Рабочая программа по информатике 5-7 классы

  • doc
  • 30.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22. Р.п. Информ. 5-7 кл..doc

МБОУ Калининская средняя  школа

 

 

«Обсуждено»

Руководитель ШМО

_______ Л.Л. Савина

Протокол № ___    

от «___»________2018 г.

 

«Согласовано»

Заместитель   директора школы  по  УВР  МБОУ Калининская средняя школа __________Е.А.Тучина

«___»________2018 г.

 

«Утверждено»

Директор МБОУ Калининская средняя школа

 _________ Кочетова Л. Д.

Приказ   №____ 

от «___»__________2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

педагога

Потаповой Ольги Евгеньевны

 

по учебному курсу «Информатика»

5-6, 7 классы

 

Базовый уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Калинин

2018 - 2019  учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-7 классах составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программы  Босовой Л.Л.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010., допущенной Министерством образования и науки РФ к изучению в общеобразовательных учреждениях в соответствии

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет информатика 5-7 класса входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета Информатика в среднем звене. На изучение курса в 5-7 классах отводится по 35 часов в каждом классе. Полный объём курса – 105 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.Основными личностнымирезультатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

·          наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

·          понимание роли информационных процессов в современном мире;

·          владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

·          ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

·          развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

·          способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

·          готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

·          способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

·          способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметнымирезультатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

·          владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

·          владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·          владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

·          владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·          владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·          владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

·          ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметныерезультаты изучения информатики в основной школе отражают:

·          формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

·          формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

·          развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

·          формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

·          формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание тем учебного предмета

5-6 класс

Раздел  1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел  2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Раздел  3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел  4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

7 класс

Раздел 1. Информация и информационные процессы

Свойства информации. Обработка информации. Информационные процессы. Хранение, передача, представление информации.

Всемирная паутина как информационное хранилище.

Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Файловая система.

Раздел 3. Обработка графической информации

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Раздел 4. Обработка текстовой информации

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).

Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов.

Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Раздел 5. Мультимедиа.

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуковая и видеоинформация.

Учебно-тематический план

5-6 классы

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

10

2

2

Компьютер

7

2

5

3

Подготовка текстов на компьютере

8

2

6

4

Компьютерная графика  

7

1

6

5

Создание мультимедийных объектов

8

1

7

6

Объекты и системы

8

6

2

7

Информационные модели

10

5

5

8

Алгоритмика

10

3

6

9

Резерв

1

0

1

Итого:

70

30

40

 

7 класс

№ п/п

Название темы

Общее количество часов

В том числе

теория

провер. работы

практика

1

Введение

1

1

 

 

2

Информация и информационные процессы

8

7

1

 

3

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

6

1

 

4

Обработка графической информации

5

3

1

1

5

Обработка текстовой информации

10

7

1

2

6

Мультимедиа

4

1

 

3

 

Итого

35

25

4

6

 

 

 

Учебно-методический комплекс:

1.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

3.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 5 класс»,2013 год

4.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Рабочая тетрадь по информатике.
5 класс»,2013 год

5.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 6 класс»,2013г

6.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Рабочая тетрадь по информатике.
6 класс»,2013 год

7.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 7 класс»,2013г

8.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Рабочая тетрадь по информатике.
7 класс»,2013 год

9.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

10.                        Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

11.                        Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

12.                        Материалы авторской мастерской Босовой       й Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование уроков информатики
5 класс

№ урока

Тема урока

Параграф учебника

Дата

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организации рабочего места. Информация вокруг нас.

§ 1

 

2.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

§ 2

 

3.

Ввод информации в память компьютера.
Вспоминаем клавиатуру.

§ 3
к/п 1

 

4.

Управление компьютером.
Вспоминаем приёмы управления компьютером.

§ 4
к/п 2

 

5.

Хранение информации. Создаём и сохраняем файлы.

§ 5, к/п 3

 

6.

Передача информации.

§ 6

 

7.

Электронная почта. Работаем с электронной почтой.

к/п 4

 

8.

В мире кодов. Способы кодирования информации.

§ 7

 

9.

Метод координат.

§ 7

 

10.

Текст как форма представления информации.
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

§ 8

 

11.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст.

§ 8
к/п 5

 

12.

Редактирование текста. Редактируем текст.

к/п 6

 

13.

Работаем с фрагментами текста.

к/п 7

 

14.

Форматирование текста. Форматируем текст.

к/п 8

 

15.

Структура таблицы. Создаём простые таблицы.

§ 9, к/п 9

 

16.

Табличное решение логических задач.

§ 9

 

17.

Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

§ 10

 

18.

Диаграммы. Строим диаграммы.

§ 10, к/п 10

 

19.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора.

§ 11
к/п 11

 

20.

Устройства ввода графической информации.
Работаем с графическими фрагментами.

§ 11
к/п 12

 

21.

Планируем работу в графическом редакторе.

к/п 13

 

22.

Разнообразие задач обработки информации.

§ 12

 

23.

Кодирование как изменение формы представления информации.

§ 12

 

24.

Систематизация информации. Создаём списки.

к/п 14

 

25.

Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет.

к/п 15

 

26.

Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

к/п 16

 

27.

Преобразование информации путём рассуждений.

§ 12

 

28.

Разработка плана действий и его запись.

