ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа адресована воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), обучающейся в 6 классе .В условиях инклюзивного образования, с учетом равного доступа к образованию для данной категории детей с задержкой психического развития федеральный компонент государственного образовательного стандарта реализуется в полном объеме.
Недостаточная сформированность познавательных процессов является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении. Отставание в развитии внимания, кратковременная продуктивность при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели препятствуют реализации мыслительной деятельности. Такие недостатки не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, что в результате вызывает затруднения при восприятии учебного материала. Следовательно, необходимо помочь воспитанникам, включив в их деятельность целенаправленные коррекционно-развивающие приемы. Учитывая этот факт, основными подходами к организации учебного процесса для детей с ЗПР на уроках являются:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4.Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
Рабочая программа по географии 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:
· требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования;
· планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования;
· общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
· Примерной программы по географии;
· учебно-методического комплекса под редакцией О.А. Климановой, учебник «География. Землеведение. 5-6 класс» авторов О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким»;
· положения о рабочей программе.
Общая характеристика предмета
Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, формирует знание из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, почвоведении и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
· Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
· Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
· Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
· Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
· Развитие специфических, географических и общеучебных умений;
· Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 класса. На изучение географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с базисным учебным планом, курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
· учебник «География. Землеведение. 5-6 класс» авторов О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, М.: Дрофа, 2019
· Атлас. География. 6 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2019
· Контурная карта. 6 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2019.
· География.Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие ( www.drofa. ru)
· География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, ( www.drofa. ru).
Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета, включающих цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего района);
осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих её народов;
осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечестваи готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, региону, местности;
нравственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов.
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснования
Примерная программа по географии в 6 классе рассчитана на 35 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в 5 классе тоже 35 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы отводят на изучение курса всего 34 часа. Исходя из этого, на изучение раздела «Обобщающее повторение» добавлен один учебный час.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: работа с картами атласа, тестирование, практические и самостоятельные работы с различными источниками знаний. Контрольных работ по географии не предусмотрено. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется посредством итоговых практических работ и тестирования. Преобладающими формами организации учебного процесса являются уроки-практикумы, как обучающие, так и тренировочные, уроки-путешествия, наблюдения, исследования, как групповые, так и индивидуальные.
Количество часов , на которое рассчитана рабочая программа:
в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе:
практических работ – 5, контрольных работ – 3.
Формы организации учебного процесса и их сочетание,преобладающие формы текущего контроля ЗУН
Рабочая программа предусматривает построение курса географии 5 класса в соответствии с авторской программой и учебником «География. Землеведение. 5—6 классы», авторов О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В. Ким, основанное на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и заложенных в основу ФГОС 2010 года.
При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом обучения.
Основная форма обучения - урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.
Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и тд.
Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы.
Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, накануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «География» у обучающихся 6-х классов формируются следующие предметные результаты:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фото- изображения, компьютерные базы данных);
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фото- изображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации для решения различнх учебных и практико-ориентированных задач;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направлении ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протеканий и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы и общества в пределах отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быт и окружающей среде;
- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты.
Результаты освоения предмета географии и система их оценки
2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. |
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
5. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
6. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за год– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел IV. Земля во Вселенной (3 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги? Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
Практические работы:
№ 1 «Определение по картам географических координат точек».
Повторение и обобщение по разделу: «Земля во Вселенной».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа со схемой «Смена времени года» учебника; работа с картой (читать карты, отбирать нужные карты, читать карты, определять географические координаты точек, расстояния, направления, местоположения).
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение (5 ч)
План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта по карте?
Практические работы:
№ 2 «Составление плана местности».
№ 3 «Работа с картой».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником (объяснять значения понятий и терминов – план местности, легенда плана, азимут, условные знаки, масштаб, крупномасштабные карты, мелкомасштабные карты); производить полярную съемку; ориентироваться с помощью компаса и по местным признакам; работа с раздаточным материалом; работа с картой: читать карты и планы местности, отбирать нужные карты, определять географические координаты точек, расстояния, направления, местоположения; выполнения творческих заданий.
Раздел VI. Природа Земли (19 ч)
Тема 10. Планета воды (2 ч)
Тест по разделу «Путешествия и их географическое отражение».
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником (объяснять значения понятий и терминов – соленость, промилле, океанические течения, теплые и холодные течения, штиль, цунами); объяснять особенности движения вод в Мировом океане; называть основные части Мирового океана; работа с текстом, схемами и картами учебника; работа с контурной картой.
Тема 11. Внутреннее строение Земли (3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясения?
Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; находить и объяснять причинно-следственные связи; работа с картой (определять по карте сейсмические районы мира, относительную и абсолютную высоту точек и глубину морей, называть и показывать по карте основные географические объекты); работа с контурной картой; выполнение творческих заданий и проектов.
Тема 12. Рельеф суши (3 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; работа с картой (называть и показывать различные формы рельефа по карте, плану, иллюстрации; приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, старению); работа с контурными картами; проектная деятельность.
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли (7 ч)
Тест по темам «Планета воды. Внутреннее строение Земли. Рельеф суши». Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывает зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры и воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
Практические работы:
№ 4 «Работа с климатическими картами».
№ 5 «Наблюдения за погодой».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; работа с климатическими картами (называть и показывать тепловые пояса, климатические пояса Земли); называть приборы для измерения температуры воздуха, давления, количество осадков и направления ветра; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за год и месяц; называть разницу между погодой и климатом.
