Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Информатика» для 11 класса составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» № 276-ФЗ от 29.12.2012г.; требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413; авторской программы К.Ю. Полякова и Е.А..
Согласно действующему в гимназии учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 11 классе обучение в объеме по 1 часу в неделю.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- программу: К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный уровень. — М.: Бином, 2014.
- учебник: К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2014.
- задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 .
- тесты: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm.
- книги для учителя: Бородин М.Н. Информатика. УМК для старшей школы: 10–11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Цели и задачи курса. Основными целями предлагаемого курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса являются:
· развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
· изучение фундаментальных основ современной информатики;
· формирование навыков алгоритмического мышления;
· формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
· приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
В современных условиях программа школьного курса информатики должна удовлетворять следующим основным требованиям:
· обеспечивать знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной техники на доступном уровне;
· иметь практическую направленность с ориентацией на реальные потребности ученика;
· допускать возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллектуального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в 7-10 классах. Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно- измерительные материалы ЕГЭ.
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
• Основы информатики
• Алгоритмы и программирование
• Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий– переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6)сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моде- лей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью ком- пьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия моде- ли и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости фор-
мального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций програм- мирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компью- терных программ по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня , представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программиро- вания, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыка- ми формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
I. Основы информатики
· Техника безопасности. Организация рабочего места
· Информация и информационные процессы
· Передача информации.
· Помехоустойчивые коды.
· Информация и управление. Системный подход.
· Информационное общество.
II. Алгоритмы и программирование
· Алгоритмизация и программирование
· Решение вычислительных задач
· Элементы теории алгоритмов
III. Информационно-коммуникационные технологии
· Моделирование
· Базы данных
· Создание веб-сайтов
· Графика и анимация
Обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
Требования к подготовке оБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА
в области информатики
1. Техника безопасности. Организация рабочего места
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабине информатики.
Учащиеся должны знать:
- опасности для здоровья при работе на компьютере;
- правила техники безопасности;
- правила поведения в кабинете информатики.
2. Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача информации. Помехоустойчивые коды. Сжатие информации без потерь.
Алгоритм Хаффмана. Сжатие информации с потерями.
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество.
Учащиеся должны знать:
- алфавитный и вероятностный подходы к оценке количества информации;
- принципы помехоустойчивого кодирования;
- принципы сжатия информации;
- понятие «префиксный код», условие Фано;
- принципы и область применимости сжатия с потерями;
- понятия «обратная связь», «система»;
- кибернетический подход к исследованию систем;
- понятия «информационные технологии», «информационная культура»;
- основные черты информационного общества.
Учащиеся должны уметь:
- вычислять вероятность события и соответствующее количество информации;
- оценивать время, необходимое для передачи информации по каналу связи;
- использовать помехоустойчивые коды.
3. Моделирование
Модели и моделирование. Системный подход в моделировании. Использование графов. Этапы моделирования. Моделирование движения. Дискретизация.
Математические модели в биологии. Модель «хищник-жертва».
Обратная связь. Саморегуляция. Системы массового обслуживания.
Учащиеся должны знать:
- понятия «модель», «оригинал», «моделирование», «адекватность модели»;
- виды моделей и области их применимости;
- понятия «диаграмма», «сетевая модель»;
- этапы моделирования;
- особенности компьютерных моделей;
- понятие «саморегуляция»;
- особенности моделирования систем массового обслуживания.
Учащиеся должны уметь:
- использовать модели различных типов: таблицы, диаграммы, графы;
- использовать готовые модели физических явлений;
- выполнять дискретизацию математических моделей;
- исследовать модели с помощью электронных таблиц и собственных программ.
4. Базы данных
Информационные системы. Таблицы. Иерархические и сетевые модели.
Реляционные базы данных. Запросы. Формы. Отчеты.
Нереляционные базы данных. Экспертные системы.
Учащиеся должны знать:
- понятия «информационная система», «база данных», СУБД, «транзакция»;
- понятия «ключ», «поле», «запись», «индекс»;
- различные модели данных и их представление в табличном виде;
- принципы построения реляционных баз данных;
- типы связей между таблицами в реляционных базах данных;
- основные принципы нормализации баз данных;
- принципы построения и использования нереляционных баз данных;
- принципы работы экспертных систем.
Учащиеся должны уметь:
- представлять данные в табличном виде;
- разрабатывать и реализовывать простые реляционные базы данных;
- выполнять простую нормализацию баз данных;
- строить запросы, формы и отчеты в одной из СУБД;
5. Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Текстовые страницы. Списки. Гиперссылки.
Содержание и оформление. Стили. Рисунки на веб-страницах.
