Пояснительная записка
Курс «Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;
сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004г.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Материки и океаны», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Всего 70 часов; в неделю 2 час., практических оценочных 21 ч
Основные цели и задачи курса
1 создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их с материками и океанами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений , необходимых каждому человеку нашей эпохи;
2 воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Курс « География. Материки и океаны» рассчитан на70 часов (2 академических часа в неделю) , в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса, как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.
Параллельно с изучением материков учащиеся 7-го класса начинают изучать физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях учителя и самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных совместных уроков географии и истории.
Программа курса согласуется с программами курсов «Физической географии» (6-й класс; авторы – Герасимова Т. П.) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством Баринова И.И. Дронов В.П.
В ходе изучения курса «География. Материки и океаны» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – материки и страны.
Курс «География. Материки и океаны» содержит в себе географические характеристики материков и океанов и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Изучение курса способно соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.
Суть подхода в изучении географии состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, материк выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов.
Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации.
Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории.
Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о материках, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран.
Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).
На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока. После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.
Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов учебной программы за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Формы текущего контроля: практические, творческие работы;¾ устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа), письменная в виде тестового контроля, кроссвордов;¾ Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью определения качества освоения содержания учебной программы (полноты, прочности, осознанности, системности) по завершении полугодия, года. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурномсоциуме. Они должны отражать:
1) воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования включают:
1) дляиспользованиемглухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушенияслуха;
2) для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра:
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты
освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами
1) формирование
представлений о географини, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Выпускник научится
· выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
· ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
· представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
· использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
· различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
· использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
· устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
· приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
· различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
· оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
· использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни;
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
· оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
· оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
· использовать знания особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
· различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
· использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
· находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
· различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
· использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой; функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов; влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
· объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
· сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
· сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
· оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться
· создавать простейшие географические карты различного содержания;
· моделировать географические объекты и явления;
· работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
· подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
· ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
· работать с компасом;
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
· описывать погоду своей местности;
· составлять описание природного комплекса;
· объяснять расовые отличия разных народов мира;
· выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
· сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
· оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
· объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
· оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
· давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
· делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
· наносить на контурные карты основные формы рельефа;
· давать характеристику рельефа своей местности;
· давать характеристику климата своей области (края, республики);
· показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
· выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
· оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
· объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
· выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
· обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
· приводить примеры современных видов связи;
· выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
· объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России
Оценивать и прогнозировать:
по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
изменение климатов Земли;
оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
основные взаимосвязи природы и человека;
Объяснять:
особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
особенности расового и этнического состава населения;
особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Описывать:
основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
по схемам круговороты вещества и энергий;
компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания;
вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и показывать:
важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
факторы формирования климата;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
страны мира, их столицы, крупные города;
природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтение карт различного содержания;
· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно- тематический план.
№п\п |
Название темы |
Кол-во час. |
1 |
Введение. |
3 |
2 |
Главные особенности природы Земли. |
11 |
|
Литосфера и рельеф Земли. |
2 |
|
Атмосфера и климаты Земли. |
4 |
|
. Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы. |
2 |
|
Географическая оболочка |
3 |
3 |
Население Земли. |
3 |
4 |
Океаны и материки. |
50 |
|
Океаны. |
2 |
|
Южные материки. |
1 |
|
Африка |
10 |
|
Австралия |
6 |
|
Южная Америка. |
7 |
|
Антарктида. |
1 |
|
Северная Америка. |
7 |
|
Евразия. |
16 |
5 |
Географическая оболочка- наш дом. |
3 |
|
Итого: |
70 |
Содержание курса.
Введение. 3 часа.
Как люди открывали Землю. Материки и океаны. Различие карт.
Практическая работа.
Различие карт.
Главные особенности природы Земли. 11 часов.
Литосфера и рельеф Земли. 2часа.
Развитие рельефа на материках и океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Атмосфера и климаты Земли. 4 часа.
Значение атмосферы. Климат. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли.
Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Практическая работа.
Описание климата.
Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы.2 часа.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Практическая работа
«Нанесение на к/ к течений».
