Рабочая программа по информатике

  • doc
  • 13.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОДП.02 МТ Информатика(1).doc

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.   ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ       

 

7

3.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ       

 

14

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ

ОДП.02 «Информатика»

 

1.1.   Области применения рабочей программы.

Рабочая  программа  учебной дисциплины    «Информатика»  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  СПО 35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».

 

  1.2. Место   дисциплины    в    структуре    программы     подготовки квалифицированных   рабочих,  служащих:  учебная  дисциплина входит  общеобразовательный цикл.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

Содержания  программы   «Информатика»  направлена  на  достижение   следующих целей:

       формирование у обучающихся представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

  развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

      приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;

   владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно­коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

 

личностных:

     чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

     осознание своего места в информационном обществе;

     готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием информационно­коммуникационных технологий;

     умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

      умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

      умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

      умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

      готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно - коммуникационных компетенций;

метапредметных:

      умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

      использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебно­исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

      использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

      использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

      анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

      умение использовать средства информационно - коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

      публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

      сформированность представлений о роли информации и инфорамционных процессов в окружающем мире;

      владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы;

      использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

      владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

      владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

      сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

      сформированность представлений о компьютерно­математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

      владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

      сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

      понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

      применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов.

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

  Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

  в том числе:

 

   практические занятия

98

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачёта  в 1,2 семестре

 





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ОДП.02 «Информатика»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

 

1 курс 1 семестр

48

 

Введение

Содержание учебного материала

2

 

1

Роль информационной деятельности в современном обществе

2

1

Раздел 1. Информационная деятельность человека

22

 

Тема 1.1.  Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

10

 

1

Основные этапы развития информационного общества

2

1

2

Практическая  работа № 1  

Информационные ресурсы общества

2

2

3

Практическая  работа № 2  

Образовательные информационные ресурсы

2

2

4

Практическая  работа № 3  

Работа с программным обеспечением

2

2

5

Практическая  работа № 4

Инсталляция программного обеспечения

2

2

Тема 1.2.

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использо-

ванием технических средств и информационных ресурсов

Содержание учебного материала

12

 

1

Виды профессиональной информационной деятельности человека

2

1

2

Практическая  работа № 5

Правовые нормы информационной деятельности

2

2

3

Практическая  работа № 6

Стоимостные характеристики информационной деятельности

2

2

4

Практическая  работа № 7

Лицензионное программное обеспечение

2

2

5

Практическая  работа № 8

Открытые лицензии

2

2

6

Практическая  работа № 9

Портал государственных услуг

2

2

Раздел 2. Информация и информационные процессы

40

 

Тема 2.1.

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты

различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления инфор-

мации. Представление информации в двоичной системе счисления

Содержание учебного материала

10

 

1

Подходы к понятию и измерению информации

2

1

2

Практическая  работа № 10

Представление информации в двоичной системе счисления

2

1

3

Практическая  работа № 11

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой инфор-

мации и видеоинформации

2

2

4

Практическая  работа № 12

Представление информации в различных системах счисления

2

2

5

Практическая  работа № 13

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

2

2

Тема 2.2.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров

Содержание учебного материала

12

 

1

Принципы обработки информации при помощи компьютера

2

1

2

Практическая  работа № 14

Программный принцип работы компьютера

2

2

3

Практическая  работа № 15

Примеры компьютерных моделей различных процессов

2

2

4

Практическая  работа № 16

Принципы обработки информации компьютером

2

2

5

Практическая  работа № 17

Передача информации между компьютерами

2

2

6

Практическая  работа № 18

Программный принцип работы компьютера

2

2

Дифференцированный зачет

2

2

Всего за 1 семестр

48

 

1 курс 2 семестр

72

 

Тема 2.3.

Хранение информационных объектов различных видов на разных цифро-

вых носителях

Содержание учебного материала

16

 

1

Определение объемов различных носителей информации

2

1

2

Архив  информации

2

1

3

Практическая  работа № 19

Создание архива данных

2

2

4

Практическая  работа № 20

Извлечение данных из архива

2

2

5

Практическая  работа № 21

Файл как единица хранения информации на компьютере

2

2

6

Практическая работа № 22

Атрибуты файла и его объем

2

2

7

Практическая работа № 23

Учет объемов файлов при их хранении, передаче

2

2

8

Практическая работа № 24

Запись информации на компакт-диски различных видов

2

2

Раздел 3.  Средства информационных и коммуникационных технологий

24

 

Тема 3.1.

