ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3) Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями от 08.06.2015 приказ №576, от 28.12.2015 приказ №1529, от 26.01.2016 приказ №38, от 29.12.2016 приказ №1677, от 08.06.2017 приказ №535, от 20.06.2017 приказ № 581, от 05.07.2017 приказ №629);
4) Устава образовательного учреждения;
5) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года №1577.
6) В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 07.06.2012 приказ № 24480 (от 17.05.2012 приказ №413) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». С изменениями от 13.12.2015 приказ №1578.
7) С учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
Цель учебного предмета: вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачами изучения учебного предмета «Химия» в 10- 11 классах являются:
учебные: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
воспитательные: формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
Информация об используемом учебнике и его методическом сопровождении.
· .Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия: 10 класса учеб. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 15-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
· Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии: 11 класс: учеб. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 15-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018- 159 с.
· Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2018. – 56 с.
· Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 – 111с.
Сведения о примерной программе (и/или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана с учетом примерной программы основного общего образования, расположенной на сайте www.fgosreestr.ru и авторской программы по химии Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение.
Выбранные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
10 класс
Авторская программа рассчитана на 34 часов. Рабочая программа составлена на 34 часов (в соответствии со школьным учебным планом), 1 час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ – 2 часа, лабораторных опытов – 9.
11 класс
Авторская программа рассчитана на 33 часа. Рабочая программа составлена на 33 часа (в соответствии со школьным учебным планом), 1 час в неделю, из них: для проведения контрольных – 2 часа, практических работ – 2 часа, лабораторных опытов – 16.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ХИМИИ
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
10 класс
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
- Формирование чувства гордости за российскую химическую науку.
– Воспитание ответственное отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
– Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
– Умение управлять своей познавательной деятельностью.
– Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).
– Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета:
- Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.
- .Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.
- Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.
- Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
- Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.
- Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
- Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
- Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты освоения программы учебного предмета:
- Давать определения изученным понятиям.
- Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.
- Описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции.
- Классифицировать изученные объекты и явления.
- .Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту.
- Делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.
- Структурировать изученный материал.
- Инетрпретировать химическую информацию, полученную из других источников.
- Моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.
- Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
- Проводить химический эксперимент.
- Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
11 класс
Личностные результаты
1. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
2. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
3. Воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность
4. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
5. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
6. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
8. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
10. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
11. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
2. Решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
3. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
4. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
5. Использование знаково-символических средств представления информации.
6. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
11. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета « Химия».
14. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
10 класс
Основы органической химии
1.Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (4ч)
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Демонстрации
Образцы органических веществ. Модели молекул органических веществ.
1. Углеводороды (9ч)
2.1 Предельные углеводороды - алканы (2ч)
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Понятие о циклоалканах. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов.
Демонстрации
Отношение алканов к растворам перманганата калия и бромной воде
Лабораторные опыты
1. Изготовление моделей углеводородов
Расчётные задачи
1. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания.
2.2. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины) (4ч)
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Демонстрации
Модели молекул гомологов и изомеров. Знакомство с образцами каучуков.
Практические работы
1. Получение этилена и изучение его свойств.
2.3 Арены (1ч)
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Расчётные задачи
2. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
2.4 Природные источники и переработка углеводородов. (2ч)
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Пиролиз.
Демонстрации
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки»
3.Кислородсодержащие органические соединения (11ч)
3.1 Спирты и фенолы (3ч)
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Расчётные задачи
3.Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Лабораторные опыты
3. Окисление этанола оксидом меди (II).
4. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II).
3.2.Альдегиды и карбоновые кислоты (3ч)
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров.
Демонстрации
Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты
5. Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра (I).
6. Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).
3.3 Сложные эфиры. Жиры (2ч)
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Демонстрации
Образцы моющих и чистящих средств.
Лабораторные опыты
6.Растворимость жиров.
3.4. Углеводы (4ч)
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Лабораторные опыты
7.Свойства глюкозы как альдегидоспирта.
