела. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии

Умения и навыки:

- понимать физические термины: механическое движение, траектория, материальная точка;

- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: относительность механического движения, траектория, внутренние силы, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая систем;

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс;

- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: законы Ньютона, законы сохранения импульса, уравнения кинематики, закон всемирного тяготения, принцип относительности Галилея;

- объяснять механические явления;

- решать основную задачу механики для равномерного и равнопеременного прямолинейного движения;

- пользоваться моделями темы для объяснения явлений;

- уметь измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности

Умения и навыки:

- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения);

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины

1) л/р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

2) л/р №2 «Измерение ускорения свободного падения»

3)  К/р № 1

«Прямолинейное равноускоренное движение»

4) К/р № 2 «Законы взаимодействия и движения тел»

2

Механические колебания и волны. Звук

15

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник. Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты маятника от длины его нити. Гармонические колебания. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний. Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике. Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные

упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. Источники звука -тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация. Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука - от амплитуды колебаний и некоторых других причин. Тембр звука. Наличие среды - необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс

Умения и навыки:

- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: математический маятник, звук;

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: период, частота, амплитуда, фаза, длина волны, скорость волны, звук;

- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: законы гармонических колебаний;

- объяснять превращение энергии при колебаниях, пользоваться моделями темы для объяснения явлений;

- владеть экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити

Умения и навыки:

- использовать знания о механических колебаниях и волнах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических колебаниях и волнах, звуке;

- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины

1) л/р №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины»

2) К/р №3 «Механически колебания и волны. Звук»

3

Электромагнитное поле

24

Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля. Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля. Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления. Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца. Явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример - гидрогенератор). Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии. Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Получение и регистрация электромагнитных волн. Высокочастотные электромагнитные колебания и волны - необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний. Интерференция и дифракция света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения - фотоны (кванты). Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов. Цвета тел. Назначение и устройство спектрографа и спектроскопа. Типы оптических спектров. Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Спектральный анализ. Атомы - источники излучения и поглощения света. Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора

Умения и навыки:

- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, магнитное поле, вихревое поле, самоиндукция, электромагнитное поле;

- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного поля;

- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

- экспериментальным методам исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

- наблюдать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства и условия протекания этих явлений

Умения и навыки:

- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон электромагнитной индукции, правило Ленца);

- приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины

1) л/р №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

2) л/р №5

«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

3) К/р №4 «Электромагнитное поле»

4

Строение атома и атомного ядра

17

Сложный состав радиоактивного излучения, α-, β- и γ-частицы. Модель атома Томсона. Опыты

Резерфорда по рассеянию α-частиц. Планетарная модель атома. Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере α-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Выбивание α-частицами протонов из ядер атома азота. Наблюдение фотографий, образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы. Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях. Деление ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. Биологическое действие радиации. Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. Закон радиоактивного распада. Способы защиты от радиации. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Источники энергии Солнца и звезд

Умения и навыки:

- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность;

- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа;

- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций;

- измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

- экспериментальным методам исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада от времени;

- понимать суть экспериментальных методов исследования частиц

Умения и навыки:

- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза

1) л/р №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

2) л/р №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

3) л/р №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»

4) л/р №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

5) К/р №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

5

Строение и эволюция Вселенной

5

Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечной системы. Земля и планеты земной группы. Общность характеристик планет земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет гигантов. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид. Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источник энергии Солнца и звезд - тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца.

Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные
А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла

Умения и навыки:

- применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

- сравнивать физические и орбитальные параметры, планет земной группы с соответствующими параметрами планет – гигантов и находить их общее и различное

Умения и навыки:

- объяснять суть эффекта Доплера, формулировать и объяснять, что этот закон является экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой Фридманом

-

6

Итоговое повторение

7

Решение текстовых и графических задач с использованием изученных в курсе физики алгоритмов

Обобщать и систематизировать знания по основным темам курса физики

Осуществить выбор наиболее эффективного способа решения проблем на основе заданных алгоритмов

Итоговая к/р № 6

 

Итого:

102

 

 

 

 

 

 

Основные виды учебной деятельности: наблюдение, учебный диалог, учебное сотрудничество, самостоятельное планирование и выполнение лабораторных работ (исследовательская деятельность), работа в парах и малых группах, проектная деятельность, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, постановка и решение учебных задач, технология формирующего оценивания, учебно-практические задачи «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59 им

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59 им

I .Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по физике разработана на основе: 1

I .Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по физике разработана на основе: 1

Сформированность чувства ответственности и долга перед

Сформированность чувства ответственности и долга перед

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам…

Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам…

П 7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

П 7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

П 9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

П 9.4 Прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Содержание (по темам, на весь уровень образования)

Содержание (по темам, на весь уровень образования)

Законы взаимодействия и движения тел 34 34 к/р – 1 л/р - 2 к/р - 2 л/р - 2 2

Законы взаимодействия и движения тел 34 34 к/р – 1 л/р - 2 к/р - 2 л/р - 2 2

IV . Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1

IV . Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1

Явление смачивания и несмачивания тел

Явление смачивания и несмачивания тел

Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния

Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния

Графическое изображение равнодействующей двух сил

Графическое изображение равнодействующей двух сил

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы

Водный и воздушный транспорт Умения и навыки: - распознавать механические явления, и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача…

Водный и воздушный транспорт Умения и навыки: - распознавать механические явления, и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача…

Переход энергии от одного тела к другому

Переход энергии от одного тела к другому

Конвекция в жидкостях и газах.

Конвекция в жидкостях и газах.

Плавление и отвердевание. Температура плавления

Плавление и отвердевание. Температура плавления

Гигрометры: конденсационный и волосной

Гигрометры: конденсационный и волосной

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому

Формула для определения силы тока

Формула для определения силы тока

Сопротивление последовательно соединенных проводников

Сопротивление последовательно соединенных проводников

Единица электроемкости конденсатора

Единица электроемкости конденсатора

Умения и навыки: - распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, проводников с током;…

Умения и навыки: - распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, проводников с током;…

Световые явления 14

Световые явления 14

Название раздела Количество часов

Название раздела Количество часов

Причины движения с точки зрения

Причины движения с точки зрения

Центростремительное ускорение.

Центростремительное ускорение.

Гармонические колебания. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю

Гармонические колебания. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю

Электромагнитное поле 24 Источники магнитного поля

Электромагнитное поле 24 Источники магнитного поля

Определение направления индукционного тока

Определение направления индукционного тока

Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний

Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний

Резерфорда по рассеянию α -частиц

Резерфорда по рассеянию α -частиц

Преобразование энергии ядер в электрическую энергию

Преобразование энергии ядер в электрическую энергию

Строение и эволюция Вселенной 5

Строение и эволюция Вселенной 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2022