1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету география на 2019 – 2020 учебный год для учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
8. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2019 – 2020 учебный год для обучающихся с ОВЗ;
9. Примерной адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. – Москва «Владос» 2010 г. Автор программы по географии Т.М. Лифанова.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
Особенности класса: коррекционный.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
География, как учебный предмет, имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение начального курса физической географии, а затем географии нашей страны, материков и океанов, государств Евразии позволяет расширять кругозор и знания детей об окружающем мире, дает возможность увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи, является благодатным материалом для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Тематическое планирование предусматривает предметно-практическую направленность обучения, связь с жизнью и другими предметами.
При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. Обучение строится на основе использования элементов технологии личностно-ориентированного подхода в обучении. Для улучшения мотивации познавательной деятельности используется создание ситуации успеха для каждого ученика. Необходимо, чтобы ребенок поверил в свои силы, раскрыл свой учебный и творческий потенциал.
Для учащихся с пониженным интеллектом характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отсутствие самостоятельности в работе и большой объем организующей помощи со стороны учителя, использование дополнительных приемов обучения, подсказок. Объем усвоения знаний у таких учащихся довольно мал, им доступны не все виды работ.
Основная задача курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России и зарубежных государств, показать особенности взаимодействия человека и природы, развития экономики, познакомить с культурой и бытом народов всех континентов, воспитывать бережное отношение к природе Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.
Цель изучения курса географии – развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся со сниженным интеллектом.
Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей.
Воспитание любви к своей местности, к своей стране, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является основополагающим фактором в обучении.
Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже имеющихся знаний и умений.
- сезонные изменения в природе (природоведение)
- история нашего края (история)
- почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание)
- фольклор (музыка)
- быт, национальные блюда (СБО)
В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В процессе обучения происходит формирование УУД:
· личностных
· регулятивных
· познавательных
· коммуникативных
В связи с этим выделяются следующие задачи:
Личностные УУД
· уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
· Проявлять интерес к истории своего народа и своей стране.
· Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры других народов.
· Уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности.
· Формировать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные УУД
· Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.
· Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.
· Формировать контрольно-оценочную деятельность направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.
· Уметь анализировать свою работу-находить и устранять ошибки.
Познавательные УУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций,
поисковой и исследовательской деятельности.
· Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.
· Уметь проверять информацию и находить дополнительную информацию с использованием справочной литературы.
· Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
· Уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.
· Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.
· Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с адаптированной основной образовательной программы МБОУ ООШ с. Волочаевка для детей с ОВЗ предмет «География» изучается с 6 по 9 класс. На каждую учебную неделю с 6 по 9 класс выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
6 класс.
«Начальный курс физической географии».
1. Что изучает география. 4 часа.
География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. |
Компоненты погоды, опасные природные явления. |
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. |
Географические сведения о своей местности и труде населения. |
2. Ориентирование на местности. 5 часов
|
Горизонт и линия горизонта. Стороны горизонта. Экскурсия. Практическая работа « Определение сторон горизонта по местным признакам» |
Практическая работа «Зарисовка линии сторон горизонта» |
Компас и правила пользования им. Практическая работа «Определение сторон горизонта по Солнцу и компасу» |
Ориентирование. Определение основных направлений по местным признакам и природным объектам. Тест «Ориентирование» |
3. Формы поверхности Земли. 4 часа.
|
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. |
Рельеф местности и его основные формы |
Равнины (плоские и холмистые), холмы. |
Овраги, их образование. |
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
|
4. Вода на Земле. 12 часов.
|
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. |
Использование рек. Тест «Вода в природе» |
Река, ее части. Горные и равнинные реки. |
Родник, его образование. Колодец, водопровод |
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. |
Болота, их осушение. |
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
|
Острова и полуострова России. |
Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Экскурсия к р. Урульге |
5. План и карта. 10 часов. |
Рисунок и план предмета. Условные знаки плана местности. |
Масштаб. Измерение расстояний и их изображений на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека |
План класса. Практическая работа «Простейший план» |
План школьного участка. |
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. |
Условные цвета физической карты. |
Условные знаки физической карты. Тест по теме: «План и карта» |
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей |
|
6. Земной шар. 15 часов. |
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. |
Планеты |
Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. |
Освоение космоса |
Глобус – модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. |
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Практическая работа «Океаны и материки» |
Океаны на глобусе и карте полушарий. |
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, С. Америка, Ю.Америка, Австралия, Антарктида) Практическая работа «Контуры материков» |
Первые кругосветные путешествия. |
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). |
Понятие о климате, его отличия от погоды. Основные типы климата. |
Пояса освещенности: жаркий, умеренный, холодный. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Практическая работа «Растения и животные соответствующие поясам освещенности» |
Природа тропического пояса. |
Природа умеренного и полярного поясов. |
7. Карта России. 18 часов.
