Пояснительная записка
Цель: воспитание у обучающихся ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; усвоение обучающимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
-знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
-приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
-формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.
-овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
-понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
УМК:
Физика. 7-9 классы. Рабочие программы по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. – В: Учитель, 2018 г.
Физика. 7 класс. Учебник. А. В. Перышкин. - М: Дрофа, 2014 г.
Основное содержание учебного предмета
Введение (4 ч.)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Первоначальные сведения о строении вещества (7ч.)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Взаимодействие тел (20 ч.)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 ч.)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия часов (11 ч.)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Повторение (4ч.)
Количество контрольных работ: 4.
Требования, предъявляемые к уровню подготовки
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
§ Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
§ Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
§ Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
§ Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- уметь применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- уметь докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
В результате изучения физики в основной школе учащиеся должны сформировать следующие общеучебные умения:
Ученик научится:
§ распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел
§ описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма
§ анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила
§ решать задачи, используя физические законы закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
§ распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел
§ различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.
§ анализировать проблемы сохранности природных систем региона.
Ученик получит возможность научиться:
§ использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
§ приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий исследования космического пространства.
§ различать границы применимости физических законов.
§ использовать приемы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения программы |
Скорректирован ные сроки прохождения программы |
|
|
|
Раздел 1 Введение (4 ч) |
|
|
||||
1 |
Инструктаж по охране труда. Введение. Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты. |
01.09-03.09. |
|
|
|
|
2 |
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. |
01.09-03.09. |
|
|
|
|
3 |
Экспериментальное задание № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». Решение задач на определение цены деления измерительных приборов. |
06.09-10.09. |
|
|
|
|
4 |
|
06.09-10.09. |
|
|
|
|
Раздел 2 Первоначальные сведения о строении вещества (7ч) |
|
|
||||
5 |
Физика и техника. Строение вещества. Молекулы. |
13.09-17.09. |
|
|
|
|
6 |
Экспериментальное задание № 2 «Измерение размеров малых тел». Тестирование «Определение размеров малых тел». |
13.09-17.09. |
|
|
|
|
7 |
Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. |
20.09-24.09. |
|
|
|
|
8 |
Взаимодействие молекул.
|
20.09-24.09. |
|
|
|
|
9 |
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
27.09-01.10. |
|
|
|
|
10 |
Повторение и обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». |
27.09-01.10. |
|
|
|
|
11 |
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». |
11.10-15.10. |
|
|
||
Раздел 3 Взаимодействие тел (20 ч) |
|
|
||||
12 |
Анализ контрольной работы №1. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
11.10-15.10. |
|
|
|
|
13 |
Скорость. Единицы скорости.
|
18.10-22.10. |
|
|
|
|
14 |
Расчет пути и времени движения. Тестирование «Механическое движение»
|
18.10-22.10. |
|
|
|
|
15 |
Решение задач на расчет пути и времени движения. |
25.10-29.10. |
|
|
|
|
16 |
Явление инерции. Взаимодействие тел. |
25.10-29.10. |
|
|
|
|
17 |
Масса тела. Лабораторная работа № 1 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
01.11-05.11. |
|
|
|
|
18 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение объема тела». |
01.11-05.11. |
|
|
|
|
19 |
Плотность вещества. |
08.11-12.11. |
|
|
|
|
20 |
Лабораторная работа № 3 «Определение плотности вещества твердого тела». |
08.11-12.11. |
|
|
|
|
21 |
Расчет массы и объема тела по его плотности. |
22.11-26.11. |
|
|
|
|
22 |
Решение задач на расчет массы и объема тела по его плотности. |
22.11-26.11. |
|
|
|
|
23 |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. |
29.11-03.12. |
|
|
|
|
24 |
Сила упругости. Закон Гука. Тестирование «Сила». |
29.11-03.12. |
|
|
|
|
25 |
Вес тела. Решение задач на расчет силы тяжести, силы упругости и веса тела. |
06.12-10.12. |
|
|
|
|
26 |
Единицы силы. Связь силы тяжести и массы тела. |
06.12-10.12. |
|
|
|
|
27 |
Динамометр. Лабораторная работа № 4 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». |
13.12-17.12. |
|
|
|
|
28 |
Графическое изображение сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. |
13.12-17.12. |
|
|
|
|
29 |
Повторение и обобщение по теме «Взаимодействие тел». Подготовка к контрольной работе № 2. |
20.12-24.12. |
|
|
|
|
30 |
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». |
20.12-24.12. |
|
|
|
|
31 |
Анализ контрольной работы № 2. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. |
27.12-30.12. |
|
|
|
|
Раздел 4 Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 ч) |
|
|
||||
|
||||||
32 |
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. |
27.12-30.12. |
|
|
|
|
33 |
Решение задач на расчет давления.
