Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего об-
разования.
Основные цели изучения курса информатики и ИКТ в 8 классе.
Изучение информатики и информационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Обоснование выбора авторской программы:
Учебный курс «Информатика и ИКТ» автора Угриновича Н.Д. содержит наиболее оптимальное сочетание теоретического и практического материала по предмету, курс полностью обеспечен программно-методической поддержкой, что позволяет без изменений реализовать его в достаточно сильно различающихся условиях современных школ.
Информация о внесённых изменениях.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Определение места и роли учебного курса.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра для решения значимых для школьников задач. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Информация о количестве учебных часов
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ в 8 классе отводится 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.
Формы организации образовательного процесса.
Для изучения курса используется классно-урочная система. Основной формой проведения занятий является урок. Уроки проводятся в следующих формах: урок-лекция, комбинированный урок с элементами практической и самостоятельной работы, уроки с элементами творческого задания, урок изучения нового материала на основе сообщений учащихся, уроки с использованием ИКТ, урок с элементами дискуссии.
Виды и формы контроля
Вид контроля |
Форма контроля |
текущий |
индивидуальный опрос фронтальный опрос практическая работа самостоятельная работа тестовые задания |
итоговый |
контрольная работа практическая работа тестовые задания |
самоконтроль |
|
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ.
знать/понимать
• виды информационных процессов;
• примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации;
• принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
• проверять свойства объектов;
• пользоваться персональным компьютером
• выполнять и строить простые алгоритмы
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
• предпринимать меры антивирусной безопасности
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
ü в базах данных, ü в компьютерных сетях,
ü в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
• создания личных коллекций информационных объектов;
• организации индивидуального информационного пространства, • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
• использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
• выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
• для оформления результатов учебной работы.
Информация об используемых учебниках.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программнометодического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИ-
НОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 ч.)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера», №2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Контрольная работа №1 по теме «Количество информации».
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (7 ч.)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы Защита информации.
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №3 «Определение разрешающей способности мыши», №4 «Форматирование дискеты», №5«Работа с файлами с использованием файлового менеджера», №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы», №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Тема 3. Коммуникационные технологии (17 ч.)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети», №9 «Подключение к Интернету», №10 «География» Интернета», №11 «Путешествие по Всемирной паутине», №12 «Работа с электронной Web-почтой», №13 «Загрузка файлов из Интернета», №14 «Поиск информации в Интернете», №15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
в том числе |
|
|
лабораторных работ |
практических работ |
экскурсий |
||
Информация и информационные процессы
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Коммуникационные технологии
Резерв |
9 ч.
7 ч.
17 ч.
2 ч. |
|
2
5
8 |
|
Литература и средства обучения.
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
2. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
3. Комплект цифровых образовательных ресурсов;
4. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
5. Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
• компьютер,
• проектор,
• принтер,
• модем,
• звуковые колонки или наушники,
• сканер, • фотоаппарат,
• микрофон.
Программные средства:
• операционная система Alt Linux;
• пакет офисных приложений OpenOffice;
• файловый менеджер;
• антивирусная программа;
• программа-архиватор;
• клавиатурный тренажер;
• интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
• простая система управления базами данных;
• простая геоинформационная система;
• система автоматизированного проектирования;
• виртуальные компьютерные лаборатории;
• программа-переводчик;
• система оптического распознавания текста;
• мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
• система программирования;
• почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
• браузер (входит в состав операционных систем или др.);
• программа интерактивного общения; простой редактор Wеб-страниц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.