Технология применения на уроках физики методики "Тестовое задание" (анализ эксперимента)
Оценка 4.9

Технология применения на уроках физики методики "Тестовое задание" (анализ эксперимента)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
физика
7 кл—9 кл
24.01.2022
Технология применения на уроках физики методики "Тестовое задание" (анализ эксперимента)
Любопытная и несложная методика самостоятельного участия учащихся в изучении темы по физике "Механические колебания". Не требует большой подготовки. Анализ использования методики показал более успешное освоение материала урока.
Методика тестовых заданий на уроке физикиdocx.docx

Технология применения на уроках физики педагогической методики “Тестовое задание» (анализ эксперимента).

В результате знакомства с новыми методиками преподавания у меня возникло желание применить один из предлагаемых методов работы с учащимися «Тестовое задание» в работе с девятиклассниками на уроках физики. В двух параллельных классах я объясняла материал в одинаковом объёме, но только в одном из них использовала технику «Тестовых заданий». После проверки знаний учащихся я сравнила результат учёбы. Предлагаю описание проведённого эксперимента.

Цель проведения эксперимента

 – выявить влияние техники формирующего оценивания «Тестовое задание» на процесс преподавания в 9а классе ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Реализация задач исследования

Характеристика класса:

в классе обучаются 24 ученика (20 девочек и 4 мальчика);
учащиеся – спокойные, исполнительные, на уроке внимательно слушают преподавателя, однако по уровню способностей дети отличаются, поэтому успевают на «хорошо и «отлично» без дополнительных занятий лишь половина учеников.

Характеристика техники оценивания «Тестовое задание»:

 

Техника применялась при проведении уроков физики в течение 3х недель с целью обучения при изучении темы «Механические волны». За этот промежуток времени удалось применить технику 3 раза, после чего был проведён анонимный опрос учащихся об их мнении о такой форме ведения образовательного процесса.

Описание процедуры проведения мероприятия.

1)    С учащимися класса была договорённость об участии их в эксперименте.

2)    Проведено разъяснение того, что собой должны представлять тестовые задания, которые им предстоит создавать.

3)    Они были поставлены в известность о том, что:

а)   в конце изучения каждого фрагмента курса (в течение февраля) им нужно будет придумать по одному тестовому заданию (можно больше, если успеют);

б)   тестовые задания подписывать не обязательно;

в)   на следующем уроке перед дальнейшим изучением курса физики они получат от учителя отчёт о том, насколько  успешно они справились с заданием, и какие выводы для преподавателя об их проблемах при обучении удалось сделать;

г)   процесс обучения, в связи с этими выводами, будет откорректирован.

4)    На создание одного теста удавалось тратить 5-7 минут в конце урока.

5)    После подведения итогов эксперимента преподавателем учащиеся высказали своё мнение о проведённых мероприятиях и пользе этих мероприятий  для обучения с точки зрения учеников.

Анализ этапов применения техники.

1)    Тема «Основные характеристики волновых процессов».

Результаты создания тестов в первый раз выглядели следующим образом:

 

 

 

 

 

 

Отчёт учителя о работе детей и выводы для дальнейшего преподавания темы после изучения тестов:

 

 

 

 

 

 

 

 

2)    Тема «Звуковые волны».

Теперь результаты выполнения работы качественно изменились, учащиеся стали задавать вопросы и более грамотно и в более разнообразной форме:

 

 

 

 

 

 

Отчёт учителя о работе детей так же выглядел теперь более благополучно, однако  коррекция преподавания предмета, всё-таки, требовалась:

 

 

 

 

 

 

 

 

3)    Тема «Свойства волн».

На третий раз  учащиеся уже правильно понимали, какие задания они должны создавать, на уроке были более внимательны. Однако, сама тема, как показал анализ тестовых заданий, оказалась для освоения учениками достаточно сложной (вывод о сложности материала для учеников сделан на основании однообразия тестовых заданий и избыточного количества заданий на «воспроизведение»):

 

 

 

 

 

 

 

В дальнейшей работе опять потребовалась коррекция, поскольку при анализе  тестов оказалось, что с некоторыми понятиями у учеников возникает путаница, а некоторые понятия восприняты рядом учащихся неверно:

 

 

 

 

 

 

 

Динамика качества составленных тестовых заданий:

                             - тестовые задания, в которых и вопросы и варианты ответов

                                                сформулированы грамотно.

