Рабочая программа по географии 5-9 классы
Оценка 4.7

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Оценка 4.7
doc
13.01.2022
Рабочая программа по географии 5-9 классы
раб пр по гео 5-9 кл 20-21.doc

 

 

«Утверждено»

Директор школы             Кодацкий К.Н.
приказ  № __ от ____________ 2020 г.

 

«Согласовано»

зам. директора по УВР           Попсуйко О.В.

«____» ____________ 2020 г.

 

Рассмотрено

на МО учителей предметов естественнонаучного цикла

Руководитель МО                     Голубченко Л.А.

«____» _______________ 2020 г

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зайцевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«География»

 

5-9 классы

 

 

 

Срок реализации – 5 лет

 

 

 

 

Разработана

учителем географии

высшей квалификационной категории

Невдашевой Е.А.

 

 

 

2020 год

 

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе:

-Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Зайцевской СОШ;

- Учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ;

- Примерной программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

 

Для реализации рабочей программы используется УМК:

1. География. Начальный курс. 5 класс.  И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.

2. География. Начальный курс. 6 класс. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.

3. География материков и океанов. 7 класс. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев.

4. География России. Природа. 8 класс.  И. И. Баринова.

5. География России. Население и хозяйство. 9 класс. В. П. Дронов, В. Я. Ром.

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно Учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение географии при пятидневной учебной неделе отведено по 1 часу в неделю в 5-6 классах, в 7-9 классах по 2 часа в неделю. Всего за год:  в 5 классе – 35 часов, в 6 классе – 35 часов,  в 7 классе – 70 часов, в 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 68 часов.

 

 

2. Планируемые предметные результаты

 

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования

Выпускник научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):

 находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;  описывать погоду своей местности;

объяснять расовые отличия разных народов мира;

давать характеристику рельефа своей местности;

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии; оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества; оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России

 

3. Содержание учебного предмета, курса

 

           Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут.

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

 Природа Земли.

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши.

Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Человечество на Земле.

Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты.

Страны на карте мира.

Освоение Земли человеком.

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).

           Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский).

А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук.

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Главные закономерности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.

Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Характеристика материков Земли.

Южные материки. Особенности южных материков Земли.

Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций,  современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира;

выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп). Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании). Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова».

Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

Северные материки. Особенности северных материков Земли.

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека.  Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).

Взаимодействие природы и общества.

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Территория России на карте мира.

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России.

 Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа.

Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин  суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Население России.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.

География своей местности.

Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Хозяйство России.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства.

Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

Хозяйство своей местности.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

Районы России.

Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Азиатская часть России.

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Россия в мире.

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

 

4. Тематическое планирование

 

Первый год обучения (5класс)

 

№ п/п

Название раздела.

Основное содержание по темам

Количество часов

Тема1. Что изучает география

5

1

Мир, в котором мы живем

1

2

Науки о природе

1

3

Геогра­фия — на­ука о Зем­ле

1

4

Методы геогра­фических исследо­ваний

1

5

Контроль­ное тести­рование по разделу «Что из­учает гео­графия»

1

Тема 2. Как люди открывали Землю

5

6

Геогра­фические открытия древности и Средне­вековья

1

7

Важ­нейшие геогра­фические открытия

1

8

Открытия русских путешест­венников. Практическая работа №1

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

1

9

Открытия русских путешест­венников

1

10

Обоб­щение по разде­лу «Как люди от­крывали Землю» Практическая работа№2.  Как люди открывали Землю

1

Тема 3. Земля во Вселенной

9

11

Как древ­ние люди представ­ляли себе Вселен­ную

1

12

Изуче­ние Все­ленной: от Ко­перника до наших дней

1

13

Соседи Солнца

1

14

Планеты - гиганты и малень­кий Плу­тон

1

15

Асте­роиды. Кометы. Метеоры. Метеори­ты

1

16

Мир звезд

1

17

Уни­кальная планета — Земля

1

18

Совре­менные иссле­дования космоса

1

19

Обоб­щение знаний по разделу «Земля во Все­ленной»

1

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли

4

20

Стороны горизонта

1

21

Ориенти­рование. Практическая работа№3 Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты

1

22

План местности и геогра­фическая карта Практическая работа№4 Самостоятельное построение простейшего плана

1

23

Обоб­щение знаний по разделу «Виды изображе­ний по­верхности Земли»

1

Тема 5.

