Рабочая программа по географии 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 8 класс

Оценка 4.9
docx
14.03.2024
Рабочая программа по географии 8 класс
8 класс.docx

1.                  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия  от 21.06.2022 № 336, с изменениями, внесенными приказом директора №409 от 31.08.2022), в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки № 1897 от 17.12.2010 г.) с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1644; от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 717); на основе Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации (приказ от 18 мая 2023 года № 370), с учетом Концепции преподавания географии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО)  (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).

Для успешной реализации рабочей программы возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму  электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки от 23.08.2017 г. № 816; «Положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МБОУ Гимназия, приказ от 06.04.2020 № 171)»

УМК учебного предмета: Алексеев А.И. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина [и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – Москва: Просвещение, 2023                                                                                                 

Общая характеристика учебного предмета «география»:

География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

Цели изучения учебного предмета «география»:

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

-воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

-формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

-формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

- формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

Место учебного предмета «география» в учебном плане:

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.

2.                  Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

- Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

- устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

- выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

- Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

- проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

- оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

- оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

- публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

- сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

- самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

- владеть способами самоконтроля и рефлексии;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по географии являются:

- Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

- находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;

- характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;

- различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;

- приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;

- оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

- оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;

- проводить классификацию природных ресурсов;

- распознавать типы природопользования;

- находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;

- находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;

- сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

- использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

- называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;

- объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;

- применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;

- использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

- проводить классификацию типов климата и почв России;

- распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

- показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;

- приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

- приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;

- приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

- сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;

- проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;

- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

- применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

- представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

3.                  Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Формы и виды учебной деятельности

Действия с предметным материалом

Метапредметные результаты (УУД)

Личностные образовательные результаты / воспитательные эффекты

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1-4

1. Географическое пространство России

История формирования и освоения территории России

4

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Комбинированный

Работа с учебником, работа с картой, индивидуальная работа

Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России; находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение территории России; анализировать географическую информацию, представленную в картографической форме и систематизировать её в таблице (при выполнении практической работы)

Познавательные УУД: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

Регулятивные УУД: объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту

Ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

5-7

Географическое положение и границы России

3

Урок открытия нового знания

Комбинированный

Работа с учебником, работа с картой, индивидуальная работа

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крайние точки и элементы береговой линии России; оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; сравнивать по картам географическое положение России с географическим положением других государств; различать понятия «государственная территория», «исключи- тельная экономическая зона», «континентальный шельф России»; различать макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав; называть пограничные с Россией страны; использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России для решения практико-ориентированных задач; находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: характеризовать географическое положение России

Познавательные УУД: выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления

Регулятивные УУД: вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей

Ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

8-10

Время на территории России

3

Урок-практикум

Комбинированный

Работа с учебником, атласом, картой, работа в парах

Использовать знания о поясном и зональном времени, в том числе для решения практико-ориентированных задач (при выполнении практической работы); самостоятельно составлять алгоритм решения расчётных географических задач; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о комфортности зонального времени своего края, целесообразности введения режимов летнего и зимнего времени; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии, обнаруживать различие и сходство позиций

Познавательные УУД: использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания

Коммуникативные УУД: сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

11-13

Административно-территориальное устройство России. Районирование территории

3

Комбинированный

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с учебником, работа с картой, групповая работа

Различать федеральные округа, макрорегионы, крупные географические районы (в том числе при выполнении практической работы); приводить примеры субъектов Российской Федерации разных типов; сравнивать различные виды районирования своего региона; самостоятельно выбирать источники информации и находить в них информацию о различных видах районирования своего региона; предлагать возможные основания для классификации субъектов Российской Федерации

Познавательные УУД: выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений

Коммуникативные УУД: принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы

Овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

14-19

2. Природа России

Природные условия и ресурсы России

6

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Комбинированный

Работа с учебником, работа в группах

Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы»; проводить классификацию природных ресурсов России; распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды; оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны; приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; распознавать типы природопользования; приводить примеры рационального и нерационального природопользования; применять понятие «природно-ресурсный капитал» для решения учебных задач (при выполнении практической работы); оценивать долю России в запасах основных видов природных ресурсов; находить, извлекать и использовать информацию из различных источников для сравнения, классификации природных ресурсов, определения видов природопользования; оценивать надёжность найденной географической информации по критериям, предложенным учителем