Примеры правильно составленных тестов:

 

 

 

 

 

тест.png

 

Анализ составленных тестовых заданий (в %):

Классификация заданий (по ориентации на проверку знаний) (в %):

                   

 

После проведения эксперимента по завершении темы «Механические волны» я составила 4 варианта тестов из заданий, придуманных учащимися 9а класса. С целью определения эффективности применения новой техники «Тестовое задание», я дала эти тесты в двух параллельных классах – 9а и 9в. Результат выполнения тестов по сравнению с качеством обучения физике в данном классе красноречиво показал воздействие методики на процесс образования:

                                    

Т.о., класс, в котором применялась методика, справился с заданием значительно лучше, чем учащиеся обычно выполняют работы; а в классе, где методика не применялась, результат оказался на уровне  «качества образования» учащихся в течение года.

Выводы о применении техники для преподавателя:

1)     Техника позволила достаточно определённо судить о том,

·         как учащиеся усвоили материал урока,

·         какие вопросы пройденной на предыдущем занятии темы требуют дополнительного повторения,

·         на какие понятия и характеристики следует обращать повышенное внимание в процессе преподавания рассмотренных тем в будущем.

2)    Вопросы у детей, о существовании которых они сами, быть может, и не догадывались, при формулировке тестовых заданий выявились совершенно неожиданным, и для меня и для них, образом (объективно и непосредственно!).

3)     «Слабые» учащиеся, которые ввиду сложности для них материала (как им кажется) зачастую отвлекались от изложения учителем новой темы, в условиях необходимости формулировки задания в тестовом режиме оказывались и более внимательными и более толковыми.

Получены при анонимном опросе учащихся после составления третьей группы тестовых заданий.

 
Выводы о применении техники с точки зрения учащихся:

Выводы по результатам исследования.

В итоге, при таком стиле общения с ребятами я всё время оказываюсь в курсе всех проблем освоения материала, которые возникают у них по ходу преподавания предмета  и могу, не откладывая эти проблемы, помогать им решать, что, разумеется, удобно и детям, и мне: процесс обучения идёт более эффективно. При этом, конечно, на постоянное повторение уходит дополнительное время, но освоение дисциплины выигрывает. Ученикам понятнее и интереснее изучать предмет, а педагогу значительно комфортнее общаться с учениками, которые заинтересованы услышать учителя и понять, чтобы потом самим себе же задать грамотный  вопрос.

Некоторые учащиеся были «испуганы» новой формой работы, однако, я думаю, что при применении  техники «Тестовое задание» в будущем регулярно, эта неприятность будет устранена.

Для меня применение техники «Тестовое задание» оказалось и интересным и эффективным. Я уже начала её применять в 7х, 8х и 10х классах и буду делать это в дальнейшем.

 


 

Технология применения на уроках физики педагогической методики “Тестовое задание» (анализ эксперимента)

Технология применения на уроках физики педагогической методики “Тестовое задание» (анализ эксперимента)

Описание процедуры проведения мероприятия

Описание процедуры проведения мероприятия

Тема «Звуковые волны». Теперь результаты выполнения работы качественно изменились, учащиеся стали задавать вопросы и более грамотно и в более разнообразной форме:

Тема «Звуковые волны». Теперь результаты выполнения работы качественно изменились, учащиеся стали задавать вопросы и более грамотно и в более разнообразной форме:

Динамика качества составленных тестовых заданий: - тестовые задания, в которых и вопросы и варианты ответов сформулированы грамотно

Динамика качества составленных тестовых заданий: - тестовые задания, в которых и вопросы и варианты ответов сформулированы грамотно

Анализ составленных тестовых заданий (в %):

Анализ составленных тестовых заданий (в %):

Выводы о применении техники для преподавателя: 1)

Выводы о применении техники для преподавателя: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022