РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕ0МЕТРИИ
7- 10 класс ( УМК Л.С. Атанасяна)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
Предметные результаты
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник научится в 7-9 (10) классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
7 класс
· оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
· приводить примеры и контрпримеры для подтвержнения своих высказываний
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические фигуры
· Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
· извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
· применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
· решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания
Отношения
· Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни
Измерения и вычисления
· Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
· применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
· Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов
8 класс
· применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни
Геометрические построения
· Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни
Геометрические преобразования
· Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· распознавать движение объектов в окружающем мире;
· распознавать симметричные фигуры в окружающем мире
9 класс
Векторы и координаты на плоскости
· Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
· определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости.
10 класс
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения
История математики
· Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
· знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
Методы математики
· Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
· Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Выпускник получит возможность научиться в 7-9 (10) классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
7 класс
Геометрические фигуры
· Оперировать понятиями геометрических фигур;
· извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
· применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
8 класс
· формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
· доказывать геометрические утверждения
· владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин
Отношения
· Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади
9 класс
· применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
· характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни
Измерения и вычисления
· Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
Геометрические построения
7 класс
· Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
· свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
8 класс
· выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
9 класс
изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
Векторы и координаты на плоскости
· Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
10 класс
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
· оценивать размеры реальных объектов окружающего мира
Преобразования
· Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
· строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
· применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений
· выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
· применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам
История математики
· Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
· понимать роль математики в развитии России
Методы математики
· Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
· Выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
· использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
· применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Содержание учебного предмета
Геометрия
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».
Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, круг.
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Многоугольники
Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
Окружность, круг
Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.
Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Равенство фигур
Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых
Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Теорема Фалеса.
Перпендикулярные прямые
Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.
Подобие
Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.
Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.
Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.
Измерения и вычисления
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов.
Расстояния
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,
Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.
Деление отрезка в данном отношении.
Геометрические преобразования
Преобразования
Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.
Движения
Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.
Векторы и координаты на плоскости
Векторы
Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.
Координаты
Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур.
Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.
История математики
Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры.
От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.
Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.
Содержание учебного предмета «Геометрия 7 класс
1. Начальные геометрические сведения (10 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. Треугольники (17 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач приводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3. Параллельные прямые (14 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4.Повторение. Решение задач(11 часов)
Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 7 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.
Содержание учебного предмета «Геометрия 8 класс»
1. Соотношения между сторонами и углами треугольника 18ч.
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
2. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
3. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
4.Повторение. Решение задач(11 часов)
Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 7 класса, решение задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.
Содержание учебного предмета «Геометрия 9 класс
Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Векторы и метод координат (18 ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.
Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса
Содержание учебного предмета «Геометрия 10 класс
1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(11 ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
2. Длина окружности и площадь круга (12 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
3. Движения (8 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
4. Начальные сведения из стереометрии (8 ч.)
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками;телами и поверхностями вращения.
5. Об аксиомах геометрии (2 ч.)
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе
6. Повторение (10 ч.)
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по геометрии 7 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Начальные геометрические сведения 10 ч. |
||
1 |
Предмет геометрии. Точка, прямая, отрезок, плоскость. |
1 |
2 |
Луч и угол. Биссектриса угла . |
1 |
3 |
Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов |
1 |
4 |
Длина отрезка. Единицы измерения длины. |
1 |
5 |
Решение задач по теме: «Длина отрезка» |
1 |
6 |
Градусная мера угла. Измерение углов. |
1 |
7 |
Смежные и вертикальные углы |
1 |
8 |
Перпендикулярные прямые |
1 |
9 |
Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» |
1 |
10 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения» |
1 |
Треугольники 17 ч. |
||
11 |
Треугольник. Свойства равных треугольников. |
1 |
12 |
Понятие теоремы, доказательства теоремы. Первый признак равенства треугольников. |
1 |
13 |
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. |
1 |
14 |
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
1 |
15 |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 |
16 |
Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник» |
1 |
2 четверть |
||
17 |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
18 |
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников |
1 |
19 |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
20 |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников. |
1 |
21 |
Окружность, круг, Дуга, хорда. |
1 |
22 |
Построения с помощью циркуля и линейки Основные задачи на построение. Построение угла, равного данному, |
1 |
23 |
Построение биссектрисы угла |
1 |
24 |
Построение перпендикуляра к прямой, построение середины отрезка. |
1 |
25 |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников. |
1 |
26 |
Решение задач по теме: «Треугольники». |
1 |
27 |
Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» |
1 |
Параллельные прямые 14 ч. |
||
28 |
Признаки параллельных прямых |
1 |
29 |
Решение задач по теме: «Признаки параллельных прямых» |
1 |
30 |
Практические способы построения параллельных прямых. |
1 |
31 |
Контрольная работа за I полугодие |
1 |
32 |
Решение задач по готовым чертежам «Признаки параллельных прямых» |
1 |
3 четверть |
||
33 |
Аксиома параллельности Евклида. |
1 |
34 |
Свойства параллельных прямых. Доказательство от противного. |
1 |
35 |
Свойства параллельных прямых. Теорема, обратная данной.
