Рабочая программа по информатике для 5-9 кл.
Оценка 5

Рабочая программа по информатике для 5-9 кл.

Оценка 5
Образовательные программы
doc
информатика
5 кл—9 кл
08.11.2021
Рабочая программа по информатике для 5-9 кл.
Рабочая программа по информатике для 5-9 кл. в соответствии с ФГОС ООО (1 час в неделю)
информатика 5-9.doc

 

Created by Readiris, Copyright IRIS 2009

1.     Планируемы результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-  смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Выпускник научится:

·  различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

·  различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

·  раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

·  приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

·  классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

·  узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

·  определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

·  узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров;

·  узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

·     осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

·     узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

 

Математические основы информатики

Выпускник научится:

·  описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

·  кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

·  оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

·  определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

·  определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

·  записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

·  записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

·  определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

·  использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

·  описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

·      познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

· использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

·  познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

·  узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

·  познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

·  познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

·     ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); 

·     узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

 

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

·  составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

·  выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,  с помощью формальных языков и др.);

·  определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

·  определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

·  использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

·  выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

·  составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде        программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

·   использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

·  анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

·  использовать логические значения, операции и выражения с ними;

·  записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

·  познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

·  создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

·  познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

·  познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

·  познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

 

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

·  классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

·  выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

·  разбираться в иерархической структуре файловой системы;

·  осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

·  использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

·  использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

·  анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

·  проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

·  навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

·  различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т.д.);

·  приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

·  основами соблюдения норм информационной этики и права;

·      познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

·  узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

·      узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

·   практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

·   познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

·   познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

·   познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

·   узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

·   узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

·      получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

·      познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

·     получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

2.      Содержание учебного предмета

5-6 кл.

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

1.      Информация  вокруг нас.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Правила работы на компьютере.

Информация  вокруг нас.

 

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Информация как данные.

Ввод информации в память компьютера. Управление компьютером. Хранение информации. Передача информации. Электронная почта. Браузеры.

 В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

Текст как форма представления информации.

 

2.      Подготовка текстов на компьютере.

Компьютер — основной инструмент подготовки текстов.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Редактирование текста.

Фрагменты текста.  Форматирование текста.

Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач.

Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы.

 

3.      Компьютерная графика.

Графические редакторы. Графический редактор Paint.

Устройства ввода графической информации.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск
информации.

Кодирование как изменение формы представления информации.

Преобразование информации по заданным правилам.

Преобразование информации путём рассуждений.

Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

 

4.      Создание мультимедийных объектов.

Создание движущихся изображений.

Анимация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая деятельность:

          приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

          приводить примеры информационных носителей;

          классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

          разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

          определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

          кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

          работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

          осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

          сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

          систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

          вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

          преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

Аналитическая деятельность:

          выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

          анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

          определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

          выбирать и запускать нужную программу;

          работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

          вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

          создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

          соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Аналитическая деятельность:

          соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

          определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

          создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

          выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

          осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

          оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

          создавать и форматировать списки;

          создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

 

Аналитическая деятельность:

          выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

          планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

          определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

          использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

          создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

 

Аналитическая деятельность:

          планировать последовательность событий на заданную тему;

          подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

          использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

          создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

 

     5. Объекты и системы

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

Объекты операционной системы.

    Файлы и папки. Размер файла.

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Отношение «входит в состав».

Разновидности объектов и их классификация.

Классификация компьютерных объектов.

Системы объектов. Состав и структура системы

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Персональный компьютер как система.

 

6.        Человек и информация

Способы познания окружающего мира.

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Определение понятия.

 

7.                            7. Информационные модели Информационное моделирование как метод познания. 

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Создание информационных моделей – диаграмм.

Многообразие схем и сферы их применения.

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

 

8.    Алгоритмика

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник.

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник.

Обобщение и систематизации  изученного по теме «Алгоритмика».

 

Аналитическая деятельность:

           анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

           выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

           осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;

           приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

          изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

          изменять свойства панели задач;

          узнавать свойства компьютерных объектов

(устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

          упорядочивать информацию в личной папке. (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

          упорядочивать информацию в личной папке.