Мультимедиа. Таблицы. Блочная верстка. XML и XHTML.
Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
Учащиеся должны знать:
- понятия «гипертекст», «гипермедиа», «веб-сервер», «браузер», «скрипт»;
- принцип разделения содержания (контента) и оформления сайта;
- основные тэги языка HTML;
- принципы построения XML-документов;
- понятия «динамический HTML», DOM.
Учащиеся должны уметь:
- строить веб-страницы, содержащие гиперссылки, списки, таблицы, рисунки;
- изменять оформление веб-страниц с помощью стилевых файлов;
- выполнять простую блочную верстку;
6. Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители. Алгоритмически неразрешимые задачи. Сложность вычислений. Доказательство правильности программ.
Учащиеся должны знать:
- понятия «алгоритм», «универсальный исполнитель»;
- понятие «алгоритмически неразрешимая задача»;
- понятие «сложность алгоритма»;
- принципы доказательства правильности программ.
Учащиеся должны уметь:
- составлять простые программы для одного из универсальных исполнителей;
- оценивать вычислительную сложность изученных алгоритмов;
- доказывать правильность простых программ.
7. Алгоритмизация и программирование
Решето Эратосфена. Длинные числа.
Деревья. Вычисление арифметических выражений.
Графы. Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала).
Поиск кратчайших путей в графе.
Учащиеся должны знать:
- алгоритм поиска простых чисел с помощью «решета Эратосфена»;
- принципы хранения и выполнения операций с «длинными» числами;
- понятие «дерево» и области применения этой структуры данных;
- понятия «граф», «узел», «ребро»;
- простые алгоритмы на графах;
- принцип динамического программирования.
Учащиеся должны уметь:
- использовать решето Эратосфена;
- программировать простые операции с «длинными» числами;
- использовать различные структуры, грамотно выбирать структуру для конкретной задачи.
11 класс
№ п/п |
Раздел, Тема |
Планируемые результаты |
|||||
Характеристика основных видов деятельности (Предметный результат) |
УУД |
||||||
Метапредметные |
|
||||||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Личностные |
||||
Основы информатики (6 ч) |
|||||||
1 |
Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. |
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований ТБ, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира Владение компьютерными средствами представления и анализа данных
|
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ТБ, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
|
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении различных проблем
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении различных проблем |
|
2 |
Информация. Количество информации. Передача данных |
||||||
3 |
Помехоустойчивые коды |
||||||
4 |
Сжатие данных без потерь |
||||||
5 |
Практическая работа: использование архиватора |
||||||
6 |
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество |
||||||
Моделирование (9 ч) |
|||||||
7 |
Модели и моделирование |
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
Владение знанием основных конструкций программирования.. |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач Готовность и способ-ность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоя-тельному поиску методов решения прак-тических задач, при-менению различных методов познания
|
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества
|
|
8 |
Использование графов |
||||||
9 |
Игровые модели |
||||||
10 |
Этапы моделирования
|
||||||
11 |
Модели ограниченного и неограниченного роста |
||||||
12 |
Моделирование эпидемии |
||||||
13 |
Обратная связь. Саморегуляция |
||||||
14 |
Информационные системы |
Сформированность представлений об устройстве ПК, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений |
|||||
15 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование». |
Знать/понимать: - основные понятия темы «Моделирование» |
|||||
База данных (9ч) |
|||||||
16 |
Таблицы. Основные понятия. Реляционные базы данных |
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач Готовность и способ-ность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоя-тельному поиску методов решения прак-тических задач, при-менению различных методов познания
|
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
|
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества
|
|
17 |
Практическая работа: операции с таблицей |
||||||
18 |
Практическая работа: создание таблицы |
||||||
19 |
Запросы |
||||||
20 |
Формы |
||||||
21 |
Отчеты |
||||||
22 |
Многотабличные базы данных |
||||||
23 |
Запросы к многотабличным базам данных |
||||||
|
|||||||
24 |
Веб-сайты и веб-страницы |
сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. сформированность представлений об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач Готовность и способ-ность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоя-тельному поиску методов решения прак-тических задач, при-менению различных методов познания
|
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
|
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества
|
|
25 |
Текстовые страницы |
||||||
26 |
Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы |
||||||
27 |
Списки |
||||||
28 |
Гиперссылки |
||||||
29 |
Содержание и оформление. Стили |
||||||
30 |
Практическая работа: использование CSS |
||||||
31 |
Рисунки на веб-страницах |
||||||
32 |
Таблицы |
||||||
33 |
Практическая работа: использование таблиц |
||||||
34-35 |
Обобщение и систематизация курса информатики. Подготовка к ЕГЭ |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.