|
1 |
36 |
Теорема об углах с соответственно параллельными сторонами. |
1 |
37 |
Теорема об углах с соответственно перпендикулярными сторонами. |
1 |
38 |
Решение задач по теме: «Свойства параллельных прямых» |
1 |
39 |
Решение задач на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. |
1 |
40 |
Решение задач по теме: «Параллельные прямые» |
1 |
41 |
Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» |
1 |
Повторение 11ч |
||
42 |
Защита проектов |
1 |
43 |
Повторение темы: «Начальные геометрические сведения» |
1 |
44 |
Повторение темы: «Признаки равенства треугольников» |
1 |
45 |
Повторение темы: «Равнобедренный треугольник» |
1 |
46 |
Повторение темы: «Параллельные прямые» |
1 |
47 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
48 |
Анализ итоговой контрольной работы . |
1 |
49 |
Повторение темы: «Решение задач» |
1 |
50 |
Повторение темы: «Решение задач» |
1 |
51 |
Повторение темы: «Решение задач» |
1 |
52 |
Повторение курса геометрии 7 класса. |
1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по геометрии 8 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
|
|
|
1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов) |
||
1 |
Сумма углов треугольника. |
1 |
2 |
Сумма углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. |
1 |
3 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач |
1 |
5 |
Неравенство треугольника |
1 |
6 |
Контрольная работа №1 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
7 |
Прямоугольные треугольники. Свойства прямоугольных треугольников. |
1 |
8 |
Решение задач по теме: «Свойства прямоугольных треугольников» |
1 |
9 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
10 |
Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» |
1 |
11 |
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. |
1 |
12 |
Решение задач по теме «Расстояние между параллельными прямыми». |
1 |
13 |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
14 |
Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам. |
1 |
15 |
Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, по другим элементам. |
1 |
16 |
Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». |
1 |
17 |
Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники» |
1
|
18 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» |
1 |
2.Четырехугольники- 14 часов. |
||
19 |
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. |
1 |
20 |
Четырехугольник.
Решение задач по теме: «Многоугольник». |
1 |
21 |
Параллелограмм и его свойства. |
1 |
22 |
Признаки параллелограмма. |
1 |
23 |
Решение задач по теме: «Параллелограмм». |
1 |
24 |
Трапеция. Определение и её свойства |
1 |
25 |
Теорема Фалеса. |
1 |
26 |
Задачи на построение |
1 |
27 |
Прямоугольник |
1 |
28 |
Ромб. Квадрат. |
1 |
29 |
Осевая
и |
1 |
30 |
Решение
задач по |
1 |
31 |
Решение
задач по |
1 |
32 |
Контрольная работа № 3по теме: «Четырехугольники |
1 |
1. Площадь 14 ч |
||
33 |
Понятие площади многоугольника. |
1 |
34 |
Площадь прямоугольника, площадь квадрата. |
1 |
35 |
Площадь параллелограмма, ромба.
|
1 |
36
|
Площадь треугольника |
1 |
37 |
Площадь треугольника. |
1 |
38 |
Площадь трапеции |
1 |
39 |
Площадь трапеции |
1 |
40 |
Решение задач по теме «Площади». |
1 |
41 |
Теорема Пифагора |
1 |
42 |
Теорема Пифагора |
1 |
43 |
Теорема, обратная теоремы Пифагора. |
1 |
44 |
Решение задач по теме: «Теорема Пифагора. Площадь». |
1 |
45 |
Решение задач по теме: «Теорема Пифагора. Площадь». |
1 |
46 |
Контрольная работа № 4 по теме «Площади» |
1 |
Повторение 6ч |
||
47 |
Повторение. Четырехугольники. |
1 |
48 |
Повторение. Окружность. |
1 |
49 |
Повторение. Площадь. |
1 |
50 |
Итоговый тест. |
1 |
51 |
Повторение темы: «Решение задач» |
1 |
52 |
Повторение курса геометрии 8 класса. |
1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по геометрии 9 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Подобные треугольники 19ч. |
||
1 |
Пропорциональные отрезки. |
1 |
2 |
Определение подобных треугольников. |
1 |
3 |
Отношение площадей подобных треугольников. |
1 |
4 |
Первый и второй признаки подобия треугольников. |
1 |
5 |
Третий признак подобия треугольников. Решение задач. по теме «Признаки подобия треугольников» |
1 |
6 |
Средняя линия треугольника. |
1 |
7 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
1 |
8 |
Контрольная работа №1»Подобные треугольники» |
1 |
9 |
Практические приложения подобия треугольников. Задачи на построение. Измерительные работы на местности. |
1 |
10 |
О подобии произвольных фигур. |
1 |
11 |
Применение подобия к решению задач. |
1 |
12 |
Применение подобия к решению задач. |
1 |
13 |
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника |
1 |
14 |
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника |
1 |
15 |