 

Аналитическая деятельность:

           различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

          иметь понятие о математической модели. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.

          приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

           создавать словесные модели (описания);

           создавать многоуровневые списки;

           создавать табличные модели;

           создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

           создавать диаграммы и графики;

           создавать схемы, графы, деревья;

           создавать графические модели.

 

Аналитическая деятельность:

           приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

           придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

           выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

 

Практическая деятельность:

          составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

           составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем.

                               составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

 

 

7-9 кл.

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

 

9. Информация и информационные процессы.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация и её свойства.

Непрерывный и дискретный сигнал.

Информационные процессы. Обработка информации

Хранение информации. Передача информации.

Всемирная паутина как информационное хранилище

Представление информации. Дискретность данных.

Дискретная форма представления информации.

Язык как знаковая система. Естественные и формальные языки.

Двоичный алфавит. Единицы измерения информации Определение количества информации.

 

9.                  10. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты компьютера и их функции

Персональный компьютер. Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

Файлы и файловые структуры. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами Типы файлов. Архивирование и разархивирование.

Пользовательский интерфейс

Формирование изображения на экране компьютера

 

11.    Обработка графической информации

Компьютерная графика. Знакомство с графическими редакторами.

Создание графических изображений. Операции редактирования графических объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств

 

12.    Обработка текстовой информации

Текстовые документы и технологии их создания.

Структурные элементы текста (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов.

Создание текстовых документов на компьютере.

Прямое форматирование.

Стилевое форматирование.

Визуализация информации в текстовых документах.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

Оценка количественных параметров текстовых документов

Основные этапы и тенденции развития ИКТ.

 

13.    Мультимедиа

Технология мультимедиа.

Компьютерные презентации

Подготовка компьютерных презентаций.

14.    Математические основы информатики

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Двоичная система счисления. 

Двоичная арифметика.

Позиционные системы счисления. Развёрнутая и свёрнутая форма записи чисел.

Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. Компьютерные системы счисления.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывание. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний.  Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений.

 Свойства логических операций. Логические элементы.

Решение логических задач.

 

    15. Основы алгоритмизации

Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Разнообразие исполнителей алгоритмов. Система команд исполнителя.

Способы записи алгоритмов.

Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование».

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная и неполная формы ветвления. Составление разветвляющихся алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «повторение».

Цикл с заданным условием продолжения работы. Составление циклических алгоритмов с заданным условием продолжения работы.

Цикл с заданным условием окончания работы. Составление циклических алгоритмов с заданным условием окончания работы.

Цикл  с заданным числом повторений. Составление циклических алгоритмов с заданным числом повторений.

Возможность автоматизации деятельности человека.

Примеры задач обработки данных.

Анализ алгоритмов.

 

16. Начала программирования

Общие сведения о языке программирования Паскаль.

Структура программы.

Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

17.     Моделирование и  формализация 

Моделирование как метод познания.

Знаковые модели.

Графические модели. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра и пути.

Понятие минимального пути. Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева.

Табличные модели.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Таблица как представление отношения.

Система управления базами данных.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

18.    Алгоритмизация и  программирование

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Различные способы заполнения и вывода массива.

Вычисление суммы элементов массива.

Последовательный поиск в массиве.

Сортировка массива.

Конструирование алгоритмов

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль.

Алгоритмы управления.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

19.    Обработка числовой информации.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Встроенные функции.

Логические функции.

Организация вычислений.

Сортировка и поиск данных.

Построение диаграмм и графиков.

 

20.    Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Понятие компьютерной сети. Всемирная паутина. Интернет сервисы. Файловые архивы.

Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Протоколы передачи данных.

Размещение сайта в Интернете.

Технологии создания сайта.

Содержание и структура сайта.

Оформление сайта.

Электронная почта.

Сетевое хранение данных. Виды деятельности в сети Интернет.

Сетевой этикет.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.

Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию.

Аналитическая деятельность:

                  - оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр).

                  - приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

                  классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

                 - выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

                  - анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

- кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

- определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

- определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

- оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

- оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

    Аналитическая деятельность:

- анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

- определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

- анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

- определять основные характеристики операционной системы;

- планировать собственное информационное пространство.

