Рабочая программа по географии, 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа по географии, 7 класс

Оценка 5
doc
01.04.2022
Рабочая программа по географии, 7 класс
7 география 2019.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Курс «Данная рабочая программа составлена на основании:

стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;

примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;

сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004г.

 Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Материки и океаны», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Всего 70 часов; в неделю 2 час.,  практических оценочных 21 ч

 

Основные цели и задачи курса

 

1         создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их с материками и океанами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений , необходимых каждому человеку нашей эпохи;

2         воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Курс « География. Материки и океаны» рассчитан на70 часов (2 академических часа в неделю) , в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса, как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

Параллельно с изучением материков учащиеся 7-го класса начинают изучать физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях учителя и самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных совместных уроков географии и истории.

Программа курса согласуется с программами курсов «Физической географии» (6-й класс; авторы – Герасимова Т. П.) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством Баринова И.И. Дронов В.П.

В ходе изучения курса «География. Материки и океаны» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – материки и страны.

Курс «География. Материки и океаны» содержит в себе географические характеристики материков и океанов и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Изучение курса  способно соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.

Суть подхода  в изучении географии состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, материк  выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов.

 Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации.

Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории.

Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о материках, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран.

Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).

На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока. После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.

 

 

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов учебной программы за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Формы текущего контроля:  практические, творческие работы;¾  устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа), письменная в виде тестового контроля, кроссвордов;¾ Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью определения качества освоения содержания учебной программы (полноты, прочности, осознанности, системности) по завершении полугодия, года. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

 

 

 

                    Планируемые результаты освоения учебного      курса

 

Личностные результаты

освоения основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурномсоциуме. Они должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования включают:

1) дляиспользованиемглухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушенияслуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; 
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты

освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии

посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и

производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной

деятельностью;                  

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе

географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами

 

1) формирование представлений о географини, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Выпускник научится

·      выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

·      ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

·      представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

·      использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

·      различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

·      проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

·      использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

·      оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

·      различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

·      использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

·      описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

·      различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

·      устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

·      объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

·      приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

·      различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

·      оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

·      использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни;

·      различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

·      оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

·      объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

·      оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

·      использовать знания особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

·      различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

·      использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

·      находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

·      различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

·      использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой; функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов; влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

·      объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

·      сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

·      сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

·      оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться

·      создавать простейшие географические карты различного содержания;

·      моделировать географические объекты и явления;

·      работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

·      подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

·      ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

·      работать с компасом;

·      использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

·       проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

·      приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

·      воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

·      описывать погоду своей местности;

·      составлять описание природного комплекса;

·      объяснять расовые отличия разных народов мира;

·      выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

·      сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

·      оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

·      объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

·      оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

·      давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

·      делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

·      наносить на контурные карты основные формы рельефа;

·      давать характеристику рельефа своей местности;

·      давать характеристику климата своей области (края, республики);

·      показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

·      выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

·      оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

·      объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

·      выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

·      обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

·      приводить примеры современных видов связи;

·      выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

·      объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России

 

 

 

 

Оценивать и прогнозировать:

         по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

         изменение климатов Земли;

         оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

         основные взаимосвязи природы и человека;

Объяснять:

         особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

         особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

         особенности расового и этнического состава населения;

         особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

         основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

         применять в процессе учебного познания основные географические понятия

Описывать:

         основные источники географической информации;

         географическое положение объектов (по карте);

         по схемам круговороты вещества и энергий;

         компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

         объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

         особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять (измерять):

         географическую информацию по картам различного содержания;

         вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать:

         важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

         основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

         факторы формирования климата;

         крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

         страны мира, их столицы, крупные города;

         природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

 

Результаты обучения.

 

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

     основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

     географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосфе­рах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

     географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; раз­личия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим по­ложением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

     специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

     природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локаль­ном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихий­ных природных и техногенных явлений;

уметь:

·       выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

     находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

     приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной спе­циализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

     составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разно­образных источников географической информации и форм ее представления;

      определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географи­ческие координаты и местоположение географических объектов;

     применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных ха­рактеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·      для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтение карт различного содержания;

·      учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·      наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·      решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

·      проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

 

Учебно- тематический план.

 

№п\п

Название темы

Кол-во час.

1

Введение.

3

2

Главные особенности природы Земли.

11

 

Литосфера и рельеф Земли.

2

 

Атмосфера и климаты Земли.

4

 

. Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы.

2

 

Географическая оболочка

3

3

Население Земли.

3

4

Океаны и материки.

50

 

Океаны.

2

 

Южные материки.

1

 

Африка

10

 

Австралия

6

 

Южная Америка.

7

 

Антарктида.