Архитектура компьютеров

Содержание учебного материала

14

 

1

Основные характеристики компьютеров

2

1

2

Многообразие компьютеров

2

1

3

Практическая работа № 25

Операционная система

2

2

4

Практическая работа № 26

Графический интерфейс пользователя

2

2

5

Практическая работа № 27

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру

2

2

6

Практическая работа № 28

Программное обеспечение внешних устройств

2

2

7

Практическая работа № 29

Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка

2

2

Тема 3.2.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользова-

телей в локальных компьютерных сетях

 

 

 

Содержание учебного материала

6

 

1

Объединение компьютеров в локальную сеть

2

2

2

Практическая работа № 30

Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной

сети

2

2

3

Практическая работа № 31

Защита информации, антивирусная защита

2

2

 

Тема 3.3.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

 

 

Содержание учебного материала

4

2

1

Практическая работа № 32

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту

2

2

2

Практическая работа № 33

Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места

2

2

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

34

 

Тема 4.1.

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных

процессов

Содержание учебного материала

12

 

1

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста

2

1

2

Практическая работа № 34

Использование систем проверки орфографии и грамматики

2

2

3

Практическая работа № 35

Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов

2

2

4

Практическая работа № 36

Программы-переводчики

2

2

5

Практическая работа № 37

Возможности систем распознавания текстов

2

2

6

Практическая работа № 38

Гипертекстовое представление информации

2

2

Тема 4.2.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обра-

ботка числовых данных

Содержание учебного материала

14

 

1

Практическая работа № 39

Использование различных возможностей (электронных) таблиц

2

1

2

Практическая работа № 40

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных

2

2

3

Практическая работа № 41

Структура  данных и система запросов

2

2

4

Практическая работа № 42

Формирование запросов

2

2

5

Практическая работа № 43

Работа с ячейками электронной таблицы

2

2

6

Практическая работа № 44

Расчётные формулы

2

2

7

Практическая работа № 45

 Работа с формулами и функциями

2

2

Тема 4.3.

Технология разработки мультимедийных проектов

Содержание учебного материала

8

 

1

Практическая работа № 46

Представление о мультимедийных средах

2

2

2

Практическая работа № 47

Создание презентации. Общие операции со слайдами

2

2

Дифференцированный зачет

2

 

                                                                                                               Всего за 2 семестр

72

 

Итого за 1 курс

120

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя;

- столы и стулья для студентов;

- доска.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры. IBM Celeron (ученические);

- персональный компьютер. IBM Pentium (D) (преподавателя);

- принтер;

- сканер;

- акустическая система;

- модем;

- сетевая плата;

- источник бесперебойного питания;

- фильтр сетевой;

- локальная вычислительная сеть;

- программное обеспечение: MS Office 2010, Windows 2007;

- обучающие программы на электронных носителях;

- учебный материал в электронном виде.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий

Основные источники:

1. Салгараева Г.И. и др.  Информатика: Учебник для 11 кл. естеств.-математ. направления общеобразоват. шк./ Г.И. Салгараева, Ж.Б. Базаева, А.С. Маханова – Нур-Султан: Издательство «Арман-ПВ», 2020. – 272 стр.

 

Дополнительные источники:

1.     Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 352 с.

2.     Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 240 с.

3.     Малясова С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 304 с.

4.     Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 144 с.

5.     Свиридова М.Ю. Создание презентаций в  PowerPoint: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 224 с.

6.     Киселев С.Е. Операционные системы: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 64 с.

7.     Гейн А.Г. Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2003. – 255 с.: ил. – ISBN.

8.     А. Горячев, Ю. Шафрин. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 272с.

9.     Информатика: Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.– сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.

10.  Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.– сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2000. – 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

       Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

·      организовать рабочее место;

·      приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

·      представлять высказывания, используя логические операции;

·      объяснять принципы кодирования информации

·      записывать на языке программирования алгоритм решения простой задачи

·      работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

·      работать с носителями информации;

·      вводить и выводить данные;

·      использовать состав и назначение программного обеспечения компьютера

·      применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;

·      применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

·      применять электронные таблицы для обработки числовых данных;

·      строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере;

·      создавать простейшие базы данных;

·      осуществлять сортировку и поиск записей;

·      разрабатывать мультимедиа проекты;

·      осуществлять поиск информации в сети Интернет;

·      пользоваться службами Интернет (электронная почта, http, ftp.).

фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос;

практические занятия;

практические работы;

самостоятельные работы

Знания:

·      требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

·      способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

·      особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

·      основные единицы измерения количества информации;

·      общая функциональная схема компьютера;

·      назначение и основные характеристики устройств компьютера;

·      состав и назначение программного обеспечения компьютера;

·      основные возможности текстовых  редакторов;

·      основные возможности графических редакторов;

·      основные возможности электронных таблиц

·      свойства алгоритмов;

·      основные алгоритмические конструкции

·      типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;

·      назначение и возможности баз данных;

·      назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

·      основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями;

·      основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет.

фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос;

тестирование

 

 


Посмотрите также