8. Качественная реакция на крахмал.
Практические работы
2. Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений».
4.Азотсодержащие органические соединения (5ч)
Амины. Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. Химия и здоровье человека. Фармакологическая химия. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Лабораторные опыты
9.Цветные реакции на белки.
5.Химия полимеров (3ч)
Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено.
Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен.
Термореактивные полимеры. Фенолформальдегидные смолы. Пластмассы.
Природный каучук. Резина. Эбонит.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации
Образцы пластмасс, синтетических каучуков, волокон.
11 класс
Теоретические основы химии (18ч)
1.1Важнейшиее химические понятия и законы.
Химический элемент. Изотопы. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Валентность и валентные возможности атомов.
Расчётные задачи
1.Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
1.2.Строение вещества
Строение вещества. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Демонстрации
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решёток.
1.3. Химические реакции
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.
Демонстрации
Различные типы химических реакций, видеоопыты.
Лабораторные опыты
1.Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций.
1.4. Растворы
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.
Лабораторные опыты
Определение реакции среды универсальным индикатором. Гидролиз солей.
Расчётные задачи
2.Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
1.5. Электрохимические реакции
Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.
2. Неорганическая химия (10ч)
2.1. Металлы
Металлы. Способы получения металлов. Лёгкие и тяжёлые металлы. Легкоплавкие и тугоплавкие металлы.
Обзор металлических элементов А-групп.
Обзор металлических элементов Б-групп. Медь. Цинк. Титан. Хром. Железо. Никель. Платина.
Сплавы. Легирующие добавки. Чёрные металлы. Цветные металлы. Чугун. Сталь. Легированные стали.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации
Образцы металлов и их соединений, сплавов. Взаимодействие металлов с кислородом, кислотами, водой. Доказательства амфотерности алюминия и его гидроксида. Взаимодействие меди и железа с кислородом, кислотами. Взаимодействие оксидов и гидроксидов металлов с кислотами.
Расчётные задачи
3. Расчеты теплового эффекта реакции.
Практические работы
1. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
2.2.Неметаллы
Неметаллы. Простые вещества – неметаллы. Углерод. Кремний. Азот. Фосфор. Кислород. Сера. Фтор. Хлор.
Кислотные оксиды. Кислородсодержащие кислоты. Серная кислота. Азотная кислота. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации
Образцы неметаллов. Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Сжигание угля и серы в кислороде. Взаимодействие меди с концентрированной серной и разбавленной азотной кислотами.
Расчётные задачи
4.Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Практическая работа 2.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
3. Химия и жизнь (3ч)
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.
Демонстрации
Образцы средств бытовой химии, инструкции по применению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (32ч)
№ |
Тема |
Элементы содержания |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1.Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (4ч) |
||||
1 |
Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ |
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. |
1 |
Объяснять, почему органическую Перечислять основные предпосылки возникновения теории химического строения. Различать три основных типа углеродного скелета: разветвлённый,
неразветвлённый и циклический. Различать понятия «электронная оболочка» и «электронная
орбиталь».
|
2 |
Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях |
Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. |
1 |
|
3
|
Классификация органических соединений |
Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. |
1 |
|
2. Углеводороды (9ч) |
||||
2.1 Предельные углеводороды-алканы (2ч) |
||||
4 |
Алканы. Л.о.1 Изготовление моделей углеводородов
|
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Понятие о циклоалканах. |
1 |
Объяснять пространственное строение молекул алканов на основе представлений о гибридизации орбиталей атома углерода. Изготавливать модели молекул алканов, руководствуясь теорией химического строения органических веществ. Отличать гомологи от изомеров. Называть алканы по международной номенклатуре . Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства метана и его гомологов. Решать расчётные задачи на вывод формулы органического вещества |
5 |
Химические свойства и применение алканов.
