Рабочая программа по физике для индивидуального обучения на дому 7 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 25.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7 кл федоров физика.docx

 

Рабочая программа

по физике для индивидуального обучения на дому

 

Предметная область –  естественно-научная

Класс – 7

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год

          Составитель:

Леухина В.И.,

учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год


 

Содержание рабочей программы:

 

 

            Пояснительная записка                                                                                                                                         стр. 3-6

                                                                                                                               

Содержание учебного предмета                                                                                                                           стр. 7-9

          

Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                                                    стр. 10-19             

                                 

Календарно-тематическое планирование                                                                                                            стр. 23-31

 

Список использованных источников                                                                                                                    стр. 32

 

Аннотация                                                                                                                                                                стр. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Рабочая программа по физике, 7 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

-                   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

-                   Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

-                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);

-                   Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

-                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

-                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);

-                   Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);

-                   Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-                   Данилюк А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

            Рабочая программа составлена на основе локальных актов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29»:

-                   Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);    

-                   Основная образовательная программа школы на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.2019;

-                   Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.2019;

-                   Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30.08.2019.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

1.    Учебник «Физика. 7 класс». Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.-М., Дрофа, 2015

2.    «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений». В.И. Лукашек, Е.В.Иваново. 21 издание, М., Просвещение, 2007

3.    Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУим. К.Д. Ушинского, 2000

4.    Марон А.Е. Физика: дидактические материалы. М.. Дрофа, 2006

5.    Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы» М., Илекса, 2002

 

 

           Количество учебных часов в год – 26,25 часов.

           Количество учебных часов в неделю –0,75 часа.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умения и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

 

Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 7 А класса. Программа включает в себя основные разделы физика 7 класса и реализуется в течение учебного года. Для учащихся, которым рекомендовано обучение на дому для сохранения его физического и психического здоровья количество часов по физике сокращено. Программа учитывает особенности познавательной деятельности, учащихся младшего подросткового возраста и помогает достичь учащемуся того уровня образовательных достижений, необходимого для социальной адаптации и продолжения дальнейшего обучения. Программа определяет оптимальный объем предметных результатов по физике, личностных и метапредметных результатов обучения на уровне основного общего образования. Обучение физике носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью и образовательными достижениями обучающегося по другим учебным предметам. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Реализация программы на базовом уровне достигается за счет группирования содержания учебного материала по основным разделам, а также максимального включения развивающих заданий и упражнений, формирующих навыки универсальных учебных действий.

Реализация программы достигается за счет дифференцированного изучения основных дидактических единиц по физике, а также за счет методических способов и приемов обучения, используемых учителем в индивидуальной работе с обучающимся. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФИЗИКА

1.      Введение (1,5 ч)

1 уровень

 Что и как изучают физика и астрономия.

Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятия о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.

2 уровень.

Относительная погрешность. Физическая теория.

Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Фронтальные лабораторные работы.

1 уровень

1.      Измерение длины, объема и температуры тела.

2.      Измерение времени.

3.      Измерение размеров малых тел

2 уровень

1.      Измерение малых величин.

 

2.      Механические явления (17,25 ч)

1 уровень

 Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория, Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.

Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

1 уровень

4.      Изучение равномерного движения

5.      Измерение массы тела на рычажных весах.

6.      Измерение плотности вещества твердого тела.

7.      Градуировка динамометра и измерение сил.

8.      Измерение коэффициента трения скольжения.

9.      Изучение условия равновесия рычага.

10.  Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

 

Лабораторные опыты.

1 уровень.

3.      Измерение средней скорости.

4.      Изучение равноускоренного движения.

 

3.      Звуковые явления (2,25 ч)

1 уровень

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота.  Звуковые колебания.  Источники звука.  Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр. Отражение звука. Эхо

2 уровень

 Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Лабораторные опыты

1      уровень

- Наблюдение колебаний звучащих тел

      - Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.

      - Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.

2      уровень

- Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.

- Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

 

4.      Световые явления (4,5 ч)

1 уровень.

Источник света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.

Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Оптические приборы: проекционные аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

2 уровень.

 Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал. Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

Фронтальные лабораторные работы.

1 уровень

11.    Наблюдение прямолинейного распространения света.

12.    Изучение явления отражения света.

13.    Изучение явления преломления света

14.    Изучение изображения, даваемого линзой.

Лабораторные опыты.

1 уровень

- Наблюдение образования тени и полутени.

- Получение и исследование изображения в плоском зеркале.

2 уровень

- Изготовление перископа.

- Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом.

_ Изучение закона преломления света.

Повторение (0,75 ч)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс физики 7 класс).

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники и отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний т практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем:

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения и вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

 

Государственный образовательный стандарт основного общего образования говорит о следующем:

1.                  формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2.                  формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных, квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физик; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3.                  Приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений.

4.                  Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5.                  Осознание необходимости применения достижения физики и технологий для рационального природопользования;

6.                  Овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений, во избежание вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7.                  Развитее умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний, законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8.                  Формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

 

Выпускник научится:

·      соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

·      понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

·      распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

·      ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

·      понимать роль эксперимента в получении научной информации;

·      проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

·      проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

·      проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

·      анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

·      понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

·      использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

·      осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

·      использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

·      сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

·      самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

·      воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

·      создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

·      распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

·      описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

·      анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

·      различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

·      решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

·      использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

·      различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

·      находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

·      распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

·      описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

·      анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

·      различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

·      приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

·      решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

·      использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

·      различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

·      находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

·      распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

·      составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

·      использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

·      описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

·      анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

·      приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

·      решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

·      использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

·      различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

·      использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

·      находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

·      распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

·      описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

·      анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

·      различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

·      приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

·      использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

·      соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

·      приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

·      понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

·      указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

·      понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

·      указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

·      различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

·      различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Содержание

Кол-во часов

1.

Введение

 

1,5

1.1

Что и как изучают физика и астрономия

0,75

1.2

Измерение физических величин. Точность измерений

0,75

2.

Механические явления

17,25

2.1

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

0,75

2.2

Траектория. Путь. Равномерное движение.

0,75

2.3

Скорость равномерного движения.

0,75

2.4

Неравномерное движение. Средняя скорость.

0,75

2.5

Равноускоренное движение. Ускорение.

0,75

2.6

Инерция

0,75

2.7

Масса

0,75

2.8

Плотность вещества

0,75

2.9

Сила упругости

0,75

2.10

Сила тяжести

0,75

2.11

Вес тела. Невесомость

0,75

2.12

Давление. Кратковременная контрольная работа

0,75

2.13

Сила трения

0,75

2.14

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 1

0,75

2.15

Механическая работа. Решение задач

0,75

2.16

Мощность

0,75

2.17

Простые механизмы

0,75

2.18

Правило равновесия рычага

0,75

2.19

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики

0,75

2.20

Коэффициент полезного действия

0,75

2.21

Энергия. Кратковременная контрольная работа

0,75

2.22

Кинетическая и потенциальная энергия

0,75

2.23

Закон сохранения энергии в механике

0,75

3

Звуковые явления

2,25

3.1

Колебательное движение. Период колебания маятника

0,75

3.2

Волновое движение. Длина волны

0,75

3.3

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука

0,75

4.

Световые явления

4,5

4.1

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени

0,75

4.2

Полное внутреннее отражение. Волоконная оптика

0,75

4.3

Линзы. Ход лучей в линзах

0,75

4.4

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов

0,75

4.5

Цвета тел

0,75

4.6

Контрольная работа

0,75

5.

Повторение

0,75

 

Обобщающее итоговое повторение курса. Решение задач.