Природа Земли

10

24

Как воз­никла Земля

1

25

Внутрен­нее строе­ние Земли

1

26

Земле­трясения и вулканы

1

27

Путешест­вие по ма­терикам

1

28

Вода на Земле

1

29

Вода на Земле

1

30

Воздуш­ная оде­жда Земли

1

31

Живая оболочка Земли

1

32

Почва — особое природ­ное тело

1

33

Человек и природа

1

Тема 6.

Итоговый тест за полугодие

2

34

Итоговый тест

1

35

Итоговый тест

1

 

Итого

35

 

                                                         Второй год обучения (6 класс)

№ п/п

Название раздела.

Основное содержание по темам

Количество часов

Раздел1

Введение

1

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли

9

Тема1

План местности

4

2

Понятие о плане местности. Масштаб. Стартовый контроль. Практикум 1. Изображение здания школы в масштабе.

1

3

Стороны горизонта. Ориентирование. Практикум 2.

Определение направлений и азимутов по плану.

1

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

5

Составление простейших планов местности. Практикум 3.

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

1

Тема 2. Географическая карта

5

6

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

1

7

Градусная сеть на глобусе и картах.

1

8

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.  Практикум 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

1

9

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

10

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки

22

Тема 3

Литосфера

5

11

Земля и ее внутреннее строение

1

12

Движение земной коры. Вулканизм.

1

13

Рельеф суши. Горы.

Текущий контроль за 1 полугодие.

1

14

Равнины суши.  Практикум 5. Составление описания форм рельефа

1

15

Рельеф дна Мирового океана

1

Тема 4

Гидросфера

6

16.

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

1

17.

Движение воды в океане

1

18.

Подземные воды.

1

19.

Реки.

1

20.

Озера. Практикум 6. Составление описания внутренних вод.

1

21.

Ледники.

1

Тема 5. Атмосфера

6

22.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

1

23.

Температура воздуха. Практикум 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры

1

24.

Атмосферное давление. Ветер. Практикум 8. Построение розы ветров

1

25.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практикум 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

1

26.

Погода.  Климат.

1

27.

Причины, влияющие на климат.

1

Тема 6. Биосфера. Географическая оболочка

4

28.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1

29.

Распространение организмов в Мировом океане.

1

30.

Природный комплекс. Практикум 10. Составление характеристики природного комплекса

1

31.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

1

Раздел 4  Население Земли

4

32.

Население Земли

1

33.

Человек и природа. Итоговый контроль за 2 полугодие

1

34.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

1

35.

Работа с картой.

1

 

Итого

35

 

Третий год обучения (7 класс)

№ п/п

Раздел

Основное содержание по темам

количество часов

 

Введение

 

2

1.

 

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю

1

2.

 

Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. П.р.№1       «Группировка карт учебника и атласа по разным признакам»

1        

 

Раздел I.  Главные особенности природы Земли

9

3.

 

Происхождение материков и океанов

1

4.

 

Рельеф Земли. Пр.р.№2 «Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)»

1

5.

 

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы

1

6.

 

Климатические пояса Земли. Пр.р.№3,4 «Характеристика климата по климатическим картам». «Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения»

1

7.

 

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

1

8.

 

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

1

9.

 

Строение и свойства географической оболочки

1

10.

 

Природные комплексы суши и океана

1

11.

 

Природная зональность. Пр.р.№5 «Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов»

1

 

Население Земли

3

12.

 

Численность населения Земли. Размещение населения. Пр.р.№6 «Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира»

1              

13.

 

Народы и религии мира. Пр.р.№7 «Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов»

1            

14.

 

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.

1

 

Раздел II. Океаны и материки

50

15.

 

Тихий океан. Индийский океан. Пр.р.№8 «Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору)»

1                   

16.

 

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Пр.р. №9 «Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору)»

1                         

17.

