РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ 7,8 КЛАССЫ
по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для слабослышащих обучающихся
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физика» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по физике в 7-9 классах, а так же составлена с учетом новой Концепции физического образования.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Физика/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.: Дрофа, 2007г); Программы общеобразовательных учреждений).
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий для:
ü 7 класса учебник: А.В.Перышкин «Физика 7класс»;
ü 8 класса учебник: А.В.Перышкин «Физика 8класс»;
Рабочая программа рассчитана на 140 часов учебного времени по 2 часа в неделю, из них в
ü 7 классе 70 часов (10 лабораторных работ, 6 контрольных работ);
ü 8 классе 70 часов (10 лабораторных работ, 8 контрольных работ);
При этом итоговые контрольные работы являются стартовыми контрольными работами для следующего года обучения в 7-х, 8-х классах, стартовой контрольной работы в 7-м классе нет, так как до этого учебный предмет не изучался.
Изучение физики на ступени основного общего образования школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Особенности обучения слабослышащих школьников с нарушениями слуха.
При определении содержания обучения в школе, имеющей слабослышащих и позднооглохших детей учитываются как общие задачи образования и воспитания детей, так и специальные. Эти задачи, а также связанные с ними принципы обучения определены с учетом особенностей развития детей и необходимости создания условий для успешного преодоления последствий дефекта, обеспечения компенсаторной базы учебно-воспитательного процесса. Специальные задачи в значительной степени влияют на содержание обучения в школе, имеющей слабослышащих детей.
Особенности содержания образования в школах с слабослышащими детьми вытекают из специфических требований к формированию и коррекции речи учащихся, из необходимости восполнения пробелов в запасе сведений об окружающем мире и обеспечения должного уровня развития познавательной деятельности.
Речь большинства слабослышащих и позднооглохших детей характеризуется специфическим строением, не всегда адекватной лексической наполняемостью высказываний, недостаточным уровнем обобщения, особенностями в скорости восприятия и воспроизведения звукового состава слова и фразы.
Любые отклонения в развитии словесной речи, сопровождающие процесс усвоения языка, тормозят развитие всех познавательных процессов, ограничивают общение с окружающими. Поэтому коррекционная работа в школе пронизывает весь педагогический процесс и в значительной степени определяет усвоение ребенком всего объема школьных знаний.
Коррекционная направленность в обучении слабослышащих и позднооглохших детей реализуется в том числе через специальные методы обучения, особое структурирование содержания учебных предметов, создание особых условий сообщения и отработки знаний, увеличение информационной насыщенности уроков, межпредметные связи и развитие познавательных интересов, социальных связей и потребностей у детей.
С этой целью все общеобразовательные курсы, в том числе и физика, направлены на комплексное воспитание, обеспечивающее:
• развитие всех форм восприятия, включая слухозрительное и слуховое;
• развитие представлений о разномодальности ощущений от окружающих предметов, в том числе о многообразии звуковых ощущений;
• развитие способов обследования реальных объектов и изготовления их изображений и моделей;
• создание условий для широкой коммуникативной практики;
• активизацию социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в различных объединениях;
• развитие мотивизации и способов использования разных видов речевой деятельности (слухозрительного, слухового восприятия речи, устного, письменного, устнодактильного воспроизведения речи);
• развитие навыков планирования и прогнозирования деятельности (практической и речевой);
• отработку необходимых для общения и оформления знаний общепринятых речевых средств, в том числе терминологического словаря и базовых лексикограмматических структур;
• развитие познавательных процессов;
• обогащение эмоционально-волевой сферы.
Эта направленность реализуется на всех уроках на различном учебном материале.
Кроме того, коррекционная направленность обучения физике заключается в усилении внимания к отработке синтаксической семантики языкового материала, в специальном изучении способов определения понятий, в развитии вариативности речевых высказываний, относящихся к обозначению взаимосвязей различных явлений, причинности, основных законов, правил, гипотетических суждений, что обеспечивает возможность перехода с уровня житейских представлений на уровень научных понятий, формирование у учащихся основ научного мировоззрения, усиление коммуникативной направленности при отработке программных сведений, развитие способов восприятия словесного материала, качество его устного и письменного воспроизведения.
