Рабочая программа по информатике 9 класс

  • docx
  • 05.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала информатика 9.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Голухинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

 

ПРИНЯТО                    

Заседанием педагогического  совета

Протокол № 

от 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «Голухинская СОШ»

______________ Бельц О.В.

Приказ №            от

 

 

Рабочая программа  учебного предмета «Информатика» 9 класса по основной общеобразовательной  программе базового уровня 

 на 2019-2020 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:  М.А Майзингер ,

учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голуха 2019

 

 

 

1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по информатике для основной  общеобразовательной школы 8 составлена на основе:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от28.12.2018 №345  приказом Минобрнауки России от08мая  2019 года № 233.

3..Программы для основной школы: 7-9 классы –Угринович  Н.Д.,Самылкин Н.Н., Цветкова  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016».

4.Гигиенические требования к условиям обучения в  общеобразовательных учреждениях (Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).

5.Положение о рабочей программе МКОУ«Голухинская средняя общеобразовательная школа»

6.Учебный план образовательной организации МКОУ «Голухинская средняя общеобразовательная школа» Заринского района Алтайского края на 2019 – 2020учебный год

7. «Годовой календарный  график»

 2. Количество учебных часов в год/неделю, на которое рассчитано преподавание предмета:   33 часа в год (1 учебный час в неделю)

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основ-

ной школе должно обеспечить:

·        понимание роли информационных процессов в современном мире;

·        формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

·        развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

·        формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

·        развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических            конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из

языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической:

·        формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

·         формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основная задача курса — сформировать готовность современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.

Важно, что в учебниках параллельно рассматриваются операционная система Windows и свободно распространяемая операционная система Linux и их приложения.

Рабочая программа имеет отличия от авторской программы. Авторская программа рассчитана на 35 ч.,  Годовой календарный график для 9 класса на 2019-2020 у.г. предполагает 33 недели, т.е. 33ч. Сокращена за счет резервного времени

Виды контроля:

•        входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

•        промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает

интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

•        проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные

на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

•        итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:  проверочная работа; зачет по опросному листу; тест; практическая работа; лабораторная работа защита проекта.

Методы контроля: устные (опрос, взаимоопрос); письменные, комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады).

Формы представления образовательных результатов:

•        табель успеваемости по предмету в журнале;

•        устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов обученности по предметам;

•        портфолио;

•        результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая  и специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Тест оценивается следующим образом:

«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

«3» - 51-70%  правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-50%  правильных ответов на вопросы.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1.      Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

 Занятия с учащимися имеют различные формы и виды:

1.      Лабораторное занятие – форма учебной деятельности, в ходе которой организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

 При этом деятельность учителя сводится к организации процесса обучения и его консультирования. Обычно перед началом лабораторного занятия ученики получают карточки, где указаны все необходимые данные источника, а также даны познавательные задания с четким

обозначением учебных приемов и средств обучения; направленность обобщающего вывода. Задания могут быть на проверку понимания прочитанного (тест с выбором ответа, с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответ, календарь событий, хронологические задачи), задания на анализ учебного текста, на различие фактов и их авторского толкования (развернутый план, сравнительно-обобщающая таблица, логическая схема и т.д.), задания на аргументацию личных оценочных суждений.

2.      Практическое занятие – форма учебной деятельности, при которой на основе ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы.

3.Практикумы подразделяются на три вида:

 1) практическое занятие по развитию познавательных умений; 2) практическое занятие по решению познавательных задач; 3) практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности. Особый интерес представляют проблемные задания. В процессе их решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться на собственные знания, умения, догадку и интуицию.

4.Урок- игра

В основе реализации рабочей программы лежит системно-деятельностный подход.

Технологии, используемые в обучении: здоровьесберегающая, ИКТ, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, тестового контроля.

Формы организации образовательного процесса: урок, практикум, конференция, олимпиада, самостоятельная работа.

Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый(эвристический) исследовательский, программированный, метод проектов, наглядный. 

 

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8.Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (14часов)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая

структура «ветвление». Алгоритмическая структура «вы-

бор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические,

строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic.

Практические работы:

Практическая работа № 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 1.2«Проект “Переменные”».

Практическая работа № 1.3 «Проект “Калькулятор”».

Практическая работа № 1.4 «Проект “Строковый калькулятор”».

Практическая работа № 1.5 «Проект “Даты и время”».

Практическая работа № 1.6 «Проект “Сравнение кодов символов”».

Практическая работа № 1.7 «Проект “Отметка”».

Практическая работа № 1.8 «Проект “Коды символов”».