§ 12

 

29.

Запись плана действий в табличной форме.

§ 12

 

30.

Создание движущихся изображений.

§ 12

 

31.

Создаём анимацию по собственному замыслу.

к/п 17

 

Итоговое повторение

32-34.

Создаём слайд-шоу (выполнение и защита итогового проекта).

к/п 18

 

35.

Итоговый урок.

 

 

 

Календарно – тематическое планирование уроков информатики
6 класс

№ урока

Тема урока

Параграф учебника

Дата

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организации рабочего места. Объекты окружающего мира.

§ 1

 

2

Компьютерные объекты.
Работаем с основными объектами операционной системы.

§ 2
к/п 1

 

3

Файлы и папки. Размер файла.
Работаем с объектами файловой системы.

§ 2
к/п 2

 

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами.

§ 3

 

5

Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов.

к/п 3

 

6

Отношение является разновидностью. Классификация объектов.

§ 4

 

7

Классификация компьютерных объектов.
Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов.

§ 4
к/п 4

 

8

Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы.

§ 5

 

9

Система и окружающая среда. Система как чёрный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора.

§ 5
к/п 5

 

10

Персональный компьютер как система.
Создаём компьютерные документы.

§ 6
к/п 6

 

11

Как мы познаём окружающий мир. Создаём компьютерные документы (продолжение).

§ 7
к/п 6 (пр.)

 

12

Понятия как форма мышления. Как образуются понятия. Конструируем и исследуем графические объекты.

§ 8
к/п 7

 

13

Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты (продолжение).

§ 8
к/п 7 (пр.)

 

14

Информационное моделирование как метод познания. Создаём графические модели.

§ 9
к/п 8

 

15

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Создаём словесные модели.

§ 10
к/п 9

 

16

Словесные информационные модели. Математические модели. Создаём многоуровневые списки.

§ 10
к/п 10

 

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Создаём табличные модели.

§ 11
к/п 11

 

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре.

§ 11
к/п 12

 

19

Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядные представления процессов изменения величин.
Создаём модели – графики и диаграммы.

§ 12

к/п 13

 

20

Наглядное представление о соотношении величин. Создаём модели – графики и диаграммы (продолжение).

§ 12
к/п 13 (пр.)

 

21

Многообразие схем.
Создаём модели – схемы, графы и деревья.

§ 13
к/п 14

 

22

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

§ 13

 

23

Что такое алгоритм.

§ 14

 

24

Исполнители вокруг нас.

§ 15

 

25

Формы записи алгоритмов.

§ 16

 

26

Линейные алгоритмы.
Создаём линейную презентацию Часы.

§ 17
к/п 15

 

27

Алгоритм с ветвлениями.
Создаём презентацию с гиперссылками Времена года.

§ 17
к/п 16

 

28

Алгоритмы с повторениями.
Создаём циклическую презентацию Скакалочка.

§ 17
к/п 17

 

29

Знакомство с исполнителем Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником.

§ 18

 

30

Чертёжник учится, или использование вспомогательных алгоритмов.

§ 18

 

31

Конструкция повторения.

§ 18

 

Итоговое повторение

32-34

Выполнение и защита итогового проекта.

к/п 18

 

35

Итоговый урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование уроков информатики
7 класс

№ ур.

Тема урока

Параграф учебника

Дата

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организации рабочего места.

Введение

 

Информация и информационные процессы

2

Информация и её свойства

§ 1.1.

 

3

Информационные процессы. Обработка информации

§1.2.1.-1.2.3.

 

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

§1.2.4.-1.2.5.

 

5

Всемирная паутина как информационное хранилище.

§1.3.

 

6

Представление информации.

§1.4.

 

7

Дискретная форма как форма представления информации.

§1.5.

 

8

Единицы измерения информации.

§1.6.

 

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Провер. работа.

Стр.51-55

 

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

10

Основные компоненты компьютера и их функции.

§2.1.

 

11

Персональный компьютер.

§2.2.

 

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

§2.3.

 

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

§2.3.3.-2.3.4

 

14

Файлы и файловые структуры.

§2.4.

 

15

Пользовательский интерфейс.

§2.5.

 

16

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа.

Стр.101-105

 

Обработка графической информации

17

Формирование изображения на экране компьютера.

§3.1.

 

18

Компьютерная графика.

§3.2.

 

19

Создание графических изображений.

§3.3.

 

20

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

Стр.140-142

 

 

21

Практическая работа.

Стр.133-139

 

Обработка текстовой информации

22

Текстовые документы и технологии их создания.

§4.1.

 

23

Создание текстовых документов на компьютере.

§4.2.

 

24

Прямое форматирование.

§4.3.1.-4.3.3

 

25

Стилевое форматирование.

§4.3.4.-4.3.6

 

26

Визуализация информации в текстовых документах.

§4.4.

 

27

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

§4.5.

 

28

Оценка количественных параметров текстовых документов.

§4.6.

 

30

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.

Стр.199-203

 

29

Практическая работа.

Стр.185-195

 

31

Практическая работа: подготовка реферата «История развития компьютерной техники»

Стр. 196-198

 

Мультимедиа

32

Технология мультимедиа.

§5.1.

 

33-35

Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации. Практическая работа

§5.2.(5.2.1)

стр. 214-217

 

 


Скачано с www.znanio.ru