Тема 14. Гидросфера — кровеносная система Земли (4 ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
Повторение и обобщение по разделу «Природа Земли». Итоговое тестирование.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; работа с картами атласа и контурной картой; составлять краткую характеристику моря, реки, озера по типовому плану; объяснять понятия и термины: бассейн реки, режим реки, водораздел, питание реки, исток, устье, порог, водопад, половодье, межень, озеро, болото, грунтовые воды, горный и покровный ледник.
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни (6 ч)
Тема 15. Живая планета (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; объяснять закономерности распространения растительного и животного мира; объяснять понятия и термины: тундра, тайга, смешанные леса и широкодиственные леса, степь, пустыня, влажные экваториальные леса, почвы, плодородие почв, типы почв; приводить аргументы для обоснования тезиса «почва - особое природное тело»; называть меры по охране природы; работа с контурной картой.
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности (3 ч)
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких м влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; объяснять понятия и термины: географическая оболочка, целостность и ритмичность географической оболочки, природный комплекс, географическая зональность, природная зона, высотная поясность; работа с картами: давать характеристику природных зон с использованием карт; называть и характеризовать свойства географической оболочки; объяснять закономерности распространения животных и растений на Земле; объяснять разнообразие почв на Земле; проектная деятельность.
Тема 17. Природа и человек (1 ч)
Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Какие стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий.
Повторение и обобщение пройденного (2ч)
Повторение и обобщение по пройденному курсу за год. Урок-игра «Лучший знаток географии».
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов на раздел/ тему |
Планируемые результаты |
Региональное содержание (где требуется) |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||
|
Раздел IV. Земля во Вселенной |
3 ч |
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
|
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
осознанное, уважительное и доброжелательное отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
|
|
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение |
5ч |
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
|
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
|
|
Раздел VI. Природа Земли |
19ч |
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
|
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам |
|
|
Тема 10. Планета воды |
2 |
||||
|
Тема 11. Внутреннее строение Земли |
3 |
||||
|
Тема 12. Рельеф суши |
3 |
||||
|
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли |
7 |
||||
|
Тема 14. Гидросфера — кровеносная система Земли
|
4 |
||||
|
Раздел VII. Географическая оболочка — среда жизни |
6ч |
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
|
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
|
|
Тема 15. Живая планета
|
2ч |
||||
|
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности
|
3ч |
||||
|
Тема 17. Природа и человек
|
1ч |
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
Вид контроля |
Дата |
|
По плану |
Факт |
||||
Раздел IV. Земля во Вселенной–3 часа |
|||||
1 |
Вращение Земли и его следствия.
|
1 |
Устный опрос |
|
|
2 |
Географические координаты. |
1 |
Устный опрос, работа с глобусом и картой |
|
|
3 |
Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. |
1 |
работа с глобусом и картой |
|
|
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение –5 часов |
|||||
4 |
План местности.
|
1 |
Устный опрос |
|
|
5 |
Ориентирование по плану и на местности. |
1 |
Фронтальный опрос |
|
|
6 |
Урок-практикум. Составление плана местности. |
1 |
Составление плана местности |
|
|
7 |
Многообразие карт. |
1 |
Работа с разными видами карт. Фронтальный опрос |
|
|
8 |
Урок-практикум. Работа с картой. |
1 |
Работа с различными видами географических карт |
|
|
Раздел VI. Природа Земли – 19 часов Тема 10. Планета воды – 2 часа |
|||||
9 |
Свойства вод Мирового океана.
|
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
10 |
Движение вод в Мировом океане. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
Тема 11. Внутреннее строение Земли – 3 часа. |
|||||
11 |
Движение литосферных плит. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
12 |
Землетрясения: причины и последствия. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
13 |
Вулканы. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
Тема 12. Рельеф суши – 3 часа. |
|||||
14 |
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
15 |
Горы. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
16 |
Равнины. |
1 |
|
|
|
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли – 7 часов |
|||||
17 |
Тест по темам «Планета воды. Внутреннее строение Земли. Рельеф суши». |
1 |
Проверочная работа |
|
|
18 |
Температура воздуха. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
19 |
Атмосферное давление. Ветер. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
20 |
Облака и атмосферные осадки. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
21 |
Погода и климат. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
22 |
Урок-практикум. Работа с климатическими картами. |
1 |
Работа с климатическими картами. |
|
|
23 |
Урок-практикум. Наблюдение за погодой. |
1 |
Наблюдение за погодой. |
|
|
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли – 4 часа |
|||||
24 |
Реки в природе и на географических картах. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
25 |
Озёра. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
26 |
Подземные воды, болота, ледники. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
27 |
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела |
1 |
обобщения тематического материала, работы с различными КИМ |
|
|
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни – 8 часов. Тема 15. Живая планета –2 часа. |
|||||
28 |
Закономерности распространения живых организмов на Земле. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
29 |
Почва как особое природное тело. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности – 3 часа |
|||||
30 |
Понятие о географической оболочке. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
31 |
Природные комплексы как части географической оболочки. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
32 |
Природные зоны Земли. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
Тема 17. Природа и человек – 1 час |
|||||
33 |
Стихийные бедствия и человек. |
1 |
фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа |
|
|
Повторение и обобщение – 2 часа |
|||||
34 |
Итоговая контрольная по курсу «География. Землеведение». |
1 |
Проверочная работа |
|
|
35 |
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела |
1 |
Урок-игра «Лучший знаток географии». |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.