Познавательные УУД: использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания

Коммуникативные УУД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению

Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

20-27

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

8

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Комбинированный

Работа с учебником, индивидуальная работа

Определять по картам возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию; показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа; тектонические структуры, месторождения основных групп полезных ископаемых; использовать геохронологическую таблицу для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; выявлять зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на основе анализа карт; объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма; применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; характеризовать влияние древних оледенений на рельеф страны; приводить примеры ледниковых форм рельефа и примеры территорий, на которых они распространены; объяснять закономерности распространения опасных геологических природных явлений на территории страны (при выполнении практической работы 1); приводить примеры антропогенных форм рельефа; приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; находить в различных источниках и использовать информацию, необходимую для объяснения особенностей рельефа своего края; выдвигать гипотезы объяснения особенностей рельефа своего края (при выполнении практической работы 2)

Познавательные УУД: самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)

Регулятивные УУД: владеть способами самоконтроля и рефлексии

Ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

28-34

Климат и климатические ресурсы

7

Урок открытия нового знания

Комбинированный

Работа с учебником, групповая работа

Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края; применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; описывать особенности погоды территории по карте погоды (в том числе при выполнении практической работы 1); использовать знания о погоде и климате для составления простейшего прогноза погоды (в том числе при выполнении практической работы 1); объяснять различия в количестве суммарной солнечной радиации в различных регионах страны (при выполнении практической работы 2); использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды; классифицировать типы климата на территории России; показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей на территории России; объяснять особенности распространения опасных метеорологических природных явлений на территории страны; приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; давать сравнительную оценку степени благоприятности климата для жизни и хозяйственной деятельности населения на территории своего края (при выполнении практической работы 3); формулировать и аргументировать свою точку зрения относительно причин, наблюдаемых на территории России изменений климата; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели; осознанно относиться к другому человеку, его мнению

Познавательные УУД: систематизировать географическую информацию в разных формах Коммуникативные УУД: сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций

Готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

35-40

Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Комбинированный

Работа с учебником, атласом, индивидуальная работа

Описывать местоположение морей, омывающих территорию России, сравнивать свойства вод ПК морей; показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные реки и озёра России, области современного оледенения, области распространения болот и многолетней мерзлоты; объяснять особенности режима и характера течения крупных рек страны и своего края; сравнивать реки по заданным показателям (при выполнении практической работы 1); сравнивать обеспеченность водными ресурсами крупных регионов; объяснять особенности распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны (при выполнении практической работы 2); предлагать конкретные меры по улучшению обеспеченности своего края водными ресурсами, защиты их от загрязнения; самостоятельно осуществлять поиск информации по вопросам рационального использования водных ресурсов

Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений

Регулятивные УУД: вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей

Овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

41-55

Природно-хозяйственные зоны

15

Урок открытия нового знания

Урок-путешествие

Комбинированный

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с учебником, индивидуальная работа, работа с атласом

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте природно-хозяйственные зоны; использовать понятие «коэффициент увлажнения» для объяснения особенностей растительного и животного мира и почв природных зон; классифицировать основные типы почв России с использованием самостоятельно предложенных оснований; использовать знания об особенностях климата и почв природно-хозяйственных зон для объяснения особенностей хозяйственной деятельности населения на их территории; характеризовать богатство растительного и животного мира России, ареалы распространения типичных и редких видов растений и животных; давать сравнительную оценку климатических, водных, почвенных и биологических ресурсов природно-хозяйственных зон; объяснять различия в структуре высотной поясности в горных системах России (при выполнении практической работы 1); характеризовать специфику экологических проблем различных природно-хозяйственных зон; приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, объектов Всемирного природного наследия; растений и животных, занесённых в Красную книгу России; на основе использования знаний об основных видах мелиорации земель и способах борьбы с эрозией и загрязнением почв предлагать меры по сохранению и улучшению почвенных ресурсов своего края; формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии относительно последствий наблюдаемых на территории России изменений климата (при выполнении практической работы 2); самостоятельно предлагать основания для классификации основных типов почв России; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели; осознанно относиться к другому человеку, его мнению

