Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»
(СОШ № 2 г. Белоярский)
СООТВЕТСТВУЕТ
МО учителей Протокол №__1__ от«_30_»_августа_2019 г |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _____________Райзинк Е.В. «_30_»_августа_2019_ г |
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета Протокол №__7___ от«_31__»_августа_2019_ г |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 357 от«_1_»_сентября_2019г |
Рабочая программа
по географии для 5 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Костьянова И.Н.
учитель высшей квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебного плана. Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. 3-е издание – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения). Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-М.: Дрофа, 2012.-409с.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.
Так, как Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), внесены следующие изменения:
· Раздел «Что изучает география» сокращен с 5 до 3 часов в связи с широким практическим применением измерения расстояний и направлений на карте в разделе «Виды изображений поверхности Земли».
· Раздел «Как люди открывали Землю» сокращён с 5 до 4 часов в связи с тем, что расширен основополагающий раздел «Природа Земли».
· Раздел «Земля во Вселенной» сокращён с 9 до 6 часов в связи с тем, что расширен основополагающий раздел «Природа Земли».
· Раздел «Виды изображений поверхности Земли» расширен с 4 до 6 часов в связи с основополагающим значением данной темы для последующего изучения других разделов курса географии 6 и 7 классов.
· Раздел «Природа Земли» расширен с 9 до 16 часов за счёт сокращения часов первых трёх разделов курса.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практикумы. 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.
6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Используя карту полушарий и карту
океанов в атласе, составьте описание океанов.
7. Составление карты стихийных природных явлений.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения:
· Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
· Рабочая тетрадь. Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2012 г.
· Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
· Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
· Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
· Электронное приложение к учебнику.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕРА
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Личностные результаты обучения
Обучающийся должен обладать:
· ответственным отношением к учебе;
· опытом участия в социально значимом труде;
· осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
· коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· основами экологической культур
Метапредметные результаты обучения
Обучающийся должен уметь:
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· планировать свою деятельность под руководством учителя;
· работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
· работать в соответствии с предложенным планом;
· выделять главное, существенные признаки понятий;
· участвовать в совместной деятельности;
· высказывать суждения, подтверждая их фактами;
· искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
· составлять описания объектов;
· составлять простой план;
· работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
· сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
· оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты обучения.
Обучающийся должен уметь:
· объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
· называть и показывать по карте основные географические объекты;
· наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
· приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
· объяснять особенности строения рельефа суши;
· описывать погоду своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Что изучает география (3 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Практикумы. 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
.
2. Как люди открывали Землю (4ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практикумы.2. Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником, диском.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
· называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
· показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
· приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
3. Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
4. Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практикумы. 3. Самостоятельное построение простейшего плана.
4 . Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
5. Природа Земли (16ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практикумы. 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.
6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.
7. Составление карты стихийных природных явлений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Кол-во практических работ |
1. |
Что изучает география |
3 |
1 |
2. |
Как люди открывали Землю |
4 |
1 |
3. |
Земля во Вселенной |
6 |
- |
4. |
Виды изображений поверхности Земли |
6 |
2 |
5. |
Природа Земли |
16 |
3 |
|
Итого: |
35 |
7 |
Приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Коррек-тировка
|
Тема урока |
Домашнее задание |
Что изучает география? (3часа) |
||||
1.
|
05.09
|
|
Мир, в котором мы живем.
|
П. 1, вопросы и задания
|
2.
|
12.09
|
|
Науки о природе. Пр.р1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
|
П 2, подумайте № 1,2
|
3.
|
19.09
|
|
География-наука о Земле. Методы географических исследований. |
П 3, 4 подумайте стр. 21 №3.
|
Как люди открывали Землю? (4 часа)
|
||||
4.
|
26.09
|
|
Географические открытия древности и Средневековья. |
П 5, вопросы
|
5.
|
03.10
|
|
Важнейшие географические открытия. |
П 6, рис. 23,28 изучить, з. 3,4
|
6.
|
10.10
|
|
Важнейшие географические открытия. |
П 6, з. 5 |
7.
|
17.10
|
|
Открытия русских путешественников Пр.р.2. Как люди открывали Землю. Работа с контур. картой, учебником, диском. |
П 7, сообщения
|
Земля во Вселенной.(6часов) |
||||
8.
|
24.10
|
|
Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса.
|
П 8,9. Вопросы и задания
|
9.
|
07.11
|
|
Соседи Солнца. Планеты-гиганты
|
П 10,11. Подумайте №1
|
10.
|
14.11
|
|
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
|
П 12. Подумайте №1,2
|
11.
|
21.11.
|
|
Мир звёзд.
|
П 13, подумайте, сообщения |
12.
|
28.11
|
|
Уникальная планета- Земля
|
П 14, вопросы и задания |
13.
|
05.12
|
|
Современные исследования космоса.
|
П 15. сообщения |
Виды изображения поверхности Земли.(6 часов) |
||||
14.
|
12.12
|
|
Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
|
П.16,17 (допол.сведения из личного опыта ребят)
|
15. |
19.12
|
|
План местности. Условные знаки. |
П.18, атлас, модели холмов. |
16.
|
09.01.18
|
|
Глазомерная съёмка.Ориентирование на плане местности. Пр.р.3 Пр.р3. Самостоятельное построение простейшего плана.
|
Атлас, работа по плану местности
|
17.
|
16.01
|
|
Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте. |
П.18, атлас, подумайте
|
18.
|
23.01
|
|
Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте. Пр.р.4 Ориентирование по карте. Чтение легенды карты.
|
П.18, атлас
|
19. |
30.01 |
|
Обобщение тематических знаний |
Не задано |
Природа Земли.(16 часов) |
||||
20.
|
06.02
|
|
Как возникла Земля.
|
П 19 иллюстрации, сообщения об авторах гипотез и о современных исследованиях космоса |
21.
|
13.02
|
|
Внутреннее строение Земли. Литосферные плиты.
|
П.20,схема «Внутреннее строение Земли», «Классификация горных пород по происхождению». |
22.
|
20.02
|
|
Землетрясения и вулканы. Пр.р.5 Пр.р.5. Обозначение на к/к районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. |
П 21,изучить карту «Строение земной коры», подумайте
|
23.
|
27.02
|
|
Путешествие по материкам.
|
П 22, подумайте 1,2
|
24.
|
06.03
|
|
Путешествие по материкам
|
П 22, рис. 133выучить
|
25.
|
13.03
|
|
Вода на Земле. Мировой круговорот воды.
|
П 23, изучить рис. 136.
|
26.
|
20.03
|
|
Мировой океан. |
П 23, изучить рис. 139
|
27.
|
03.04
|
|
Воды суши. |
П 23, изучить рис. 139
|
28.
|
10.04
|
|
Обобщение знаний по теме.
|
Учим физическую карту
|
29.
|
17.04
|
|
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. |
П 24.
|
30.
|
24.04
|
|
Ветер. Облака. |
П 24, сообщения
|
31.
|
02.05
|
|
Явления в атмосфере.Пр.р.7.Составление карты стихийных природных явлений. |
П 24 , подумайте |
32. |
08.05 |
|
Погода. Климат. |
П 24, проверьте свои знания |
33.
|
15.05
|
|
Живая оболочка Земли. |
П 25, подумайте |
34.
|
22.05
|
|
Почва – особое природное тело. |
П 26, подумайте |
35. |
29.05 |
|
Человек и природа |
Не задано |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.