1

 

Северная Америка.

7

 

Евразия.

16

5

Географическая оболочка- наш дом.

3

 

Итого:

70

 

 

Содержание курса.

 

Введение. 3 часа.

 

Как люди открывали Землю. Материки и океаны. Различие карт.

Практическая работа.

Различие карт.

 

Главные особенности природы Земли. 11 часов.

 Литосфера и рельеф Земли. 2часа.

 

Развитие рельефа на материках и океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Зависимость размещения полезных ископаемых  от строения земной коры и рельефа.

Атмосфера и климаты Земли. 4 часа.

Значение атмосферы. Климат. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли.

Территориальные сочетания  климатообразующих факторов. Типы климатов.  Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Практическая работа.

Описание климата.

 

 Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы.2 часа.

 

Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.

 

Практическая работа

 

«Нанесение на к/ к течений».

 

Географическая оболочка. 3 часа.

 

Зональное и азональное  распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.  Особенности почвообразования в различных природных условиях. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районов материков. Природные зоны.

Население Земли. 3 часа.

Численность и размещение населения,  историко – географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности заселения материков,  распространение расс. Народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие города, как центры культурного наследия человечества.

Океаны и материки.50 часов.

Типовая характеристика каждого материка: Африки, Австралии, ЮжнойАмериви, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Особенности географического положения материков. Основные черты природы, особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно – хозяйственные  и историко – культурные регионы. Численность и размещение населения, историко – географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности заселения материков,  распространение расс. Народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие города, как центры культурного наследия человечества. Географические различия в хозяйственном освоении  материков и регионов. Страны материков.  Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании.

 

Практические работы.

 

Определение географического положения Африки, Австралии,  Антарктиды, Евразии, определение типов климата Евразии, сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной Америке.  описание климатического пояса, описание реки, описание стран Африки,  нанесение на контурную карту форм рельефа.  Описание зон. Определение крайних точек и сравнительная характеристика с другими материками, выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки. Описание природы страны, населения и его хозяйственной деятельности Южной Америки.  Сравнение  географического  положения Северной Америки с другими материками,  выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа, обозначение их на контурной карте, сравнение с другими материками. Описание США,

 

 

 

Требования к уровню подготовки.

 

 

«№ п/п

Раздел. Тема.

Кол-во часов

Практ.

раб.

Примечание.

 

 

 

 

1

   Введение.

3

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков,

читать и анализировать географические карты,

Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий.

2

Главные особенности природы Земли.

11     

 

2

 

 

 

 Литосфера и рельеф Земли.

2

 

 

 

Знать: строение литосферы и земной коры, теорию литосферных плит.

Уметь: показывать крупные литосферные плиты. Платформы, сейсмические пояса.

 

Атмосфера и климаты Земли.

4

 

1

 

Знать: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса;

климатообразующие факторы; типы климати­ческих поясов. Уметь: объяснять циркуляцию воздушныхмасс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику

 

Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы.

2

 

1

 

Знать: мировой океан, свойства водных масс.

Уметь: описывать взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

 

Географическая оболочка.

3

 

 

 

 Знать:Зональное и азональное  распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.  Особенности почвообразования в различных природных условиях

3

Население Земли.

3

 

 

 

 Знать: Численность и размещение населения,  историко – географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности заселения материков,  распространение расс. Народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие города, как центры культурного наследия человечества.

4

Океаны и материки.

50

 

 

 

 

 

Океаны.

2

 

 

 

Знать природу океанов.

 

Южные материки.

1

 

 

 

 

 

Африка

        10

 

. 3

 

Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей. особенности рельефа, зависимость форм рельефа.

 

 

 

 

 

 

называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

основные речные системы, озёра материка

особенности природных зон материка. численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

 

 

 

 

 

 

 

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных

Климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте ,характеризовать природу отдельных частей материка.

 

Австралия

6

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы. Как определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географическогоположения на осо­бенности природы Австралии,

особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата,

Уметь: называть  численность и плотность, особенности размещения показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте.

 

 

Южная Америка.

7

 

2

 

 

.

 

 

 

 

 

Знать: приемы определения гео­графического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.особенности рельефа, зависимость форм рельефаоттектонического строения материка.

 Уметь:Уметь:протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

.

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Антарктида.

1

 

1

 

 

.

 

 

 

 

 

Знать: приемы определения гео­графического положения материка, имена исследователей конти­нента и результаты их работы.

особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тек­тонического строения Антарктиды, особенности климата материка

Уметь: определять географическое положение материка, оце­нивать влияние географического положения на особенности природы материка.

 

Северная Америка.

7

 

2

 

 

.

 

 

 

 

 

Знать: приёмы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы,

 

 

 

 

 

 

особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки.

основные речные системы, озера материка.