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45,60, 90 градусов |
1 |
16 |
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45,60, 90 градусов |
1 |
17 |
Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
1 |
18 |
Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника». |
1 |
19 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Подобные треугольники». |
1 |
Окружность 17ч |
||
20 |
Взаимное расположение прямой и окружности. |
1 |
21 |
Касательная к окружности. Решение задач |
1 |
22 |
Касательная к окружности. Решение задач |
1 |
23 |
Градусная мера дуги окружности. |
1 |
24 |
Терема о вписанном угле. |
1 |
25 |
Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы». |
1 |
26 |
Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы». |
1 |
27 |
Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Решение задач. |
1 |
28 |
Свойство биссектрисы и серединного перпендикуляра к отрезку. |
1 |
29 |
Теорема о пересечении высот треугольника. |
1 |
30 |
Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки треугольника». |
1 |
31 |
Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки треугольника». |
1 |
32 |
Вписанная окружность. |
1 |
33 |
Описанная окружность. |
1 |
34 |
Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружность». |
1 |
35 |
Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружность». |
1 |
36 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Окружность». |
1 |
Векторы 8ч |
||
37 |
Понятие вектора. Равенство векторов |
1 |
38 |
Откладывание вектора от данной точки |
1 |
39 |
Сумма двух векторов Законы сложения векторов. |
1 |
40 |
Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов |
1 |
41 |
Произведение вектора на число. |
1 |
42 |
Применение векторов к решению задач |
1 |
43 |
Средняя линия трапеции |
1 |
44 |
Контрольная работа №4 по теме: «Векторы» |
1 |
Метод координат 9ч |
||
45 |
Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам |
1 |
46 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца |
1 |
47 |
Простейшие задачи в координатах. |
1 |
48 |
Решение задач по теме: «Метод координат» |
1 |
49 |
Уравнение окружности. |
1 |
50 |
Уравнение прямой |
1 |
51 |
Использование уравнений окружности и прямой при решении задач |
1 |
52 |
Решение задач с использованием метода Контрольная работа № 5 по теме: «Метод координат»координат |
1 |
53 |
Решение задач с использованием метода координат |
1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по геометрии 10 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 ч) |
||
1 |
Синус, косинус, тангенс. |
1 |
2 |
Основное тригонометрическое тождество. |
1 |
3 |
Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки |
1 |
4 |
Теорема о площади треугольника. |
1 |
5 |
Теорема синусов |
1 |
6 |
Теорема косинусов |
1 |
7 |
Решение треугольников |
1 |
8 |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов |
1 |
9 |
Скалярное произведение векторов и его свойства |
1 |
10 |
Применение скалярного произведения векторов к решению задач |
1 |
11 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольник» |
1 |
2. Длина окружности и площадь круга (12ч) |
||
12 |
Правильный многоугольник. |
1 |
13 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника |
1 |
14 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
1 |
15 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности |
1 |
16 |
Построение правильных многоугольников |
1 |
17 |
Длина окружности. |
1 |
18 |
Площадь круга. |
1 |
19 |
Площадь кругового сектора. |
1 |
20 |
Решение задач «Длина окружности» |
1 |
21 |
Решение задач. «Площадь круга» |
1 |
22 |
Решение задач. |
1 |
23 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
3. Движение (8 ч) |
||
24 |
Отображение плоскости на себя. |
1 |
25 |
Понятие движения. |
1 |
26 |
Симметрия. |
1 |
27 |
Параллельный перенос. |
1 |
28 |
Параллельный перенос. |
1 |
29 |
Поворот. |
1 |
30 |
Решение задач по теме: «Движения» |
1 |
31 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Движения» |
1 |
4. Начальные сведения из стереометрии (4 ч) |
||
32 |
Предмет стереометрии. Многогранники |
1 |
33 |
Призма. |
1 |
34 |
Параллелепипед. |
1 |
35 |
Свойства параллелепипеда |
1 |
36 |
Тела вращения. |
1 |
37 |
Цилиндр. |
1 |
38 |
Конус. |
1 |
39 |
Сфера. шар |
1 |
5.Об аксиомах геометрии (2 ч.) |
||
40 |
Об аксиомах геометрии |
1 |
41 |
Об аксиомах геометрии |
1 |
6.Повторение (10 ч.) |
||
42 |
Треугольники. Признаки равенства треугольников |
1 |
43 |
Подобие треугольников |
1 |
44 |
Параллельные прямые |
1 |
45 |
Четырехугольники |
1 |
46 |
Площади |
1 |
47 |
Итоговый тест |
1 |
48 |
Секущие и касательные |
1 |
49 |
Окружность. Вписанный угол |
1 |
50 |
Вписанные и описанные четырехугольники |
1 |
51 |
Повторение курса геометрии |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.