Программа обеспечивает усвоение многих физических понятий на конкретном жизненном материале, что способствует правильному пониманию связи между наукой и практикой. Физика способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, дает реальные предпосылки для развития логического мышления слабослышащих и позднооглохших учащихся, для обучения их умению точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
Обучение физике тесно связано с формированием речи. Сознательное усвоение слабослышащими и позднооглохшими учащимися физических знаний невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом, терминологией и специфичными конструкциями речи.
Приведенное в рабочей программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное. В зависимости от уровня знаний учащихся, от возникающих в процессе обучения ситуаций учитель может несколько увеличивать или уменьшать время на изучение отдельных тем при условии, что будет обеспечено сознательное и прочное усвоение учащимися всего материала, предусмотренного программой для каждого года обучения. Однако количество часов не может быть меньше предусмотренного программой: Физика 7-9.Авторы программы: К. М. Гутник. Л. В. Перышкин
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (140 ЧАСОВ)
7 класс (Перышкин А.В.
(70 часов, 2 часа в неделю)
I. ведение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Школьный компонент
Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.
Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.
Взаимосвязь природы и человеческого общества.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Измерение размеров малых тел.
Школьный компонент
Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.
Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.
Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Ростовской области.
III.Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой
тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Школьный компонент
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.
Вредное трение и проблема энергоснабжения.
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Школьный компонент
Водоисточники, качество питьевой воды.
Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.
Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.
Единый мировой воздушный и водный океаны.
V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической
энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов.
«Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Школьный компонент
Понятие равновесия в экологическом смысле.
Экологическая безопасность различных механизмов.
Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.
Использование энергии рек и ветра.
8 класс (Перышкин А.В.)
(70 часов, 2 часа в неделю)
I.Тепловые явления (26 часов)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса
теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Школьный компонент
Теплопередача в природе и экологические вопросы современности. Парниковый эффект.
Новые виды топлива.
Температурный режим класса.
Отрицательные последствия использования тепловых двигателей.
Нарушение теплового баланса природы.
Теплоизоляция и ее роль в природе.
II.Электрические явления. (26 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность
электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее
составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от
напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5.Регулирование силы тока реостатом.
6.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
7.Измерение работы и мощности электрического тока.
8.Сборка электромагнита и испытание его действия.
9.Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Школьный компонент
Влияние стационарного электричества на биологические объекты.
Использование электричества в производстве, быту.
Атмосферное электричество.
Электрический способ очистки воздуха от пыли.
Разряд молний и источники разрушения озона. Изменение электропроводности загрязненной атмосферы.
III.Световые явления. (11 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
10.Получение изображения с помощью линзы.
Школьный компонент
Ухудшение зрения и ультрафиолетовое излучение.
Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора и его экологические последствия.
1.1. Организационные умения
7-9 класс
ü Определять и формулировать цель деятельности - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.
ü Составить план действий по решению проблемы (задачи) - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
ü Осуществлять действия по реализации плана – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при! необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Результат своей деятельности соотнести с целью и оценить его – свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
1.2. Интеллектуальные умения
7-9 класс
ü Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания – самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения учебных межпредметных задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов;
ü Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания – самостоятельно отбирать для решения учебных межпредметных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, использовать электронные и Интернет-ресурсы, СМИ;
ü Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами – сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе Интернет, СМИ;
ü Обрабатывать информацию для получения нужного результата, в том числе и для создания нового продукта – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Выявлять причины и следствия явлений. Использовать полученную информацию в самостоятельной проектной деятельности;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму - представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
1.3. Оценочные умения
7-9 класс
ü Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения принятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а так же с точки зрения различных групп общества (верующие, атеисты, богатые – бедные и т.д.) – учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества);
ü Объяснять (прежде всего самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции - объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений;
ü Самоопределяться в системе ценностей – сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять их отличия. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место;
Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия – приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка.
1.4. Коммуникативные умения
7-9 класс
ü Донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
ü Понять другие позиции (взгляды, интересы) – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
1.5. Учебно-управленческие умения
7-9 классы
ü Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;
ü Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи;
ü Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;
ü Определять наиболее рациональную последовательность действий и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня;
ü Ставить общие цели самообразовательной деятельности по учебным предметам и декомпозировать их на подцели;
ü Определять наиболее рациональную последовательность действий по выполнению самообразовательной цели;
ü Соблюдать последовательность действий по выполнению цели самообразовательной деятельности;
ü Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности;
ü Владеть различными способами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета;
ü Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;
ü Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с деятельностью в прошлом;
ü Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;
Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.
