СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
|
7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
14 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
ОДП.02 «Информатика»
1.1. Области применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: учебная дисциплина входит общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Содержания программы «Информатика» направлена на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
• формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
• формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
• развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
• приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
• владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
• осознание своего места в информационном обществе;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий;
• умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
• умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
• умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
• умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
• готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно - коммуникационных компетенций;
метапредметных:
• умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
• использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебноисследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
• использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
• использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
• анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
• умение использовать средства информационно - коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
• сформированность представлений о роли информации и инфорамционных процессов в окружающем мире;
• владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы;
• использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
• владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
• владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
• сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
• сформированность представлений о компьютерноматематических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
• владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
• сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
• понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
• применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
120 |
в том числе: |
|
практические занятия |
98 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта в 1,2 семестре
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.02 «Информатика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объём часов |
Уровень усвоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
|
1 курс 1 семестр |
48 |
|
||
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Роль информационной деятельности в современном обществе |
2 |
1 |
||
Раздел 1. Информационная деятельность человека |
22 |
|
|||
Тема 1.1. Информационная деятельность человека |
Содержание учебного материала |
10 |
|
||
1 |
Основные этапы развития информационного общества |
2 |
1 |
||
2 |
Практическая работа № 1 Информационные ресурсы общества |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа № 2 Образовательные информационные ресурсы |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 3 Работа с программным обеспечением |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 4 Инсталляция программного обеспечения |
2 |
2 |
||
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использо- ванием технических средств и информационных ресурсов |
Содержание учебного материала |
12 |
|
||
1 |
Виды профессиональной информационной деятельности человека |
2 |
1 |
||
2 |
Практическая работа № 5 Правовые нормы информационной деятельности |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа № 6 Стоимостные характеристики информационной деятельности |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 7 Лицензионное программное обеспечение |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 8 Открытые лицензии |
2 |
2 |
||
6 |
Практическая работа № 9 Портал государственных услуг |
2 |
2 |
||
Раздел 2. Информация и информационные процессы |
40 |
|
|||
Тема 2.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления инфор- мации. Представление информации в двоичной системе счисления |
Содержание учебного материала |
10 |
|
||
1 |
Подходы к понятию и измерению информации |
2 |
1 |
||
2 |
Практическая работа № 10 Представление информации в двоичной системе счисления |
2 |
1 |
||
3 |
Практическая работа № 11 Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой инфор- мации и видеоинформации |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 12 Представление информации в различных системах счисления |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 13 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации |
2 |
2 |
||
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров |
Содержание учебного материала |
12 |
|
||
1 |
Принципы обработки информации при помощи компьютера |
2 |
1 |
||
2 |
Практическая работа № 14 Программный принцип работы компьютера |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа № 15 Примеры компьютерных моделей различных процессов |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 16 Принципы обработки информации компьютером |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 17 Передача информации между компьютерами |
2 |
2 |
||
6 |
Практическая работа № 18 Программный принцип работы компьютера |
2 |
2 |
||
Дифференцированный зачет |
2 |
2 |
|||
Всего за 1 семестр |
48 |
|
|||
1 курс 2 семестр |
72 |
|
|||
Тема 2.3. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифро- вых носителях |
Содержание учебного материала |
16 |
|
||
1 |
Определение объемов различных носителей информации |
2 |
1 |
||
2 |
Архив информации |
2 |
1 |
||
3 |
Практическая работа № 19 Создание архива данных |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 20 Извлечение данных из архива |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 21 Файл как единица хранения информации на компьютере |
2 |
2 |
||
6 |
Практическая работа № 22 Атрибуты файла и его объем |
2 |
2 |
||
7 |
Практическая работа № 23 Учет объемов файлов при их хранении, передаче |
2 |
2 |
||
8 |
Практическая работа № 24 Запись информации на компакт-диски различных видов |
2 |
2 |
||
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий |
24 |
|
|||
Тема 3.1. Архитектура компьютеров |
Содержание учебного материала |
14 |
|
||
1 |
Основные характеристики компьютеров |
2 |
1 |
||
2 |
Многообразие компьютеров |
2 |
1 |
||
3 |