Расчётные задачи 1. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания. |
Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. |
1 |
|
2.2. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины) (4ч) |
||||
6 |
Алкены. |
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. |
1 |
Объяснять пространственное строение молекулы этилена на основе предсгавлений о гибридизации атомных орбиталей углерода. Изображать структурные формулы алкенов и их изомеров, навыватъ алкены по международной номенклатуре, составлять формулы алкенов по их названиям. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства алкенов. Получать этилен. Доказывать непредельный характер этилена с помощью качественной реакции на кратные связи. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих непредельный характер алкадиенов. Объяснять sр-гибридизацию и пространственное строение молекулы ацетилена, называть гомологи ацетилена по международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства ацетилена |
7 |
Практическая работа 1. Получение этилена и изучение его свойств.
|
|
1 |
|
8 |
Алкадиены и каучуки. |
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. |
1 |
|
9 |
Алкины. |
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
|
1 |
|
2.3 Арены (1ч) |
||||
10 |
Арены Расчётные задачи 2. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
|
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола. |
1 |
Объяснять электронное и пространственное строение молекулы бензола. Изображать структурную формулу бензола двумя способами. Объяснять, как свойства бензола обусловлены строением его молекулы. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола и его гомологов |
2.4 Природные источники и переработка углеводородов (2ч) |
||||
11 |
Природные источники углеводородов. Переработка нефти. |
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии. |
1 |
Характеризовать состав природного газа и попутных нефтяных газов. Характеризовать способы переработки нефти. Объяснять отличие бензина прямой перегонки от крекинг-бензина |
|
|
|
|
|
12 |
Контрольная работа №1 по темам «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды» |
|
1 |
|
3. Кислородсодержащие органические соединения (11ч) |
||||
3.1. Спирты и фенолы (3ч) |
||||
14 |
Одноатомные спирты
Л.о.2. Окисление этанола оксидом меди (II).
|
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. |
1 |
Изображать общую формулу одноатомных предельных спиртов. Объяснять образование водородной связи и её влияние на физические свойства спиртов. Составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спирты по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств спиртов от наличия функциональной группы (-ОН). Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства спиртов и их применение. Характеризовать физиологическое действие метанола и этанола. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства много атомных спиртов, и проводить качественную реакцию на многоатомные спирты. Объяснять зависимость свойств фенола от строения его молекулы, взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства фенола |
15 |
Многоатомные спирты
Л.о.3.Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). |
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. |
1 |
|
16 |
Фенолы Расчётные задачи 3. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). |
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
|
1 |
|
3.2. Альдегиды и карбоновые кислоты (3ч) |
||||
17 |
Альдегиды Л.о.4 Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра (I). Л.о.5 Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II). |
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида. |
1 |
Составлять формулы изомеров и гомологов альдегидов и называтъ их по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств альдегидов от строения их функциональной группы. Проводить качественные реакции на альдегиды. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альдегидов. Составлять формулы изомеров и гомологов карбоновых кислот и называть их по международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от наличия функциональной группы (-СООН). Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства карбоновых кислот. Получать уксусную кислоту и доказывать, что это вещество относится к классу кислот. Отличать муравьиную кислоту от уксусной с помощью химических реакций |
18 |
Карбоновые кислоты |
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах. |
1 |
|
19 |
Химические свойства карбоновых кислот |
Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. |
1 |
|
20 |
Контрольная работа № 2 |
|
|
|
3.3. Сложные эфиры. Жиры (2ч) |
||||
21 |
Сложные эфиры |
Сложные эфиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. |
1 |
Составлять уравнения реакций этерификации. Объяснять биологическую роль жиров. Соблюдать правила безопасного обращения со средствами бытовой химии |
22 |
Жиры.
Л.о.6. Растворимость жиров. |
Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. |
1 |
|
3.4. Углеводы (3ч) |
||||
23 |
Углеводы. Глюкоза. Сахароза.
Л.о.7 Свойства глюкозы как альдегидоспирта. |
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. |
1 |
Объяснять биологическую роль глюкозы. Практически доказывать наличие функциональных групп в молекуле глюкозы. 1Объяснять, как свойства сахарозы связаны с наличием функциональных групп В её молекуле, и называть области применения сахарозы. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства сахарозы. Составлять уравнения реакций. гидролиза крахмала и поликонденсации моносахаридов. Проводить качественную реакцию на крахмал |
24 |
Полисахариды.