|
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва. |
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Практическая работа « Границы нашей Родины» |
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. |
Моря Тихого и Атлантического океанов |
Острова и полуострова России. |
Тест по теме: «Положение России на физической карте» |
|
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. |
Практическая работа « Поверхность нашей страны» |
Горы Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. |
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Практическая работа «Условные знаки полезных ископаемых» |
Практическая работа « Условный знак полезного ископаемого». |
Реки: Волга, Ока, Кама, Дон, Днепр, Урал, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур. ГЭС. |
Озера: Ладожское, Онежское, Байкал. Каспийское море. |
|
Крупные города России. |
Работа с контурными картами. Практическая работа «Реки нашей страны» |
Контрольный тест по теме «Карта России» |
|
Практическая работа «Путешествие по нашей стране»
|
6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Практические работы |
Тестирование
|
1. |
Что изучает география |
4
|
|
|
2. |
Ориентирование на местности |
5
|
2 |
1 |
3. |
Формы поверхности Земли |
4
|
|
|
4. |
Вода на Земле |
12
|
|
1 |
5. |
План и карта |
10
|
1 |
1 |
6. |
Земной шар |
15
|
3 |
|
7. |
Карта России |
18
|
3 |
2 |
|
Всего часов |
68
|
9 |
5 |
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ. 4 ЧАСА
|
|||
1. |
Что изучает география. Д/З: стр.
|
1 |
|
2. |
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Д/З: стр.
|
1 |
|
3. |
Явления природы. Д/З: стр.
|
1 |
|
4. |
Географические сведения о своей местности и труде населения. Д/З:
|
1 |
|
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. 5 ЧАСОВ
|
|||
5. |
Горизонт. Линия горизонта. Д/З: стр.
|
1 |
|
6. |
Стороны горизонта. Практическая работа «Зарисовка линии сторон горизонта» Д/З: стр.
|
1 |
|
7. |
Компас и правила пользования им. Практическая работа «Определение сторон горизонта по Солнцу и компасу» Д/З: стр.
|
1 |
|
8. |
Ориентирование по местным признакам природы. Д/З: стр.
|
1 |
|
9. |
Обобщающий урок. Тест «Ориентирование» Д/З:
|
1 |
|
ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. 4 ЧАСА
|
|||
10. |
Равнины (плоские и холмистые), холмы. Д/З: стр.
|
1 |
|
11. |
Овраги, их образование. Д/З: стр.
|
1 |
|
12. |
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. Д/З: стр.
|
1 |
|
13. |
Обобщающий урок по теме «Формы поверхности Земли». Тестирование Д/З:
|
1 |
|
ВОДА НА ЗЕМЛЕ. 12 ЧАСОВ
|
|||
14. |
Вода в природе. Д/З: стр.
|
1 |
|
15. |
Родник, его образование. Д/З: стр.
|
1 |
|
16. |
Колодец, водопровод. Д/З: стр.
|
1 |
|
17 - 18. |
Река, ее части. Горные и равнинные реки. Д/З: стр.
|
2 |
|
19. |
Как люди используют реки. Д/З: стр.
|
1 |
|
20 - 21. |
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Д/З: стр.
|
2 |
|
22. |
Болота, их осушение. Д/З: стр.
|
1 |
|
23. |
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Д/З: стр.
|
1 |
|
24. |
Острова и полуострова России. Д/З: стр.
|
1 |
|
25. |
Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Экскурсия к р. Урульге Д/З:
|
1 |
|
ПЛАН И КАРТА. 10 ЧАСОВ
|
|||
26. |
Рисунок и план предмета. Условные знаки плана местности. Д/З: стр.
|
1 |
|
27. |
План и масштаб. Д/З: стр.
|
1 |
|
28. |
План класса. Практическая работа «Простейший план». Д/З: стр.
|
1 |
|
29. |
План школьного участка. Д/З: стр. |
1 |
|
30. |
Условные знаки плана местности. Д/З: стр.
|
1 |
|
31. |
План и географическая карта. Д/З: стр.
|
1 |
|
32. |
Условные цвета физической карты. Д/З: стр.
|
1 |
|
33. |
Условные знаки физической карты. Тест по теме: «План и карта» Д/З: |
1 |
|
34. |
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Д/З: стр.
|
1 |
|
35. |
Обобщающий урок по теме «План и карта». Д/З:
|
1 |
|
ЗЕМНОЙ ШАР. 15 ЧАСОВ
|
|||
36. |
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Д/З: стр.
|
1 |
|
37. |
Планеты. Д/З: стр.
|
1 |
|
38. |
Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Д/З: стр.
|
1 |
|
39. |
Глобус – модель Земного шара. Д/З: стр.
|
1 |
|
40. |
Физическая карта полушарий. Д/З: стр.
|
1 |
|
41. |
Распределение воды и суши на Земле. Практическая работа «Океаны и материки» Д/З: стр.
|
1 |
|
42. |
Океаны на глобусе и карте полушарий. Практическая работа «Контуры материков» Д/З: стр.
|
1 |
|
43. |
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, С. Америка, Ю.Америка, Австралия, Антарктида) Д/З: стр. |
1 |
|
44. |
Первые кругосветные путешествия. Д/З: стр.