Южные материки

Общие особенности природы южных материков

1

 

Африка

 

10

18.

 

Географическое положение Африки. Исследование материка

1

19.

 

Рельеф и полезные ископаемые

1

20.

 

Климат. Внутренние воды

1

21.

 

Природные зоны

1

22.

 

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

1

23.

 

Население

1

24.

 

Страны Северной Африки. Алжир.

1

25.

 

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Пр.р.№10 «Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки»

1                  

26.

 

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

1

27.

 

Страны Южной Африки. ЮАР. Пр.р.№11,12 «Определение по картам основных видов деятельности населения,  стран Южной Африки». « Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки».

1             

 

Австралия и Океания

5

28.

 

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

1

29.

 

Климат Австралии. Внутренние воды

1

30.

 

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира

1

31.

 

Австралийский Союз. Пр.р.№13 «Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)»

1           

32.

 

Океания. Природа, население и страны

1

 

Южная Америка

7

33.

 

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

1

34.

 

Рельеф и полезные ископаемые

1

35.

 

Климат. Внутренние воды

1

36.

 

Природные зоны

1

37.

 

Население

1

38

 

Страны востока материка. Бразилия. Пр.р.№14 «Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины»

1              

39.

 

Страны Анд. Перу. Пр.р.№15 «Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран»

1             

40.

Антарктида

 

1              

41.

Северные материки

Общие особенности природы северных материков

1

 

Северная Америка

7

42.

 

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

1

43.

 

Рельеф и полезные ископаемые

1

44.

 

Климат. Внутренние воды

1

45.

 

Природные зоны. Население

1

46.

 

Канада. Пр.р.№17 «Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики»

1

47.

 

США

1                 

48.

 

Средняя Америка. Мексика. Пр.р.№18 «Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики»

1

 

Евразия

16

49.

 

Географическое положение. Исследования Центральной Азии

1

50.

 

Особенности рельефа, его развитие

1

51.

 

Климат. Внутренние воды

1

52.

 

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Пр.р.№19 «Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам»

1         

53.

 

Страны Северной Европы. Пр.р.№20 «Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном»

1        

54.

 

Страны Западной Европы. Великобритания

1

55.

 

Франция. Германия. Пр.р.№21 «Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии»

1          

56

 

Страны Восточной Европы

1

57.

 

Страны Восточной Европы (продолжение)

1

58.

 

Страны Южной Европы. Италия

1

59.

 

Страны Юго-Западной Азии. Пр.р. №22 «Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам»

1               

60.

 

Страны Центральной Азии

1

61.

 

Страны Восточной Азии. Китай. Пр.р.№23 «Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте»

62.

 

Япония

1

63.

 

Страны Южной Азии. Индия. Пр.р.№24 «Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии»

64.

 

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия

1

 

Раздел III. Географическая оболочка – наш дом

2

65.

 

Закономерности географической оболочки. Пр.р.№25 «Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов»

1           

66.

 

Взаимодействие природы и общества. Пр.р.№26 «Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры»

1          

67

 

Повторение пройденного материала

 

68

 

Повторение пройденного материала

 

69

 

Повторение пройденного материала

 

70

 

Итоговый контроль

 

 

Итого

 

70

 

 

 

 

 

 

Четвертый  год обучения (8 класс)

 

№ п/п

Название раздела.

Основное содержание по темам

Количество часов

 1.Введение

1

Наша Родина на карте мира

5

2.               Географическое положение России. Практическая работа № 1

                    «Характеристика географического положения России»

1

3

Моря, омывающие Россию

1

4

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2. Задачи на расчет поясного времени.

1

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

6

Итоговый урок раздела «Наша Родина на карте мира»»

1

Раздел1

Особенности природы и природные ресурсы России.