Л.о.8. Качественная реакция на крахмал. |
Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. |
1 |
|
|
|
|
|
|
25 |
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений». |
|
1 |
|
4. Азотсодержащие органические соединения (5ч) |
||||
26 |
Амины. |
Амины. |
1 |
Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства аминов. Объяснять зависимость свойств аминокислот от строения их функциональных групп. Называть аминокислоты по международной номенклатуре и составлять уравнения реакций, характеризующих их свойства. Объяснять биологическую роль белков и их превращений в организме. Проводить цветные реакции на белки. бъяснять биологическую роль нуклеиновых кислот. Пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам |
27 |
Аминокислоты. Белки. Л.о.9. Цветные реакции на белки.
|
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. |
1 |
|
28 |
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. |
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. |
1 |
|
29 |
Контрольная работа №2 по темам «Кислородсодержащие органические соединения» и «Азотсодержащие органические соединения» |
|
|
|
5.Химия полимеров (2ч) |
||||
30 |
Полимеры. |
Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термореактивные полимеры. Фенолформальдегидные смолы. Пластмассы. |
1 |
Записывать уравнения реакций полимеризации. Записывать уравнения реакций поликонденсации. Распознавать органические вещества, используя качественные реакции
|
31 |
Годовая контрольная работа |
|
1 |
11 класс
№ |
Тема |
Элементы содержания |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1.Теоретические основы химии (19ч) |
||||
1.1.Важнейшиее химические понятия и законы. (5ч) |
||||
1
|
Атом. Химический элемент. Изотопы.
|
Химический элемент. Изотопы. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. |
1 |
Перечислять важнейшие характеристики химического элемента. Объяснять различие между понятиями «Химический элемент», «нуклид», «изотоп». Применять закон сохранения массы веществ при составлении уравнений химических реакций. Определять максимальное число электронов на энергетическом уровне. Записывать графические электронные формулы s-,p-,d-элементов. Характеризовать порядок заполнения электронами энергетических уровней и подуровней в атоме. Объяснять, в чём заключается физический смысл понятия «валентность» . Объяснять чем определяются валентные возможности атомов разных элементов. Составлять графические электронные формулы азота, фосфора, кислорода и сер, а также характеризовать изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и А-группам периодической таблицы.
|
2 |
Законы сохранения массы и энергии в химии Расчётные задачи 1. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. |
Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии. |
1 |
|
3 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. |
1 |
|
4 |
Валентность. |
Валентность и валентные возможности атомов. |
1 |
|
1.2. Строение вещества (3ч) |
||||
5-6 |
Основные виды химической связи. |
Строение вещества. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. |
2 |
Объяснять
механизм образования Объяснять зависимость свойств Объяснять причины многообразия |
7 |
Кристаллические решётки. Причины многообразия веществ. |
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. |
1 |
|
1.3. Химические реакции (3ч) |
||||
8 |
Классификация химических реакций |
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. |
1 |
Перечислять признаки, по которым классифицируют химические реакции. Объяснять сущность химической реакции. Составлять уравнения химических реакций, относящихся к определённому типу. Объяснять
влияние концентраций Объяснять
влияние изменения |
9 |
Скорость химических реакций. Катализ. Л.о 1 1.Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций.
