Наименование организации
Рассмотрено На заседании ШМО Протокол №__ от________ Председатель ШМО _________/______________ |
Согласовано Зам.директора по УВР ________________________
Дата____________________ |
Утверждаю Директор школы
Приказ №___ от__________ |
Рабочая программа
по географии
для 8 класса
на 2020-2021 учебный год
Составитель
ФИО
2020
Рабочая программа учебного курса географии для 8 класса соответствует:
· федеральному компоненту государственного стандарта общего образования;
· учебному плану образовательной организации;
и составлена на основе:
· примерной программы основного общего образования по предмету «География», утвержденной Министерством образования РФ;
· «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы» (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, 2017).
Программа рассчитана на базовый уровень преподавания предмета.
Программа обеспечивается УМК:
1. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник (под ред. В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой). М.: Просвещение, 2017.
2. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Тетрадь-практикум (под ред. Е.С. Ходовой). М.: Просвещение, 2018.
3. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Тетрадь-тренажёр (под ред. Н.В. Ольховой, С.В. Банникова). М.: Просвещение, 2018.
4. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Тетрадь-экзаменатор (под ред. В.В. Барабанова). М.: Просвещение, 2018.
5. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Атлас (под ред. В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой, О.Г. Котляр и др.). М.: Просвещение, 2018.
6. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Контурные карты (под ред. О.Г. Котляр). М.: Просвещение, 2018.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено 6 тематических контрольных тестирований, 1 входное тестирование, 1 промежуточное тестирование, 15 практических работ.
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснование: за счёт объединения тем в авторскую программу внесено входное контрольное тестирование и промежуточная аттестация, не предусмотренные программой В.П. Дронова.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство с учебником, атласом.
Географическое пространство России. Государственные границы и государственная территория России. Территориальные воды, исключительная экономическая зона. Морские и сухопутные границы, их протяжённость. Соседи России. Размеры и форма государственной территории. Отсчёт времени на территории России. Понятие «географическое положение», виды географического положения. Жизненное пространство России. Оценка запасов минеральных и водных богатств. Понятия «ВВП» и «национальное богатство». Россия и СНГ. Россия и международные организации. Освоение России. Русское географическое общество. Понятие «район». Виды районирования и районов. Федерация и субъекты Федерации. Административно-территориальное устройство. Федеральные округа.
Природа России. Понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Виды природных ресурсов. Геологическое летоисчисление. Процессы формирования и преобразования земной коры. Платформы, горообразование. Равнины России. Крупнейшие горные пояса и горные системы России. Тектонические движения, землетрясения, вулканизм. Воздействие на рельеф текучих вод. Древнее и современное оледенение. Рельеф и деятельность моря. Воздействие на рельеф ветра. Размещение полезных ископаемых. Виды минеральных ресурсов. Способы добычи полезных ископаемых и проблемы их рационального использования. Воздействие рельефа на хозяйственную деятельность. Антропогенный рельеф. Понятие о солнечной радиации. Формирование местного климата. Свойства воздушных масс. Циркуляция воздушных масс. Понятие «атмосферный фронт», «циклон» и «антициклон». Температура воздуха. Направление изотерм. Годовое количество осадков. Благоприятность природных условий для проживания людей. Агроклиматические ресурсы. Моря. Омывающие Россию. Полуострова и острова. Обеспеченность России внутренними водами. Количество и размеры рек. Питание и режим рек. Озёра России, водохранилища. Болота. Подземные воды, их хозяйственное значение. Флора России. Особенности растительного покрова. Типа растительности. Фауна и особенности животного мира. Эндемичные виды. Зональность животного мира. Почва как особое природное тело. Свойства почв. Состав почв. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почвенный профиль и почвенные горизонты. Почвенные ресурсы и их использование. Оценка плодородия почв. Мелиорация земель. Рекультивация земель. Разнообразие ПТК России. Принципы выделения ПК. Зональные и азональные природные комплексы. Арктические пустыни. Тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи и степи, засушливые территории, горные области: географическое положение, климат, растительность, почвы, животный мир, население и хозяйство. Понятие «рациональное природопользование». ООПТ России.
