Программа по информатике и ИКТ для 9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и государственных образовательных стандартов общего образования, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
· информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
· компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий
· (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
· результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
· средствами ИКТ;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
· индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
· освоении профессий, востребованных на рынке труда.
· формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации,
· теоретического осмысления и обобщения имеющихся представлений и получения новых
· знаний в области информатики и информационных технологий;
· совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
· формирование алгоритмической культуры;
· развитие умения работать в коллективе, навыков самостоятельной учебной деятельности
· школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской
· деятельности и т.д.);
· воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом
· правовых и этических аспектов ее распространения, способности осуществлять выбор и
· нести за него ответственность, стремления к созидательной деятельности и к
· продолжению образования.
Программа построена так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические
сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и кратковременных тестов (5-10 мин) с использованием программы MyTest для тематической проверки знаний.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 учебных часов в год).
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
использованиt информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание тем курса
Информатика и ИКТ 9 класс.
№ п/п |
Изучаемые разделы |
Всего часов |
Комбинированн ые уроки (теория с практикой) |
Контрольные работы |
1 |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования |
18 |
17 |
1 |
2 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – |
12 |
11 |
1 |
3 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
9 |
12 |
1 |
4 |
Кодирование и обработка числовой информации |
11 |
10 |
1 |
5 |
Формализация и моделирование |
10 |
9 |
1 |
6 |
Информатизация общества |
3 |
3 |
|
Повторение |
3 |
3 |
||
7 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
68 |
32 |
6 |
1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(18ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа №4.2. Проект «Переменные»
Практическая работа №4.3. Проект «Калькулятор»
Практическая работа №4.4. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»
Практическая работа №4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа №4.7. Проект «Отметка»
Практическая работа №4.8. Проект «Коды символов»
Практическая работа №4.9. Проект «Слово-перевертыш»
*Практическая работа №4.10. Проект «Графический редактор»
*Практическая работа №4.11. Проект «Системы координат»
*Практическая работа №4.12. Проект «Анимация»
Контрольные работы:
Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Творческие работы:
Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic
Тестирование:
Алгоритмические структуры.
Объекты. Свойства. События.
Переменные.
Выражения.
Функции в VB
Графические методы
2. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 12 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Контрольные работы:
Контрольная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тестирование:
Кодирование графической информации
Растровая и векторная графика
Кодирование и обработка звуковой информации
3. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков
Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Контрольные работы:
Контрольная тестовая работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тестирование:
Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор
Форматирование документа
4. Кодирование и обработка числовой информации – 11 ч.
Кодирование числовой информации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контрольные работы:
Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации.
Проверочные работы:
Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»
Тестирование:
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
5. Формализация и моделирование (10 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа №* 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»
Проверочные работы:
Проверочная работа «Моделирование и формализация»
6. Информатизация общества (3 ч.)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тестирование:
Информатизация общества.
7. Повторение (3 ч.)
Тестирование: Итоговый тест за курс 9 класса.
8. Резерв.
Тематическое планирование.
Учебник: Н.Д.Угринович «Информатика - 9»
(2ч в неделю, всего 70 ч.)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Глава 1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (18 часов) |
||
1 |
Инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители. |
1 |
2 |
Блок-схемы алгоритмов. |
1 |
3 |
Выполнение алгоритмов компьютером. |
1 |
4 |
Линейный алгоритм. |
1 |
5 |
Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор». |
1 |
6 |
Алгоритмическая структура «цикл». Практическая работа №22«Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» |
1 |
7 |
Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа №23«Проект «Переменные»» |
1 |
8 |
Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа №24«Проект «Калькулятор»» |
1 |
9 |
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа №25 «Проект «Строковый калькулятор»» |
1 |
10 |
Функции даты и времени. Практическая работа №26«Проект «Даты и время»» |
1 |
11 |
Основы объектно-ориентированного визуального программирования Практическая работа №27«Проект «Сравнение кодов символов»» |
1 |
12 |
Способы применения оператора выбора. Практическая работа №28 «Проект «Отметка»» |
1 |
13 |
Способы применения оператора цикла со счетчиком. Практическая работа №29 «Проект «Коды символов»» |
