Цели и задачи изучения предмета
Обучение геометрии в 7 – 9 классах направлено на достижение следующих целей:
· систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
· формирование пространственных представлений;
· развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
Задачами изучения геометрии в 7 - 9 классах являются:
в направлении личностного развития:
• формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к геометрическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
• развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты освоения курса геометрии в 7-9 классах
Для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах:
Геометрические фигуры
· Оперировать понятиями геометрических фигур;
· извлекать, информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
· применять для решения задач геометрические факты, если условия
их применения заданы в явной форме;
· решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;
Отношения
· Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
· Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
· применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
· применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, применять формулы и вычислять площади в простых случаях;
Геометрические построения
· Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
· оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
· Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· распознавать движение объектов в окружающем мире;
· распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
Векторы и координаты на плоскости
· Оперировать понятиями: вектор, сумма векторов, разность векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости.
· определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости;
· выполнять действия над векторами (сложение, умножение на число).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
· использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения;
История математики
· Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
· знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;
· понимать роль математики в развитии России;
Методы математики
· Выбирать подходящий изученный метод при решении изученных типов математических задач;
· приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
Содержание курса геометрии в 7-9 классах
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире.
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол. Биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг.
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Многоугольники. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Правильные многоугольники.
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки.
Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остро угольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы тре угольника. Неравенство треугольника.
Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
Окружность, круг. Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и к окружности. Вписанные и описанные окружности для треугольников.
Геометрические фигуры в пространстве (объёмные тела).
Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Равенство фигур. Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых. Признаки и свойства параллельных прямых.
Перпендикулярные прямые. Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Измерения и вычисления
Величины. Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы
измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Представление об объёме и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов.
Измерения и вычисления. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление
площадей. Теорема Пифагора.
Расстояния. Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой.
Геометрические построения. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник.
Геометрические преобразования
Преобразования. Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование».
Движения. Осевая и центральная симметрии.
Векторы и координаты на плоскости
Векторы. Понятие вектора, действия над векторами, использование
векторов в физике.
Координаты. Основные понятия.
Учебно-тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
7 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
|
1 четверть (16ч) |
|||
|
Глава I. Начальные геометрические сведения |
10 |
|
1 |
Прямая и отрезок |
1 |
|
2 |
Луч и угол |
1 |
|
3 |
Сравнение отрезков и углов |
1 |
|
4 |
Измерение отрезков |
1 |
|
5 |
Измерение углов |
1 |
|
6 |
Измерение отрезков. Измерение углов |
1 |
|
7 |
Смежные и вертикальные углы |
1 |
|
8 |
Перпендикулярные прямые |
1 |
125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) |
9 |
Решение задач |
1 |
|
10 |
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
|
Глава II. Треугольники |
17 |
|
11 |
Треугольник. Виды треугольников |
1 |
|
12 |
Первый признак равенства треугольников |
1 |
|
13 |
Первый признак равенства треугольников |
1 |
|
14 |
Перпендикуляр к прямой |
1 |
|
15 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
1 |
|
16 |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 |
|
2 четверть (15ч) |
|||
17 |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
|
18 |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
|
19 |
Второй и третий признаки равенства треугольников |
1 |
|
20 |
Второй и третий признаки равенства треугольников |
1 |
|
21 |
Окружность |
1 |
|
22 |
Построения циркулем и линейкой |
1 |
|
23 |
Примеры задач на построение |
1 |
|
24 |
Решение задач |
1 |
|
25 |
Решение задач |
1 |
|
26 |
Решение задач |
1 |
|
27 |
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» |