Практическая работа № 1.9 «Проект “Слово-перевертыш”».

Практическая работа № 1.10 «Проект “Графический редактор”».

Практическая работа № 1.11 «Проект “Системы координат”».

Практическая работа № 1.12 «Проект “Анимация”».

9.Моделирование и формализация (8 часов)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Практические работы:

Практическая работа № 2.1 «Проект “Бросание мячика в площадку”».

Практическая работа № 2.2 «Проект “ Графическое решение уравнения”».

Практическая работа № 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа № 2.4 «Проект “ Распознавание удобрений”».

Практическая работа № 2.5 «Проект “Модели систем управления”».

11.Логика и логические основы компьютера (4 часов)

Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел

Практические работы:

Практическая работа № 3.1. Таблицы истинности логических функций

Практическая работа 3.2 Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»

13.Информационное общество и информационная безопасность (3 часа)

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

 

 

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УМК Н,Д. УГРИНОВИЧА « ИНФОРМАТИКА» для 7-9 классов

 

 

Тема

                                         Количество часов / класс

Всего

7

8

9

1

Информация  и  информационные

процессы

3

1

2

-

2

Компьютер как  универсальное

устройство обработки

информации

7

7

-

-

3

Кодирование  текстовой и графи-

ческой информации

9

-

9

-

4

Обработка текстовой информации

9

9

-

-

5

Обработка графической

информации

8

8

-

-

6

Кодирование и обработка число-

вой информации

6

-

6

-

7

Кодирование и обработка звука,

цифровых фото и видео

4

-

4

-

8

Основы алгоритмизации и

объектно-ориентированного программирования

14

-

-

14

9

Моделирование и формализация

8

-

-

8

10

Хранение, поиск и сортировка

информации в базах данных

 (использование электронных таблиц)

2

-

2

-

11

Логика и логические основы

 компьютера

4

-

-

4

12

Коммуникационные технологии

и разработка web-сайтов

14

7

7

-

13

Информационное общество и ин-

формационная безопасность

3

1

-

2

 

Контрольные уроки и резерв

14

2

5

7

 

Всего

105

35

35

35

 

Тема урока

Аналитическая деятельность

Практическая деятельность на основе ИКТ

Практические работы в учебнике

Лабораторные работы в лабораторном журнале

 

 

                                     1 четверть

1-2

Алгебра логики. Логические переменные и логические выражения

$3.1 Алгоритм и его формальное исполнение

 

Лабораторная работа №20

3

Таблицы истинности логических функций

 

Практическая работа 3.1

 

4

Логические основы компьютера

$3.2Логические основы компьютера

Практическая работа 3.2

Лабораторная работа №21

5

 Контрольный урок

5

Алгоритм и его формальное исполнение

$1.1Алгоритм и его формальное исполнение

Практическая работа 1.1

Лабораторная работа №1

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа №5

Лабораторная работа №6

Лабораторная работа №7

6

Знакомство с системами объектно- ориентированного и процедурного программирования

 

6

Основные алгоритмические структуры

$1.2 Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках

объектно- ориентированного и процедурного программирования

 

 

                                                    2 четверть

7

Переменные: имя, тип, значение

$1.3Переменные: имя, тип, значение

Практическая работа 1.2

Лабораторная работа №4

8

Арифметические, строковые и логические выражения

$1.4Арифметические, строковые и логические выражения

Практическая работа 1.3

 

9

Функции в языках объектно- ориентированного и процедурного программирования

$1.5.Функции в языках объектно- ориентированного и процедурного программирования

Практическая работа 1.4

Лабораторная работа №2

Лабораторная работа №10

Лабораторная работа №11

10

Проект « Дата и время» и « Сравнение кодов символов»

 

Практическая работа 1.5

Практическая работа 1.6

11

Проект « Отметка»

 

Практическая работа 1.7

12

Проект « Коды символов»

 

Практическая работа 1.8

Лабораторная работа № 8

13

Проект « Слово перевертыш»

 

Практическая работа 1.9

Лабораторная работа №9

 

                                                  3 четверть

14

Графические возможности объектно- ориентированного программирования

$1.6 Графические возможности объектно- ориентированного программирования VisualBasic

 

 

14

Проект « Графический редактор»

 

Практическая работа 1.10

Лабораторная работа №12

15

 Проект « Системы координат»

 

Практическая работа 1.11

Лабораторная работа №13

16

Проект « Анимация»

 

Практическая работа 1.12

Лабораторная работа №14

17

Контрольный урок

 

Защита выполненных проектов

 

18

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация и визуализация информационных моделей

$2.1Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация и визуализация информационных моделей

 

 