Географическая оболочка. 3 часа.
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы. Особенности почвообразования в различных природных условиях. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районов материков. Природные зоны.
Население Земли. 3 часа.
Численность и размещение населения, историко – географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности заселения материков, распространение расс. Народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие города, как центры культурного наследия человечества.
Океаны и материки.50 часов.
Типовая характеристика каждого материка: Африки, Австралии, ЮжнойАмериви, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Особенности географического положения материков. Основные черты природы, особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно – хозяйственные и историко – культурные регионы. Численность и размещение населения, историко – географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности заселения материков, распространение расс. Народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие города, как центры культурного наследия человечества. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Страны материков. Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании.
Практические работы.
Определение географического положения Африки, Австралии, Антарктиды, Евразии, определение типов климата Евразии, сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной Америке. описание климатического пояса, описание реки, описание стран Африки, нанесение на контурную карту форм рельефа. Описание зон. Определение крайних точек и сравнительная характеристика с другими материками, выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки. Описание природы страны, населения и его хозяйственной деятельности Южной Америки. Сравнение географического положения Северной Америки с другими материками, выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа, обозначение их на контурной карте, сравнение с другими материками. Описание США,
Требования к уровню подготовки.
«№ п/п |
Раздел. Тема. |
Кол-во часов |
Практ. раб. |
Примечание. |
|||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||
1 |
Введение. |
3 |
|
1 |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков, читать и анализировать географические карты, Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий. |
|||||||||||
2 |
Главные особенности природы Земли. |
11 |
|
2 |
|
|
|||||||||||
|
Литосфера и рельеф Земли. |
2 |
|
|
|
Знать: строение литосферы и земной коры, теорию литосферных плит. Уметь: показывать крупные литосферные плиты. Платформы, сейсмические пояса. |
|||||||||||
|
Атмосфера и климаты Земли. |
4 |
|
1 |
|
Знать: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов. Уметь: объяснять циркуляцию воздушныхмасс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику |
|||||||||||
|
Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы. |
2 |
|
1 |
|
Знать: мировой океан, свойства водных масс. Уметь: описывать взаимодействие океана с атмосферой и сушей. |
|||||||||||
|
Географическая оболочка. |
3 |
|
|
|
Знать:Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы. Особенности почвообразования в различных природных условиях |
|||||||||||
3 |
Население Земли. |
3 |
|
|
|
Знать: Численность и размещение населения, историко – географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности заселения материков, распространение расс. Народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие города, как центры культурного наследия человечества. |
|||||||||||
4 |
Океаны и материки. |
50 |
|
|
|
|
|||||||||||
|
Океаны. |
2 |
|
|
|
Знать природу океанов. |
|||||||||||
|
Южные материки. |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||
|
Африка |
10 |
|
. 3 |
|
Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей. особенности рельефа, зависимость форм рельефа. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых основные речные системы, озёра материка особенности природных зон материка. численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных Климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте ,характеризовать природу отдельных частей материка. |
|||||||||||
|
Австралия |
6 |
|
2 |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Знать: приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы. Как определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географическогоположения на особенности природы Австралии, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата, Уметь: называть численность и плотность, особенности размещения показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте.
|
|||||||||||
|
Южная Америка. |
7 |
|
2 |
|
|
|||||||||||
. |
|
|
|
|
|
Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.особенности рельефа, зависимость форм рельефаоттектонического строения материка. Уметь:Уметь:протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. |
|||||||||||
. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Антарктида. |
1 |
|
1 |
|
|
|||||||||||
. |
|
|
|
|
|
Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды, особенности климата материка Уметь: определять географическое положение материка, оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. |
|||||||||||
|
Северная Америка. |
7 |
|
2 |
|
|
|||||||||||
. |
|
|
|
|
|
Знать: приёмы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки. основные речные системы, озера материка. особенности природных зон материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. показывать по карте крупные страны и их столицы
|
|||||||||||
|
Евразия |
16 |
|
2 |
|
Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, показывать внутренние воды. объяснять своеобразие природы Евразии, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Знать: особенности климата Евразии, климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту Евразии.
|
|||||||||||
5 |
Географическая оболочка – наш общий дом. |
3 |
|
|
|
|
|||||||||||
. |
|
|
|
|
|
Знать: этапы развития географической оболочки как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами. |
|||||||||||
Перечень учебно-методических пособий.
