Рабочая программа «Геометрия» 7 класс
№ Раздел программы стр.
1 Пояснительная записка............................................................................................................... 1
2 Планируемые результаты изучения учебного предмета......................................................... 2
3 Содержание учебного предмета.................................................................................................. 5
4 Тематическое планирование....................................................................................................... 6
Рабочая программа для 8 класса по предмету «Геометрия» составлена на основании:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с внесёнными изменениями.
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемого к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 с внесёнными изменениями.
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново.
5. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / (составитель Т.А. Бурмистрова). – 2-е изд., доработанное. – М. : Просвещение, 2014. – 95 с.
6. Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново.
7. Учебного плана школы. Учебник:
1. Геометрия. 7 – 9 классы : учебник для общеобразовательных организаций / (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.). – 5-е издание. – М. : Просвещение, 2015 – 383 с.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану школы на изучение предмета отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Расхождений в распределении учебных часов по темам авторской и рабочей программ нет.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные:
• сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, проектно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметные:
• умение выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и по способу действия и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Предметные:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования,
доказательства математических утверждений;
• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и
практических задач;
• умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения курса геометрии 7-го класса ученик научится/получит возможность научиться:
1. Элементы теории множеств и математической логики. Ученик научится:
• оперировать на базовом уровне понятием принадлежность;
• оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
• приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.
Ученик получит возможность научиться:
• оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, принадлежность; оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
2. Геометрические фигуры.
Ученик научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
• извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
• применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Ученик получит возможность научиться:
• оперировать понятиями геометрических фигур; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
• применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
• формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
• доказывать геометрические утверждения;
• владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. 3. Отношения Ученик научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
4. Измерения и вычисления.
Ученик научится:
• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
• применять формулы периметра, когда все данные имеются в условии.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• оперировать представлениями о длине как величине; формулировать задачи на вычисление длин.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• проводить вычисления на местности;
• применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
5. Геометрические построения.
Ученик научится:
• изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
• свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
• выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
изображать плоские фигуры с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
6. История математики.
Ученик научится:
• описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
• знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
• понимать роль математики в развитии России.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
• понимать роль математики в развитии России.
7. Методы математики.
Ученик научится:
• выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
• приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Ученик получит возможность научиться:
• используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
• выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
• использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
• применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
1. Начальные геометрические сведения. (10 часов).
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства.
Перпендикулярные прямые.
2. Треугольники. (17 часов).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые. (13 часов).
Понятие параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (18 часов).
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
Глава I. Начальные геометрические сведения |
10 ч |
|
||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами |
||||
§ 1,2. Прямая и отрезок. Луч и угол |
2 ч |
|
||
1. |
1,2 |
Точки, прямые, отрезки |
|
|
2. |
3,4 |
Луч и угол |
|
|
§ 3. Сравнение отрезков и углов |
1 ч |
|
||
3. |
5,6 |
Сравнение отрезков и углов |
|
|
§ 4, 5. Измерение отрезков, измерение углов |
3 ч |
|
||
4. |
7,8 |
Измерение отрезков |
|
|
5. |
9,10 |
Измерение углов |
|
|
6. |
|
Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» |
|
|
§ 6. Перпендикулярные прямые |
3 ч |
|
||
7. |
11 |
Смежные и вертикальные углы |
|
|
8. |
12,13 |
Перпендикулярные прямые |
|
|
9. |
|
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» |
|
|
10. |
|
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» |
|
|
Глава II. Треугольники |
17 ч |
|
||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи |
||||
§ 1. Первый признак равенства треугольников |
3 ч |
|
||
11. |
14 |
Треугольник |
|
|
12. |
15 |
Первый признак равенства треугольников |
|
|
13. |
|
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников |
|
|
§ 2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
3 ч |
|
||
14. |
16,17 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника |
|
|
15. |
18 |
Равнобедренный треугольник, его свойства |
|
|
16. |
18 |
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» |
|
|
§ 3. Второй и третий признаки равенства треугольников |
4 ч |
|
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
17. |
19 |
Второй признак равенства треугольников |
|
|
18. |
19 |
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников |
|
|
19. |
20 |
Третий признак равенства треугольников |
|
|
20. |
20 |
Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников |
|
|
§ 4. Задачи на построение |
3 ч |
|
||
21. |
21 |
Окружность |
|
|
22. |
22,23 |
Примеры задач на построение |
|
|
23. |
22,23 |
Решение задач на построение |
|
|
Решение задач |
3 ч |
|
||
24. |
|
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
|
|
25. |
|
Решение задач по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» |
|
|
26. |
|
Обобщающий урок по теме «Треугольники» |
|
|
27. |
|
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» |
|
|
Глава III. Параллельные прямые |
13 ч |
|
||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми |
||||
§ 1. Признаки параллельности двух прямых |
4 ч |
|
||
28. |
24,25 |
Признаки параллельности прямых |
|
|
29. |
24,25 |
Признаки параллельности прямых |
|
|
30. |
26 |
Практические способы построения параллельных прямых |
|
|
31. |
|
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
|
|
§ 2. Аксиома параллельных прямых |
5 ч |
|
||
32. |
27,28 |
Аксиома параллельных прямых |
|
|
33. |
29 |
Свойства параллельных прямых |
|
|
34. |
29 |
Свойства параллельных прямых |
|
|
35. |
30 |
Свойство углов с параллельными или перпендикулярными сторонами |
|
|
36. |
|
Решение задач по теме «Аксиома параллельных прямых» |
|
|
Решение задач |
3 ч |
|
||
37. |
|
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
|
|
38. |
|
Решение задач по теме «Аксиома параллельных прямых» |
|
|
39. |
|
Решение задач по теме «Аксиома параллельных прямых» |
|
|
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
40. |
|
КР № 3 по теме «Параллельные прямые» |
|
|
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
18 ч |
|
||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи |
||||
§ 1. Сумма углов треугольника |
2 ч |
|
||
41. |
31 |
Теорема о сумме углов треугольника |
|
|
42. |
32 |
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники |
|
|
§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
3 ч |
|
||
43. |
33 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
|
|
44. |
33 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
|
|
45. |
34 |
Неравенство треугольника |
|
|
46. |
|
КР № 4 по теме «Сумма углов треугольника» |
|
|
§ 3. Прямоугольные треугольники |
4 ч |
|
||
47. |
35 |
Прямоугольные треугольники и их свойства |
|
|
48. |
35 |
Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников |
|
|
49. |
36 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
|
|
50. |
|
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» |
|
|
§ 4. Построение треугольника по трём элементам |
4 ч |
|
||
51. |
38 |
Расстояние от точки до прямой |
|
|
52. |
38 |
Расстояние между параллельными прямыми |
|
|
53. |
39 |
Построение треугольника по трем элементам |
|
|
54. |
39 |
Построение треугольника по трем элементам |
|
|
Решение задач по теме |
3 ч |
|
||
55. |
|
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
|
|
56. |
|
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
|
|
57. |
|
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» |
|
|
58. |
|
КР № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
|
|
Повторение. Решение задач |
10 ч |
|
||
59. |
|
Начальные геометрические сведения |
|
|
60. |
|
Признаки равенства треугольников. |
|
|
61. |
|
Признаки равенства треугольников. |
|
|
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
|
|
Равнобедренный треугольник |
|
|
62. |
|
Параллельные прямые |
|
|
63. |
|
Параллельные прямые |
|
|
64. |
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
|
|
65. |
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
|
|
66. |
|
Окружность |
|
|
67. |
|
Задачи на построение |
|
|
68. |
|
КР в рамках промежуточной аттестации № 6 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.