Практическая работа № 25 Операционная система |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 26 Графический интерфейс пользователя |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 27 Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру |
2 |
2 |
||
6 |
Практическая работа № 28 Программное обеспечение внешних устройств |
2 |
2 |
||
7 |
Практическая работа № 29 Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка |
2 |
2 |
||
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользова- телей в локальных компьютерных сетях
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
||
1 |
Объединение компьютеров в локальную сеть |
2 |
2 |
||
2 |
Практическая работа № 30 Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа № 31 Защита информации, антивирусная защита |
2 |
2 |
||
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 |
Практическая работа № 32 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту |
2 |
2 |
||
2 |
Практическая работа № 33 Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места |
2 |
2 |
||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
34 |
|
|||
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов |
Содержание учебного материала |
12 |
|
||
1 |
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста |
2 |
1 |
||
2 |
Практическая работа № 34 Использование систем проверки орфографии и грамматики |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа № 35 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 36 Программы-переводчики |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 37 Возможности систем распознавания текстов |
2 |
2 |
||
6 |
Практическая работа № 38 Гипертекстовое представление информации |
2 |
2 |
||
Тема 4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обра- ботка числовых данных |
Содержание учебного материала |
14 |
|
||
1 |
Практическая работа № 39 Использование различных возможностей (электронных) таблиц |
2 |
1 |
||
2 |
Практическая работа № 40 Представление об организации баз данных и системах управления базами данных |
2 |
2 |
||
3 |
Практическая работа № 41 Структура данных и система запросов |
2 |
2 |
||
4 |
Практическая работа № 42 Формирование запросов |
2 |
2 |
||
5 |
Практическая работа № 43 Работа с ячейками электронной таблицы |
2 |
2 |
||
6 |
Практическая работа № 44 Расчётные формулы |
2 |
2 |
||
7 |
Практическая работа № 45 Работа с формулами и функциями |
2 |
2 |
||
Тема 4.3. Технология разработки мультимедийных проектов |
Содержание учебного материала |
8 |
|
||
1 |
Практическая работа № 46 Представление о мультимедийных средах |
2 |
2 |
||
2 |
Практическая работа № 47 Создание презентации. Общие операции со слайдами |
2 |
2 |
||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|||
Всего за 2 семестр |
72 |
|
|||
Итого за 1 курс |
120 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- доска.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры. IBM Celeron (ученические);
- персональный компьютер. IBM Pentium (D) (преподавателя);
- принтер;
- сканер;
- акустическая система;
- модем;
- сетевая плата;
- источник бесперебойного питания;
- фильтр сетевой;
- локальная вычислительная сеть;
- программное обеспечение: MS Office 2010, Windows 2007;
- обучающие программы на электронных носителях;
- учебный материал в электронном виде.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
1. Салгараева Г.И. и др. Информатика: Учебник для 11 кл. естеств.-математ. направления общеобразоват. шк./ Г.И. Салгараева, Ж.Б. Базаева, А.С. Маханова – Нур-Султан: Издательство «Арман-ПВ», 2020. – 272 стр.
Дополнительные источники:
1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 352 с.
2. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 240 с.
3. Малясова С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 304 с.
4. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 144 с.
5. Свиридова М.Ю. Создание презентаций в PowerPoint: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 224 с.
6. Киселев С.Е. Операционные системы: учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2018. – 64 с.
7. Гейн А.Г. Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2003. – 255 с.: ил. – ISBN.
8. А. Горячев, Ю. Шафрин. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 272с.
9. Информатика: Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.– сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.
10. Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000/Авт.– сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2000. – 80 с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
· организовать рабочее место; · приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; · представлять высказывания, используя логические операции; · объяснять принципы кодирования информации · записывать на языке программирования алгоритм решения простой задачи · работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск); · работать с носителями информации; · вводить и выводить данные; · использовать состав и назначение программного обеспечения компьютера · применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов; · применять графический редактор для создания и редактирования изображений; · применять электронные таблицы для обработки числовых данных; · строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере; · создавать простейшие базы данных; · осуществлять сортировку и поиск записей; · разрабатывать мультимедиа проекты; · осуществлять поиск информации в сети Интернет; · пользоваться службами Интернет (электронная почта, http, ftp.). |
фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос; практические занятия; практические работы; самостоятельные работы |
Знания: |
|
· требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере; · способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике · особенности и преимущества двоичной формы представления информации; · основные единицы измерения количества информации; · общая функциональная схема компьютера; · назначение и основные характеристики устройств компьютера; · состав и назначение программного обеспечения компьютера; · основные возможности текстовых редакторов; · основные возможности графических редакторов; · основные возможности электронных таблиц · свойства алгоритмов; · основные алгоритмические конструкции · типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц; · назначение и возможности баз данных; · назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней; · основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями; · основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет. |
фронтальный и индивидуальный устный (письменный) опрос; тестирование
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.