рабочая программа по физике для 9 классов

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по физике для 9 классов.docx

Программа по физике для 9-класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике ,утвержденного приказом №1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года, на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 (Издательство «Просвещение» Москва. 2007  г.) (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А. В.Перышкина.

Реализация программы используется учебники:

·       Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2011;

·       Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2013;

·       Перышкин А.В, Гутник Е.М. Физика-9 – М.: Дрофа, 2013.

ü сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

·       Лукашик В.И. Сборник  задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008. 

 

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики,оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

·        овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

·        воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

·        использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

        

знать/понимать:

 

·        смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.

·        смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

·        смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

 

уметь:

 

·        описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,

·        использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

·        представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

·        выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

·        приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

·        решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Физика (9 класс)

I. Законы взаимодействия и движения тел. (27 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх, вниз.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Лабораторная работа.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

 

II. Механические колебания и волны. Звук. (11часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны.  Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Лабораторная работа.

3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

 

 

 

III. Электромагнитное поле. (12 часов)

Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные   волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор

Свет – электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

 

IV. Строение атома и атомного ядра.

 Использование энергии атомных ядер (14 часов)

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Лабораторная работа.

5.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

 

 

Тематическое планирование.

Учебник: Перышкин А. В., Е.М. Гутник «Физика.9кл.»

(2ч в неделю, всего 70 ч.)

 

№/№

Тема 1

Кол-во

час-ов

Приме

чание

Законы взаимодействия и движения тел. (27 часов)

 

  1/1

Материальная точка. Система отсчета.

1

§1

  2/2

Перемещение.

1

§2

  3/3

Определение координаты движущегося тела.

1

§3

  4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

§4

  5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

§5

  6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики скоростей.

1

§6

  7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

§7

  8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

§8

  9/9

Л.Р.№ 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

§8

10/10

Решение задач.

1

 

11/11

Контрольная работа № 1  по §1-8 (на «Механическое движение»)

1

 

12/12

Относительность движения.

1

§9

13/13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

§10

14/14

Второй закон Ньютона.

1

§11

15/15

Третий закон Ньютона.

1

§12

16/16

Свободное падение тел.

1

§13

17/17

Движение тела, брошенного вертикально верх.

1

§14

18/18

Л.Р. № 2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

 

19/19

Закон всемирного тяготения.

1

§15

20/20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

 

§16

21/21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

§18

§19

22/22

Решение задач.

1

 

23/23

Искусственные спутники Земли.

1

§20

24/24

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

§21

25/25

Реактивное движение. Ракеты.

 

1

§22

26/26

Вывод закона сохранения полной механической энергии. Решение задач.

1

§23

27/27

Контрольная работа № 2 по §9-23 (« Законы движения и взаимодействия тел»)

 

1

 

        Механические колебания  и волны. Звук (11 ч)      

28/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

§24,25

29/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

§26

30/3

Л.Р.№ 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

§26

31/4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

§28,29

32/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

§31,32

33/6

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

§33

34/7

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

§34-36

35/8

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1

§37,38

36/9

Отражение звука. Эхо. Решение задач.

1

§39,40

37/10

Решение задач

1

 

38/11

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания»

1

 

Электромагнитное поле (12 ч)

39/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

§42,43

40/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

§44

41/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

§45

42/4

Индукция магнитного поля.

1

§46

43/5

Магнитный поток.

1

§47

44/6

Явление электромагнитной индукции.

1

§48,

(§49)

45/7

Получение переменного электрического тока. Трансформатор

1

§51

46/8

Л.Р. № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

§51

47/9

Электромагнитное поле.

1

§52,

48/10

Электромагнитные волны.

 

§53,56

49/11

Электромагнитная природа света. Подготовка к контрольной работе.

1

§58

50/12

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»

1

 

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

(14 часов)

51/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

§65

52/2

Модели атомов. Опыты Резерфорда.

1

§66

53/3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

§67

54/4

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

§68

55/5

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

§69,70

56/6

Состав  атомного  ядра.  Массовое  число.  Зарядовое  число.  Ядерные  силы.

1

§71.72

57/7

Энергия связи. Дефект  масс.

1

§73

58/8

Деление  ядер  урана.  Цепная  реакция.

1

§74,75

59/9

Ядерный реактор.  Преобразование  внутренней

энергии  ядер  в  электрическую  энергию. Л.Р.№5

 « Изучение деления ядра урана по фотографии»

1

§76

60/10

Атомная  энергетика.

1

§77

61/11

Биологические  действие  радиации.

1

§78

62/12

Термоядерная  реакция.

1

§79

63/13

Обобщение  материала  темы.  Подготовка

к контрольной  работе.

1

§71-79

64/14

Контрольная  работа  №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

 

65,66

Повторение

2

 

67

Итоговая контрольная работа

1

 

68,69,70

Повторение

3