19

Материальные и информационные  модели. Формализация и визуализация информационных моделей

$2.2Материальные и информационные  модели. Формализация и визуализация информационных моделей

 

 

20

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и  исследование моделей из курса физики

$2.3Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и  исследование моделей из курса физики

 

 

21

Физические модели. Проект « Бросание мячика в площадку»

$2.4Построение и  исследование физических моделей

Практическая работа 2.1

Лабораторная работа №15

22

Приближенное решение уравнений. Проект « Графическое решение уравнений»

$2.5 Приближенное решение уравнений

Практическая работа 2.2

Лабораторная работа №16

 

                                               4 четверть

23

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения

$2.6Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения

Практическая работа 2.3

Лабораторная работа №17

24

Экспертные системы распознавания химических веществ

$2.7Экспертные системы распознавания химических веществ

Практическая работа 2.4

Лабораторная работа №18

25

Информационные модели управления объектами

$2.8Информационные модели управления объектами

Практическая работа 2.5

Лабораторная работа №19

26

Контрольные уроки

 

Защита выполненных проектов

 

27

Информационное общество. Информационная культура

 

 

 

28

Правовая защита программ и данных. Защита информации

 

 

 

29

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты освоения информатики:

1.                 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей

Формирование информационной картины мира происходит через:

     понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности

     умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;

анализ исторических этапов развития средств ИКТ в     контексте развития общества.

2.  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстника-ми. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:

     целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;

анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах; оперирования с информационными объектами, и

преобразования на основе формальных правил;

     применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.

                                                                     

3.  Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.

Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.

4.  Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.

5.  Формирование представлений об основных на-правлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной

 деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.

В  контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

6.  Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:

     получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;

     использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;

     освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:

     развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;

     осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет

и   т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;

 

     целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;

     умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

     умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

     умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

     умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

     умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных     и         познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и     собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

Таблица соответствия содержания учебников планируемым результатам обучения в системе универсальных учебных действий приведена ниже.

Предметные результаты освоения информатики

Среди предметных результатов ключевую роль играют:

     понимание роли информационных процессов в современном мире;

     формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

     формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

     развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить

и   записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

     формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

     формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в  которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.

 

 

Информация и способы ее представления

Выпускник научится:

     использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

     описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

     записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

     кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

     использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность:

     познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью,  между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;

     узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

     познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

познакомиться с двоичной системой счисления;

     познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

     понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд исполнителя»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

     строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей

     понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

     составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

     использовать логические значения, операции и выражения с ними;

     понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

     создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные опера-торы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

     создавать и выполнять программы для решения не-сложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

     познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

     создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

 

базовым навыкам работы с компьютером;

     использованию базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

     знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

 

Выпускник получит возможность:

     познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

     научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

     познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

     базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

организации  своего  личного  пространства  данных    с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

     основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

     познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

     познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных

из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

     узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

получить представление о тенденциях развития ИКТ.

 

 

 

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

        Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013

•        Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы:  Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013

•        Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н.,Цветкова М.С Бином. Лаборатория знаний, 2016

•        Информатика и ИКТ: практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011

•        Информатика в схемах, Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В., Бином. Лаборатория знаний, 2010    

•        Электронное приложение к УМК

•        Комплект цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

•        Библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

o       разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

o       CD-диски и DVD-диски по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.)

•        http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал

•        http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал

•        http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной  итоговой аттестации

•        http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования

•        http://www.standart.edu.ru   - Новый стандарт общего образования

•        http://school-collection.edu.ru  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

•        http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ

•        http://www.km-school.ru - КМ-школа

•        http://inf.1september.ru  - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика"  /методические материалы/

•        http://www.teacher-edu.ru/ - Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ

•        http://www.profile-edu.ru/ - сайт по профильному  обучению

 

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

•        Операционная система.

•        Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

•        Антивирусная программа.

•        Программа-архиватор.

•        Клавиатурный тренажер.

•        Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

•        Среда программирования TurboPascal 7.0

•        Простая система управления базами данных.

•        Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

•        Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

•        Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

•        Программа интерактивного общения

•        Простой редактор Web-страниц

 

 

 

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Мультимедийный проектор

1

меловая доска

1

Компьютеры ученические

6

Учительский компьютер

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       8.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ  ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ  ПРОГРАММУ

 

 

 

 

Реквизиты

Подпись

 

 

 

документа,

 

 

сотрудника,

Дата

Характеристика изменения

которым

п/п

внёсшего

 

 

закреплено

 

 

 

изменения

 

 

 

изменение