24

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы 

5

7

Особенности рельефа России

1

8

Геологическое строение территории России. Практическая работа   № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры»

1

9

Минеральные ресурсы России

1

10

Развитие форм рельефа

1

11

Итоговый урок темы «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы»

1

Климат и климатические ресурсы 

6

12

От чего зависит климат нашей страны

1

13

От чего зависит климат нашей страны

1

14

Распределение тепла и влаги на территории России. Практическая работа № 4«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны»

1

15

Разнообразие климата России. Практическая работа №5

«Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

1

16

Разнообразие климата России

1

17

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия»

1

Внутренние воды и водные ресурсы

5

18

Разнообразие  внутренних вод. Реки.

1

19

Разнообразие  внутренних вод. Реки. Практическая работа 7 «Определение падения и уклона реки»

1

20

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1

21

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

1

22

Итоговый урок темы «Внутренние воды России». Практическая работа № 8«Характеристики рек»

1

Почвы и почвенные ресурсы

4

23

Образование почв и их разнообразие

1

24

Образование почв и их разнообразие

1

25

Закономерности распространения почв.

1

26

Почвенные ресурсы.

1

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

27

Растительный и животный мир России.

1

28

Растительный и животный мир России.

1

29

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории

(ООПТ)

1

30

Природно  – ресурсный потенциал России.

1

Раздел 2. Природные комплексы России

 

Природное районирование

10

31

Разнообразие природных комплексов России.

1

32

Моря как крупные природные комплексы.

1

33

Природные зоны России

1

34

Природные зоны России.

1

35

Разнообразие лесов России.

1

36

Разнообразие лесов России.

1

37

Безлесные зоны на юге России.

1

38

Безлесные зоны на юге России. Практическая работа№9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России»

1

39

Высотная поясность

1

40

Итоговое занятие по теме «Природные зоны России»

1

Природа регионов России

20

41

Восточно – Европейская  (Русская) равнина

1

42

Природные комплексы Восточно – Европейской равнины

1

43

Памятники природы Восточно – Европейской равнины

1

44

Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1

45

Кавказ – самые высокие горы России. Особенности природы высокогорий.

1

46

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

47

Урал - «каменный пояс земли Русской». Природные ресурсы Урала.

1

48

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Практическая работа№10 «Сравнительная характеристика гор Кавказа и Урала».

1

49

Западно - Сибирская равнина: особенности природы.

1

50

Природные зоны Западно – Сибирской равнины. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения.

1

51

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат Восточной Сибири.

1

52

Природные районы Восточной Сибири. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Практическая работа№11 « Оценка природных условий и ресурсов Кавказа. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности»

1

53

Природные районы Восточной Сибири. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Практическая работа №12 «Характеристика взаимодействия природы и общества»

1

54

Жемчужина Сибири - Байкал

1

55

Жемчужина Сибири - Байкал

1

56

Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока.

1

57

Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока.

Практическая работа№13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»

1

58

Природные уникумы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока

1

59

Природные уникумы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока. Практическая работа № 14 «Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию)

1

60

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России»

1

Раздел 3. Человек и природа

6

61

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

62

Воздействие человека на природу.

1

63

Рациональное природопользование.

1

64

Россия на экологической карте мира.

1

65

Экология и здоровье человека. Практическая работа №15 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

1

66

География для природы и общества.

1

67-70

Повторение

4

 

Итого

70

 

 

Пятый год обучения (9 класс)

 

№  урока

Название раздела.

Основное содержание по темам

Количество часов

1.

Тема 1. Место России в мире (4 часа)                                        Введение. Место России в мире

1

2.

ГП и границы России. П.р. №1. Нанесение на контурную карту границ РФ, соседних государств первого и второго порядка

1

3.

ЭГП, ТГ и геополитическое положение РФ

1

4.

Государственная территория РФ

1

5.

Тема 2. Население Российской Федерации (5 часов)             Исторические особенности заселения и освоения территории России

1

6.

Численность и естественный прирост населения

1

7.

Национальный состав населения России

1

8.

Миграция населения

1

9.

Городское и сельское население. Расселение населения

1

10.

Тема 3. Географические особенности экономики России (4 ч) География основных типов экономики на территории России

1

11.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

12.

Перспективы развития России

1

13.

Обобщение по теме «Россия в современной мировой экономике». П.р.№2. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России

1

14.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (25 часов)  Научный комплекс

1

15.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

1

16.