|
1 |
|
45. |
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности. Д/З: стр.
|
1 |
|
46. |
Понятие о климате, его отличия от погоды. Основные типы климата. Д/З: стр.
|
1 |
|
47. |
Пояса освещенности: жаркий, умеренный, холодный. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Практическая работа «Растения и животные соответствующие поясам освещенности» Д/З: стр.
|
1 |
|
48. |
Природа тропического пояса. Д/З: стр.
|
1 |
|
49. |
Природа умеренного и полярного поясов. Д/З: стр.
|
1 |
|
50. |
Обобщение по теме «Земной шар» Д/З:
|
1 |
|
КАРТА РОССИИ. 18 ЧАСОВ
|
|||
51. |
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва. Д/З: стр.
|
1 |
|
52. |
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Практическая работа « Границы нашей Родины» Д/З: стр.
|
1 |
|
53. |
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Д/З: стр.
|
1 |
|
54. |
Моря Тихого и Атлантического океанов. Д/З: стр.
|
1 |
|
55. |
Острова и полуострова России. Д/З: стр.
|
|
|
56 – 57. |
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Д/З: стр.
|
2 |
|
58 – 59. |
Горы Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Д/З: стр.
|
2 |
|
60. |
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Практическая работа «Условные знаки полезных ископаемых» Д/З: стр.
|
1 |
|
61. |
Реки Волга, Ока, Кама. Д/З: стр. |
1 |
|
62. |
Реки Волга, Ока, Кама. Д/З: стр. |
1 |
|
63. |
Реки Сибири: Обь, Иртыш, Енисей. Д/З: стр. |
1 |
|
64. |
Реки: Лена, Амур. Д/З: стр. |
1 |
|
65 – 66. |
Озера: Ладожское и Онежское. Озеро Байкал. Каспийское море. Д/З: стр. |
2 |
|
67. |
Контрольный тест по теме «Карта России». Д/З: |
1 |
|
68. |
Работа с контурными картами. Практическая работа «Путешествие по нашей стране»
|
1 |
|
7. УМК
Для учащихся:
Учебник:
1. «Начальный курс физической географии» 6 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной М. «Просвещение»
Для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой. Сборник 1. Москва, «Владос», 2010г.
2. Учебник:
1. «Начальный курс физической географии» 6 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной М. «Просвещение»
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3. « Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4. « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
8. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Интернет – ресурсы:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru
· http: //www.gao.spb.ru/Russian · http: //www.fmm.ru · http: //www.mchs.gov.ru · http: //www.national-geographic.ru · http: //www.nature.com · http: //www.ocean.ru · http: //www.pogoda.ru · http: //www.sgm.ru/rus · http: //www.unknowplanet.ru |
· http: //www.weather.com
· http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
· http://geographer.ru – Географический портал.
Тесты:
Ø « Ориентирование»
Ø « Вода в природе»
Ø «План и карта»
Ø « Положение России на физической карте»
Ø « Карта России»
Практические работы:
ü «Зарисовка линии сторон горизонта»;
ü «Определение сторон горизонта по Солнцу и компасу»;
ü «Простейший план»;
ü «Океаны и материки»;
ü «Контуры материков»;
ü «Растения и животные соответствующие поясам освещенности»;
ü « Границы нашей Родины»;
ü «Условные знаки полезных ископаемых»
ü «Путешествие по нашей стране».
Тест по теме «Ориентирование» 6 класс география
1.Что называется горизонтом?
- Вся поверхность земли
- Вся поверхность земли, которую мы видим перед собой
- Вся поверхность земли, которую мы видим на открытой местности.
2.Что такое линия горизонта?
- граница видимого и невидимого пространства
- граница видимого пространства
- линия вдалеке
3.Какие стороны горизонта ты знаешь? Напиши.
4.Умение правильно находить стороны горизонта называется…………………………………..
5.Компас – это ………………………..,с помощью которого в любое время дня и ночи определяют правильное направление в пути.
6.Муравьи строят свои муравейники
- с северной стороны - с южной стороны - с восточной стороны
7. Ориентироваться можно по
- дороге - по солнцу - звёздам - траве - ветру
8.Весной снег тает быстрее с
- северной стороны - южной стороны - западной стороны
9.Назовите природные объекты, по которым можно определить стороны горизонта?
10.Если вы идёте на восток, то какая сторона горизонта будет у вас за спиной
- север - юг - запад
Тест на тему «Вода в природе» «Использование рек».
6 класс. География
1.Подчеркни нужное значение.
Река это
- поток воды
- поток воды, который течет в сделанном им углублении
- ручеек
2.Соедини две части предложения.
По рекам перевозят
- воздух - грузы
- Пассажиров - бабочек
- животных - ловят рыбу
3.Соедини слово со значением.
Вода по-гречески - гофра
- гидро
- гипо
4.Соедини слово со значением.
Каналы это - естественная река
- искусственная река
5. Соедини две части.
Каналы используют для - прогулки
- орошения земли
- полива растений
- судоходства
- улучшения воздуха
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.