СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «Футбол»
Практический раздел программы реализуется на учебно-тренировочных и методико-практических занятиях в учебных группах.
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и физической подготовки обучающихся. Практические занятия помогают приобрести опыт творческой практической деятельности, развивают самостоятельность в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышают уровень функциональных и двигательных способностей, направленно формируют качества и свойства личности. Практический раздел включает в себя подразделы: общей физической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), технической и тактической подготовки. Курс практических занятий дается в виде тренировочных заданий по видам подготовки.
Распределение учебных часов на освоение практического раздела программы по видам подготовки на первый и второй год обучения
№ |
Разделы подготовки |
Количество часов |
Вид активности обучающегося |
Форма контроля |
1 |
Гигиенические знания |
2 |
Теоретические занятия |
|
2 |
Основы знаний о футболе |
4 |
Теоретические занятия |
|
3 |
ОФП и СПФ |
2 |
Теоретические занятия |
|
4 |
Техническая подготовка |
28 |
Практическое занятие |
Техника исполнения |
5 |
Тактическая подготовка |
30 |
Практическое занятие |
Техника исполнения |
6 |
Общая физическая подготовка |
28 |
Практическое занятие |
Сдача нормативов |
7 |
Специальная физическая подготовка |
30 |
Практическое занятие |
Техника исполнения |
8 |
Участие в соревнованиях |
6 |
||
|
Выполнение контрольных нормативов |
6 |
||
9 |
Всего часов |
136 |
Секция «Футбола»
Программа секции «Футбол» предназначена: обучающимся МБОУ «СОШ № 18 им. Б. Б, Городовикова», проживающих в г. Элисте Республики Калмыкия
Количество обучаемых в секции — 15 человек. В секцию «Футбола» допущены обучающиеся основной группы, прошедшие медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющие допуск к занятиям в секции спортивных игр «Футбол».
Учебная программа предназначена для проведения учебно-тренировочного процесса с обучающимися секции «Футбола».
Цель программы – улучшение качества и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.
Курс футбола призван обеспечить необходимый уровень знаний по теории и методике данного вида спорта, а также развить необходимые ученику в его будущей учебной и профессиональной деятельности качества и навыки (силу, быстроту реакции, концентрацию внимания, общую и скоростно-силовую выносливость).
Курс практических занятий дается в виде тренировочных заданий по видам подготовки. На практических занятиях обучающиеся осваивают упражнения по общей и специальной физической подготовке, овладевают техникой выполнения упражнений. А также получают знания по тактике игры. Самостоятельная работа включает в себя изучение и реферирование литературы по специальным вопросам, работу над освоением техники выполнения упражнений.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы:
Футбол – одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Коллективный характер футбольной деятельности предопределяет проявление игроками своих лучших морально-волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично соединяются высокое исполнительское мастерство футболистов и бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке футбольного поля, физическое совершенство игроков и радость, горечь, боль многих миллионов болельщиков.
Элементы футбола, благодаря разнообразным проявлениям физических качеств, тактического мышления, часто используются в других видах спорта (и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки. Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.
Цель занятий:
-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культурой и спортом, популяризация игры в футбол среди обучающихся школы,
пропаганда ЗОЖ.
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в футбол;
-обучение обучающихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по футболу, приобретение
Необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступлении на городских и республиканских соревнованиях.
Задача занятий:
-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в футбол;
-участвовать в спартакиаде школы и в республиканских соревнованиях по футболу;
-развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту
движений, скоростно-силовые качества, выносливость.
- воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,
дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы,
-воспитывать у обучающихся волевые качества: смелость, решительность,
настойчивость;
- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в
себе, а иногда и боязнь.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:
Программа основана на примерной программе по футболу для спортивных школ. Произведен пересмотр часов на учебно-тренировочный этап в связи с конкретными условиями образовательного учреждения
Место и время проведения занятий:
Занятия секции спортивных игр «Футбол» проводятся в ГСК «Восточный» (осень, весна) и спортивном зале МБОУ «СОШ № 18»: 2 раза в неделю, 2 академических часа (по 45мин.)
I четверть, II четверть: среда – 13 30 – 1500 , пятница – 13 30 – 1500 ;
III четверть IV четверть: понедельник – 13 40 – 1510 , четверг – 13 40 – 1510 ;
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:
Содержание программы связано с уроками физической культуры.
Нормативно-правовая база
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании РФ»;
Закон «О физической культуре и спорте в РФ»;
«Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования
детей»;
«Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ».
Методическое обеспечение реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
Раздел 3. Х-Х1 классы.
Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)
Часть11. Внеклассная работа. Спортивные секции. Футбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г).
2. Тематическое планирование уроков физической культуры по разделу учебной программы: «Футбол» для обучающихся 2-4 классов МБОУ «СОШ № 18» на 2019 -2020 учебный год, учитель физической культуры Сангаджиев В. Б.
3. Тематическое планирование секции спортивных игр: «Футбол» для обучающихся МБОУ «СОШ № 18» на 2019 -2020 уч. год, руководитель спортивной секции Сангаджиев В.Б.
4.Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. / Годик М.А., Мосягин С.М, Швыков И.А.,- М.: Граница, 2008 – 272 с.
5. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
6. Дэнни Милке. Футбол. Основы игры. 2007 г.
7.Футбол. Правила игры. – М.: Терра Спорт, 2004 г.
8. Андреев, С.Н. Мини-футбол: метод. пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. – Липецк: Арес, 2004.