1.6. Учебно-информационные умения
7-9 классы
1.6.1. Умения работать с письменным текстом
ü Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты. Темп чтения в слух соответствует утвержденным нормам.
ü Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование, аналитическое, комментированное, по ролям, предварительное, повторное.
· Беглое чтение (динамическое, партитурное) – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения;
· Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.
· Аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д.
· Предварительное чтение – чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам.
· Повторное чтение – чтение текста посредством нескольких итераций с целью более глубокого осмысления).
ü Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов;
ü Составлять сложный план письменного текста (Сложный план – это план, включающий названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов;
ü Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики.
Таблица – это приведение в систему информации посредством горизонтального деления (строк) и
· вертикального деления (колонок, столбцов или граф);
· Схема – это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними;
· График – это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой;
ü Составить тезисы письменного текста
· Тезис – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста;
ü Составлять конспекты письменного текста
· Конспект – это краткое. Связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста;
ü Составлять аннотацию письменного текста
· Аннотация – небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи;
ü Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста
· Пометки – это надписи, записи, знаки, отмечающие что-либо: важность, актуальность, неясность, несогласие и пр;
· Выписки – это копия части текста;
· Цитата – это выписка, наиболее полно отражающая ту или иную мысль автора;
ü Составлять рецензию письменного текста:
· Рецензия – это анализ текста, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения;
ü Составлять реферат по определенной форме
· Реферат - это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы;
ü Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания;
ü Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами;
ü Создавать тексты различных типов;
Владеть различными видами изложения текста
1.6.2. Умение работать с устными текстами
7-9 классы
ü Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.
· Контекст - это законченная часть текста, в котором отдельные слова или обороты речи получают точный смысл, соответствующий их нормативному употреблению;
ü Составлять сложный план устного текста;
ü Составлять па основе устного текста таблицы, схемы, графики;
ü Составлять тезисы устного текста;
ü Составлять конспект устного текста;
ü Осуществлять цитирование устного текста;
ü Составлять рецензию устного текста;
ü Составлять доклад;
· Доклад - это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы;
ü Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
Дискуссия и полемики - виды спора, приводящего в первом случае к достижению определенной степени согласия, во втором к победе одной стороны над другой.
1.6.3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации
7-9 классы
ü Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
· Определение цели наблюдения;
· Выбор объекта наблюдения;
· Выбор способов достижения цели наблюдения;
· Выбор способа регистрации полученной информации;
· Обработка и интерпретация полученной информации.
ü Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное);
ü Определять исходя из учебной задачи необходимость использования непосредственного наблюдения, т.е. наблюдения, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя, или опосредованного наблюдения, т.е. наблюдения, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя соответственно прибором;
ü Определять исходя из учебной задачи необходимость использования наблюдения или эксперимента.
· Эксперимент - это изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях с целью получения информации о его свойствах;
ü Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:
· Цель эксперимента;
· Объект и предмет эксперимента;
· Гипотеза;
· Способы и условия проверки гипотезы;
· Способы регистрации процесса и результатов эксперимента;
· Способы обработки и интерпретации полученной информации.
ü Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.
ü Использовать исходя из учебной задачи различные виды моделирования. Материальное (предметное) моделирование:
· физическое моделирование - это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта;
· аналоговое моделирование - это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываются формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).
ü Мысленное (идеальное) моделирование:
· интуитивное моделирование - это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающемся или не требующем формализации;
знаковое моделирование - это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.).
1.7. Учебно-логические умения
7-9 классы
1.7.1. Анализ и синтез
ü Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов;
ü Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта;
ü Определять компоненты объекта (т.е. составляющие части) в соответствии с установленными аспектами анализа и синтеза;
ü Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта
Качественное описание - это определение свойств компонентов. Свойства - это особенность, которая
· характеризует объект или его компоненты, но не является их составной частью и проявляется в отношениях с другими объектами или компонентами;
· Количественное описание (измерение) - это определение соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу.
ü Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого;
ü Определять временные отношения компонентов объектов, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого;
ü Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений и ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту;
ü Определять субординационные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи соподчинения и зависимости компонентов объекта;
ü Определять координационные отношения компонентов объекта. т.е. устанавливать связи согласованности и соответствия между компонентами объекта.
ü Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены
· Причина - это побудительное начало, то, что порождает другое или вызывает и нем изменения;
· Следствие – это то, что с необходимостью вытекает из другого.