Класс |
Учебники |
Методическая литература |
Дидактический материал |
Материал для контроля |
7 |
География Материки и океаны В. А Коринская2010 г. |
Поурочные разработки по географии 7 класс. 2010г. Урок географии в средней школе А. В Даринский.2007г. |
По материкам и странам Н. П. Смирнова.2001г. Веселая география Е.Г. Козловский 2007г.Полинезия – Земля в океане. Е. М. Сузюмов. 2000г.По материкам и странам Н. О Смирнова.1996г. |
Географические карты, практические работы, тесты. |
Календарно- тематическое планирование.
Предмет – география
Класс – 7
Учебник В.А. Коринская М. « Дрофа» 2010г.
Расписание учебного времени
№ п/п |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе: лабораторные работы |
Практические работы |
Контрольные работы |
1 |
Всего по учебному плану |
70 |
|
15 |
|
2 |
Количество часов в неделю |
2 |
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 четверть |
18 |
|
3 |
|
4 |
Запланировано на 2 четверть |
14 |
|
3 |
|
5 |
Запланировано на 3 четверть |
20 |
|
6 |
|
6 |
Запланировано на 4 четверть |
18 |
|
3 |
|
Тематическое планирование.
№ п/п |
Раздел. Тема. |
Кол- во час. |
|
|
|
|
|
общее |
Дата и время. |
По плану. |
Факт. |
|
Введение |
3 |
|
|
|
1 |
Что изучает география материков. |
1 |
|
|
|
2 |
Как люди открывали и изучали Землю. |
1 |
|
|
|
3 |
Источники географической информации.Карты-особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Практическая работа № 1 « Различие карт». |
1 |
|
|
|
|
Главные особенности природы Земли. |
11 |
|
|
|
|
Литосфера и рельеф Земли. |
2 |
|
|
|
4 |
Происхождение материков и океанов. |
1 |
|
|
|
5 |
Рельеф и Земли. |
1 |
|
|
|
|
Атмосфера и климаты Земли |
4 |
|
|
|
6 |
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. |
1 |
|
|
|
7 |
Воздушные массы. |
1 |
|
|
|
8 |
Климатические пояса. Земли. Практическая работа № 2 «Описание климата по поясам». |
1 |
|
|
|
9 |
Обобщение темы « Атмосфера». |
1 |
|
|
|
|
Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы.
|
2 |
|
|
|
10 |
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Практическая работа № 3» Нанесение на к/к течений». |
1 |
|
|
|
11 |
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. |
1 |
|
|
|
|
Географическая оболочка. |
3 |
|
|
|
12 |
Строение и свойства географической оболочки. |
1 |
|
|
|
13 |
Природные комплексы суши и океанов. |
1 |
|
|
|
14 |
Природная зональность. |
1 |
|
|
|
|
Население Земли. |
3 |
|
|
|
15 |
Численность населения Земли. Размещение населения. |
1 |
|
|
|
16 |
Народы и религии мира. |
1 |
|
|
|
17 |
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. |
1 |
|
|
|
|
Океаны и материки |
50 |
|
|
|
|
Океаны. |
2 |
|
|
|
18 |
Тихий океан. Индийский океан. |
1 |
|
|
|
19 |
Атлантический океан. Северно- Ледовитый океан. |
1 |
|
|
|
|
.Южные материки. |
1 |
|
|
|
20 |
Общие особенности природы южных материков. |
|
|
|
|
|
Африка. |
10 |
|
|
|
21 |
Географическое положение Африки. Исследования Африки. Практическая работа №4 «Определение географического положения Африки». |
1 |
|
|
|
22 |
Рельеф и полезные ископаемые Африки. |
1 |
|
|
|
23 |
Климат, внутренние воды Африки. Практическая работа №5 «Описание климата данного пояса и реки по плану ». |
1 |
|
|
|
24 |
Природные зоны Африки |
1 |
|
|
|
25 |
Влияние человека на природу, заповедники и национальные парки. |
1 |
|
|
|
26 |
Население Африки. |
1 |
|
|
|
27 |
Страны Северной Африки. Алжир. Практическая работа № 5 « Описание страны Африки ». |
