Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов информатики и ИКТ с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, календарно-тематическое планирование курса.
Основные цели изучения курса информатики и ИКТ в 11 классе:
Изучение информатики и информационных технологий в 11 классе направлено на достижение
следующих целей:
• Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;
• Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Специфика преподавания информатики заключается в формировании у обучающихся различных уровней овладения работы со средствами новых информационных технологий на основе персонального компьютера.
Задачи преподавания информатики:
• Изучение возможности компьютера.
• Использование изучаемых программных продуктов для решения реальных задач из жизни. Для решения этой задачи научить обучающихся обозначать проблемы, вычленять главное и подбирать тот или иной инструмент, который необходим для решения данной задачи. Это великолепно реализуются с помощью проектной деятельности учащихся
• познакомить учащихся с понятиями система, информация, модель, алгоритм и их ролью в формировании современной информационной картины мира;
• познакомить учащихся с принципами формализации, структурирования информации и выработать умение строить информационные модели изучаемых объектов и систем; развивать алгоритмический и логический стили мышления;
• сформировать умение организовать поиск информации, необходимый для решения поставленной задачи;
• сформировать умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
• сформировать навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач и для будущей профессиональной деятельности;
• сформировать потребность в использовании средств ИВТ, т.е. выработать привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и техническими навыками взаимодействия с компьютером
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10 – 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Обоснование выбора авторской программы.
Целесообразность выбора данной учебной программы заключается в преемственности обучения информатике при переходе на старшую ступень. Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне средней школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения.
Информация о внесённых изменениях.
Изменений в основном содержании в сравнении с авторской программой практически нет.
Определение места и роли учебного курса.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра для решения значимых для школьников задач. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Информация о количестве учебных часов.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ в 11 классе (базовый уровень) отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Для изучения курса используется классно-урочная система. Основной формой проведения занятий является урок. Уроки проводятся в следующих формах: урок-лекция, комбинированный урок с элементами практической и самостоятельной работы, уроки с элементами творческого задания, урок изучения нового материала на основе сообщений учащихся, уроки с использованием ИКТ, урок с элементами дискуссии.
Виды и формы контроля
Вид контроля |
Форма контроля |
текущий |
индивидуальный опрос фронтальный опрос практическая работа самостоятельная работа тестовые задания |
итоговый |
контрольная работа практическая работа тестовые задания |
самоконтроль |
|
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне в 11 классе ученик должен:
знать/ понимать:
• назначение и функции операционных систем;
• какая информация требует защиты;
• виды угроз для числовой информации;
• физические способы и программные средства защиты информации;
• что такое криптография;
• что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
• назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
• использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
• что такое системный подход в науке и практике;
• роль информационных процессов в системах;
• определение модели;
• что такое информационная модель;
• этапы информационного моделирования на компьютере;
• назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
• что такое база данных (БД);
• какие модели данных используются в БД;
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных;
• этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
• в чем состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
• основные законодательные акты в информационной сфере;
• суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. уметь:
• соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
• подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
• соединять устройства ПК;
• производить основные настройки БИОС;
• работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
• иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
• ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
• строить табличные модели по вербальному описанию системы.
• распознавать информационные процессы в различных системах;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
• просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
• осуществлять поиск информации в базах данных.
• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Информация об используемых учебниках.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (12 ч)
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №1 «Виртуальные компьютерные музеи», №2 «Сведения об архитектуре компьютера», №3 «Сведения о логических разделах дисков», №4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе», №5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux», №6 «Установка пакетов в операционной системе Linux», №7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи», №8 «Защита от компьютерных вирусов». №9 «Защита от сетевых червей», №10 «Защита от троянских программ», №11 «Защита от хакерских атак».
Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов».
Тема 2. Моделирование и формализация (8 ч)
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №12 «Исследование физических моделей», №13 «Исследование астрономических моделей», №14 «Исследование алгебраических моделей», №15 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)», №16 «Исследование геометрических моделей (стереометрия)», №17 «Исследование химических моделей», №18 «Исследование биологических моделей».
Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация».
Тема 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (12 ч)
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных. Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №19 «Создание табличной базы данных», №20 «Создание Формы в табличной базе данных», №21 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов», №22 «Сортировка записей в табличной базе данных», №23 «Создание Отчета в табличной базе данных», №24 «Создание генеалогического древа семьи». Контрольная работа №3 «База данных».
Тема 4. Информационное общество (2 ч)
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
в том числе |
|
лабораторных работ |
практических работ |
экскурсий |
||
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Моделирование и формализация
Базы данных. Системы |
12 ч.
8 ч.
12 ч. |
|
11
7
6 |
|
управления базами данных. (СУБД)
Информационное общество
|
2 ч.
|
|
|
|
Литература и средства обучения.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:
Аппаратные средства:
Компьютер, проектор, принтер, сканер, модем
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства:
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.