ü Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, по им не принадлежащие;
ü Определять отношения объекта с другими объектами;
ü Определять существенные признаки объекта.
· Существенные признаки - это признаки, без которых данный объект существовать не может;
· Признаки - это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.
1.7.2. Сравнение
7-9 классы
ü Определять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов;
ü Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться су-щественные признаки объектов;
ü Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по одному аспекту
· Сходство - это наличие общего признака, т.е. признака, присущего двум или более объектам сравнения;
· Различие - это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения.
ü Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам;
ü Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту;
ü Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам;
Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других при знаках. 1.7.3. Обобщение и классификация
7-9 классы
ü Осуществить индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т.е. опреде-лять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения
· Понятие - это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов;
· Суждение - это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объектов).
ü Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
· Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения;
· Определите общие существенные признаки объектов;
· Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.
ü Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов;
ü Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
· Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении;
· Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов;
· Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта или объектов к данному понятию или суждению.
ü Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объекта, составляющих род.
· Род - это совокупность объектов, в состав которой входят другие объекты, являющиеся видом этого рода.
1.7.5. Доказательство и опровержение
7-9 классы
ü Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства.
· Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать;
· Аргументы - это суждения, из которых выводится истинность тезиса;
· Форма доказательства - это способ логической связи между тезисом и аргументами.
ü Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями;
ü Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из ар-гументов, являющихся более общими суждениями;
ü Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса;
ü Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом;
1.7.6. Определение и решение проблем
7-9 класс
ü Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;
ü Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязан-ность сферу деятельности;
ü Осуществлять перенос знании, умений в новую ситуацию для решения проблем;
ü Комбинировать известные средства для нового решения проблем;
ü Формулировать гипотезу по решению проблем.
2.1. В результате изучения физики ученик 7кл должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
· смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
· смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
· уметь:
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов
· рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
· контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ФИЗИКЕ
7 класс (70 часов)
8
№ урока по порядку |
№ раздела/ темы |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
||
практики |
контрольных работ |
|
||||
ТЕМА 1 |
Введение |
4 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
Физические величины. Погрешность измерений. |
1 |
|
|
|
3 |
3 |
Лабораторная работа №1,,Определение цены деления измерительного прибора. |
1 |
1 |
|
|
4 |
4 |
Физика и техника. |
1 |
|
|
|
ТЕМА 2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
|
|
|
|
5 |
1 |
Строение вещества. Молекулы. |
1 |
|
|
|
6 |
2 |
Лабораторная работа №2,, Измерение размеров малых тел,, |
1 |
1 |
|
|
7 |
3 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
1 |
|
|
|
8 |
4 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул |
1 |
|
|
|
9 |
5 |
Три состояния вещества. Различия в строении веществ. |
1 |
|
|
|
10 |
6 |
,,Сведения о веществе,, повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
|
|
ТЕМА 3: |
Взаимодействие тел |
21 |
|
|
|
|
11 |
1 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