1 |
|
|
|
28 |
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. |
|
|
|
|
29 |
Страны Восточной Африки. Эфиопия. |
|
|
|
|
30 |
Страны Южной Африки. ЮАР. |
|
|
|
|
|
Австралия и Океания. |
6 |
|
|
|
31 |
Географическое положение Австралии. История открытия и исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 6 « Описание географического положения. Нанесение на контурную карту форм рельефа».». |
1 |
|
|
|
32 |
Климат. Внутренние воды Австралии. |
1 |
|
|
|
33 |
Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Практическая работа №7 «Описание зон». |
1 |
|
|
|
34 |
Австралийский Союз. |
1 |
|
|
|
35 |
Океания. Природа. Население и страны. |
1 |
|
|
|
36 |
. Обобщение знаний теме «Австралия». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Южная Америка. |
7 |
|
|
|
37 |
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Практическая работа. №8 « Определение крайних точек и сравнительная характеристика с Африкой. |
1 |
|
|
|
38 |
Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 9 «Описание рельефа Южной Америки». |
1 |
|
|
|
39 |
Климат. Внутренние воды. |
1 |
|
|
|
40 |
Природные зоны |
1 |
|
|
|
41 |
Население. |
1 |
|
|
|
42 |
Страны Востока материка. Бразилия. |
1 |
|
|
|
43 |
Страны Анд. Перу. |
1 |
|
|
|
|
Антарктида. |
1 |
|
|
|
44 |
Географическое положение. Открытие исследование Антарктиды. Природа. Практическая работа № 10»Описание географического положения». |
1 |
|
|
|
|
Северные материки. |
1 |
|
|
|
45 |
Общие особенности северных материков. |
1 |
|
|
|
|
Северная Америка. |
7 |
|
|
|
46 |
Географическое положение . Из истории открытия и исследования материка .Практическая работа №11 «Сравнение географического положения с другими материками». |
1 |
|
|
|
47 |
Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. Практическая работа № 12 « выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа, обозначение их на контурной карте, сравнение с другими материками». |
1 |
|
|
|
48 |
Климат . Внутренние воды Северной Америки. |
1 |
|
|
|
49 |
Природные зоны. Население. |
1 |
|
|
|
50 |
Канада. |
1 |
|
|
|
51 |
Соединенные Штаты Америки. Практическая работа № 13 « Описание США». |
1 |
|
|
|
52 |
Средняя Америка. Мексика. |
1 |
|
|
|
|
Евразия. |
16 |
|
|
|
53- |
Географическое положение Евразии. Исследования Централь ной Азии. Практическая работа №14 «Описание географического положения Евразии». |
1 |
|
|
|
54 |
Особенности рельефа, его развитие. |
1 |
|
|
|
55 |
Климат. Внутренние воды Евразии .Практическая работа №15 « Анализ климатических диаграмм. Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной Америке». |
1 |
|
|
|
56 |
.Природные зоны. Народы и страны Евразии. |
1 |
|
|
|
57 |
Страны Северной Европы. |
1 |
|
|
|
58 |
Страны Западной Европы. Великобритания.. |
1 |
|
|
|
59 |
Франция. Германия. |
1 |
|
|
|
60 |
Страны Восточной Европы. |
1 |
|
|
|
61 |
Страны Южной Европы. Италия. |
1 |
|
|
|
62 |
Страны Юго – Западной Азии. |
1 |
|
|
|
63 |
Страны Центральной Азии. |
1 |
|
|
|
64 |
Страны Восточной Азии. Китай. |
1 |
|
|
|
65-66 |
Япония. Страны Южной Азии. Индия. |
2 |
|
|
|
67 |
Страны Юго- Восточной Азии. Индия. |
1 |
|
|
|
68 |
Страны Юго- Восточной Азии. Индонезия. |
1 |
|
|
|
|
Географическая оболочка – наш общий дом. |
3 |
|
|
|
69 |
Закономерности географической оболочки. |
1 |
|
|
|
70 |
Взаимодействие природы и общества. Подведение итогов. |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.