Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования
Оценка 4.8

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования

Оценка 4.8
pdf
24.11.2022
Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования
Рабочая программа ID5003952.pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Мордовия

г. Саранск

МОУ «Средняя школа № 8»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

______________И. П. Гасинюкова Протокол №

от "30" 082022 г.

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

______________Г.Н. Зазулина Протокол №

от "01" 09  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______________О.А. Ветвинская Приказ №

от "01" 092022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4993294)

учебного предмета

«География»

для 5 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год

Составитель: Смекалина Юлия Анатольевна учитель географии, биологии

Саранск 2022


 


Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от

24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обу​чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1)           воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания сдругими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2)           развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессенаблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3)           воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологическогомышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4)           формирование способности поиска и применения раз- личных источников географическойинформации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5)           формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений,необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6)           формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования понаправлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится  один час в неделю в 5 классе, всего - 34  часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Географическое изучение Земли

Введение. География — наука о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа

1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.

Тема 1. История географических открытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы

1.         Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

2.         Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителемвопросам.

Раздел 2. Изображения земной поверхности Тема 1. Планы местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практические работы

1.  Определение направлений и расстояний по плану мест​ности.

2.  Составление описания маршрута по плану местности.

Тема 2. Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью

масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы

1.         Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

2.         Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическимкоординатам.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа

1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от гео- графической широты и времени года на территории России.

Раздел 4. Оболочки Земли Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты.

Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа

1. Описание горной системы или равнины по физической карте.

Заключение

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.

Практическая работа

1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

—  Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

—  устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

—  выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

—  выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

—  Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

—  формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

—  проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

—  оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео​графического исследования;

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

—  находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

—  оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

—  формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

—  в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

—  принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

—  сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

—  самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

—  владеть способами самоконтроля и рефлексии;

—  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—  вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—  оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

—  осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

—  признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

—  Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

—  приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

—  выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

—  интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

—  различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

—  описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

—  находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

—  различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

—  описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

—  находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

—  определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

—  использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—  применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

—  различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

—   приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

—  объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

—  устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;

—   различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

—  различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

—  различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

—  показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

—  различать горы и равнины;

—  классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

—  называть причины землетрясений и вулканических извержений;

—  применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

—  применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

—  распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

—   классифицировать острова по происхождению;

—  приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

—  приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

—  приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

—  приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

—  представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

 

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли

 

 

 

 

 

1.1.

Введение.

География - наука о планете Земля

2

0

1

07.09.2022 14.09.2022

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;

Практическая работа;

https://www.yaklass.ru/?

%D6%035

https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

1.2.

История географических открытий

7

1

2

21.09.2022 02.11.2022

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

Практическая работа; Устный опрос; Контрольная работа; Самооценка с использование "Оценочного листа";

https://www.yaklass.ru/?

%D6%035

https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

9

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Изображения земной поверхности

 

 

 

 

 

2.1.

Планы местности

5

0

2

09.11.2022

01.12.2022

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

Письменный контроль; Тестирование; Письменный контроль;

https://www.yaklass.ru/?

%D6%035

https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

2.2.

Географические карты

5

0

2

08.12.2022

11.01.2023

определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;

Практическая работа; Устный опрос; Тестирование; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://www.yaklass.ru/?

%D6%035

https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

10

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы

 

 

 

 

 

3.1.

Земля - планета Солнечной системы

4

1

1

18.01.2023

15.03.2023

использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях;

Контрольная работа; Устный опрос;

Тестирование;

https://www.yaklass.ru/?

%D6%035

https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

4

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Оболочки Земли

 

 

 

 

 

4.1.

Литосфера каменная оболочка Земли

7

1

1

22.03.2023 10.05.2023

различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«мине- рал» и «горная порода»;

Контрольная работа; Устный опрос; Практическая работа;

https://www.yaklass.ru/?

%D6%035

https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

7

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Заключение

 

 

 

 

 

5.1.

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

1

0

1

17.05.2023

31.05.2023

устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха;

Устный опрос; Контрольная работа; Тестирование; Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

;

https://www.yaklass.ru/?

%D6%035

https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

1

 

 

 

 

 

 

Резервное время

3

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

3

10

 

 

 

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Что изучает география?

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос;

2.

Познания Земли в древности. Великие географические открытия

1

0

0

14.09.2022

Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Устный опрос;

3.

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос;

4.

Современная география.

Практическая работа №1 "Работа с контурными картами"

1

0

1

28.09.2022

Практическая работа;

5.

Итоговый урок по разделу

"Накопление знаний о

Земле"

1

1

0

05.10.2022

Контрольная работа;

6.

Земля и космос

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос;

7.

Земля - часть солнечной системы. Практическая работа №2 "Работа с глобусом"

1

0

1

19.10.2022

Практическая работа; Устный опрос;

8.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

0

0

09.11.2022

Письменный контроль; Устный контроль;

9.

Осевое вращение Земли

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос;

10.

Обращение Земли вокруг солнца. Практическая работа №3

"Характеристика видов движений Земли, их следствия"

1

0

1

23.11.2022

Практическая работа; Устный опрос;

11.

Форма и размеры Земли.

