Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей математики, информатики, физики, химии, биологии, географии, физической культуры, технологии, ОБЖ Руководитель МО
_______________ А.Г. Хайбуллина Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано Заместитель директора по УВР: _______________ Л.В. Лукаш Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю Директор школы _____________ С.С. Васин Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по геометрии для индивидуального обучения на дому
Предметная область - математика и информатика
Класс – 8
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год
Составитель:
Леухина Виктория Игоревна
город Ульяновск
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка. 3
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 5
3. Содержание учебного предмета. 19
4. Тематическое планирование. 20
5. Список используемой литературы.. 21
6. Приложение. 22
Рабочая программа по геометрии, 8 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими в силу 01.08.2020 года);
· Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
· Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
· Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29;
· Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 213 от 28.08.2020.
· Приказ №242 от 14.09.2020 «об обучении на дому Хуснутдинова М.Т.»
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Сборник рабочих программ. Геометрия: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — М. : Просвещение, 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016
3. Методические рекомендации. Алгебра. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк, И. С.Шлыкова.— М. : Просвещение, 2018.
Количество учебных часов в год – 26,25.
Количество часов в неделю – 0,75.
Учебный предмет геометрия входит в предметную область «Математика и информатика», изучается на базовом уровне.
Основные цели предмета:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;
- интеллектуальное развитие, формирование таких качеств как точность мысли, логическое мышление, способность к преодолению трудностей,
- воспитание культуры личности;
- формирование математического аппарата для решения задач;
- формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов алгебры, требующих поиска путей решения.
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Ученик научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) |
Ученик получит возможность научиться (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях) |
Геометрические фигуры · Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; · извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; · применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; · решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Отношения · Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни. Измерения и вычисления · Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; · применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии; · применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни. Геометрические построения · Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни. Геометрические преобразования · Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · распознавать движение объектов в окружающем мире; · распознавать симметричные фигуры в окружающем мире. История математики · Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; · знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей; · понимать роль математики в развитии России. Методы математики · Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач; · Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства. |
Геометрические фигуры · Оперировать понятиями геометрических фигур; · извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; · применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения; · формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур; · доказывать геометрические утверждения; · владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников). В повседневной жизни и при изучении других предметов: · использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Отношения · Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники; · применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач; · характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни. Измерения и вычисления · Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности; · проводить простые вычисления на объёмных телах; · формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · проводить вычисления на местности; · применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности. Геометрические построения · Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию; · свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях, · выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений; · изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; · оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. Преобразования · Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира; · строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур; · применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур. В повседневной жизни и при изучении других предметов: · применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. История математики · Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; · понимать роль математики в развитии России. Методы математики · Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение; · выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; · использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства; · применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. |
Глава 5. Четырехугольники (4,5 часа)
Многоугольники. Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырёхугольник.
Параллелограмм и трапеция. Параллелограмм, его признаки и свойства. Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса.
Прямоугольник, ромб, квадрат. Прямоугольник. Ромб и квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Глава 6. Площадь (4,5 часа)
Площадь многоугольника. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника.
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции.
Теорема Пифагора. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Формула Герона.
Глава 7. Подобные треугольники (9 часов)
Определение подобных треугольников. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников.
Признаки подобия треугольников. Первый признак подобия треугольников. Второй признак подобия треугольников. Третий признак подобия треугольников.
Применения подобия к доказательству теорем и решению задач.
Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников.
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°.
Глава 8. Окружность (8,25 часов)
Касательная к окружности. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Свойство касательной к окружности. Признак касательной.
Центральные и вписанные углы. Градусная мера дуги окружности. Теорема о вписанном угле. Теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд.
Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника.
Вписанная и описанная окружности. Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, вписанная в четырехугольник. Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, описанная около четырехугольника
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Контрольные (практические, лабораторные) работы |
1 |
Глава V. Четырехугольники |
4,5 |
Контрольная работа № 1 «Четырёхугольники» |
2 |
Глава VI. Площадь |
4,5 |
Контрольная работа № 2 «Площадь. Теорема Пифагора» |
3 |
Глава VII. Подобные треугольники |
9 |
Контрольная работа № 3 «Признаки подобия треугольников» Контрольная работа № 4 «Применения подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» |
4 |
Глава VIII. Окружность |
8,25 |
Контрольная работа № 5 «Окружность» |
|
Итого |
26,25 |
|
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (Электронный ресурс. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/);
5. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (Электронный ресурс. Режим доступа http://base.garant.ru/71239306/);
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Электронный ресурс. Режим доступа http://fgosreestr.ru/).
7. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5—9 классы.
8. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.- М.: ИЛЕКСА, - 2013.
9. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. –М.: Просвещение, 2016.
10. Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 8 кл. /Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. — М.: Просвещение, 2008—2011.
11. Геометрия 7- 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций /(Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина, под научным руководством А.Н. Тихонова.– 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
12. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014.