Познавательные УУД: устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения

Регулятивные УУД: оценивать соответствие результата цели и условиям

Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

56-58

3. Население России

Численность населения России

3

Урок открытия нового знания

Комбинированный

Работа с учебником, групповая работа

Объяснять особенности динамики численности населения; применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения» для решения учебных и практических задач; определять и сравнивать по статистическим данным коэффициенты естественного прироста, рождаемости, смертности населения, миграционного и общего прироста населения в различных частях страны (при выполнении практической работы); сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира; различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и её отдельных регионов (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост); строить логические рассуждения и обобщения при анализе карт и диаграмм; формулировать вопросы, поиск ответов на которые необходим для прогнозирования изменения численности населения Российской Федерации в будущем; выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России; находить и извлекать из различных источников информацию для определения изменения численности населения России в XX–XXI вв.; задавать вопросы по существу при обсуждении демографической ситуации в своём регионе, общероссийских мер по улучшению демографической ситуации в стране; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников обсуждения, обнаруживать различие и сходство позиций; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели

Познавательные УУД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем Коммуникативные УУД: в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения

Ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

59-61

Территориальные особенности размещения населения России

3

Комбинированный

Работа с учебником, групповая работа

Применять понятия «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа» для решения учебных и практических задач; различать и сравнивать территории по плотности населения (густо- и слабозаселённые территории); использовать знания о городском и сельском населении для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; объяснять особенности размещения населения России и её отдельных регионов на основе анализа факторов, определяющих особенности размещения населения по территории страны; проводить классификацию населённых пунктов России по заданным основаниям: численности населения, функциональным особенностям; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию (карты атласа); оценивать надёжность географической информации по критериям, сформулированным самостоятельно

Познавательные УУД: проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями Коммуникативные УУД: публично представлять результаты выполненного исследования или проекта

Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

62-63

Народы и религии России

2

Урок открытия нового знания

Урок-практикум

Работа с учебником, работа в парах, работа с электронными образовательными ресурсами

Показывать на карте основные ареалы распространения мировых религий на территории Российской Федерации; сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по религиозному составу; использовать знания об этническом составе населения для выполнения различных познавательных задач; анализировать и систематизировать статистическую информацию (статистические данные, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) (при выполнении практической работы)

Познавательные УУД: самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации

Регулятивные УУД: владеть способами самоконтроля и рефлексии

Восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

64-66

Половой и возрастной состав населения России

3

Урок-исследование

Комбинированный

Работа с учебником, индивидуальная работа

Использовать знания о половозрастной структуре населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: объяснять различия половозрастного состава населения отдельных регионов России; применять понятия «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни» для решения учебных и практических задач (в том числе при выполнении практической работы); прогнозировать дальнейшее развитие возрастной структуры населения России; анализировать информацию (статистические данные) (при выполнении практической работы); формулировать суждения, выражать свою точку зрения по существующему различию в показателе средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин

Познавательные УУД: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

Регулятивные УУД: самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

Овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

67-68

Человеческий капитал России

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с учебником, индивидуальная работа

Применять понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и практических задач; классифицировать территории по особенностям естественного и механического движения населения (при выполнении практической работы); анализировать схему «Состав трудовых ресурсов России»; сравнивать по статистическим данным долю трудоспособного населения в общей численности населения России и в других странах мира

Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений

Регулятивные УУД: вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей

Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f418d72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Календарно-тематическое планирование

Номер урока

 

 

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Тема раздела

Тема урока

По плану

По факту (с указанием корректировочных мероприятий)

1

Географическое пространство России

 

История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв.

1

 

 

2

 

Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы

1

 

 

3

 

Изменения внешних границ России в ХХ в.

1

 

 

4

 

Воссоединение Крыма с Россией.

