МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
МКУ БГО "Управление
образования БГО"
МАОУ "Белоярская СОШ № 18"
РАССМОТРЕНО методическим объединением↵учителей↵ ________________________ ______________________ Протокол №_____↵ от «___» ___ 2024 г.
|
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________________________ Брусницина И.А. Протокол №___ от «___» ___ 2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ "БСОШ №18" ________________________ Хмелёва С.Г. Приказ №___ от «___» ___ 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Идентификатор 346246)
учебного предмета «Химия. Базовый уровень»
для обучающихся 8 классов
пгт. Белоярский 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по разделам и темам программы по химии, определяет количественные и качественные характеристики содержания, рекомендуемую последовательность изучения химии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы на уровне основного общего образования, а также требований к результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению учебного содержания.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося, его представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе, о путях решения глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:
-способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности;
-вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;
-знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности обучающихся;
-пособствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся.
Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её развития.
Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на освоение обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии и некоторых отдельных значимых понятий органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе системного подхода к её изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня:
– атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания;
– Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии;
– учения о строении атома и химической связи;
– представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.
Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.
Освоение программы по химии способствует формированию представления о химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы, ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Изучение химии происходит с привлечением знаний из ранее изученных учебных предметов: «Окружающий мир», «Биология. 5–7 классы» и «Физика. 7 класс».
При изучении химии происходит формирование знаний основ химической науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача учебного предмета состоит в формировании системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, в приобщении к научным методам познания при изучении веществ и химических реакций, в формировании и развитии познавательных умений и их применении в учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении химии на уровне основного общего образования важное значение приобрели такие цели, как:
– формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
– направленность обучения на систематическое приобщение обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
– обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
– формирование общей функциональной и естественно-научной грамотности, в том числе умений объяснять и оценивать явления окружающего мира, используя знания и опыт, полученные при изучении химии, применять их при решении проблем в повседневной жизни и трудовой деятельности;
– формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
– развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Общее число часов, отведённых для изучения химии на уровне основного общего образования, составляет 136 часов: в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы, создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро;
описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава, возможности протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. Первоначальные химические понятия |
|||||
1.1 |
Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека |
5 |
|
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
1.2 |
Вещества и химические реакции |
15 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
Итого по разделу |
20 |
|
|||
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ |
|||||
2.1 |
Воздух. Кислород. Понятие об оксидах |
6 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
2.2 |
Водород.Понятие о кислотах и солях |
8 |
|
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
2.3 |
Вода. Растворы. Понятие об основаниях |
5 |
1 |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
2.4 |
Основные классы неорганических соединений |
11 |
1 |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
Итого по разделу |
30 |
|
|||
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции |
|||||
3.1 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
3.2 |
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции |
8 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
Итого по разделу |
15 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
|
Резервное время |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
5 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
1 |
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d210c |
2 |
Понятие о методах познания в химии |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d227e |
3 |
Практическая работа № 1 «Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием» |
1 |
|
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d23dc |
4 |
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d26ca |
5 |
Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)» |
1 |
|
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d28c8 |
6 |
Атомы и молекулы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c |
7 |
Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2be8 |
8 |
Простые и сложные вещества |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c |
9 |
Атомно-молекулярное учение |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2d50 |
10 |
Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d2eae |
11 |
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d323c |
12 |
Массовая доля химического элемента в соединении |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d350c |
13 |
Количество вещества. Моль. Молярная масса |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5230 |
14 |
Физические и химические явления. Химическая реакция |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d37fa |
15 |
Признаки и условия протекания химических реакций |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d3a16 |
16 |
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d3b88 |
17 |
Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5708 |
18 |
Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d3f34 |
19 |
М. В. Ломоносов — учёный-энциклопедист. Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d40c4 |
20 |
