Рабочая программа по географии 9 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 9 класс

Оценка 4.9
docx
04.08.2020
Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа география 9 класс.docx

Рабочая программа учебного курса по географии для 9 класса  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МКОУ «ООШ №16 п. Селивановка Советского района» Ставропольского края, авторской программы  по географии 5-9 классы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев Издательство «Дрофа», 2015 г.,  к  учебнику Алексеев А.И. «География . 9 класс» М.: Просвещение, 2019 г.  с учётом методических рекомендаций СКИРО ПК и ПРО «О преподавании  географии в 2019-2020 учебном году».

1.                     Планируемые результаты обучения

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Использовать различные источники географической информации :картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

2. Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

 сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

 систематизировать информацию;

 структурировать информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

 владеть навыками анализа и синтеза;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

искать и отбирать необходимые источники информации;

 использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средствинформационнокоммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

 работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

 использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 Формирование ИКТ –компетентности

Обучающийся научится:

-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

 

Основное содержание.

Введение (1 час).

Население России (6 часов).

Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность  жизни. Половозрастная пирамида населения России. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источник географической информации. Их виды.

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной  подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции населения: в Россию из нее. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.Картограммы как вид географической информации.

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.

Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.

РАЗДЕЛ     1.    Хозяйство   России. (20 часов).

Тема  1.Общая характеристика  хозяйства. Географическое районирование. (2 ч.)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального  пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема  2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы  России. (18 ч.)

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК). 

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность  в составе  АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса. 

           Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса.  Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.  Территориальное географическое разделение  труда.

                          РАЗДЕЛ   2    Регионы   России. 45 часов.

       Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы  развития. Северный Кавказ. Особенности  географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское  моря , их природа и хозяйственное  использование.  Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Природа  Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия  ведения  хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические  моря.  Русские географические открытия. Особенности  морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический  состав. Хозяйственное освоение  Сибири.

Общая характеристика Восточного  макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Тема.    Россия  в  мире.(2ч.)

Внешние экономические связи  России. Изменение места  России в мировом  хозяйстве.  Современная внешняя  торговля  России.

Место России в мировой  политике в различные исторические  периоды.  Россия и  сопредельные  страны.

Итоговая контрольная работа.
3.Календарно-тематическое планирование география 9 класс

 

№ п/п

Дата

Тема

План.

Факт.

Введение (1  час)

1.

02.09

 

 Введение.

Население (6 часов)

2.

07.09

 

Численность населения. Воспроизводство населения.

3.

09.09

 

Плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация.

4.

14.09

 

Соотношение мужчин и женщин. Миграции.

5.

16.09

 

Трудовые ресурсы.

6.

Р.к

21.09

 

Этнический состав. Этнический и религиозный состав.

Население Ставрополья.

7.

23.09

 

Обобщение знаний по теме «Население».

РАЗДЕЛ I. Хозяйство России (21 час)

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (2  часа)

8.

28.09

 

Понятие хозяйство. Его структура. Этапы развития хозяйства.

9.

30.09

 

Географическое районирование.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы (19 часов)

10.

05.10

 

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

11.

07.10

 

Нефтяная промышленность.

Практическая работа № 1. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).

12.

Р.к.

12.10

 

Газовая промышленность.

Топливная промышленность Ставрополья.

13.

Р.к.

14.10

 

Электроэнергетика.

Электроэнергетика Ставрополья.

14.

19.10

 

Чёрная металлургия.

15.

21.10

 

Цветная металлургия. Практическая работа № 2 Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

16.

26.10

 

Машиностроительный комплекс.

Практическая работа № 3 Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроительного комплекса.

17.

Р.к.

28.10

 

Химическая промышленность.

Практическая работа № 4 Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

Химическая промышленность Ставрополья.

18.

09.11

 

Лесной комплекс

19.

11.11

 

Сельское хозяйство. Растениеводство.

20.

16.11

 

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа № 5.Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

21.

Р.к.

18.11

 

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.

АПК Ставрополья.

22.

23.11

 

Транспортная инфраструктура.

23.

Р.к.

25.11

 

Транспортная инфраструктура.