|
10.01-14.01. |
|
|
|
|
34 |
Давление газа. |
10.01-14.01. |
|
|
|
|
35 |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. |
17.01-21.01. |
|
|
|
|
36 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
17.01-21.01. |
|
|
|
|
37 |
Сообщающиеся сосуды. Тестирование «Давление твердых тел». |
24.01-28.01. |
|
|
|
|
38 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. |
24.01-28.01. |
|
|
|
|
39 |
Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
31.01-04.02. |
|
|
|
|
40 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
31.01-04.02. |
|
|
|
|
41 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
07.02-11.02. |
|
|
|
|
42 |
Манометры. Решение задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления. |
07.02-11.02. |
|
|
|
|
43 |
Поршневой жидкостный нанос. Гидравлический пресс. |
14.02-18.02. |
|
|
|
|
44 |
Повторение и обобщение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Решение задач. Подготовка к контрольной работе № 3. |
14.02-18.02. |
|
|
|
|
45 |
Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
28.02-04.03. |
|
|
|
|
46 |
Анализ контрольной работы №3. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
28.02-04.03. |
|
|
|
|
47 |
Архимедова сила. |
07.03-11.03. |
|
|
|
|
48 |
Решение задач на расчет архимедовой силы. |
07.07-11.03. |
|
|
|
|
49 |
Лабораторная работа № 5 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». |
14.03-18.03. |
|
|
|
|
50 |
Плавание тел. |
14.03-18.03. |
|
|
|
|
51 |
Экспериментальное задание № 3 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Тестирование «Плавание тел» |
21.03-25.03. |
|
|
|
|
52 |
Решение задач на определение условий плавания тел. |
21.03-25.03. |
|
|
|
|
53 |
Плавание судов. Решение задач. |
28.03-01.04. |
|
|
|
|
54 |
Воздухоплавание. Решение задач. |
28.03-01.04. |
|
|
|
|
55 |
Решение задач по темам «Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание». |
11.04-15.04. |
|
|
|
|
Раздел 5 Работа и мощность. Энергия (11 ч); Повторение (4ч.) |
|
|
||||
56 |
Механическая работа. |
11.04-15.04. |
|
|
|
|
57 |
Мощность. |
18.04-22.04. |
|
|
|
|
58 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
18.04-22.04. |
|
|
|
|
59 |
Лабораторная работа № 6 «Выяснение условия равновесия рычага». Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе |
25.04-29.04. |
|
|
|
|
60 |
Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Тестирование «Рычаги». |
25.04-29.04. |
|
|
|
|
61 |
Коэффициент полезного действия Решение задач |
02.05-06.05. |
|
|
|
|
62 |
Лабораторная работа № 7 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». |
02.05-06.05.2022 |
|
|
|
|
63 |
Повторение и обобщение по теме «Работа и мощность». Подготовка к контрольной работе № 4. |
09.05-13.05. |
|
|
|
|
64 |
Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность». |
09.05-13.05. |
|
|
|
|
65 |
Анализ контрольной работы №4.Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач. |
16.05-20.05. |
|
|
|
|
66 |
Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения энергии. Тестирование «Виды энергии» |
16.05-20.05. |
|
|
|
|
67 |
Повторение «Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел». |
23.05-27.05. |
|
|
|
|
68 |
Повторение «Давление. Работа и мощность. Энергия». Работа и мощность. Энергия» |
23.05-27.05. |
|
|
|
|
Итого: 68 часов
Экспериментальные задания выполняются в виде демонстрационного эксперимента, фронтальной лабораторной работы, экспериментальной задачи и др. в зависимости от наличия оборудования, времени, уровня подготовки учащихся. Экспериментальные задания не подлежат обязательной оценке.
Лист корректировки рабочей программы по физике
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.