особенности природных зон материка.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных

ископаемых

показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных

климатообразующих факторов.

показывать по карте крупные страны и их столицы

 

 

Евразия 

 16

 

2

 

 

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, показывать внутренние воды.

объяснять своеобразие природы Евразии,

 

 

 

 

 

 

Знать: особенности климата Евразии, климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

численность, плотность, особенности размещения населения, современную политиче­скую карту Евразии.

   

5

Географическая оболочка – наш общий дом.

3

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Знать: этапы развития географической оболочки как

взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу.

Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методических пособий.

 

 

Класс

Учебники

Методическая литература

Дидактический материал

Материал для контроля

7

География Материки и океаны  В. А Коринская2010 г.

Поурочные разработки по географии 7 класс. 2010г.

Урок географии в средней школе А. В Даринский.2007г.

По материкам и странам Н. П. Смирнова.2001г.

Веселая география Е.Г. Козловский 2007г.Полинезия – Земля в океане. Е. М. Сузюмов. 2000г.По материкам и странам Н. О Смирнова.1996г.

Географические карты, практические работы, тесты.

 

 

 


Календарно- тематическое планирование.

 

Предмет – география

Класс – 7

Учебник В.А. Коринская  М. « Дрофа» 2010г.

 

 

Расписание учебного времени

 

№ п/п

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

В том числе: лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

1

Всего по учебному плану

70

 

15

 

2

Количество часов в неделю

2

 

 

 

3

Запланировано на 1 четверть

18

 

3

 

4

Запланировано на 2 четверть

14

 

3

 

5

Запланировано на 3 четверть

20

 

6

 

6

Запланировано на 4 четверть

18

 

3

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 

№ п/п

Раздел. Тема.

Кол- во час.

 

 

 

 

 

общее

Дата и время.

По плану.

Факт.

 

Введение

3

 

 

 

1

Что изучает география материков.

1

 

 

 

2

Как люди открывали и изучали Землю.

1

 

 

 

3

 Источники географической информации.Карты-особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды.  Практическая работа № 1 « Различие карт».

1

 

 

 

 

Главные особенности природы Земли.

11

 

 

 

 

Литосфера и рельеф Земли.

2

 

 

 

4

Происхождение материков и океанов.

1

 

 

 

5

Рельеф и Земли.

1

 

 

 

 

Атмосфера и климаты Земли

4

 

 

 

6

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.

1

 

 

 

7

Воздушные массы.                                         

1

 

 

 

8

Климатические пояса. Земли. Практическая работа № 2 «Описание климата по поясам».

1

 

 

 

9

Обобщение темы  « Атмосфера».

1

 

 

 

 

 Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы.

 

2

 

 

 

10

Воды Мирового океана.  Схема поверхностных течений. Практическая работа № 3» Нанесение на к/к течений».

1

 

 

 

11

    Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

 

 

 

 

Географическая оболочка.

3

 

 

 

12

Строение и свойства географической оболочки.

1

 

 

 

13

Природные комплексы суши и океанов.

1

 

 

 

14

Природная зональность.

1

 

 

 

 

Население Земли.

3

 

 

 

15

Численность населения Земли. Размещение населения.

1

 

 

 

16

Народы и религии мира.

1

 

 

 

17

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.

1

 

 

 

 

     Океаны и материки

50

 

 

 

 

Океаны.

2

 

 

 

18

Тихий океан. Индийский океан.

1

 

 

 

19

Атлантический океан. Северно- Ледовитый океан.

1

 

 

 

 

.Южные материки.

1

 

 

 

20

Общие особенности природы южных материков.

 

 

 

 

 

Африка.

10

 

 

 

21

Географическое положение Африки. Исследования Африки. Практическая работа №4 «Определение географического положения Африки».

1

 

 

 

22

Рельеф  и полезные ископаемые Африки.

1

 

 

 

23

Климат, внутренние воды  Африки. Практическая работа №5 «Описание климата данного пояса и реки по плану ».

1

 

 

 

24

Природные зоны Африки

1

 

 

 

25

Влияние человека на природу, заповедники и национальные парки.

1

 

 

 

26

Население Африки.

1

 

 

 

27

Страны Северной  Африки. Алжир. Практическая работа № 5 « Описание страны    Африки ».

1

 

 

 

28

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

 

 

 

 

29

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

 

 

 

 

30

Страны Южной Африки. ЮАР.

 

 

 

 

 

Австралия и Океания.

6

 

 

 

31

Географическое положение Австралии. История открытия и исследования Австралии.  Рельеф и полезные ископаемые.  Практическая работа № 6 « Описание географического положения.  Нанесение на контурную карту форм рельефа».».

1

 

 

 

32

Климат.  Внутренние воды Австралии.

1

 

 

 

33

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Практическая работа №7 «Описание зон».

1

 

 

 

34

Австралийский Союз.

1

 

 

 

35

Океания. Природа. Население и страны.