1 |
|
|
|
12 |
2 |
Скорость. Единицы скорости. |
1 |
|
|
|
13 |
3 |
Расчет пути и времени движения. Решение задач. |
1 |
|
|
|
14 |
4 |
Явление инерции. Решение задач. |
1 |
|
|
|
15 |
5 |
Взаимодействие тел. |
1 |
|
|
|
16 |
6 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. |
1 |
|
|
|
17 |
7 |
Лабораторная работа №3,,Измерение массы тела на рычажных весах,, |
1 |
1 |
|
|
18 |
8 |
Лабораторная работа 41,,Измерение объема тел,, |
1 |
1 |
|
|
19 |
9 |
Плотность вещества. |
1 |
|
|
|
20 |
10 |
Лабораторная работа №5,,Определение плотности вещества твердого тела,, |
1 |
1 |
|
|
21 |
11 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
1 |
|
|
|
22 |
12 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
23 |
13 |
Контрольная работа№1,,Механическое движение. Масса. Плотность,, |
1 |
|
1 |
|
24 |
14 |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. |
1 |
|
|
|
25 |
15 |
Сила упругости. Закон Гука. |
1 |
|
|
|
26 |
16 |
Вес тела. |
1 |
|
|
|
27 |
17 |
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. |
1 |
|
|
|
28 |
18 |
Динамометр. Лабораторная работа №6,,Градуирование пружины и измерение сил динамометром,, |
1 |
1 |
|
|
29 |
19 |
Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. |
1 |
|
|
|
30 |
20 |
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. |
1 |
|
|
|
31 |
21 |
Контрольная работа№2Трение в природе и технике. ,,Сила. Равнодействующая сила,, |
1 |
|
1 |
|
ТЕМА 4 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
25 |
|
|
|
|
32 |
1 |
Давление. Единицы давления. |
1 |
|
|
|
33 |
2 |
Способы изменения давления |
1 |
|
|
|
34 |
3 |
Давление газа. |
1 |
|
|
|
35 |
4 |
Закон Паскаля. |
1 |
|
|
|
36 |
5 |
Контрольная работа№3. ,,Давление.,, |
1 |
|
1 |
|
37 |
6 |
Расчет давления на дно и стенки сосуда |
1 |
|
|
|
38 |
7 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
39 |
8 |
Сообщающие сосуды |
1 |
|
|
|
40 |
9 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
1 |
|
|
|
41 |
10 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
1 |
|
|
|
42 |
11 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
1 |
|
|
|
43 |
12 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
44 |
13 |
Манометры. Контрольная работа№4 ,,Давление в жидкостях и газах,, |
1 |
|
1 |
|
45 |
14 |
Поршневой жидкостной насос. |
1 |
|
|
|
46 |
15 |
Гидравлический пресс |
1 |
|
|
|
47 |
16 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
1 |
|
|
|
48 |
17 |
Архимедова сила. |
1 |
|
|
|
49 |
18 |
Лабораторная работа №7,,Определение выталкивающей силы,, |
1 |
1 |
|
|
50 |
19 |
Плавание тел. |
1 |
|
|
|
51 |
20 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
52 |
21 |
Лабораторная работа №8,,Выяснение условий плавания тел,, |
1 |
1 |
|
|
53 |
22 |
Плавание судов |
1 |
|
|
|
54 |
23 |
Воздухоплавание |
1 |
|
|
|
55 |
24 |
Повторение темы ,,Давление,, |
1 |
|
|
|
56 |
25 |
Контрольная работа№5,,Давление . Выиалкивающая сила.,, |
1 |
|
1 |
|
ТЕМА 5 |
Работа и мощность. Энергия. |
12 |
|
|
|
|
57 |
1 |
Механическая работа. |
1 |
|
|
|
58 |
2 |
Мощность. |
1 |
|
|
|
59 |
3 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
1 |
|
|
|
60 |
4 |
Момент силы. |
1 |
|
|
|
61 |
5 |
Рычаги в технике, быту и природе. , Лабораторная работа №9,Выяснение условия равновесия рычага,, |
1 |
1 |
|
|
62 |
6 |
,,Золотое правило механики,, Равенство работ при использовании механизмов. |
1 |
|
|
|
63 |
7 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
64 |
8 |
1КПД. Лабораторная работа №10 ,,Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости,, |
1 |
1 |
|
|
65 |
9 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
66 |
10 |
Энергия.Контрольная работа№6 ,,Работа и мощность,, |
1 |
|
1 |
|
67 |
11 |
Превращение энергии. Закон сохранения энергии. |
1 |
|
|
|
68-70 |
12 |
Повторение пройденного материала |
1 |
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ФИЗИКЕ
8класс (70 часов)
№ урока по порядку |
№ раздела/ темы |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
||
практики |
контрольных работ |
|
||||
ТЕМА 1 |
Тепловые явления. |
25 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
Способы изменения внутренней энергии. |
1 |
|
|
|
3 |
3 |
Теплопроводность. |
1 |
|
|
|
4 |
4 |
Конвекция. Излучение. |
1 |
|
|
|
5 |
5 |
Особенности различных способов теплопередачи. |
1 |
|
|
|
6 |
6 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. |
1 |
|
|
|
7 |
7 |
Удельная теплоемкость. |
1 |
|
|
|
8 |
8 |
Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении |
1 |
|
|
|
9 |
