бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Зам. директора по УМР
________И.А. Кудрявцева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 География
для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)
базовый уровень
2019г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 География разработана в соответствии:
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», в редакции приказа от 29.06.2017 № 613;
письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
письмом Федерального государственного автономного учреждения Федеральный институт развития образования «Об уточнении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259);
информационно-методическим письмом об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования ФГАУ «ФИРО» от 11 октября 2017 г. за № 01-00-05/925 «Разъяснения по формированию общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и программно-методическому сопровождению изучения общеобразовательных дисциплин»;
примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 (с последующими изменениями);
примерной основной образовательной программой среднего общего образования //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик:
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Разработчик:
Смирнова Т.П., преподаватель географии
Рекомендована цикловой комиссией
«Общие гуманитарные и социально -
экономические дисциплины»,
протокол № 1 от 30 августа 2019 г.
Председатель ЦК ___________/Скачкова Е.В/
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
40 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
41 |
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «География» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии. Программа является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям) (базовая подготовка) и осваивается с учетом технического профиля профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программ
Учебная дисциплина «География» относится к обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО, входит в состав дисциплин по выбору из обязательных предметных областей общеобразовательного цикла ОПОП СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Обучающийся на базовом уровне научится:
· понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
· определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
· составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
· сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
· сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
· выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
· раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
· выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
· описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
· решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
· оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
· объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
· характеризовать географию рынка труда;
· рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
· анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
· характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
· приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
· определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
· оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
· оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
· оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
· объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
· характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
· переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
· составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
· делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
· выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
· давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
· понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
· раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
· прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
· оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
· оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
· оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
· оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
· анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
· анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
· выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
· понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
· давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Индивидуальный проект обучающегося по общеобразовательной учебной дисциплине УД.12 География
Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, предусматривающей получение среднего общего образования и специальности.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности студента (учебное исследование или учебный проект) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Цели организации работы над индивидуальным проектом:
- создание условий для формирования учебно-профессиональной самостоятельности обучающегося – будущего специалиста;
- развитие творческого потенциала обучающегося, активизация его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося);
- развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося;
- предоставление возможности обучающемуся продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
― формирование умения осуществлять поэтапное планирование деятельности (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
― сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (умений выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
― развить умения обобщать, анализировать, систематизировать, оформлять, презентовать информацию;
― сформировать позитивное отношение у обучающегося к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии в установленным планом).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
― сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
― способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
― сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
― способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Требования к подготовке индивидуального проекта:
― индивидуальный проект по учебной дисциплине выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);
― индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение всего курса изучения учебной дисциплины в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, и должен быть представлен в виде завершённого продукта-результата: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины:
Объем образовательной программы составляет 72 часа,
в том числе:
работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем – 72 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы |
72 |
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем |
72 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета втором семестре |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. Тема 1.Источники географической информации |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Введение. 1.Источники географической информации. |
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальности. Традиционные и новые методы географических исследований. 2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. |
1 |
1 |
Практические занятия Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. |
1 |
||
Тема 2 Политическая устройство мира. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Политическая карта мира. |
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и по численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
|
1 |
2
2 |
Типология стран мира. |
Типология стран мира по уровню социально – экономического развития. Условия и особенности социально –экономического развития и развивающихся стран и их типы. |
1 |
|
Практические занятия Ознакомление с политической картой мира. Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
2
|
||
Тема 3 География мировых природных ресурсов. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Взаимодействие общества и природы. |
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. |
1 |
2 |
География мировых природных ресурсов. |
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно–ресурсный потенциал. |
1 |
2 |
Практические занятия Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. |
2 |
||
Тема 4 География населения мира. |
Содержание учебного материала |
7 |
|
Численность населения мира и ее динамика. |
Численность и динамика населения мира. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. |
1 |
2 |
Состав населения. |
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. |
1 |
2 |
Размещение и миграция населения. Урбанизация. |
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы |
1 |
2 |
Практические занятия Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. |
4 |
||
Тема 5 Мировое хозяйство |
20 |
||
5.1.Современные особенности развития мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
||
Мировое хозяйство. |
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. |
2 |
2 |
НТР и мировое хозяйство |
Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
|
1 |
|
5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
|
|
География сельского и лесного хозяйства.