     Практическая деятельность:

- получать информацию о характеристиках компьютера;

- оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

- выполнять основные операции с файлами и папками;

- оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

- использовать программы-архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.

 

 

     Аналитическая деятельность:

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

     Практическая деятельность:

- определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

 

     Аналитическая деятельность:

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

    Практическая деятельность:

- создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

- выполнять коллективное создание текстового документа;

- создавать гипертекстовые документы;

- выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

- использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

 

    Аналитическая деятельность:

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

    Практическая деятельность:

- создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

 

    Аналитическая деятельность:

- выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

- выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

- анализировать логическую структуру высказываний.

    Практическая деятельность:

- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

- записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

- строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Аналитическая деятельность:

- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

    Практическая деятельность:

- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

- строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

 

    Аналитическая деятельность:

- анализировать готовые программы;

- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

- выделять этапы решения задачи на компьютере.

   Практическая деятельность:

- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

 

   Аналитическая деятельность:

- осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

     Практическая деятельность:

- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

- использовать компьютеры при работе с математическими моделями;

- осуществлять проверку на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели;

- создавать однотабличные базы данных;

- осуществлять поиск данных в БД;

- осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

- осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

 

     Аналитическая деятельность:

- выделять этапы решения задачи на компьютере;

- осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

- разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

o    (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

o    подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

o    нахождение суммы всех элементов массива;

o    нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

o    сортировка элементов массива и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая деятельность:

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

- иметь представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программной реализации.

Практическая деятельность:

- создавать электронные (динамические) таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, преобразованием формул при копировании, выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;

- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

 

    Аналитическая деятельность:

- выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

- анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

- распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.

     Практическая деятельность:

- осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума, телеконференции и др.;

- определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

- использовать компьютерные энциклопедии и словари, компьютерные карты и другие справочные системы;

- создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

- использовать приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет.

 

 

3.     Тематический план 5-9 кл.

 

Название темы

Количество часов

по темам

общее

практика

контр.

работ

1

ТБ в кабинете информатики. Информация вокруг нас. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

9

34

19

6

2

Подготовка текстов на компьютере

9

3

Компьютерная графика

10

4

Создание мультимедийных объектов

5

5

Повторение и закрепление материала 5 класса

1

6

Объекты и системы

10

34

18

7

7

Человек и информация

3

8

Информационные модели

9

7

Алгоритмика

12

8

Информация и информационные процессы

8

34

16

7

9

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

10

Обработка графической информации

4

11

Обработка текстовой информации

9

12

Мультимедиа

5

13

Повторение и закрепление материала 7 класса

1

14

Математические основы информатики

12

34

14

7

15

Основы алгоритмизации

12

16

Начала программирования

10

17

Моделирование и формализация

8

34

16

6

18

Алгоритмизация и программирование

9

19

Обработка числовой информации

7

20

Информационно-коммуникационные технологии 

10

 

ИТОГО:

170

170

83

33

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по информатике для 5-9 кл.

Рабочая программа по информатике для 5-9 кл.

Планируемы результаты освоения учебного предмета

Планируемы результаты освоения учебного предмета

ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,…

ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,…

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Выпускник получит возможность: · познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его…

Выпускник получит возможность: · познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его…

Выпускник получит возможность: · познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; · создавать программы для решения задач, возникающих в…

Выпускник получит возможность: · познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; · создавать программы для решения задач, возникающих в…

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): · узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; · практиковаться в использовании основных…

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): · узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; · практиковаться в использовании основных…

Содержание учебного предмета 5-6 кл

Содержание учебного предмета 5-6 кл

Систематизация информации. Поиск информации

Систематизация информации. Поиск информации

Объекты и системы Цели изучения курса информатики

Объекты и системы Цели изучения курса информатики

Создание информационных моделей – диаграмм

Создание информационных моделей – диаграмм

Дискретная форма представления информации

Дискретная форма представления информации

Обработка текстовой информации

Обработка текстовой информации

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Возможность автоматизации деятельности человека

Возможность автоматизации деятельности человека

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»

Интернет сервисы. Файловые архивы

Интернет сервисы. Файловые архивы

Обработка графической информации 4 11

Обработка графической информации 4 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021