Контрольная работа №1 по теме «Вещества и химические реакции» |
1 |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4290 |
21 |
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d448e |
22 |
Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горение). Понятие об оксидах |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4614 |
23 |
Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Применение кислорода |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d497a |
24 |
Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4790 |
25 |
Топливо (нефть, уголь и метан). Загрязнение воздуха, способы его предотвращения |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a |
26 |
Практическая работа № 3 по теме «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств» |
1 |
|
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2 |
27 |
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение в природе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0 |
28 |
Физические и химические свойства водорода. Применение водорода |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0 |
29 |
Понятие о кислотах и солях |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d50d2 |
30 |
Способы получения водорода в лаборатории |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0 |
31 |
Практическая работа № 4 по теме «Получение и собирание водорода, изучение его свойств» |
1 |
|
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d4f42 |
32 |
Молярный объём газов. Закон Авогадро |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d542e |
33 |
Вычисления объёма, количества вещества газа по его известному количеству вещества или объёму |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d55a0 |
34 |
Вычисления объёмов газов по уравнению реакции на основе закона объёмных отношений газов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5708 |
35 |
Физические и химические свойства воды |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d587a |
36 |
Состав оснований. Понятие об индикаторах |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d59e2 |
37 |
Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Массовая доля вещества в растворе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5b40 |
38 |
Практическая работа № 5 по теме «Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества» |
1 |
|
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d5eba |
39 |
Контрольная работа №2 по теме «Кислород. Водород. Вода» |
1 |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d6342 |
40 |
Оксиды: состав, классификация, номенклатура |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d664e |
41 |
Получение и химические свойства кислотных, основных и амфотерных оксидов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d664e |
42 |
Основания: состав, классификация, номенклатура |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d67ca |
43 |
Получение и химические свойства оснований |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d67ca |
44 |
Кислоты: состав, классификация, номенклатура |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0dfee2 |
45 |
Получение и химические свойства кислот |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0dfee2 |
46 |
Соли (средние): номенклатура, способы получения, химические свойства |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9474 |
47 |
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» |
1 |
|
1 |
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9b7c |
48 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9a50 |
49 |
Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9cb2 |
50 |
Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" |
1 |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9e1a |
51 |
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9ffa |
52 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada52c |
53 |
Периоды, группы, подгруппы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada52c |
54 |
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada342 |
55 |
Строение электронных оболочек атомов элементов Периодической системы Д. И. Менделеева |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada6bc |
56 |
Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada824 |
57 |
Значение Периодического закона для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный, педагог и гражданин |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ada96e |
58 |
Электроотрицательность атомов химических элементов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adaab8 |
59 |
Ионная химическая связь |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adac34 |
60 |
Ковалентная полярная химическая связь |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adaab8 |
61 |
Ковалентная неполярная химическая связь |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adaab9 |
62 |
Степень окисления |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adae28 |
63 |
Окислительно-восстановительные реакции |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb076 |
64 |
Окислители и восстановители |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb076 |
65 |
Контрольная работа №4 по теме «Строение атома. Химическая связь» |
1 |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb486 |
66 |
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00adb33c |
67 |
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00ad9cb2 |
68 |
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0d61c6 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
6 |
|
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ к учебному курсу химии 8 класс
Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия» Вариант 1.
1.Запишите произношение названий формул и формулы по названию веществ: 3AlCl3, Cu(OH)2, LiF, 2FeO, магний-эс, цэ-о-два, аргентум-фтор, силициум-о-два
2. Определить валентности элементов по формуле вещества: а)Na2O ; б)BaCl2 ; в)NO ; г)CH4
3.Составить формулы сложных веществ, состоящих из следующих химических элементов: а)кальция и хлора (I); б)фосфора (III) и водорода; в)водорода и кислорода; г) серебра и кислорода
4.Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) Al + S = Al2S3 б) Zn + HCl = ZnCl2 + H2 в) Au2O3 = Au + O2 г) P2O5 + H2O = H3PO4
5. Вычислите массовые доли элементов в веществе CuO.
6.Рассчитайте молекулярную массу веществ: Al(OH)3, CaS
Вариант 2.
1.Запишите произношение названий формул и формулы по названию веществ: 2MgF2, KOH, Na2S, 5Br2, кальций-три-эн-два, эс-о-два, феррум-хлор-три, аш-два-о
2. Определить валентности элементов по формуле вещества: а) CO2; б) Сu2O; в) K3N; г) AlBr3
3. Составить формулы сложных веществ, состоящих из следующих химических элементов: а)кислорода и натрия; б)магния и водорода; в) меди (II) и кислорода; г)азота (I) и кислорода
4. Расставить коэффициенты в уравнениях. Подчеркнуть формулы сложных веществ. Определить типы химических реакций:
а) CuCl2 + Zn = ZnCl2 + Cu б) H2 + Br2 = HBr в) Na2O + H2O = NaOH г) CH4 = C + H2
5. Вычислите массовые доли элементов в веществе Ag2O.