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
№ урока |
Раздел |
Планируемое количество часов |
Фактическое количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
Согласовано |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного раздела (темы уроков) |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
|
план |
Факт. |
|||
Повторение курса геометрии 7 класса - 2 часа |
|||||
1. |
|
|
Повторение. Треугольники. |
1 |
|
2. |
|
|
Повторение. Решение задач. |
1 |
|
Глава V. Четырехугольники – 14 часов |
|||||
3. |
|
|
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. |
1 |
Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы много угольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.
|
4. |
|
|
Четырёхугольник. |
1 |
|
5. |
|
|
Параллелограмм. Свойства параллелограмма. |
1 |
|
6. |
|
|
Признаки параллелограмма |
1 |
|
7. |
|
|
Трапеция. |
1 |
|
8. |
|
|
Теорема Фалеса. |
1 |
|
9. |
|
|
Задачи на построение. |
1 |
|
10. |
|
|
Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция». |
1 |
|
11. |
|
|
Прямоугольник. |
1 |
|
12. |
|
|
Ромб и квадрат. |
1 |
|
13. |
|
|
Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб , квадрат». |
1 |
|
14. |
|
|
Осевая и центральная симметрия. |
1 |
|
15. |
|
|
Решение задач по теме «Четырехугольники». |
1 |
|
16. |
|
|
Контрольная работа № 1 «Четырехугольники». |
1 |
|
Глава VI. Площадь – 14 часов |
|||||
17. |
|
|
Площадь многоугольника. |
1 |
Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора
|
18. |
|
|
Площадь прямоугольника. |
1 |
|
19. |
|
|
Площадь параллелограмма. |
1 |
|
20. |
|
|
Площадь треугольника. |
1 |
|
21. |
|
|
Площадь треугольника. |
1 |
|
22. |
|
|
Площадь трапеции. |
1 |
|
23. |
|
|
Решение задач на вычисление площадей фигур. |
1 |
|
24. |
|
|
Решение задач на вычисление площадей фигур. |
1 |
|
25. |
|
|
Теорема Пифагора. |
1 |
|
26. |
|
|
Теорема, обратная теореме Пифагора. |
1 |
|
27. |
|
|
Решение задач по теме «Теорема Пифагора». |
1 |
|
28. |
|
|
Решение задач по теме «Площади». |
1 |
|
29. |
|
|
Решение задач по теме «Площади» . |
1 |
|
30. |
|
|
Контрольная работа № 2 «Площадь. Теорема Пифагора». |
1 |
|
Глава VII. Подобные треугольники - 20 часов |
|||||
31. |
|
|
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Свойство биссектрисы. |
1 |
Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы
|
32. |
|
|
Отношение площадей двух подобных треугольников. |
1 |
|
33. |
|
|
Первый признак подобия треугольников. |
1 |
|
34. |
|
|
Второй признак подобия треугольников. |
1 |
|
35. |
|
|
Третий признак подобия треугольников. |
1 |
|
36. |
|
|
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников». |
1 |
|
37. |
|
|
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников». |
1 |
|
38. |
|
|
Контрольная работа № 3 по «Признаки подобия треугольников». |
1 |
|
39. |
|
|
Средняя линия треугольника. |
1 |
|
40. |
|
|
Свойство медиан треугольника. |
1 |
|
41. |
|
|
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
1 |
|
42. |
|
|
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
1 |
|
43. |
|
|
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. |
1 |
|
44. |
|
|
Практические приложения подобия треугольников. Подобие произвольных фигур. |
1 |
|
45. |
|
|
Применение подобия к решению задач. |
1 |
|
46. |
|
|
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
1 |
|
47. |
|
|
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. |
1 |
|
48. |
|
|
Решение прямоугольных треугольников. |
1 |
|
49. |
|
|
Решение задач по теме «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
1 |
|
50. |
|
|
Контрольная работа № 4 «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». |
1 |
|
Глава VIII. Окружность – 17 часов |
|||||
51. |
|
|
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. |
1 |
Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёх угольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. |
52. |
|
|
Свойство касательной. Признак касательной. |
1 |
|
53. |
|
|
Решение задач по теме «Касательная к окружности». |
1 |
|
54. |
|
|
Градусная мера дуги окружности. Вписанный и центральный угол. Теорема о вписанном угле. |
1 |
|
55. |
|
|
Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. |
1 |
|
56. |
|
|
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». |
1 |
|
57. |
|
|
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». |
1 |
|
58. |
|
|
Свойства биссектрисы угла, точка пересечения биссектрис. |
1 |
|
59. |
|
|
Серединный перпендикуляр. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. |
1 |
|
60. |
|
|
Теорема о точке пересечения высот треугольника. |
1 |
|
61. |
|
|
Вписанная окружность. |
1 |
|
62. |
|
|
Описанная окружность. |
1 |
|
63. |
|
|
Решение задач по теме «Вписанная и описанная окружности». |
1 |
|
64. |
|
|
Решение задач по теме «Вписанная и описанная окружности». |
1 |
|
65. |
|
|
Решение задач по теме «Окружность». |
1 |
|
66. |
|
|
Решение задач по теме «Окружность». |
1 |
|
67. |
|
|
Контрольная работа №5 «Окружность». |
1 |
|
Повторение. Решение задач – 3 часа |
|||||
68. |
|
|
Четырехугольники. Пощади. Повторение. Решение задач. |
1 |
|
69. |
|
|
Подобные треугольники. Окружность. Повторение. Решение задач. |
1 |
|
70. |
|
|
Итоговый урок. Решение задач. |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.