Практическая работа №1 "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"

1

 

 

5

 

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России

1

 

 

6

 

Границы Российской Федерации. Страны — соседи России.  Моря, омывающие территорию России

1

 

 

7

 

Обобщающее повторение по темам "История формирования и освоения территории России" и " Географическое положение и границы России"

1

 

 

8

 

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России

1

 

 

9

 

Практическая работа №2 "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон"

1

 

 

10

 

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие

1

 

 

11

 

Федеральные округа. Районирование. Виды районирования территории

1

 

 

12

 

Макрорегионы России. Крупные географические районы России. Практическая работа №3 "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения"

1

 

 

13

 

Контрольная работа №1 по теме "Географическое пространство России"

1

 

 

14

Природа России

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов

1

 

 

15

 

Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации

1

 

 

16

 

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы

1

 

 

17

 

Практическая работа №4 "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"

1

 

 

18

 

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица

1

 

 

19

 

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России

1

 

 

20

 

Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны

1

 

 

21

 

Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма

1

 

 

22

 

Влияние внешних процессов на формирование рельефа.  Древнее и современное оледенения

1

 

 

23

 

Практическая работа №5 "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений"

1

 

 

24

 

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа

1

 

 

25

 

Особенности рельефа своего края. Практическая работа №6 "Объяснение особенностей рельефа своего края"

1

 

 

26

 

Факторы, определяющие климат России

1

 

 

27

 

Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.  Карты погоды. Практическая работа №7 "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды"

1

 

 

28

 

Распределение температуры воздуха по территории России

1

 

 

29

 

Распределение атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Практическая работа №8 "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны"

1

 

 

30

 

Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики

1

 

 

31

 

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления

1

 

 

32

 

Особенности климата своего края. Практическая работа №9 "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения"

1

 

 

33

 

Моря как аквальные ПК

1

 

 

34

 

Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Практическая работа №10 "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны"

1

 

 

35

 

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа №11 "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

1

 

 

36

 

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды

1

 

 

37

 

Ледники. Многолетняя мерзлота

1

 

 

38

 

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

1

 

 

39

 

Контрольная работа №2 по теме "Природа России"

1

 

 

40

 

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв

1

 

 

41

 

Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии

1

 

 

42

 

Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением

1

 

 

43

 

Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие

1

 

 

44

 

Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России

1

 

 

45

 

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

1

 

 

46

 

Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра

1

 

 

47

 

Природно-хозяйственные зоны России. Тайга

1

 

 

48

 

Природно-хозяйственные зоны России. Смешанные и широколиственные леса

1

 

 

49

 

Природно-хозяйственные зоны России. Степи и лесостепи

1

 

 

50

 

Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни

1

 

 

51

 

Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы европейской части России (Крымские горы, Кавказ, Урал)

1

 

 

52

 

Горные системы азиатской части России. Практическая работа №12 "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах"

1

 

 

53

 

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы.  Практическая работа №13 "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации"

1

 

 

54

 

Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России

1

 

 

55

 

Обобщающее повторение по теме "Природно-хозяйственные зоны"

1

 

 

56

Население России

 

Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Основные меры современной демографической политики государства

1

 

 

57

 

Естественное движение населения. Географические различия в пределах разных регионов России

1

 

 

58

 

Миграции. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Практическая работа №14 “Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона”

1

 

 

59

 

Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения. Плотность населения

1

 

 

60

 

Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации.  Роль городов в жизни страны

1

 

 

61

 

Сельская местность и современные тенденции сельского расселения

1

 

 

62

 

Контрольная работа №3 по темам "Численность населения России" и "Территориальные особенности размещения населения России"

1

 

 

63

 

Россия — многонациональное государство. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. Практическая работа №15 "Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ»

1

 

 

64

 

География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России

1

 

 

65

 

Половой и возрастной состав населения России

1

 

 

66

 

Половозрастные пирамиды.  Средняя прогнозируемая продолжительность жизни населения России

1

 

 

67

 

Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия

1

 

 

68

 

Итоговая контрольная работа

1

 

 

Программой предусмотрено проведение следующих видов работ:

- контрольные работы – 4 работы

- практические работы – 15 работ

Перечень контрольных работ

1.                  Контрольная работа №1 по теме Географическое пространство России” – 1

2.                  Контрольная работа №2 по теме "Природа России" – 1

3.                  Контрольная работа №3 по темам "Численность населения России" и "Территориальные особенности размещения населения России" – 1

4.                  Итоговая контрольная работа - 1

Перечень практических работ

1.                  Практическая работа №1 по теме "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт" - 1

2.                  Практическая работа №2 по теме "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон" - 1

3.                  Практическая работа №3 по теме "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения" - 1

4.                  Практическая работа №4 по теме "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам" - 1

5.                  Практическая работа №5 по теме "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений" - 1

6.                  Практическая работа №6 по теме "Объяснение особенностей рельефа своего края" - 1

7.                  Практическая работа №7 по теме "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды" - 1

8.                  Практическая работа №8 по теме "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны" - 1

9.                  Практическая работа №9 по теме "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения" - 1

10.              Практическая работа №10 по теме "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны"– 1

11.              Практическая работа №11 по теме "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России" – 1

12.              Практическая работа №12 по теме "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах" – 1

13.              Практическая работа №13 по теме "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации" – 1

14.              Практическая работа №14 по теме “Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона” – 1

15.              Практическая работа №15 по теме "Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ»” – 1

Количество практических работ утверждено ГМО

В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

-              онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;

-              онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум

-              онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-тестирование и самооценка знаний;

-              синхронная / асинхронная телеконференция;

-              онлайн-олимпиада;

-              веб-занятие;

-              веб-квест;

-              лабораторная работа;

-              практическая работа;

-              научно-исследовательская работа;

-              самостоятельная внеаудиторная работа;

-              офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.

В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:

-              работа с электронным учебником;

-              работа с электронными рабочими тетрадями;

-              работа с интерактивными картами;

-              выполнение интерактивных заданий;

-              просмотр видеолекций;

-              прослушивание аудиолекций;

-              компьтерное тестирование;

-              онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;

-              изучение печатных и других учебных и методических материалов;

-              самостоятельное изучение учебного материала;

-              выполнение виртуальных лабораторных работ;

-              выполнение практических работ;

-              создание телекоммуникационного проекта

Используемая литература

1.                  Алексеев А.И. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина [и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – Москва: Просвещение, 2023                                                                                                 

2.                  С. П. Дубинина. География. Практические работы. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С. П. Дубинина. – М.: Просвещение, 2023.

3.                  И. М. Шидловский. География. Проверочные работы. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. В. Бондарева, И. М. Шидловский. – М.: Просвещение, 2023.

4.                  М. В. Петрова. География. Атлас. 8-9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. В. Петрова и др. – М.: Просвещение, 2023.

5.                  В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. В. Николина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2023.

Информационно-образовательные ресурсы

1.                  https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»

2.                  https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»

3.                  https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»

Платформы дистанционного обучения

1.                  Образовательный интернет портал «РЭШ»

2.                  Учебная платформа «Quizizz»

3.                  Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube

Рабочая программа воспитания МБОУ Гимназия реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала географии. Эта работа осуществляется в следующих формах:

-                   привлечение внимания гимназистов к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий в области географии, которые изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученого мира, которые связаны с изучаемыми в данный момент темами; на тот вклад, который ученые внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

-                   использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию гимназистам примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе с целью формирования у гимназистов российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

-                   побуждение гимназистов соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (в том числе педагогическими работниками) и сверстниками (гимназистами), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-                   применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, способствующей развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися; игровых процедур, помогающих поддержать мотивацию гимназистов к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогающих установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

-                   выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

-                   инициирование и поддержка исследовательской деятельности гимназистов в форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, развивает навык уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

-                   знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с географией, что способствует развитию представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с географией, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении и осознанному выбору обучающимися будущей профессии;

-                   организация шефства мотивированных и эрудированных гимназистов над их слабо успевающими одноклассниками;

-                   установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.