1 |
|
|
Глава III. Параллельные прямые |
13 |
|
28 |
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых |
1 |
|
29 |
Признаки параллельности двух прямых |
1 |
|
30 |
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» |
1 |
|
31 |
Практические способы построения параллельных прямых |
1 |
|
3 четверть (22ч) |
|||
32 |
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых |
1 |
|
33 |
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей |
1 |
|
34 |
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей |
1 |
|
35 |
Свойства параллельных прямых. Решение задач |
1 |
|
36 |
Свойства параллельных прямых. Решение задач |
1 |
Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики. |
37 |
Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых |
1 |
|
38 |
Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых |
1 |
|
39 |
Решение задач на признаки и свойства параллельных прямых |
1 |
|
40 |
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
|
Глава IV Соотношения между сторонами и углами треугольника |
18 |
100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
41 |
Теорема о сумме углов треугольника |
1 |
|
42 |
Сумма углов треугольника |
1 |
|
43 |
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
44 |
Неравенство треугольника |
1 |
|
45 |
Решение задач |
1 |
|
46 |
Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
47 |
Некоторые свойства прямоугольных треугольников |
1 |
|
48 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|
49 |
Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|
50 |
Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|
51 |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми |
1 |
|
52 |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
Неделя математики |
53 |
Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение |
1 |
|
4 четверть (15ч) |
|||
54 |
Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение |
1 |
|
55 |
Решение задач |
1 |
|
56 |
Решение задач |
1 |
|
57 |
Решение задач |
1 |
|
58 |
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольников» |
1 |
|
|
Повторение. Решение задач |
10 |
|
59 |
Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» |
1 |
|
60 |
Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые» |
1 |
|
61 |
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» |
1 |
|
62 |
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» |
|
|
63 |
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
1 |
|
64 |
Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» |
1 |
|
65 |
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
66 |
Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение |
1 |
|
67 |
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» |
1 |
|
68 |
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» |
1 |
|
8 класс
№ урока п/п |
№ урока раздела |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
|
|
|
I четверть |
|
|
|
|
Четырехугольники |
14 |
|
1. |
1. |
Многоугольники. |
1 |
|
2. |
2. |
Многоугольники. Четырехугольник. |
1 |
|
3. |
3. |
Параллелограмм. |
1 |
|
4. |
4. |
Параллелограмм. |
1 |
|
5. |
5. |
Признаки параллелограмма. |
1 |
|
6. |
6. |
Трапеция. |
1 |
|
7. |
7. |
Свойства трапеции. |
1 |
|
8. |
8. |
Параллелограмм. Трапеция. |
1 |
125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) |
9. |
9. |
Прямоугольник. |
1 |
|
10. |
10. |
Ромб. |
1 |
|
11. |
11. |
Квадрат. |
1 |
|
12. |
12. |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. |
1 |
|
13. |
13. |
Решение задач |
1 |
|
14. |
14. |
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» |
1 |
|
|
|
Площади фигур |
14 |
|
15. |
1. |
Площадь многоугольника. |
1 |
|
16. |
2. |
Площадь квадрата, прямоугольника. |
1 |
|
|
|
II четверть |
|
|
17. |
3. |
Площадь параллелограмма. |
1 |
|
18. |
4. |
Площадь параллелограмма. |
1 |
|
19. |
5. |
Площадь треугольника. |
1 |
|
20. |
6. |
Площадь треугольника. |
1 |
|
21. |
7. |
Площадь трапеции. |
1 |
|
22. |
8. |
Площадь трапеции. |
1 |
|
23. |
9. |
Теорема Пифагора. |
1 |
|
24. |
10. |
Теорема Пифагора. |
1 |
|
25. |
11. |
Теорема Пифагора. |
1 |
|
26. |
12. |
Решение задач |
1 |
|
27. |
13. |
Решение задач по теме |
1 |
|
28. |
14. |
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора» |
1 |
|
|
|
Подобные треугольники |
19 |
|
29. |
1. |
Определение подобных треугольников. |
1 |
|
30. |
2. |
Отношение площадей подобных треугольников. Теорема о биссектрисе треугольника. |
1 |
|
31. |
3. |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики. |
32. |
4. |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
|
|
III четверть |
|
|
33. |
5. |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
34. |
6. |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
35. |
7. |
Признаки подобия треугольников. |
1 |
|
36. |
8. |
Контрольная
работа № 3 по теме |
1 |
|
37. |
9. |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
1 |
|
38. |
10. |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
1 |
|
39. |
11. |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
1 |
100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
40. |
12. |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
1 |
|
41. |
13. |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
1 |
|
42. |
14. |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
1 |
|
43. |
15. |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
1 |
|
44. |
16. |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
1 |
|
45. |
17. |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
1 |
|
46. |
18. |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
1 |
|
47. |
19. |
Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» |