Механизм реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
Деятельность по реализации программы осуществляет преподаватель по физической культуре: МБОУ «СОШ № 18» Сангаджиев В.Б., текущий контроль- завуч по внеклассной работе МБОУ «СОШ № 18»: Бембеева В.А. Обеспечение санитарно- гигиенических норм осуществляет медицинский работник МОБУ «СОШ № 18» Альчинова Т.У.
Условия реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по футболу, пополнение материальной базы футбольными мячами, сетками для ворот, конусами и др. инвентарём.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей школьников в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «Футбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр «Футбол».
Срок реализации программы – 2 года.
Всего – 136 часов
Продолжительность занятий по годам:
Первый год - 68 часов
Второй год - 68 часов
Ожидаемые результаты работы:
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства.
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в футбол.
3.Участие во внутришкольных соревнованиях по футболу, формирование сборной команды школы для участия в городском первенстве среди учащихся г. Элиста по футболу.
4.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
5.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений.
7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
Условия реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
Для более успешной и квалифицированной работы секции рекомендуется на основе распределения объёмов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение объёмов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы отдельно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «Футбол»
Практический раздел программы реализуется на учебно-тренировочных и методико-практических занятиях в учебных группах. Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и физической подготовки обучающихся. Практические занятия помогают приобрести опыт творческой практической деятельности, развивают самостоятельность в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышают уровень функциональных и двигательных способностей, направленно формируют качества и свойства личности. Практический раздел включает в себя подразделы: общей физической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), технической и тактической подготовки. Курс практических занятий дается в виде тренировочных заданий по видам подготовки.
Общая физическая подготовка:
- гимнастические упражнения;
- упражнения для мышц туловища;
- упражнения для мышц ног, таза;
- акробатические упражнения;
- легкоатлетические упражнения;
- подвижные игры;
- спортивные игры. Специальная физическая подготовка: - упражнения для развития навыков быстроты обманных действий; - подвижные игры; - упражнения для развития скорости и выносливости; - упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча; - упражнения для развития качеств, необходимых при ударе по воротам; - упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении отбора мяча. Техника и тактика игры: - техника нападения действия без мяча: правильное расположение на футбольном поле “открывание”; выбор момента и способа передвижения; - действия с мячом: приём и передача мяча; удары по воротам применение различных видов обводки; - техника защиты действия без мяча: выбор позиции по отношению опекаемого игрока “закрывание; - действия с мячом: выбор момента и способа действия (удар или остановка); - тактика нападения: индивидуальные действия; групповые действия; командные действия; - тактика защиты: индивидуальные действия; групповые действия; командные действия.
Выполнение контрольных нормативов:
· контрольные упражнения по ОФП
· контрольные упражнения по СФП
Нормативно-правовая база
Гражданский
кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон «О физической культуре и спорте в РФ»;
«Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного
образования детей»;
«Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ»;
Материально-технические условия:
Для проведения занятий в секции «Футбола» необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
1. Переносные ворота - 2 штуки.
2. Стойки - 10 штук.
3. Гимнастическая стенка - 6 пролётов.
4. Гимнастические скамейки - 4 штуки
5. Гимнастические маты - 5 штук.
6. Скакалки - 15 штук.
7. Мячи набивные - 6-7 штук.
8. Гантели различной массы - 10 штук.
9. Мячи футбольные - 15 штук
10. Рулетка - 1 штука.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№ |
Содержание занятий |
Сент |
Окт |
Нояб |
Дек |
Янв |
Февр |
Март |
Апрель |
Май |
Кол-во часов |
1. |
Теоретические знания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гигиенические знания и навыки |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
Правила игры в футбол |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
4 |
|
ОФП и СФП |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
2. |
Практические знания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОФП |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
28 |
|
СФП |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
30 |
|
Техническая подготовка |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
28 |
|
Тактическая подготовка |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
30 |
3. |
Соревнования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в соревнованиях |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
6 |
|
Выполнение контрольных нормативов |
2 |
|
|
|
|
2 |
|
|
2 |
6 |
|
Всего часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
136 |
Методические рекомендации преподавателю.
Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми учащийся должен овладеть. Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется автоматически. В процессе обучения важно не только овладение рациональными движениями с биомеханической точки зрения, но и умение применять их. Вначале технику изучают раздельно по приемам. В процессе формирования двигательного навыка выделяются самостоятельные стадии, которым соответствует тот или иной этап обучения.
Выделяют три стадии: - формирование начального умения, овладение основами движения, его структурой; - уточнение системы движений; - - совершенствование навыка. Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков. Успех обучения и его длительность находятся в прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности педагогического процесса.
В секцию мини-футбола принимаются все желающие, имеющие допуск врача к занятиям по физической культуре (основная группа).
Литература.
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99№1025;
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ;
3. Физическая культура. Примерная учебная программа для средних учебных заведений. -М.,2 4.Верхошанский Ю.В. – Основы физической подготовки спортсменов. – М.: ФИС, 1988.
5. Ильинич В.И. – Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов./ Науч., методич. и орг. основы/ М.: «Высшая школа», 1978.
6. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания, ФИС, 1987.
7.Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
8.Дэнни Милке. Футбол. Основы игры. 2007 г.
9.Футбол. Правила игры. – М.: Терра Спорт, 2004 г.
10.Банников С.Е., Минязев Р.И., Босоногов А.Г., Стаин Н.А. ФУТБОЛ. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2006.
11.Андреев, С.Н. Мини-футбол: метод. пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. – Липецк: Арес, 2004.
12. Шулятьев В. М. Физическая культура. Уч. Пособие. Москва: РУДН, - 2009 г.
13. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов. Методическое пособие. Москва, 2008 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.