Население России. Численность и динамика населения. Геодемографическое положение. Естественное и механическое движение. Соотношение мужского и женского населения. Возрастной состав. Половозрастная пирамида. Расовый и национальный состав населения. Языковые семьи народов России. Средняя плотность населения. Основная зона расселения. Городские поселения. Урбанизация. Сельские поселения и сельская местность. Понятие о миграциях. Виды миграций.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
·
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
Метапредметные результаты
· самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
· организовывать свою познавательную деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
· вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
· работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Личностные результаты обучения
· осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
· осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
· осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
· овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
· проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
· проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
· уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
· уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
· уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
· уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п |
Тема раздела Тема урока
|
Тип урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
Введение (2 часа) |
|||||
1 |
Введение. Инструктаж по ТБ. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
2 |
Входное контрольное тестирование. |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
Географическое пространство России (8 часов) |
|||||
3 |
Границы России. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
4 |
Размеры территории. Часовые пояса. Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России». |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
5 |
Географическое положение. Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады». |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
6 |
Россия в мире. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
7 |
Освоение и изучение территории России. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
8 |
Районирование – основной метод географических исследований. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
9 |
Административно-территориальное устройство России. Практическая работа №3 «Анализ административно-территориального деления России». |
Урок рефлексии |
|
|
|
10 |
Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России». Тестирование. |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
Природа России (44 часа) |
|||||
11 |
Природные условия и ресурсы. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
Рельеф и недра (7 часов) |
|||||
12 |
Формирование земной коры на территории России. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
13 |
Рельеф. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
14 |
Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
15 |
Изменение рельефа под воздействием внешних процессов. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
16 |
Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа №4 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых». |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
17 |
Земная кора и человек. |
Урок рефлексии |
|
|
|
18 |
Обобщающий урок по теме «Рельеф и недра». Тестирование. |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
Климат (11 часов) |
|||||
19 |
Географическое положение и климат. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
20 |
Солнечное излучение и климат. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
21 |
Земная поверхность и климат. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
22 |
Воздушные массы и их циркуляция. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
23 |
Атмосферные фронты. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
24 |
Циклоны и антициклоны. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
25 |
Распределение температуры воздуха по территории России. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
26 |
Распределение осадков и увлажнения по территории России. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
27 |
Климатические пояса и области. Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям». |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
28 |
Климат и человек. Практическая работа №6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей». |
Урок рефлексии |
|
|
|
29 |
Обобщающий урок по теме «Климат». Тестирование. |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
Внутренние воды и моря (7 часов) |
|||||
30 |
Моря. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
31 |
Особенности природы морей. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
32 |
Внутренние воды России. Реки. Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны». |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
33 |
Озёра, водохранилища, болота. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
34 |
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
35 |
Вода и человек. |
Урок рефлексии |
|
|
|
36 |
Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря». Тестирование. |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
Растительный и животный мир (3 часа) |
|||||
37 |
Растительный мир. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
38 |
Животный мир. Практическая работа №8 «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса». |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
39 |
Биологические ресурсы и человек. |
Урок рефлексии |
|
|
|
Почвы (4 часа) |
|||||
40 |
Почвы и факторы их образования. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
41 |
Основные типы почв России. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
42 |
Почвы и человек. Практическая работа №9 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности". |
Урок рефлексии |
|
|
|
43 |
Обобщающий урок по теме «Почвы». Тестирование. |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
Природно-хозяйственные зоны (13 часов) |
|||||
44 |
Природные районы и природно-хозяйственные зоны. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
45 |
Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
46 |
Население и хозяйство в Арктике и тундре. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
47 |
Природа лесных зон. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
48 |
Население и хозяйство лесных зон. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
49 |
Природа лесостепей и степей. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
50 |
Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Практическая работа №10 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах». |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
51 |
Засушливые территории России. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
52 |
Практическая работа №11 «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон». |
Урок рефлексии |
|
|
|
53 |
Горные области. |
Урок общеметодологической направленности |
|
|
|
54 |
Охрана природы и особо охраняемые территории. Практическая работа №12 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района». |
Урок рефлексии |
|
|
|
55 |
Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны». |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
56 |
Промежуточное контрольное тестирование. |
Урок обобщающего контроля |
|
|
|
Население России (12 часов) |
|||||
57 |
Численность населения. Почему снижается численность населения. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
58 |
Мужчины и женщины. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
59 |
Молодые и старые. Практическая работа №13 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России». |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
60 |
Народы. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
61 |
Языки. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
62 |
Религии. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
63 |
Размещение населения. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
64 |
Города России. Урбанизация. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
65 |
Сельские поселения и сельское население. |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
66 |
Миграции населения. География миграций. Практическая работа №14 «Характеристика особенностей движения населения России». |
Урок открытия нового знания |
|
|
|
67 |
Обобщающий урок по теме «Население России». Тестирование. |
Урок развивающего контроля |
|
|
|
68 |
Практическая работа №15 «Разработка проекта “Мой населённый пункт”». |
Урок рефлексии |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.