0,75

 

Итого:

26,25

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата  проведения

Тема урока

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

 

 

План

Факт

 

Введение (1,5 часа)

 

Наблюдать и описывать физические явления;

-работать с информацией (с текстом учебника и дополнительной литературой);

Переводить значения величин из одних единиц в другие;

- систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы;

Анализировать причины погрешностей измерений и предлагать способы их уменьшения;

- определять цену деления шкалы измерительного прибора, пределы измерения, абсолютную погрешность измерения;

-выполнять измерения и записывать их результат с учетом погрешности;

Измерять длину, объем и температуру тела и записывать результат с учетом погрешности;

-представлять результаты измерений в виде таблиц;

-наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;

Систематизировать и обобщать полученные знания;

1.

 

 

Что и как изучают физика и астрономия

0,75

2.

 

 

Физические величины. Единицы физических величин

0,75

 

Глава I. Механические явления (17,25 часа)

 

3.

 

 

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения

0,75

Описывать характер движения тела в зависимости от выбранного тела отсчета.

Моделировать равномерное движение;

-распознавать равномерное движение;

Выделять основные этапы решения физических задач;

-рассчитывать скорость и путь при равномерном движении.

Измерять скорость равномерного движения;

-строить и анализировать графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении;

-наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;

вычислять среднюю скорость неравномерного движения, используя аналитический и графический методы;

Рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы;

- строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения от времени;

Рассчитывать скорость тела при равноускоренном движении, используя аналитический и графический методы;

- строить, читать и анализировать графики зависимости скорости и ускорения от времени при равноускоренном движении;

Наблюдать явление инерции;

Сравнивать массы тел при их взаимодействии;

Анализировать устройство и принцип действия рычажных весов;

-измерять массу тела;

-представлять результаты измерений в виде таблиц;

- наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;

вычислять плотность вещества;

-сравнивать плотности твердых, газообразных, жидких веществ;

Экспериментально определять плотность вещества твердого тела;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;

Определять значения плотности веществ, их массы и объемы, используя формулу плотности вещества;

- применять знания к решению задач;

Наблюдать взаимодействие тел;

-вычислять силу, действующую на тело;

-определять направление силы, действующей на тело, и возникающей в результате взаимодействия ускорения.

Изучать устройство и принцип действия динамометра;

- применять международную систему единиц, основные и производные единицы;

складывать силы, действующие вдоль одной прямой;

- определять равнодействующую сил, используя правило сложения скоростей;

Исследовать связь между силой упругости, возникающей при упругой деформации, и удлинением тела.

Исследовать зависимость силы тяжести от массы тела;

-анализировать зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли;

-рассчитывать силу тяжести, действующую на тело;

Анализировать зависимость силы всемирного тяготения от масс тел при расстоянии между ними

Сравнивать вес тела и силу тяжести;

-исследовать зависимость веса тела от условий, в которых оно находится;

Измерять силу динамометром;

-наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;

- представлять результаты в идее таблиц;

Экспериментально проверять зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры;

-рассчитывать давление;

- применять знания к решению задач;

Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;

-сравнивать виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя;

- рассчитывать значение величин, входящих в формулу силы трения скольжения;

Объяснять и приводить примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике;

-измерять коэффициент трения скольжения;

- наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;

- сравнивать, обобщать и делать выводы;

- представлять результаты в виде таблиц;

Измерять работу силы;

- рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы;

вычислять мощность;

- рассчитывать значения величин, входящих в формулу мощности;

рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы и мощности;

анализировать работу простых механизмов;

исследовать условие равновесия рычага;

- определять выигрыш в силе при использовании различных механизмов;

Наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности:

- систематизировать и обобщать полученные знания;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;

исследовать причины невозможности выигрыша в силе в неподвижном блоке и выигрыша в силе при использовании подвижного блока;

- вычислять значения физических величин, используя «золотое правило» механики

Определять значения физических величин, используя формулу КПД

Измерять КПД наклонной плоскости;

- наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

- систематизировать и обобщать полученные знания;

-представлять результаты измерений в виде таблиц;

систематизировать знания о физической величине на примере энергии;

- применять знания к решению задач; анализировать процессы с энергетической точки зрения;

- определять значения кинетической и потенциальной энергии в разных системах отсчета;

анализировать механические явления с точки рения сохранения и превращения энергии;

работать с таблицами, представленными в итогах главы.