1 |
14 |
Способы применения оператора цикла с предусловием. Практическая работа №30 «Проект «Слово-перевертыш»» |
1 |
15 |
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visial Basic. Практическая работа №31 «Проект «Графический редактор»» |
1 |
16 |
Системы координат в компьютерной системе. Практическая работа №32 «Проект «Системы координат»» |
1 |
17 |
Анимация. Практическая работа №33 «Проект «Анимация»» |
1 |
18 |
Контрольная работа № 1 « Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» |
1 |
Глава 2. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов) |
||
19 |
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. |
1 |
20 |
Растровые изображения на экране монитора . Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации» |
1 |
21 |
Растровая
и векторная графика. Практическая работа №2 «Редактирование изображений в
растровом графическом |
1 |
22 |
Инструменты
рисования растровых графических редакторов. Практическая работа №2
«Редактирование изображений в растровом графическом |
1 |
23 |
Работа
с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №3
«Создание рисунка в векторном графическом |
1 |
24 |
Растровая и векторная анимация. Анимация в презентациях. Практическая работа №4 «Анимация. Анимация в презентациях» |
1 |
25 |
GIF –анимация. Практическая работа №4 «Анимация. Создание GIF –анимации с помощью растрового графического редактора GIMP» |
1 |
26 |
Flash-анимация. Практическая работа №4 «Анимация. Создание flash-анимации с помощью редактора Macromedia Flash» |
1 |
27 |
Кодирование и обработка звуковой информации . Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» |
1 |
28 |
Цифровое фото. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» |
1 |
29 |
Цифровое видео. Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» |
1 |
30 |
Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» |
1 |
Глава 3. Кодирование и обработка текстовой информации (10 часов)
|
||
31 |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации». Работа с клавиатурным тренажером (5 мин) |
1 |
32 |
Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №9 «Создание визитных карточек на основе шаблона» |
1 |
33 |
Ввод и редактирование документа. Практическая работа №10 «Вставка в документ формул» |
1 |
34 |
Сохранение и печать документов. Работа с клавиатурным тренажером (15 минут) |
1 |
35 |
Форматирование документа. Практическая работа №11 «Форматирование символов и абзацев» |
1 |
36 |
Создание и форматирование списков. Практическая работа №12 «Создание и форматирование списков» |
1 |
37 |
Таблицы. Практическая работа №13 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» |
1 |
38 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №14 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» |
1 |
39 |
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №15 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» |
1 |
40 |
Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка текстовой информации» |
1 |
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации (11 часов) |
||
41 |
Представление числовой информации с помощью систем счисления. |
1 |
42 |
Перевод чисел в СС. Практическая работа №16 «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора» |
1 |
43 |
Арифметические операции в позиционных СС. Практическая работа №16 «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора» |
1 |
44 |
Двоичное кодирование чисел в компьютере. |
1 |
45 |
Электронные таблицы (ЭТ). Практическая работа №17 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных» |
1 |
46 |
Ссылки в ЭТ. Практическая работа №18 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ». |
1 |
47 |
Встроенные функции. Практическая работа №19 « Создание таблиц значений функций в ЭТ». |
1 |
48 |
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №20 «Построение диаграмм различных типов» |
1 |
49 |
Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа №21«Сортировка и поиск данных в ЭТ» |
1 |
50 |
Сортировка и поиск данных в ЭТ. Практическая работа №21«Сортировка и поиск данных в ЭТ» |
1 |
51 |
Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации». |
1 |
Глава 5 «Моделирование и формализация» (10 часов) |
||
52 |
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. |
1 |
53 |
Материальные и информационные модели. |
1 |
54 |
Формализация и визуализация информационных моделей. |
1 |
55 |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
1 |
56 |
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №34 «Проект «Бросание мячика на площадку»». |
1 |
57 |
Приближенное решение уравнений. Практическая работа №35 «Проект «Графическое решение уравнения»». |
1 |
58 |
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №36 «Проект «Распознавание удобрений»». |
1 |
59 |
Информационные модели управления объектами Практическая работа №37 «Проект «Модели систем управления»». |
1 |
60 |
Обобщение изученного материала. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
61 |
Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация» |
1 |
Глава 6. Информатизация общества (3 часа) |
||
62 |
Информационное общество. |
1 |
63 |
Информационная культура. |
1 |
64 |
Перспективы развития ИКТ. |
1 |
65 |
Повторение изученного за курс 9 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе. |
1 |
66 |
Повторение изученного за курс 9 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе. |
1 |
67 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
68 |
Резерв. |
1 |
Паспорт фонда оценочных средств
для проведения текущей и промежуточной аттестации
по предмету «Информатика и ИКТ 9 класс».
№ п/п |
Изучаемые разделы |
Контрольные работы |
1 |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования |
1 |
2 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – |
1 |
3 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
1 |
4 |
Кодирование и обработка числовой информации |
1 |
5 |
Формализация и моделирование |
1 |
6 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
ИТОГО: |
6 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.