Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
6 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель географии
с. Волочаевка, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету география на 2022 – 2023 учебный год для 6 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом примерной программы по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения)) с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
20. Концепции преподавания предметной области «География» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии (второго поколения), представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы,
- объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Обоснование выбора программы:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса географии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Изменений в программу не вносилось.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.
Особенности класса – общеобразовательный
Сроки реализации программы – один учебный год.
Рабочая программа по географии для 6 класса на 2022 – 2023 учебный год разработана на основе авторской программы по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Начальный курс географии достаточно стабилен, изучение начинается с 5 класса. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет география для 6 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 6 класса составляет 35 недель. В учебном плане на предмет географии в 6 классе отведён 1 час в неделю. Итого 35 часов.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2013.
2. Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (6 – 7 классы) из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2007; страница 69.
3. Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
1. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
2. Баранчиков Е.В.- География Земли, задания и упражнения М. Просвещение 2010
3. Зотова А.М.- Игры на уроках географии М. Дрофа 2006
4. Интернет- ресурсы, методические журналы.
4. Интернет-сайты: Википедия, мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
6. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы; автор И. И. Баринова
7. Программа по географии 5-9кл./В. П. Дронов, Л. Е. Савельева/ М. Просвещение 2011
8. Программа по географии 5-9класс/А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя/-М.:Вентана-Граф,2012.
9. Стандарты второго поколения «Примерные программы по географии 5-9кл.»
10. Суслов В.Г.- Развивающие упражнения на уроках географии. - М.: Астрель,2009
11. Т. А. Карташева, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.
5. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое nocoбие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 20
Интернет – ресурсы:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru
· http: //www.gao.spb.ru/Russian · http: //www.fmm.ru · http: //www.mchs.gov.ru · http: //www.national-geographic.ru · http: //www.nature.com · http: //www.ocean.ru · http: //www.pogoda.ru · http: //www.sgm.ru/rus · http: //www.unknowplanet.ru |
· http: //www.weather.com
· http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
· http://geographer.ru – Географический портал.
· http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
· http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Предметные результаты обучения
Учащийся научится:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение. 1 час
Раздел 1. Оболочки Земли (30 ч.)
Тема 2. Гидросфера – водная оболочка земли (11 ч.)
Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. Движение воды в океане. Подземные воды. Реки. Озёра. Ледники.
Практикумы.
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр по плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка (13 ч.)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Погода и климат. Причины, влияющие на климат.
Практикумы.
4. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
5. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни. (6 ч.)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли. Жизнь в океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Человек – часть биосферы. Природа и человек.
Практикумы.
6. Характеристика растительности участка местности своего края.
Раздел 2. Географическая оболочка (3 ч.)
Географическая оболочка как крупнейший природный комплекс. Природно-территориальный комплекс.
Практикумы.
5. Характеристика локального природного комплекса по плану
Предметные результаты обучения
Учащийся научится:
- объяснять значение понятий: «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
- называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- составлять краткую характеристику моря, реки, озера по плану;
- описывать погоду и климат своей местности;
- называть и показывать части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- называть меры по охране природы.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- оценивать работу одноклассников;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- классифицировать информацию;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- пониманием ценности здорового образа жизни;
- основами экологической культуры.
Резерв (1 ч)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ. ТЕМА |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ |
ТЕСТЫ |
||
1. Введение. |
1
|
|
|
2. Оболочки Земли |
30 |
№ 1 - № 7 |
№ 1 - № 6
|
3. Географическая оболочка
|
3 |
№ 8 |
|
4. Резерв |
1
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Наименование разделов и тем, тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
||
1 |
Введение
|
1 |
|
||
Оболочки Земли - 30 часов
|
|||||
Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов
|
|||||
2. |
Вода на Земле. |
1 |
|
||
3 - 4. |
Части Мирового океана. Свойства вод океана. |
2 |
|
||
5. |
Движение воды в океане. |
1 |
|
||
6. |
Подземные воды. |
1 |
|
||
7 – 8. |
Реки. П/Р № 1 «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам».
|
2 |
|
||
9 - 10. |
Озёра. П/Р № 2 «Характеристика одного из крупнейших озёр по плану в форме презентации». |
2 |
|
||
11. |
Ледники и многолетняя мерзлота. |
1 |
|
||
12. |
Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли». Тестирование. П/Р № 3 «Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы». |
1 |
|
||
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 13 часов. |
|
|
|||
13. |
Атмосфера: строение, значение, изучение. |
1 |
|
||
14. |
Температура воздуха. |
1 |
|
||
15 – 16. |
Годовой ход температуры воздуха. П/Р № 5 «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды». |
2 |
|
||
17. |
Атмосферное давление. |
1 |
|
||
18 – 19. |
Ветер. |
2 |
|
||
20. |
Водяной пар в атмосфере. Облака. |
1 |
|
||
21. |
Атмосферные осадки. |
1 |
|
||
22. |
Распределение солнечного тепла и света на Земле. |
1 |
|
||
23 - 24. |
Погода и климат. Влияние океанов и рельефа суши на климат. |
2 |
|
||
25. |
Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». Тестирование. П/Р № 4 «Представление результатов наблюдения за погодой своей местности».
|
1 |
|
||
Биосфера – оболочка жизни – 6 часов
|
|||||
26. |
Биосфера – оболочка жизни. |
1 |
|
||
27. |
Природные зоны Земли. |
1 |
|
||
28. |
Жизнь в океане. |
1 |
|
||
29. |
Воздействие организмов на земные оболочки. |
1 |
|
||
30. |
Человек – часть биосферы. |
1 |
|
||
31. |
Природа и человек. Обобщающий урок. П/Р № 6 «Характеристика растительности участка местности своего края». |
1 |
|
||
Географическая оболочка – 3 часа.
|
|||||
32. |
Географическая оболочка как крупнейший природный комплекс. |
1 |
|
||
33 - 34. |
Природно-территориальный комплекс. П/Р № 7 «Характеристика локального природного комплекса по плану» |
1 |
|
||
35. |
Резерв |
1 |
|
||
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
П.Р. № 1 «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам». |
|
Урок № 8 |
|
|
|
|
|
|
|
П.Р.№ 2 «Характеристика одного из крупнейших озёр по плану в форме презентации». |
|
|
Урок № 10 |
|
|
|
|
|
|
П.Р.№ 3 ««Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы». |
|
|
Урок № 12 |
|
|
|
|
|
|
П.Р.№ 4 «Представление результатов наблюдения за погодой своей местности». |
|
|
|
|
|
|
Урок № 25 |
|
|
П.Р.№ 5 «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды». |
|
|
|
Урок № 16 |
|
|
|
|
|
П.Р.№ 6 «Характеристика растительности участка местности своего края». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 31 |
П.Р.№ 7 «Характеристика локального природного комплекса по плану» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 34 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.