|
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. |
1 |
|
11 |
Химическое равновесие и условия его смещения. |
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. |
1 |
|
1.4. Растворы (4ч) |
||||
12 |
Дисперсные системы. |
Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. |
1 |
Характеризовать
свойства различных видов дисперсных систем, указывать причины коагуляции коллоидов и
значение этого явления. Объяснять, почему растворы веществ с ионной и ковалентной полярной связью проводят электрический ток. Определять
рН среды с помощью универсального
индикатора. Определять реакцию среды раствора соли в воде. Составлять уравнения реакций гидролиза органических и неорганических веществ |
13 |
Способы выражения концентрации растворов. Расчётные задачи 2. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. |
Способы выражения концентрации растворов. |
1 |
|
14 |
Электролитическая диссоциация. Водородный показатель. |
Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. |
1 |
|
15 |
Гидролиз солей. Значение гидролиза. Л.о.2 Определение реакции среды универсальным индикатором. Гидролиз солей. |
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. |
1 |
|
1.5. Электрохимические реакции (5ч) |
||||
16 |
Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. |
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. |
1 |
Объяснять принцип работы гальванического элемента. Объяснять, как устроен стандартный водородный электрод. Объяснять принципы защиты Объяснять, какие процессы происходят на катоде и аноде при электролизе расплавов и растворов солей. Составлять суммарные уравнения |
17 |
Коррозия металлов и её предупреждение. |
Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. |
1 |
|
18 |
Электролиз |
Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности. |
1 |
|
19 |
Обобщение по теме «Теоретические основы химии» Расчётные задачи 3. Расчеты теплового эффекта реакции. |
|
1 |
|
20 |
Контрольная работа №1 по теме «Теоретические основы химии» |
|
1 |
|
2. Неорганическая химия (10ч) |
||||
2.1. Металлы (6ч) |
||||
21 |
Общая характеристика и способы получения металлов. |
Металлы. Способы получения металлов.Лёгкие и тяжёлые металлы. Легкоплавкие и тугоплавкие металлы. |
1 |
Характеризовать общие свойства металлов и разъяснять их на основе представлений о строении атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической решётке. Иллюстрировать
примерами способы получения металлов. Составлять
уравнения реакций, Предсказывать
свойства сплава, Объяснять,
как изменяются свойства оксидов и гидроксидов металлов по периодам и А-группам периодической таблицы. |
22 |
Металлы А- групп. |
Обзор металлических элементов А-групп. |
1 |
|
23 |
Металлы Б-групп. |
Обзор металлических элементов Б-групп. Медь. Цинк. Титан. Хром. Железо. Никель. Платина. |
1 |
|
24 |
Сплавы металлов. |
Сплавы. Легирующие добавки. Чёрные металлы. Цветные металлы. Чугун. Сталь. Легированные стали. |
1 |
|
25 |
Оксиды и гидроксиды металлов. |
Оксиды и гидроксиды металлов. |
1 |
|
26 |
Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
|
|
1 |
|
2.2. Неметаллы (3ч) |
||||
27 |
Неметаллы.
Расчётные задачи 4. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. |
Неметаллы. Простые вещества – неметаллы. Углерод. Кремний. Азот. Фосфор. Кислород. Сера. Фтор. Хлор.
|
1 |
Характеризовать общие свойства неметаллов и разъяснять их на основе представлений о строении атома. Составлять уравнения химических реакций, отражающих взаимосвязь Практически распознавать вещества с помощью качественных реакций на анионы |
28 |
Соединения неметаллов. |
Кислотные оксиды. Кислородсодержащие кислоты. Серная кислота. Азотная кислота. Водородные соединения неметаллов. |
1 |
|
29 |
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы». |
|
1 |
|
3. Химия и жизнь (2ч) |
||||
30 |
Химия в промышленности. Химия и экология. |
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания. Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. |
1 |
Объяснять научные принципы производства серной кислоты. Соблюдать правила безопасной Объяснять причины химического загрязнения воздуха, водоёмов и
|
31 |
Итоговая контрольная работа |
|
1 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Методический комплект.
1. Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
2. Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009
3. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие/О.С.Габриэлян, Л.П.Ватлина.-М.: Дрофа, 2005.-208 с.
4. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара (и др.).-М.: Просвещение, 2009.-111 с.
5. Химия: 11 класс: методическое пособие для учителя/А.Ю.Гранкова.-М.: АСТ, 2006.-158 с.
6. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
Дополнительная литература для учителя.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.