6.Рассчитайте молекулярную массу веществ: Fe(OH)3, K2CO3
Контрольная работа №2. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы"
1-я часть ВАРИАНТ 1.
1. Самый распространённый химический элемент в земной коре: а) водород, б) кислород, в) сера, г) железо
2. Кислород и водород можно получить, разложив вещество: а) воду, б) соль, в) кислоту, г) марганцовку
3. В промышленности кислород можно получить из: а) воды, б) воздуха, в) марганцовки, г) соли,
4. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород это: а) оксиды, б) соли, в) кислоты, г) основания
5. В медицине, а так же, для сварки и резке металлов применяют: а) водород, б) кремний, в) алюминий, г) кислород
6. В состав воздуха не входит: а) водород, б) кислород, в) углекислый газ, г) аргон
7. К твёрдому топливу относится: а) нефть, б)торф, в) метан, г) мазут
8. При реакции активных металлов с водой кроме гидроксидов выделяется: а)водород, б)кислород, в)метан, г)нефть
9. Самый лёгкий газ: а) сернистый, б) кислород, в) углекислый, г) водород
10. Если зажечь водород, то получится: а)воздух, б)метан, в) вода, г) углекислый газ
11. Однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворённого вещества: а) взвеси, б) растворы, в)суспензии, г) эмульсии
2-я часть 1.Вставьте пропущенное слово:
А) Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называются …
Б) Смеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости, называют ……
В) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют ……
2.Составьте и найдите коэффициенты для уравнений химических реакций:
а) горения кальция, б) горения лития, в) взаимодействия водорода и хлора, г) взаимодействия водорода и CuO
3.Рассчитайте, какую массу воды необходимо взять для приготовления раствора с массовой долей вещества 20%, если нужно растворить 100г соли.
1-я часть ВАРИАНТ 2.
1. Самый распространенный химический элемент во Вселенной: а) водород, б) кислород, в) сера, г) железо
2. При прокаливании оксида ртути кроме ртути получается ещё: а) кислород, б) водород, в) аргон г) неон
3. Вещества, ускоряющие химические реакции это: а) растворы, б) смеси, в) воздух, г) катализаторы
4. Что имеет кислород как вещество: а) вкус, б) объём, в) цвет, г) запах
5. В воздухе кислорода по объёму: а) 78% б) 2% в) 21% г) 23%
6. Для горения вещества необходим доступ: а) водорода, б) кислорода, в) алюминия, г) кремния
7. К жидкому топливу относится: а)торф б) метан в) нефть г) уголь
8. Водород можно получить при реакции металлов с: а) кислотой б) солью в) оксидами г) ртутью
9. Восстановительные свойства водород проявляет в реакциях с: а)оксидами металлов, б)водой, в)ртутью, г)медью
10. Смеси, в которых мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называют: а) взвеси, б) растворы, в) суспензии, г) эмульсии
11. Метод определения состава вещества путём их разложения на более простые называют:
а) анализом, б) синтезом, в) фильтрацией, г) дистилляцией
2-я часть 1.Вставьте пропущенное слово:
А) Сложные вещества, которые состоят из двух элементов, один из которых кислород, называются ……..
Б) Однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворённого вещества, между которыми происходит физическое и химическое взаимодействие, называются …….
В) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре ещё может растворяться, называют …..
2.Составьте и найдите коэффициенты для уравнений химических реакций:
а) горения алюминия, б) горения углерода, в) взаимодействия водорода и серы, г) разложения воды
3.Вычислите массу воды, в которой нужно растворить 25г сахара, чтобы получить раствор с массовой долей растворённого вещества 10%.
Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических веществ» Вариант 1
1.Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия: К2О, Аl(OH)3 , HNO3 , HCl, BaO, BaSO4 , AlPO4 , CO2 , H3PО4 , Fe(OH)2 , Ag Cl, NaNO3, Al2O3
2. Дана схема превращений. Составьте уравнения реакций. Cu ® CuO ® CuCl2 → Cu(OH)2
Укажите тип реакций.
3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: HCl, CaO, CO2, H2O, Mg,Ba(OH)2. Напишите уравнения осуществимых реакций.
4. Напишите формулы следующих солей: сульфата калия, нитрата бария, карбоната натрия, фосфата кальция, сульфата цинка, сульфида железа (II), хлорида меди (II), силиката калия, сульфита натрия, бромида алюминия, иодида калия, гидрокарбоната магния, дигидрофосфата калия.
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия: Вариант № 2
H2S, Al(NO3)3, H2СО3, Ca(OH)2 , Fe(OH)3 , NaCl, Fe2O3, H2SiO3, CO, CaCO3 , H2O, Mg(OH)2 , P2O5
2. Дана схема превращений. Составьте уравнения реакций. Ba ® BaO → Ba(OH)2 ® BaCl2
Укажите тип реакций.
3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: Mg(OH)2, H2O, Fe, Ba(NO3)2
Напишите уравнения осуществимых реакций.
4. Напишите формулы следующих соединений: хлорида бария, оксида меди (II), гидрофосфата натрия, оксида свинца (II), сульфата цинка, кремневой кислоты, нитрата серебра, карбоната магния, нитрита бария, гидрокарбоната бария, сульфида железа (III), оксида алюминия, фосфорной кислоты.
Вариант № 3
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия:
N2O5, H2SO3, CuOH, Ca(OH)2, SO3, H3PO4 , Mg(NO3)2 NaOH, Na3PO4, FeCl3, Na2O, H2SO4, H2S
2. Дана схема превращений. Составьте уравнения реакций. Zn ® ZnO → ZnCl2 ®Zn(OH)2
Укажите тип реакций.
3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать азотная кислота: NaOH, CO2, CaO, Na2СO3, H2O. Напишите уравнения осуществимых реакций.
4. Напишите формулы следующих веществ: сульфата меди, силиката натрия, гидроксида кальция, оксида алюминия, нитрата свинца (II), хлорида алюминия, гидрокарбоната бария, иодида калия, нитрита железа (III), фосфата лития, азотной кислоты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 8 класс/ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А. Практикум по аналитической химии: Учеб. пособие для вузов .-М .: Химия, 2000 . — 328 с .
2.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР . 1974 . Пер . с нем .- Л .: Химия, 1979. — 392 с .
3.Дерпгольц В.Ф. Мир воды. — Л .: Недра, 1979.-254 с .
4.Жилин Д.М . Общая химия . Практикум L-микро . Руководство для студентов . — М .: МГИУ, 2006 . — 322с .
5.Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П. И. Дорофеев М.В., Жилин Д.М ., Зимина А .И., Оржековский П.А.- М .: БИНОМ . Лаборатория знаний, 2014 . — 229 с .
6. Кристаллы. Кристаллогидраты: Методические указания к лабораторным работам. Мифтахова Н. Ш., Петрова Т.Н., Рахматуллина И. Ф. — Казань: Казан. гос. технол . ун-т ., 2006 . — 24 с .
7. Леенсон И .А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефера- тов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М .: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002 . — 347 с .
8.Леенсон И . А . Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость . — М .: ООО «Издательство Астрель, 2002 . — 192 с .
9.Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. — М .: Химия, 1971 . — С . 71―89.10. Назарова Т.С., Грабецкий А .А ., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе . — М .: Просвещение, 1987 . —240 с .
10.Неорганическая химия: В 3 т./Под ред. Ю . Д . Третьякова . Т . 1: Физико-химические основы неорганической химии: Учебник для студ. высш . учеб . заведений/М . Е . Тамм, Ю . Д . Третьяков . — М .: Издательский центр «Академия», 2004 . —240 с .
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 . Сайт МГУ . Программа курса химии для учащихся 8—9 классов общеобразовательной школы .
http://www.chem .msu .su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog .
2. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественнонаучной грамотности .
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
3. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов .http://school-collection .edu.ru/catalog .
4. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов .
http://fcior.edu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.