1

 

 

 

36

. Обобщение знаний теме «Австралия».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южная Америка.

7

 

 

 

37

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Практическая работа. №8 « Определение крайних точек и сравнительная характеристика с Африкой.

1

 

 

 

38

 Рельеф  и полезные ископаемые. Практическая работа № 9 «Описание рельефа Южной Америки».

1

 

 

 

39

Климат. Внутренние воды.

1

 

 

 

40

Природные зоны

1

 

 

 

41

Население.

1

 

 

 

42

Страны Востока материка. Бразилия.

1

 

 

 

43

Страны Анд. Перу.

1

 

 

 

 

Антарктида.

1

 

 

 

44

Географическое положение.  Открытие  исследование Антарктиды. Природа. Практическая работа № 10»Описание географического положения».

1

 

 

 

 

Северные материки.

1

 

 

 

45

Общие особенности северных материков.

1

 

 

 

 

Северная Америка.

7

 

 

 

46

Географическое положение . Из истории открытия и исследования материка .Практическая работа №11 «Сравнение географического положения с другими материками».  

1

 

 

 

47

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. Практическая работа № 12 « выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа, обозначение их на контурной карте, сравнение с другими материками».

1

 

 

 

48

Климат . Внутренние воды Северной Америки.

1

 

 

 

49

Природные зоны. Население.

1

 

 

 

50

Канада.

1

 

 

 

51

Соединенные Штаты Америки. Практическая работа № 13 « Описание США».

1

 

 

 

52

Средняя Америка. Мексика.

1

 

 

 

 

Евразия.

16

 

 

 

53-

Географическое положение Евразии. Исследования Централь ной Азии. Практическая работа №14 «Описание географического положения Евразии».

1

 

 

 

54

Особенности рельефа, его развитие.

1

 

 

 

55

Климат. Внутренние воды Евразии .Практическая работа №15 « Анализ климатических диаграмм. Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной Америке».

1

 

 

 

56

.Природные зоны. Народы и страны Евразии.

1

 

 

 

57

Страны Северной  Европы.

1

 

 

 

58

Страны Западной Европы. Великобритания..

1

 

 

 

59

Франция. Германия.

1

 

 

 

60

Страны Восточной  Европы.

1

 

 

 

61

Страны  Южной Европы. Италия.

1

 

 

 

62

Страны  Юго – Западной Азии.

1

 

 

 

63

Страны Центральной Азии.

1

 

 

 

64

Страны Восточной Азии. Китай.

1

 

 

 

65-66

Япония. Страны Южной Азии. Индия.

2

 

 

 

67

Страны Юго- Восточной Азии. Индия.

1

 

 

 

68

Страны Юго- Восточной  Азии. Индонезия.

1

 

 

 

 

 Географическая оболочка – наш общий дом.

3

 

 

 

69

Закономерности географической оболочки.

1

 

 

 

70

Взаимодействие  природы и общества. Подведение итогов.

1

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа по географии, 7 класс

Рабочая программа по географии, 7 класс

Рабочая программа по географии, 7 класс

Рабочая программа по географии, 7 класс

Пояснительная записка Курс «Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)

Пояснительная записка Курс «Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)

В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – материки и страны

В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – материки и страны

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы,…

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы,…

России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм…

России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм…

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;…

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;…

Предметными результатами 1) формирование представлений о географини, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения…

Предметными результатами 1) формирование представлений о географини, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения…

Земли и отдельных регионов и стран; · использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных…

Земли и отдельных регионов и стран; · использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных…

России; · оценивать воздействие географического положения

России; · оценивать воздействие географического положения

России с мировыми показателями и показателями других стран; · оценивать место и роль

России с мировыми показателями и показателями других стран; · оценивать место и роль

России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; · давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,…

России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; · давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,…

Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;  особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; …

Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;  особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; …

Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,…

Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,…

Африка 10

Африка 10

Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане

Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане

Введение. 3 1 Знать: предмет изучения географии

Введение. 3 1 Знать: предмет изучения географии

Особенности почвообразования в различных природных условиях 3

Особенности почвообразования в различных природных условиях 3

Оценивать влияние географического положения на осо­бенности природы

Оценивать влияние географического положения на осо­бенности природы

Северной Америки. основные речные системы, озера материка

Северной Америки. основные речные системы, озера материка

Перечень учебно-методических пособий

Перечень учебно-методических пособий

Календарно- тематическое планирование

Календарно- тематическое планирование

Практическая работа № 2 «Описание климата по поясам »

Практическая работа № 2 «Описание климата по поясам »

Практическая работа № 5 « Описание страны

Практическая работа № 5 « Описание страны

Практическая работа №11 «Сравнение географического положения с другими материками»

Практическая работа №11 «Сравнение географического положения с другими материками»

Географическая оболочка – наш общий дом

Географическая оболочка – наш общий дом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022