Практическая работа №4 "Падение солнечных лучей от экватора к полюсам"

1

0

1

30.11.2022

Практическая работа;

 

12.

Итоговый урок по разделу

"Земля во вселенной"

1

1

0

07.12.2022

Контрольная работа;

13.

Ориентирование на

Земной поверхности

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос;

14.

Изображение земной поверхности.

Практическая работа №5

1

0

1

21.12.2022

Устный опрос; Практическая работа;

;

15.

Масштаб и его виды.

Практическая работа №6

"Определение географических расстояний между объектами на карте"

1

0

1

28.12.2022

Практическая работа;

16.

Изображение неровностей земной  поверхности на планах и картах

1

0

0

11.01.2023

Тестирование;

Устный опрос;

17.

Планы местности и их чтение

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос;

18.

Составление плана местности. Практическая работа №7 "Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки"

1

0

1

25.01.2023

Практическая работа;

19.

Параллели и меридианы

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос;

20.

Градусная сетка. Географические координаты. Практическая работа №8 "Определение географических координат объектов и расстояний между ними с помощью градусной сетки"

1

0

1

08.02.2023

Практическая работа;

21.

Географические карты

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос;

22.

Итоговый урок по разделу

"Географические карты

Земли"

1

1

0

22.02.2023

Контрольная работа;

23.

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

 

24.

Разнообразие горных пород. Практическая работа №9 "Определение горных пород и  описание их свойств"

1

0

1

15.03.2023

Практическая работа;

25.

Земная кора и литосферакаменные оболочки Земли

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос; Письменный контроль;

26.

Разнообразие рельефа

Земли

1

0

0

29.03.2023

Письменный контроль;

27.

Движение земной коры

1

0

0

05.04.2023

Устный опрос;

28.

Землетрясение. Вулканизм

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос;

29.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

1

0

0

19.04.2023

Устный опрос;

30.

Главные формы рельефа суши

1

0

0

26.04.2023

Устный опрос;

31.

Рельеф дна океанов

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос;

32.

Человек и земная кора

1

0

0

10.05.2023

Устный опрос;

33.

Итоговый урок по разделу "Земная кора".

Практическая работа №10 "Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт"

1

0

1

17.05.2023

Практическая работа;

34.

Повторение и обобщение изученного материала

1

0

0

24.05.2023

Зачет;

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

10

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Летягин А.А. География. Начальный курс, 5 класс / Акционерное общество «Издательство

«Просвещение»;

В. П. Дронов, Л. Д. Савельева. География, 5 класс / Дрофа, 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Примерная программа основного общего образования

Большой географический атлас - М.: Олма-Пресс, 2016

Большой географический атлас школьника - М.: АСТ, 2015

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://www.yaklass.ru/?%D6%035 https://videouroki.net/ https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Программа основного общего образования по географии 5-9 кл. / Авторы И. И. Баринова, В. П.

Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева – М.: Дрофа, 2015.

География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2014.

Атлас «География» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.

Контурные карты «География» 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов) – М.: Дрофа, 2014.

География. Землеведение. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 5-6 кл.» / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2010.

География. 6 кл.: технологические карты уроков по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой / сост. Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2016.

География. 6-9 классы: тесты, викторины / авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2014.

География. 5-6 классы. Проверочные работы / Г.А.Волкова. – Саратов: Лицей, 2014.

География. 6-7 кл.: Дидактические карточки-задания / Р.Х. Хабибуллин. – М.: Дрофа, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс / Сост. Е.И. Жижина – М.:ВАКО, 2014.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.:ВАКО, 2010.

География в таблицах. 6-10 кл.: Справочное пособие / авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова. – М.:

Дрофа, 2015.

География в схемах и таблицах / авт.-сост. Т.В. Назарова. – СПб.: Тригон.

Интернет-ресурсы:

http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта]; http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов]; http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей]; http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»]; http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»]; http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»]; http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»]; http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»]; www.pedakademy.ru[Сайт «Педагогическая академия»]; http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»]; www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам]; http://www.mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования]; http://www.uchportal.ru [Учительский портал]; http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»]; http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества]; http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»]; http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет]; http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»].

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Наглядные пособия: карты и наборы таблиц; гербарии; коллекции: «Минералы и горные породы», «Шкала твердости», модель «Вулкан», глобусы.

Теллурий, флюгер, термометры, гигрометр, анемометр.


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Саранск 2022

Саранск 2022

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по географии для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разнообразие географических карт и их классификации

Разнообразие географических карт и их классификации

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно…

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно…

Базовые исследовательские действия —

Базовые исследовательские действия —

Совместная деятельность (сотрудничество) — принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и…

Совместная деятельность (сотрудничество) — принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и…

Земли; — описывать и сравнивать маршруты их путешествий; — находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в…

Земли; — описывать и сравнивать маршруты их путешествий; — находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в…

России и мира; — приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; — приводить примеры действия внешних…

России и мира; — приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; — приводить примеры действия внешних…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы 3

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы 3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Обращение Земли вокруг солнца.

Обращение Земли вокруг солнца.

Градусная сетка. Географические координаты

Градусная сетка. Географические координаты

Рельеф дна океанов 1 0 0 03

Рельеф дна океанов 1 0 0 03

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022