|
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. |
2 |
2 |
5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
||
Топливно–энергетическая промышленность. |
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики. |
2 |
2,3 |
Металлургия. |
Географические особенности черная и цветная металлургия. |
2 |
2 |
Машиностроение. |
Географические особенности машиностроения. |
2 |
2 |
Другие отрасли промышленности. |
Географические особенности химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности |
2 |
2 |
5.4.География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
|
|
География транспорта. |
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. |
2 |
2 |
Связь. Международная торговля товарами. |
Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
|
2 |
2 |
Практические занятия Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. |
3 |
||
Тема 6 Регионы мира. |
24 |
||
6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
Содержание учебного материала |
||
Общая характеристика Зарубежной Европы. |
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Зарубежной Европы. Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. |
2 |
2 |
Хозяйство Зарубежной Европы. |
Отрасли международной специализации Зарубежной Европы. Территориальная структура. Интеграционные группировки. |
2 |
2 |
Германия и Великобритания |
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно–ресурсный потенциала, населения и хозяйства и их территориальная структура.
|
1 |
|
6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии. |
|
|
|
Общая характеристика Зарубежной Азии. |
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Отрасли международной специализации. Территориальная структура. Интеграционные группировки. |
2 |
2 |
Япония |
Япония как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно–ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. |
2 |
2 |
Китай |
Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно–ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. |
2 |
|
Индия |
Индия как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно–ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура.
|
2 |
|
6.3 География населения и хозяйства Африки. |
|
||
Общая характеристика региона Африка. |
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. |
2 |
2 |
6.4 География населения и хозяйства Северной Америки. |
|
||
Общая характеристика Северной Америки. |
Место и роль Северной Америки в мире. .особенности географического положения регион. История формирования его политической карты. Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. |
2 |
2 |
6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки. |
|
||
Общая характеристика Латинской Америки. |
Место и роль Латинской Америки. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Латинской Америки. |
2 |
2 |
Хозяйство Латинской Америки. . |
Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
|
2 |
2 |
Бразилия и Мексика |
Бразилия и Мексика как ведущие страны. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Особенности политической системы. Природно–ресурсного потенциала, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура хозяйства.
|
2 |
|
6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании. |
|
||
Общая характеристика Австралии и Океании |
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. |
1 |
2 |
Практические занятия Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира. |
2 |
||
Тема 7 Россия в современном мире |
Содержание учебного материала |
5 |
|
Россия на карте мира. |
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже 20 -21 веков. Характеристика современного этапа социально –экономического развития |
1 |
2,3 |
Место России в мировом хозяйстве |
. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие России в международной торговле товарами и других формах внешних экономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
|
1 |
|
Практические занятия Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. |
3 |
||
Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависимость. |
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
|
2 |
2,3 |
Практические занятия Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. |
2 |
||
Дифференцированный зачет. |
Дифференцированный зачет. |
2 |
|
Всего: 72 часа |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
2.3.Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий
по разделам содержания учебной дисциплины ОУД.12 География
Наименование разделов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. 1. Источники географической информации |
Объяснять междисциплинарные связи географии. Использовать традиционные и новые источники географической информации. Использовать Интернет и геоинформационных систем в изучении географии. |
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом; |
Формировать сознательное ответственное отношение к обучению географии; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Вести диалог друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
2.Политическое устройство мира |
Показывать на карте различные страны мира. Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Сформировать представление о разнообразии современного мира; Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
Оценивать свою работу и работу однокурсников;
Адекватно понимать особенности развития современного мира; Уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации.
|
Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. |
3.География мировых природных ресурсов |
Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделять различные типы природопользования. Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана
|
Уметь организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; Составлять качественное и количественное описание объекта. Развивать экологическое мышление, уметь применять его на практике. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. |
Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Вносить самостоятельный поиск, анализ отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. |
4. География населения мира |
Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделять различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Называть основные показатели качества жизни населения. Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснять основных направлений и причин современных международных миграций населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисов. . |
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Составлять качественное и количественное описание регионов и стран мира.
Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
Владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; |
Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
5 Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства |
Давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделять характерных черт современной научно- технической революции. Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития |
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Участвовать в совместной деятельности; Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, |
Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях и будущей профессиональной деятельности;
Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
Выделять характерных черт «зеленой революции». Приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира |
Выделять главное, существенные признаки и понятий; Планировать свою деятельность под руководством преподавателя и самостоятельно; Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. |
Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности;
Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость; |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
Приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделять стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей |
Владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. |
Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и авто- мобильных дорог. Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
Высказывать суждения, подтверждая их фактами; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации.
|
Владеть устной и письменной речью, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы
|
Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Великобритании и Германии. |
Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Выявлять причинно–следственные связи; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. |
Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии |
Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии |
Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Адекватно понимать особенности развития современного мира; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. |
Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость. |
География населения и хозяйства Африки |
Показывать на карте различные страны Африки. Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, |
Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
География населения и хозяйства Северной Америки |
Объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделять отраслей международной специализации Канады, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. |
Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
|
География населения и хозяйства Латинской Америки |
Показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставлять стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому составу населения. Объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделять отрасли международной специализации в Бразилии и Мексике. |
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем;
Готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; Адекватно понимать особенности развития современного мира; |
Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
Самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании |
Объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделять отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно- промышленные и сельскохозяйственные районы |
Уметь ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. |
7.Россия в современном мире |
географического положения России. Выделять основных товарных статей экспорта и импорта России. Называть ведущих внешнеторговых партнеров России |
Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Создавать презентационные материалы. |
Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Выделять глобальных проблем человечества. Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения |
Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. |
Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности;
Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: АРМ преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, экран). Родионова. О.А .Экономическая и социальная география В 2ч. учебник для СПО-М.: Издательство «Юрайт»,2019-385с.(Серия: Профессиональное образование)
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2017.-397 2.Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительное главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.:Дрофа,2009
3. Гладкий Ю.Н..,Лавров С.Б. Глобальная география.10-11 класс.-М.:Дрофа,2009
Дополнительные источники:
1.Родионова. О.А .Экономическая и социальная география В 2ч. учебник для СПО-М.: Издательство «Юрайт»,2019-385с.(Серия: Профессиональное образование);
2.Экономическая и социальная география. учебник и практикум для СПО/ под общ. ред Я.Д Вишнякова.-М.: Издательство «Юрайт»,2019-594с.(Серия: Профессиональное образование
3. Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2010
4.Контурные карты «Экономическая и социальная география мира»10 кл.-М. «Дрофа»,2010
5. Максаковский В.П. «Географическая картина мира» -Ярославль Верхне-Волжское издательство,2005.,в 3-х томах.
6. «Страны мира». Справочник, М.,2005.
Интернет- ресурсы:
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
www. collection.edu.yar.ru (Виртуальная лаборатория «Геополитика»)
www. alleng.ru Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. Максаковский В.П .;
Rambler,Yandex, Google.(поисковые системы)
www.shkolnye-prezentacii.ru ( Мультимедийные презентации по дисциплине «География» )
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий в рамках учебных занятий.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, задания к которому рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе.
Основные показатели оценки результата |
|
Личностные |
Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать: 1. Ответственное отношение к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2.Целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; 3. .Экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
Метапредметные |
Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения: 1. Умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 2.Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Основным критерием сформированности коммуникативных учебных универсальных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя: 1.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 2.Умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе; 3. Задавать вопросы с целью получения нужной информации; 4. Организовывать взаимопроверку выполнения работы; 5. Высказывать свое мнение при обсуждении задании.
Критериями сформированности у обучающихся регуляции своей деятельности может стать способность:
1.Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. 2.Выбрать средства для организации своего поведения 3.Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. 4.Планировать шаги по устранению пробелов. 5.Самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками. 6.Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. |
Предметные |
|
Тема 1. Введение. Источники географической информации |
В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; 3. Сопоставлять географические карты различной тематики; |
Тема 2.Политическое устройство мира |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира; 2. Типологию стран мира по уровню социально –экономическогоо развития; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений социально – экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; 2. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни. |
Тема 3. География мировых природных ресурсов |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; 2. Сопоставлять географические карты различной тематики; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; 2. Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов |
Тема 4. География населения мира |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; 2.Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; |
Тема 5. Мировое хозяйство |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации; 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; |
Тема 6. Регионы мира |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Сопоставлять географические карты различной тематики; 2.Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира. 3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ; |
Тема 7. Россия в современном мире |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Сопоставлять географические карты различной тематики; 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: геополитической и геоэкономической ситуации в России. |
Тема 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. |
·
·
·
·
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.