Факторы размещения машиностроения

1

17.

География машиностроения

1

18.

Роль, значение и проблемы ТЭК

1

19.

Топливная промышленность. П.р. № 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля

1

20.

Электроэнергетика

1

21.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов

1

22.

Металлургический комплекс

1

23.

Факторы размещения металлургического комплекса

1

24.

Чёрная металлургия

1

25.

Цветная металлургия

1

26.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

1

27.

Факторы размещения предприятий химической промышленности. П.р. № 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности

1

28.

Лесная промышленность

1

29.

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1

30.

Обобщающее повторение по пройденным темам

1

31.

Состав и значение АПК. П.р. № 5. Определение по карте размещения отраслей АПК

1

32.

Земледелие и животноводство

1

33.

Пищевая и лёгкая промышленность

1

34.

Инфраструктурный  комплекс

1

35.

Железнодорожный и автомобильный транспорт

1

36.

Водный транспорт. П.р. № 6. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта

1

37.

Связь. Сфера обслуживания. П.р. № 7. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства

1

38.

Обобщающий урок по теме «География межотраслевых комплексов»

1

39.

Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов (30 часов) Районирование России

1

40.

Общая характеристика Западного макрорегиона

1

41.

Центральная Россия: состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы

1

42.

Население и главные черты хозяйства

1

43.

Районы Центральной России

1

44.

Москва и Московский столичный регион

1

45.

Географические особенности областей Центрального района. П.р. № 8. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России

1

46.

Волго-Вятский район. П.р. № 9. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района

1

47.

Центрально-Чернозёмный район

1

48.

Северо-Западный район

1

49.

Европейский Север: ГП, природные условия и  ресурсы

1

50.

Население Европейского Севера

1

51.

Хозяйство Европейского Севера                                                  П.р. №10. Характеристика ТПК Европейского Севера

1

52.

Европейский Юг: ГП, природные условия и  ресурсы

1

53.

Население

1

54.

Хозяйство

1

55.

Поволжье: ГП, природные условия и  ресурсы

1

56.

Население

1

57.

Хозяйство

1

58.

Урал: ГП, природные условия и  ресурсы

1

59.

Население Урала

1

60.

Хозяйство Урала. П.р. № 11. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала

1

61.

Восточный макрорегион. Общая характеристика

1

62.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики региона

1

63.

Западная Сибирь. П.р. № 12. Характеристика ТПК Западной Сибири

1

64.

Восточная Сибирь

1

65.

Дальний Восток. П.р. №13. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и Дальнего Востока

1

66.

Обобщающий урок по теме «Районирование России»

1

67.

Россия в современном мире. Обобщающее повторение по курсу «География России. Население и хозяйство.

1

68

Итоговая контрольная работа

 

 

Итого

70

 

 


Утверждено» Директор школы

Утверждено» Директор школы

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «География» для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «География» для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями

Земли и отдельных регионов и стран; использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;…

Земли и отдельных регионов и стран; использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;…

России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства

России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек

Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек

Характеристика основных и переходных климатических поясов

Характеристика основных и переходных климатических поясов

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования

Россия на карте часовых поясов

Россия на карте часовых поясов

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность…

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность…

Отраслевая структура хозяйства

Отраслевая структура хозяйства

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства

Асте­роиды. Кометы. Метеоры

Асте­роиды. Кометы. Метеоры

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки 22

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки 22

Рельеф Земли. Пр.р.№2 «Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков

Рельеф Земли. Пр.р.№2 «Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков

Страны Западной и Центральной

Страны Западной и Центральной

Евразия 16 49.

Евразия 16 49.

Четвертый год обучения (8 класс) № п/п

Четвертый год обучения (8 класс) № п/п

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 4 27Растительный и животный мир

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 4 27Растительный и животный мир

Практическая работа№13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов

Практическая работа№13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов

Факторы размещения машиностроения 1 17

Факторы размещения машиностроения 1 17

Европейский Север: ГП, природные условия и ресурсы 1 50

Европейский Север: ГП, природные условия и ресурсы 1 50
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022