9 |
Лабораторная работа№1,, Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры,, |
1 |
1 |
|
|
10 |
10 |
Лабораторная работа№2,,Измерение удельной теплоемкости твердого тела,, |
1 |
1 |
|
|
11 |
11 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. |
1 |
|
|
|
12 |
12 |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах |
1 |
|
|
|
13 |
13 |
Решение задач по теме «Количество теплоты» |
1 |
|
|
|
14 |
14 |
Контрольная работа№1,,Тепловые явления,, |
1 |
|
1 |
|
15 |
15 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания. |
1 |
|
|
|
16 |
16 |
Удельная теплота плавления. |
1 |
|
1 |
|
17 |
17 |
Контрольная работа№2,,Тепловые процессы,, |
1 |
|
|
|
18 |
18 |
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. |
1 |
|
|
|
19 |
19 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
1 |
|
|
|
20 |
20 |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
21 |
21 |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. |
1 |
|
|
|
22 |
22 |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
1 |
|
|
|
23 |
23 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
1 |
|
|
|
24 |
24 |
Решение задач |
1 |
|
|
|
25 |
25 |
Контрольная работа№3,,Агрегатные состояния вещества,, |
1 |
|
1 |
|
ТЕМА 2 |
Электрические явления. |
27 |
|
|
|
|
26 |
1 |
Электризация тел. Два рода зарядов. |
1 |
|
|
|
27 |
2 |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. |
1 |
|
|
|
28 |
3 |
Электрическое поле. |
1 |
|
|
|
29 |
4 |
Делимость электрического заряда. Строение атома. |
1 |
|
|
|
30 |
5 |
Объяснение электрических явлений. |
1 |
|
|
|
31 |
6 |
Э/ток. Источники тока. Контрольная работа№4 ,,Электризация тел. Строение атома,, |
1 |
|
1 |
|
32 |
7 |
Электрическая цепь и ее составные части. |
1 |
|
|
|
33 |
8 |
Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока. |
1 |
|
|
|
34 |
9 |
Сила тока. Единицы силы тока. |
1 |
|
|
|
35 |
10 |
Амперметр. Лабораторная работа№3 ,,Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках,, |
1 |
1 |
|
|
36 |
11 |
Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. |
1 |
|
|
|
37 |
12 |
Сопротивление. Лабораторная работа№4 ,,Измерение напряжения на различных участках цепи,, |
1 |
1 |
|
|
38 |
13 |
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. |
1 |
|
|
|
39 |
14 |
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. |
1 |
|
|
|
40 |
15 |
Реостаты. Лабораторная работа№5 ,,Регулирование силы тока реостатом,, |
1 |
1 |
|
|
41 |
16 |
Лабораторная работа№6,,Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра,, |
1 |
1 |
|
|
42 |
17 |
Последовательное соединение проводников. |
1 |
|
|
|
43 |
18 |
Параллельное соединение проводников |
1 |
|
|
|
44 |
19 |
Решение задач (на соединение проводников, закон Ома) |
1 |
|
|
|
45 |
20 |
Работа э/тока. Контрольная работа№5 ,,Э/ток. Соединения проводников,, |
1 |
|
1 |
|
46 |
21 |
Мощность э/тока |
1 |
|
|
|
47 |
22 |
Лабораторная работа№7,,Измерение мощности и работы тока в электрической лампе,, |
1 |
1 |
|
|
48 |
23 |
Нагревание проводников э/током. Закон Джоуля-Ленца. |
1 |
|
|
|
49 |
24 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. |
1 |
|
|
|
50 |
25 |
Короткое замыкание. Предохранители. |
1 |
|
|
|
51 |
26 |
Электрические явления. Повторение материала. |
1 |
1 |
|
|
52 |
27 |
Контрольная работа№6,,Работа и мощность тока,, |
1 |
|
1 |
|
ТЕМА 3 |
Электромагнитные явления. |
7 |
|
|
|
|
53 |
1 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
1 |
|
|
|
54 |
2 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа№8 ,,Сборкаэлектромагнита и испытание его действия,, |
1 |
1 |
|
|
55 |
3 |
Применение электромагнитов. |
1 |
|
|
|
56 |
4 |
Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли. |
1 |
|
|
|
57 |
5 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель |
1 |
|
|
|
58 |
6 |
Лабораторная работа№9,,Изучение электрического двигателя постоянного тока,, |
1 |
1 |
|
|
59 |
7 |
Контрольная работа№7,,Электромагнитные явления,, |
1 |
|
1 |
|
ТЕМА 4 |
Световые явления. |
9 |
|
|
|
|
60 |
1 |
Источники света. Распространение света. |
1 |
|
|
|
61 |
2 |
Отражение света. Законы отражения. |
1 |
|
|
|
62 |
3 |
Плоское зеркало. |
1 |
|
|
|
63 |
4 |
Преломление света |
1 |
|
|
|
64 |
5 |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
1 |
|
|
|
65 |
6 |
Изображения, даваемые линзой |
1 |
|
|
|
66 |
7 |
Лабораторная работа№10,,Получение изображений с помощью линзы,, |
1 |
1 |
|
|
67 |
8 |
Контрольная работа№8,,Световые явления,, |
1 |
|
1 |
|
68 |
9 |
Повторение |
1 |
|
|
|
69-70 |
|
Резерв |
2 |
|
|
|
V. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
VI. Учебно-методический комплекс 7 кл
№ п\п |
Авторы,составители |
Название учебного издания |
Годы издания |
Издательство |
1. |
А.В. Перышкин |
Физика-8кл |
2008 |
М. Дрофа |
2. |
В.И. Лукашик |
Сборник задач по физике7-9кл. |
2010 |
М.Просвещение |
3. |
Л.А.Кирик |
Самостоятельные и контрольные работы-8 класс |
2005 |
М. Илекса |
5. |
А.В.Перышкин |
Сборник задач |
2007 |
М. Экзамен |
Учебно-методический комплекс 8 кл
№ п\п |
Авторы,составители |
Название учебного издания |
Годы издания |
Издательство |
1. |
А.В. Перышкин |
Физика-8кл |
2008 |
М. Дрофа |
2. |
В.И. Лукашик |
Сборник задач по физике7-9кл. |
2010 |
М.Просвещение |
3. |
Л.А.Кирик |
Самостоятельные и контрольные работы-8 класс |
2005 |
М. Илекса |
5. |
А.В.Перышкин |
Сборник задач |
2007 |
М. Экзамен |
5. |
А.В. Перашкин |
Сборник задач по физике |
2008 |
М. Экзамен |
Информационно-коммуникационные средства |
Технические средства |
Мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска, проектор) |
Экранно-звуковые пособия |
Видеофильмы и видеопрограммы, DVD |
1. Программа 1-С Школа ,физика 7-11 классы, библиотека наглядных пособий |
2. Программа Физикон 7-11 классы |
7 класс
Контрольная работа №1по теме «Взаимодействие тел»
1. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
2. Сосуд вмещает 272г ртути. Сколько граммов керосина поместится в этом сосуде?
3. Рассчитайте среднюю скорость автомобиля, если за первые 2ч он проехал путь 90км, а следующие 4ч двигался со скоростью 60км\ч.
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
1.Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
2. Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
3. Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3
Контрольная работа №3 по теме «Работа, мощность, энергия»
1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3
Итоговая контрольная работа
1.Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
2.
Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
3. Постройте график движения.
Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Контрольная работа №1по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»
1. Одинаковые ли
давленияпроизводят
на стол кирпичи
( см.
рис.)? Ответ объясните.
2. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?
3. С какой силой давит воздух на поверхность страницы тетради, размеры которой 16*20см? Атмосферное давление нормальное.
Контрольная работа № 2 по теме «Архимедова сила»
1.Почему
горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3,
воды 1000 кг/м3
2.Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3
3. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3
Контрольная работа № 3 по теме «Тепловые явления»
1.Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С) )
2. Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты? (Удельная теплота сгорания угля 3 * 107 Дж/кг)
3. Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия? Потерями тепла пренебречь. (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С))
Контрольная работа №4 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
1. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг
2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,
3. За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг
Итоговая контрольная работа
1. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг
2. Масса лыжника 60 кг.Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?
3. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3
Самостоятельная работа по теме «Электрические явления»
1.По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут. Чему равна сила тока в лампе?
2.Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
3.По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
Контрольная работа №1по теме «Постоянный ток»
1. При устройстве молниеотвода применен стальной провод с площадью поперечного сечения 35 мм2 и длиной 20 м. Найдите сопротивление этого провода.
2. Определите общее сопротивление и силу тока в цепи.
3. Определите общее сопротивление цепи.
Контрольная работа №2 по теме «Работа и мощность электрического тока»
1. Какую работу совершает ток в электродвигателе за 15 с, если при напряжении 220 В сила тока в двигателе равна 0,2 А?
2. При напряжении 220 В в лампе в течение 4 мин выделено 14,4 кДж энергии. Определите сопротивление нити лампы.
3. Определите мощность тока, потребляемую второй лампой (рис.), если показания вольтметра 15 В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.