1 |
|
|
|
Окружность |
17 |
Неделя математики |
48. |
1. |
Касательная к окружности. |
1 |
|
49. |
2. |
Касательная к окружности |
1 |
|
50. |
3. |
Касательная к окружности |
1 |
|
51. |
4. |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
52. |
5. |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
53. |
6. |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
54. |
7. |
Центральные и вписанные углы. |
1 |
|
55. |
8. |
Четыре замечательные точки треугольника |
1 |
|
|
|
IV четверть |
|
|
56. |
9. |
Четыре замечательные точки треугольника |
1 |
|
57. |
10. |
Четыре замечательные точки треугольник. |
1 |
|
58. |
11. |
Вписанные и описанные окружности |
1 |
|
59. |
12. |
Вписанные и описанные окружности |
1 |
|
60. |
13. |
Вписанные и описанные окружности |
1 |
|
61. |
14. |
Вписанные и описанные окружности |
1 |
|
62. |
15. |
Решение задач |
1 |
|
63. |
16. |
Решение задач |
1 |
|
64. |
17. |
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» |
1 |
|
|
|
Итоговое повторение. Решение задач |
4 |
|
65. |
1. |
Повторение. Решение задач. |
1 |
|
66. |
2. |
Повторение. Решение задач. |
1 |
|
67. |
3. |
Повторение. Решение задач. |
1 |
|
68. |
4. |
Повторение. Решение задач. |
1 |
|
9 класс
№ урока п/п |
№ урока раздела
|
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
|
|
|
I четверть |
|
|
|
|
Векторы |
8 |
|
1. |
1. |
Понятие вектора |
1 |
|
2. |
2. |
Понятие вектора |
1 |
|
3. |
3. |
Сложение и вычитание векторов |
1 |
|
4. |
4. |
Сложение и вычитание векторов |
1 |
|
5. |
5. |
Сложение и вычитание векторов |
1 |
|
6. |
6. |
Умножение векторов на число |
1 |
|
7. |
7. |
Применение векторов к решению задач |
1 |
|
8. |
8. |
Применение векторов к решению задач |
1 |
125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) |
|
|
Метод координат |
10 |
|
9. |
1. |
Координаты вектора |
1 |
|
10. |
2. |
Координаты вектора |
1 |
|
11. |
3. |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
|
12. |
4. |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
|
13. |
5. |
Уравнение окружности и прямой |
1 |
|
14. |
6. |
Уравнение окружности и прямой |
1 |
|
15. |
7. |
Уравнение окружности и прямой |
1 |
|
16. |
8. |
Решение задач |
1 |
|
|
|
II четверть |
|
|
17. |
9. |
Решение задач |
1 |
|
18. |
10. |
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат» |
1 |
|
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов |
11 |
|
19. |
1. |
Синус, косинус тангенс угла |
1 |
|
20. |
2. |
Синус, косинус тангенс угла |
1 |
|
21. |
3. |
Синус, косинус тангенс угла |
1 |
|
22. |
4. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
23. |
5. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
24. |
6. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
25. |
7. |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
26. |
8. |
Скалярное произведение векторов |
1 |
|
27. |
9. |
Скалярное произведение векторов |
1 |
|
28. |
10. |
Решение задач |
1 |
|
29. |
11. |
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» |
1 |
100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича (информационная минутка на уроках математики) |
|
|
Длина окружности и площадь круга |
12 |
|
30. |
1. |
Правильные многоугольники |
1 |
|
31. |
2. |
Правильные многоугольники |
1 |
|
32. |
3. |
Правильные многоугольники |
1 |
|
|
|
III четверть |
|
|
33. |
4. |
Правильные многоугольники |
1 |
|
34. |
5. |
Длина окружности и площадь круга |
1 |
|
35. |
6. |
Длина окружности и площадь круга |
1 |
|
36. |
7. |
Длина окружности и площадь круга |
1 |
|
37. |
8. |
Длина окружности и площадь круга |
1 |
|
38. |
9. |
Решение задач |
1 |
Уроки-турниры, посвященные Всемирному дню математики. |
39. |
10. |
Решение задач |
1 |
|
40. |
11. |
Решение задач |
1 |
|
41. |
12. |
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
|
|
|
Движение |
8 |
|
42. |
1. |
Понятие движения |
1 |
|
43. |
2. |
Понятие движения |
1 |
|
44. |
3. |
Понятие движения |
1 |
|
45. |
4. |
Параллельный перенос и поворот |
1 |
|
46. |
5. |
Параллельный перенос и поворот |
1 |
|
47. |
6. |
Параллельный перенос и поворот |
1 |
|
48. |
7. |
Решение задач |
1 |
|
49. |
8. |
Контрольная работа № 4 по теме «Движение» |
1 |
|
|
|
Начальные сведения из стереометрии |
8 |
Неделя математики |
50. |
1. |
Многогранники |
1 |
|
51. |
2. |
Многогранники |
1 |
|
52. |
3. |
Многогранники |
1 |
|
53. |
4. |
Многогранники |
1 |
|
54. |
5. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
|
|
IV четверть |
|
|
55. |
6. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
56. |
7. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
57. |
8. |
Тела и поверхности вращения |
1 |
|
|
|
Об аксиомах планиметрии |
2 |
|
58. |
1. |
Об аксиомах планиметрии |
1 |
|
59. |
2. |
Об аксиомах планиметрии |
1 |
|
|
|
Повторение. Решение задач |
9 |
|
60. |
1. |
Решение задач |
1 |
|
61. |
2. |
Решение задач |
1 |
|
62. |
3. |
Решение задач |
1 |
|
63. |
4. |
Решение задач |
1 |
|
64. |
5. |
Решение задач |
1 |
|
65. |
6. |
Решение задач |
1 |
|
66. |
7. |
Решение задач |
1 |
|
67. |
8. |
Решение задач |
1 |
|
68. |
9. |
Решение задач |
1 |
|
Виды работ по четвертям (согласно авторской программе)
7 класс
Вид работы |
I |
II |
III |
IV |
год |
Контрольная работа |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
8 класс
Вид работы |
I |
II |
III |
IV |
год |
Контрольная работа |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
9 класс
Вид работы |
I |
II |
III |
IV |
год |
Контрольная работа |
- |
2 |
2 |
1 |
4 |
Лист изменений и дополнений
№ п/п |
Дата |
Внесенные изменения |
№, дата приказа на основании которого вносится изменение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.