Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Любино-Малоросская средняя общеобразовательная школа»
Любинского муниципального района Омской области
Рассмотрено на заседании методического совета Заместитель директора по УВР ___________________ С.Н.Горбачева Протокол № 1 от 18.08.2020г |
Утверждаю Директор МБОУ «Любино-Малоросская СОШ» _____________ Е.С. Бондаренко Приказ № ____ от 18.08.2020г
|
Рабочая программа по географии
для 5 класса
Составитель: Чумачева В.Е.. учитель географии
2020 – 2021 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения предмета «География» в 5 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- познавательная и информационная культура, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- основы социально – критического мышления;
- коммуникативная компетентность в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера;
- положительное отношение к урокам географии, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области географии;
- умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Учащийся получит возможность для формирования:
- всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения;
- понимания универсальности географических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
-целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
- находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
- определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
Учащийся получит возможность научиться:
- обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- работать с различными источниками информации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать географическую терминологию;
- работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
- развивать компетентность в области использования ИКТ;
-развивать экологическое мышление, уметь применять его на практике;
- формировать умения ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формировать осознанную адекватную и критическую оценку в учебной деятельности, уметь самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
- обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
- обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
Раздел 1 «КАК УСТРОЕН НАШ МИР»
Учащийся научится:
- объяснять значение понятий «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли».
Учащийся получит возможность научиться:
- определять направление, расстояние по глобусу;
- называть элементы градусной сети; географические полюса, объяснять их особенности.
Раздел 2 «РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»
Учащийся научится:
- объяснять значение понятий «Путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по масштабу, охвату территории;
Учащийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности с помощь. Карты, компаса;
- показывать по карте маршруты путешествий;
- приводить примеры собственных путешествий.
Раздел 3 «КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА»
Учащийся научится:
- знать понятия «литосфера», «горная порода», «полезные ископаемые» , «рельеф», «равнина», «горы», «мировой круговорот», «океан», «море», «речная система», «озера», «болота», «атмосфера», «погода», «Воздушные массы», «биосфера», «биологический круговорот».
Учащийся получит возможность научиться:
- обозначать на карте географические объекты,
- называть методы изучения земных недр и мирового океана, пользоваться синоптическими приборами, вести наблюдения за погодой и полевой дневник.
2. Содержание учебного предмета, курса
5 класс (35 часов)
Раздел I. Как устроен наш мир (10 ч).
Тема 1. Земля во вселенной. Облик Земли (10 ч).
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум: Глобус как источник географической информации.
Основные виды учебной деятельности: строить модель Солнечной системы, работать с картой, глобусом, различать параллели и меридианы.
Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)
Тема 2. Изображение Земли. История открытия и освоения Земли (8 ч)
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум: записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.
Основные виды учебной деятельности: работать с картой, показывать на карте основные географические открытия, показывать маршруты на карте.
Раздел III. Как устроена наша планета (17ч)
Тема 3. Литосфера, гидросфера (8 ч)
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
Урок-практикум: Работа над коллекцией горных пород и минералов.
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы? Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Основные виды учебной деятельности: показывать внутреннее строение Земли, различать горные породы, работать с коллекцией горных пород, показывать на карте моря, океаны, континенты, острова.
Тема 4. Атмосфера, биосфера. Природа и человек (9 ч)
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Урок-практикум: Экскурсия в природу.
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Основные виды учебной деятельности: различать свойства воздуха на разных территориях, составлять прогноз погоды.
Формы организации учебных занятий и контроля
Наиболее предпочтительными формами организации учебного процесса являются работа в парах, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, путешествия, игры, индивидуальные и групповые проекты.
Преобладающими формами текущего контроля выступают тесты, географические диктанты, уроки-практикумы, самостоятельные работы, их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к тематическому контролю.
Преобладающими формами тематического контроля выступают контрольные работы, их цель - получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю.
Формой итогового контроля выступает итоговая контрольная работа за курс «География. 5 класс», целью которой является определение уровня достижения планируемых результатов по курсу «География» за 5 класс.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Р – 1 |
КАК УСТРОЕН НАШ МИР |
10 |
Т – 1 |
Земля во Вселенной, облик Земли |
10 |
1 |
Представления об устройстве Земли |
1 |
2 |
Звезды и галактики |
1 |
3 |
Солнечная система |
1 |
4 |
Луна – спутник Земли |
1 |
5 |
Земля – планета Солнечной системы |
1 |
6 |
Облик земного шара |
1 |
7 |
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли |
1 |
8 |
Параллели и меридианы. Градусная сеть |
1 |
9 |
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации |
1 |
10 |
Обобщающий урок по теме 1 |
1 |
Р – 2 |
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ |
8 |
Т – 2 |
Изображение Земли. История открытия и освоения Земли |
2 |
1 (11) |
Способы изображения земной поверхности |
1 |
2 (12) |
История географической карты |
1 |
3 (13) |
Географические открытия древности. Географические открытия Средневековья |
1 |
4 (14) |
Великие географические открытия |
1 |
5 (15) |
В поисках Южной Земли |
1 |
6 (16) |
Исследования океана и внутренних частей материков |
1 |
7 (17) |
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации |
1 |
8 (18) |
Обобщающий урок по теме 2 |
1 |
Р – 3 |
КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА |
17 |
Т – 3 |
Литосфера, гидросфера |
8 |
1 (19) |
Внутреннее строение Земли |
1 |
2 (20) |
Горные породы и их значение для человека |
1 |
3 (21) |
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов |
1 |
4 (22) |
Рельеф и его значение для человека |
1 |
5 (23) |
Основные формы рельефа Земли Повторение «Литосфера» |
1 |
6 (24) |
Мировой круговорот воды |
1 |
7 (25) |
Мировой океан и его части |
1 |
8 (26) |
Гидросфера – кровеносная система Земли Обобщающий урок по теме 3 |
1 |
Т – 4 |
Атмосфера, биосфера. Природа и человек |
9 |
1 (27) |
Атмосфера Земли и его значение для человека |
1 |
2 (28) |
Погода |
1 |
3 (29) |
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой |
1 |
4-5 (30-31) |
Контроль и учёт знаний (итоговая контрольная работа + анализ) |
2 |
6 (32) |
Биосфера – живая оболочка Земли |
1 |
7 (33) |
Урок-практикум. Экскурсия на природу |
1 |
8-9 (34-35) |
Воздействие человека на природу Земли |
2 |
Итого: |
35 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.