 

-                   Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

Интернета , для описания , характеристики , объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов , жизненных ситуаций ; - формирование комплекса практико - ориентированных…

Интернета , для описания , характеристики , объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов , жизненных ситуаций ; - формирование комплекса практико - ориентированных…

Всемирного культурного наследия человечества

Всемирного культурного наследия человечества

Базовые исследовательские действия -

Базовые исследовательские действия -

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; - называть…

России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; - называть…

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности № урока

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности № урока

Познавательные УУД: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и…

Познавательные УУД: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и…

Восточный (Азиатская часть); их границы и состав; называть пограничные с

Восточный (Азиатская часть); их границы и состав; называть пограничные с

Работа с учебником, атласом, картой, работа в парах

Работа с учебником, атласом, картой, работа в парах

Работа с учебником, работа с картой, групповая работа

Работа с учебником, работа с картой, групповая работа

России в запасах основных видов природных ресурсов; находить, извлекать и использовать информацию из различных

России в запасах основных видов природных ресурсов; находить, извлекать и использовать информацию из различных

Познавательные УУД: использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания

Познавательные УУД: использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания

тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на основе анализа карт; объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма; применять…

тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на основе анализа карт; объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма; применять…

Познавательные УУД: самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)

Познавательные УУД: самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)

Комбинированный Работа с учебником, групповая работа

Комбинированный Работа с учебником, групповая работа

России; показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей на территории

России; показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей на территории

России изменений климата; объяснять причины достижения (недостижения) результатов

России изменений климата; объяснять причины достижения (недостижения) результатов

Познавательные УУД: систематизировать географическую информацию в разных формах

Познавательные УУД: систематизировать географическую информацию в разных формах

Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений

Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений

Урок-путешествие Комбинированный

Урок-путешествие Комбинированный

России (при выполнении практической работы 1); характеризовать специфику экологических проблем различных природно-хозяйственных зон; приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; приводить…

России (при выполнении практической работы 1); характеризовать специфику экологических проблем различных природно-хозяйственных зон; приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; приводить…

России изменений климата (при выполнении практической работы 2); самостоятельно предлагать основания для классификации основных типов почв

России изменений климата (при выполнении практической работы 2); самостоятельно предлагать основания для классификации основных типов почв

России; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели; осознанно относиться к другому человеку, его мнению

России; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели; осознанно относиться к другому человеку, его мнению

России с показателями воспроизводства населения других стран мира; различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения

России с показателями воспроизводства населения других стран мира; различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения

Российской Федерации в будущем; выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения

Российской Федерации в будущем; выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения

Познавательные УУД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем

Познавательные УУД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем

России и её отдельных регионов на основе анализа факторов, определяющих особенности размещения населения по территории страны; проводить классификацию населённых пунктов

России и её отдельных регионов на основе анализа факторов, определяющих особенности размещения населения по территории страны; проводить классификацию населённых пунктов

Познавательные УУД: проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между…

Познавательные УУД: проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между…

Познавательные УУД: самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации

Познавательные УУД: самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации

Познавательные УУД: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и…

Познавательные УУД: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и…

Человеческий капитал России 2

Человеческий капитал России 2

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Россия на карте часовых поясов мира

Россия на карте часовых поясов мира

Основные ресурсные базы1 17Практическая работа №4 "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"1 18Основные этапы формирования земной коры на территории

Основные ресурсные базы1 17Практическая работа №4 "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"1 18Основные этапы формирования земной коры на территории

Антропогенные формы рельефа1 25Особенности рельефа своего края

Антропогенные формы рельефа1 25Особенности рельефа своего края

Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления1 32Особенности климата своего края

Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления1 32Особенности климата своего края

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности 1 39

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности 1 39

Природно-хозяйственные зоны

Природно-хозяйственные зоны

Население России Динамика численности населения

Население России Динамика численности населения

Контрольная работа №3 по темам "Численность населения

Контрольная работа №3 по темам "Численность населения

Практическая работа №1 по теме "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ

Практическая работа №1 по теме "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ

Сферум; - комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы

Сферум; - комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы

Платформы дистанционного обучения 1

Платформы дистанционного обучения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024