Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МКОУ «ООШ №16 п. Селивановка Советского района» Ставропольского края, авторской рабочей программы по географии, составитель С. В.Бородина – М. Вако, 2016 год к учебнику «География России. Природа» 8 класс (под ред. И. И. Бариновой). М.: Дрофа 2018 год, с учётом методических рекомендаций СКИРО ПК и ПРО «О преподавании географии в 2019-2020 учебном году».
1. Планируемые результаты обучения.
В результате изучения курса географии по данной программе к концу восьмого класса у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
-определять географическое положение России;
-показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
-определять поясное время;
-называть и показывать крупные равнины и горы;
-выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
-показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
-объяснять закономерности их размещения;
-приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
-делать описания отдельных форм рельефа по картам;
-называть факторы, влияющие на формирование климата России;
-определять характерные особенности климата России;
-иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
-давать описания климата отдельных территорий;
-с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации ;
-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
-называть и показывать крупнейшие реки, озера;
-используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
-оценивать водные ресурсы;
-называть факторы почвообразования;
-используя карту, называть типы почв и их свойства;
-объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
-объяснять видовое разнообразие животного мира;
-называть меры по охране растений и животных;
-показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
-приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
-объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
-показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
-приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
-показывать на карте крупные природные районы России;
-называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);
-давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
-отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
-оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
-приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
-выделять экологические проблемы природных регионов;
-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу (самостоятельно и под
руководством учителя);
- планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством
учителя);
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- владеть основами самоконтроля и самооценки;
- осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
- оценивать работу одноклассников;
- в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;проявлять
уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку и его мнению;
- критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- решать проблемные задачи;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
2.Содержание программы География России. Природа. 8 класс.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (1 ч)
Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА (6 ч)
Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Изменение погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России.
Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Вличние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»
Почвы и почвенные ресурсы (3ч)
Образование почв и их разнообразие. Образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч)
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч)
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (30 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.
Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».
Раздел III. Человек и природа (6 ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.
3.Календарно - тематическое планирование. География 8 класс.
№ п/п |
Дата |
Тема |
|
План. |
Факт. |
||
Что изучает физическая география России (1ч) |
|||
1. |
02.09 |
|
Что изучает физическая география России. |
Наша Родина на карте мира (6ч) |
|||
2. Р.к. |
07.09 |
|
Географическое положение России. Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России». |
3. |
09.09 |
|
Моря, омывающие берега России. |
4. |
14.09 |
|
Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. |
5. |
16.09 |
|
Как осваивали и изучали территорию России |
6. |
21.09 |
|
Административно- территориальное деление России. |
7. |
23.09 |
|
Обобщение и контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира» |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов) |
|||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа) |
|||
8. Р.к. |
28.09 |
|
Особенности рельефа России. Рельеф Ставропольского края. |
9. |
30.09 |
|
Геологическое строение территории России. Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. |
10. |
05.10 |
|
Минеральные ресурсы России. |
11. |
07.10 |
|
Развитие форм рельефа. |
Климат и климатические ресурсы (4 часа) |
|||
12. |
12.10 |
|
От чего зависит климат нашей страны. |
13. |
14.10 |
|
Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. |
14. |
19.10 |
|
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. |
15. Р.к. |
21.10 |
|
Климат своей местности. |
Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа) |
|||
16. Р.к. |
26.10 |
|
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Внутренние воды Ставрополья. |
17. |
28.10 |
|
Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. |
18. |
09.11 |
|
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. |
Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) |
|||
19. |
11.11 |
|
Образование почв и их разнообразие. |
20. |
16.11 |
|
Закономерности распространения почв. Практическая работа № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. |
21. Р.к. |
18.11 |
|
Почвенные ресурсы России. Почвенные ресурсы Ставрополья. |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа) |
|||
22. |
23.11 |
|
Растительный и животный мир России. Практическая работа № 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. |
23. |
25.11 |
|
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа № 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России. |
24. Р.к. |
30.11 |
|
Природно – ресурсный потенциал России. Природно – ресурсный потенциал Ставрополья. |
25. |
02.12 |
|
Обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы России» Контрольная работа |
Раздел II. Природные комплексы России (36 часов). |
|||
Природное районирование (6 часов). |
|||
26. |
07.12 |
|
Разнообразие природных комплексов России. |
27. |
09.12 |
|
Моря, как крупные природные комплексы. |
28. |
14.12 |
|
Природные зоны России. Практическая работа № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). |
29. |
16.12 |
|
Разнообразие лесов России. |
30. Р.к. |
21.12 |
|
Безлесные зоны на юге России. Природные зоны Ставрополья. |
31. |
23.12 |
|
Высотная поясность. Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. |
Природа регионов России (30 часов). |
|||
32. |
28.12 |
|
Особенности географического положения Восточно-Европейской ( Русской) равнины. История освоения. |
33. |
30.12 |
|
Особенности природы Восточно-Европейской равнины. |
34. |
11.01 |
|
Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. |
35. |
13.01 |
|
Памятники природы Восточно-Европейской равнины. |
36. |
18.01 |
|
Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. |
37. |
20.01 |
|
Особенности географического положения Кавказа. |
38. |
25.01 |
|
Особенности природы Кавказа. |
39. |
27.01 |
|
Особенности природы высокогорий. |
40. |
01.02 |
|
Природные комплексы Северного Кавказа. |
41. |
03.02 |
|
Природные ресурсы Северного Кавказа. Население. Практическая работа №11. Оценка природных условий и ресурсов . |
42. |
10.02 |
|
Особенности географического положения Урала. |
43. |
15.02 |
|
Природные ресурсы Урала. Практическая работа № 12 Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. |
44. |
17.02 |
|
Своеобразие природы Урала. |
45. |
22.02 |
|
Природные уникумы Урала. |
46. |
24.02 |
|
Экологические проблемы Урала. |
47. |
29.02 |
|
Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины. |
48. |
02.03 |
|
Особенности природы Западно-Сибирской равнины. |
49. |
07.03 |
|
Природные зоны Западно-Сибирской равнины. |
50. |
09.03 |
|
Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины. |
51. |
14.03 |
|
Особенности географического положения Восточной Сибири. |
52. |
16.03 |
|
История освоения Восточной Сибири. |
53. |
21.03 |
|
Особенности природы Восточной Сибири. Климат. |
54. |
23.03 |
|
Природные районы Восточной Сибири. |
55. |
04.04 |
|
Байкал: история освоения, особенности природы, значение. |
56. |
06.04 |
|
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. |
57. |
11.04 |
|
Особенности географического положения Дальнего Востока. История освоения. |
58. |
13.04 |
|
Особенности природы Дальнего Востока. |
59. |
18.04 |
|
Природные ресурсы и природные уникумы Дальнего Востока. |
60. |
20.04 |
|
Природные ресурсы Дальнего Востока. Практическая работа № 13.Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. |
61. |
25.04 |
|
Обобщение и контроль знаний по разделу «Природные комплексы России» |
Раздел III. Человек и природа (6 часов). |
|||
62. |
27.04 |
|
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. |
63. |
02.05 |
|
Воздействие человека на природу. |
64. |
04.05 |
|
Рациональное природопользование. Охрана природы. |
65. |
11.05 |
|
Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека. Практическая работа №14. Характеристика экологического состояния одного из регионов России. |
66. |
16.05 |
|
География для природы и общества. |
67. |
18.05 |
|
Обобщение и контроль знаний по разделу «Человек и природа» |
68. |
23.05 |
|
Итоговый контроль знаний по курсу. |
69 |
25.05 |
|
|
70 |
30.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.