4.

 

 

Траектория. Путь. Равномерное движение

0,75

5.

 

 

Скорость равномерного движения

0,75

6.

 

 

Неравномерное движение. Средняя скорость

0,75

7.

 

 

Равноускоренное движение. Ускорение

0,75

8.

 

 

Инерция

0,75

9.

 

 

Масса

0,75

10.

 

 

Плотность вещества

0,75

11.

 

 

Сила упругости

0,75

12.

 

 

Сила тяжести

0,75

13.

 

 

Вес тела. Невесомость

0,75

14.

 

 

Давление. Кратковременная контрольная работа

0,75

15.

 

 

Сила трения

0,75

16.

 

 

Трение в природе и технике. Лабораторная работа №8

0,75

17.

 

 

Механическая работа. Решение задач

0,75

18.

 

 

Мощность

0,75

19.

 

 

Простые механизмы

0,75

20.

 

 

Правило равновесия рычага

0,75

21.

 

 

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механик

0,75

22.

 

 

Коэффициент полезного действия

0,75

23.

 

 

Энергия. Кратковременная контрольная работа

0,75

24.

 

 

Кинетическая и потенциальная энергия

0,75

25.

 

 

Закон сохранения энергии в механике

0,75

Глава II. Звуковые явления (2,25 часа)

26.

 

 

Колебательное движение. Период колебания маятника

0,75

1.      Объяснять процесс колебаний маятника;

–исследовать зависимость периода колебаний от его длины и амплитуды колебаний;

– вычислять величины, характеризующие колебательное движение;

2.      Анализировать устройство голосового аппарата человека;

-работать с информацией при подготовке сообщения;

исследовать условия возникновения упругой волны;

-применять формулу длины волны к решению задач;

-сравнивать поперечные и продольные волны;

анализировать условия существования звуковой волны, зависимость скорости звука от свойств среды;

-устанавливать связь физики и биологии при рассмотрении устройства слухового аппарата человека;

исследовать связь громкости звука с амплитудой колебаний и высоты тона с частотой колебаний, тембра- с набором частот;

работать с таблицами, представленными в итогах главы

-применять знания к решению задач.

27.

 

 

Волновое движение. Длина волны

0,75

28.

 

 

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука

0,75

 

Глава III. Световые явления (4,5 часа)

 

29.

 

 

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.

0,75

-практически применять основные понятия и законы;

-строить изображения предмета в плоском зеркале;

-решать качественные и расчетные задачи на закон отражения и преломления.

 

30.

 

 

Полное внутреннее отражение. Волоконная оптика

0,75

31.

 

 

Линзы. Ход лучей в линзах

0,75

32.

 

 

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов

0,75

33.

 

 

Цвета тел

0,75

34.

 

 

Контрольная работа

0,75

 

Повторение (0,75 часа)

35.

 

 

Повторение и систематизация пройденного учебного материала

0,75

 

 

 

 

 

Список использованных источников                                                                                                                   

 

1.    Федеральный закон от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (Электронный ресурс. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);

2.    Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);

3.    Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);

4.    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/);

5.    Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (Электронный ресурс. Режим доступа http://base.garant.ru/71239306/);

6.    Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Электронный ресурс. Режим доступа http://fgosreestr.ru/).

7.    Учебник «Физика. 7 класс». Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.-М., Дрофа, 2015

8.    «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений». В.И. Лукашек, Е.В.Иваново. 21 издание, М., Просвещение, 2007

9.    Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУим. К.Д. Ушинского, 2000

10.              Марон А.Е. Физика: дидактические материалы. М.. Дрофа, 2006

11.              Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы» М., Илекса, 2002

12.              Таблицы по физике для 7-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист коррекции выполнения рабочей программы

 

Название темы урока

Дата

проведения урока

по плану

Причина корректировки (больничный лист, курсы учителя, отмена учебных занятий в связи с …)

Корректирующие мероприятия

(материал изучен за счет дополнительных занятий, объединения тем уроков, за счет уроков повторения пройденного материала, и т.д.)

Дата

проведения урока

по факту