Транспорт Ставрополья.

24.

30.11

 

Социальная инфраструктура.

25.

Р.к.

02.12

 

Сфера услуг своего района.

26.

07.12

 

Информационная инфраструктура

27

9.12

 

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России»

28.

14.12

 

Контрольная работа за первое полугодие

                                                        Раздел II.  Регионы России ( 37  часов)

Центральная Россия

29.

16.12

 

Пространство Центральной России. Практическая работа № 6 Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

30.

21.12

 

Центральная Россия: освоение территории и население.

31.

23.12

 

Хозяйство Центрально­й России.

32.

28.12

 

Хозяйство Центрально­й России.

33.

30.12

 

Москва – столица России.

Европейский Северо – Запад

34.

11.01

 

Пространство Северо_- Запада

35.

13.01

 

Северо – Запад – окно в Европу.

36.

18.01

 

Северо – Запад – хозяйство.

37.

20.01

 

Санкт-Петер­бург - «культурная столица» России.

Европейский Север

38.

25.01

 

Пространство Европейского Севера.

39.

27.01

 

Европейский Север: освоение территории и население.

40.

01.02

 

Европейский Север – хозяйство и проблемы.

41.

03.02

 

Череповецкий металлургический комбинат.

Европейский Юг

42.

10.02

 

Пространство Европейского Юга.

43.

15.02

 

Европейский Юг.  Население.

44.

17.02

 

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

45.

Р.к

22.02

 

Развитие рекреации на Северном Кавказе.

Поволжье

46.

24.02

 

Пространство Поволжья.

47.

29.02

 

Поволжье: Освоение территории и население. Практическая работа № 7 Нанесение на контурную карту крупней­ших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух го­родов по транс­портно-геогра­фическому по­ложению, исто­рико-культур­ной и хозяйст­венной роли в жизни страны.

48.

02.03

 

Поволжье. Хозяйство и проблемы.

49.

07.03

 

Экологические проблемы Поволжья.

Урал

50.

09.03

 

Пространство Урала. Практическая работа № 8 Составление географического описания Среднего Урала по картам.

51.

14.03

 

Урал. Население и города.

52.

16.03

 

Урал. Освоение территории и хозяйство.

53.

21.03

 

Специфика проблем Урала.

Сибирь

54.

23.03

 

Пространство Сибири.

55.

04.04

 

Сибирь. Освоение территории, население и хозяйство.

56.

06.04

 

Западная Сибирь.

57.

11.04

 

Восточная Сибирь.

58.

13.04

 

Путешествие по Транссибирской железной дороге. Практическая работа № 9. Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока  по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатление)

Дальний Восток

59.

18.04

 

Пространство Дальнего Востока.

60.

20.04

 

Дальний Восток: освоение территории и население.

61.

25.04

 

Дальний Восток: хозяйство.

62.

27.04

 

Дальний Восток: хозяйство и перспективы.

63.

02.05

 

Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века

64.

04.05

 

Обобщение знаний по теме «Регионы России»

65.

11.05

 

Итоговая контрольная работа

Россия в мире (1 час).

66.

16.05

 

Россия в мире.

67.

18.05

 

Игра «Эрудит

68

23.05

 

Итоговый урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по географии 9 класс

Рабочая программа по географии 9 класс

Рабочая программа учебного курса по географии для 9 класса составлена на основе

Рабочая программа учебного курса по географии для 9 класса составлена на основе

России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; -использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения…

России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; -использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения…

Познавательные УУД: Обучающийся научится: искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных…

Познавательные УУД: Обучающийся научится: искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных…

ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; -соединять устройства

ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; -соединять устройства

Введение (1 час). Население

Введение (1 час). Население

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства

Внутренняя неоднородность территории

Внутренняя неоднородность территории

Общая характеристика хозяйства

Общая характеристика хозяйства

Р.к. 02.12 Сфера услуг своего района

Р.к. 02.12 Сфера услуг своего района

Поволжье. Хозяйство и проблемы

Поволжье. Хозяйство и проблемы

Рабочая программа по географии 9 класс

Рабочая программа по географии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2020