Рабочая программа по Информатике для первого курса код профессии 08.01.26 «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства»

  • docx
  • 18.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП УД Информатика ЖКХ-231.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины
«Информатика»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки квалифицированных рабочих, служащиx
специальность 08.01.26

Мастер по ремонту и обслуживанию  инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Югорск, 2023

ОДОБРЕНА 

методическим объединением

«Программирование»

 

Протокол № 01

от «_31» ____августа___ 2023 г.

 

 

 

 

 

 

Председатель

________________                 /Ненова Л.П./

 

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Примерной программы учебной дисциплины «Информатика» для специальности 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

 

 

Заместитель директора по учебной работе

________________ /Крицына И.А./

 

 

 

 

 

Разработчик:

Новиков Александр Игоревич, преподаватель  БУ «Югорский политехнический колледж»


 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

1    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА». 7

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   16

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 26

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 29


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине «Информатика» разработана на основе требований:

1.   ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика».

2.   ФГОС среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1547).

3.   Профессиональных стандартов:

-          16.086 "Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 1076н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2016 г., регистрационный N 40771);

-     16.089 "Монтажник санитарно-технических систем и оборудования", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 1077н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2016 г., регистрационный N 40740;

-     16.090 "Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 1073н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2016 г., регистрационный N 40766)

4.   Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с уточнениями и дополнениями (одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 25.05.2017г.).

5.   Федерального Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Государственной Думой 22 июля 2020 г., одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года).

6.   Приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778) (официально опубликован 11.09.2020).

7.   Федеральной основной общеобразовательной программы СОО, утвержденной приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 №1041;

8.   Примерной программы учебной дисциплины «Информатика» (рассмотрена на заседании ПедСовета ФГБОУ  ДПО ИРПО, протокол №13 от 29.09.2022, утверждена на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования, протокол №14 от 30.09.2022)

9.   На основе выписки из рабочего учебного плана количества часов, отводимых на данную дисциплину.

Программа учебной дисциплины «Информатика» реализуется в рамках образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – интерактивные, ИКТ - технологии, что соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа. В основу Программы развития Югорского политехнического колледжа положена технологически ориентированная модель организации содержания образования, направленная на реализацию информационно-коммуникативных технологий обучения (ИКТ).

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

При разработке содержательной части занятий учитывается профессиональная направленность, которая отражена в профессионально-ориентированном содержании рабочей программы:

Модуль 2. Аналитика и визуализация данных в Python

Модуль 5. Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда


 

1          ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Информатика» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы по специальности 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, входящей в состав укрупнённой группы 08.00.00 Техника и технологии строительства.

1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

-     освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах;

-     овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин;

-     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов;

-     воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

-     приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов,

в том числе профессионально-ориентированное содержание 86 часов;

самостоятельной работы обучающегося 0 часов.

 


1.4            Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие [1]

Дисциплинарные[2]

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

-     готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие

-     готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность

-     интерес к различным сферам профессиональной деятельности

Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:

а) базовые логические действия:

-     самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне

-     устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения

-      определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

-     выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях

-     вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности

-     развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

-     владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

-     выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения

-     анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях

-     уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности

-     уметь интегрировать знания из разных предметных областей

-     выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения

-     способность их использования в познавательной и социальной практике

-     понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных

-     соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения

-     понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет

-     уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий

-     понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов

-     понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях

-     наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах

-     уметь реализовать этапы решения задач на компьютере

-     умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей

-     нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10

-     вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

В области ценности научного познания:

-     сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире

-     совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира

-     осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-     владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления

-     создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации

-     оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам

-     использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

-     владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

-     владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе

-     понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»

-     владеть методами поиска информации в сети Интернет

-     уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет

-     характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования

-     понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров

-     понимать тенденции развития компьютерных технологий

-     владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации

-     иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире

-     иметь представления об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений

-     понимать основные принципы дискретизации различных видов информации

-     уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации

-     уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды)

-     использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных

-     владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления

-     выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики

-     определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа

-     уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#)

-     анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки

-     определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных

-     модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций)

-     уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов

-     умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных

-     наполнять разработанную базу данных

-     умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений)

-     уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования

-     оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу

-     представлять результаты моделирования в наглядном виде

-     уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений)

-     понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов

-     иметь представления о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей

-     уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи

-     уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов

-     пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных

-     уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием

-     уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления

-     умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности

-     исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные

-     решать несложные логические уравнения

-     уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа)

-     уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки

-     уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры

-     понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел

-     нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне

-     обработка многоразрядных целых чисел

-     анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки

-     умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи

-     владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных

-     умение использовать основные управляющие конструкции

-     уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных

-     определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов

-     выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы

-     формулировать предложения по улучшению программного кода

-     уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы

-     использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья)

-     применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк

-     использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм

-     знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки

-     уметь использовать средства отладки программ в среде программирования

-     уметь документировать программы

-     уметь создавать веб-страницы

-     уметь использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования)

-     владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними

-     использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы

ПК 1.1. Осуществлять техническое обслуживание в соответствии с заданием (нарядом) системы водоснабжения, водоотведения, отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства.

-     владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления

-     создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации

-     оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам

-     использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

-     владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

знать:

-     процесс разработки программного обеспечения;

-     основные принципы процесса разработки программного обеспечения;

уметь:

-     использовать выбранную систему контроля версий;

-     использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества.

ПК 1.3. Проводить ремонт и монтаж отдельных узлов системы отопления.

знать:

-     принципы построения системы деятельностей программного проекта;

-     современные стандарты качества программного продукта;

уметь:

-     выполнять оптимизацию программного кода с использованием специализированных программных средств.

ПК 2.2. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

знать:

-     основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации;

-     основные платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;

уметь:

-     осуществлять постановку задач по обработке информации;

-     проводить анализ предметной области;

-     осуществлять выбор модели и средства построения информационной системы и программных средств.

ПК 2.3. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов силовых и слаботочных систем зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

знать:

-     основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;

-     методы и средства проектирования, разработки и тестирования информационных систем;

уметь:

-     использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;

-     создавать и управлять проектом по разработке приложения;

-     проектировать и разрабатывать систему по заданным требованиям и спецификациям.

 


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

Основное содержание:

108

в том числе:

 

лекции

0

в том числе профессионально-ориентированное содержание

0

в том числе:

 

практические занятия

108

в том числе профессионально-ориентированное содержание

38

Содержание прикладных модулей:

48

Модуль 2. Аналитика и визуализация данных в Python

24

в том числе:

 

лекции

0

в том числе профессионально-ориентированное содержание

0

в том числе:

 

практические занятия

24

в том числе профессионально-ориентированное содержание

24

Модуль 5. Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда

24

в том числе:

 

лекции

0

в том числе профессионально-ориентированное содержание

0

в том числе:

 

практические занятия

24

в том числе профессионально-ориентированное содержание

24

Промежуточная аттестация в форме

Экзамена за 1 семестр, Экзамена за 2 скместр

 

ИТОГО

156


2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Информатика»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

Основное содержание

Раздел 1.

Информация и информационная деятельность человека

24

 

Тема 1.1. Информация и информационные процессы

Основное содержание

2

ОК 02

Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы

Занятие 1.       Техника безопасности и ОТ в кабинете информатики. Входной контроль. Кодирование информации.

2

Тема 1.2. Подходы к измерению информации

Основное содержание

4

ОК 02

Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.  Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

Занятие 2.       Единицы измерения информации. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации.

2

Занятие 3.       Архив информации.

2

 

Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера

Основное содержание

2

ОК 02

 

Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение

Занятие 4.       Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

2

Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления

Основное содержание

4

ОК 02

Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС.

Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел.

Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных.

Представление графических данных.

Представление звуковых данных.

Представление видеоданных.

Кодирование данных произвольного вида

Занятие 5.       Решение задач на перевод чисел в системах счисления.

2

Занятие 6.       Представление данных: текстовые, графические, звуковые и видео.

2

Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 02

Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом

Занятие 7.       Построение таблиц истинности по логическому выражению. Построение логического выражения по заданной таблице.

2

Занятие 8.       Решение логических задач графическим способом.

2

Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01

ОК 02

Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет

Занятие 9.       Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. Защита информации, антивирусная защита.

2

Тема 1.7. Службы Интернета

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 02

Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете

Занятие 10.   Цифровые сервисы государственных услуг.

2

Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента

Основное содержание

2

ОК 01

ОК 02

Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных

Занятие 11.   Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах.

2

Тема 1.9.

Информационная безопасность

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 01

ОК 02

Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи

Занятие 12.   Работа с антивирусной программой.

2

Раздел 2.

Использование программных систем и сервисов

42

 

Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах

Основное содержание

20

ОК 02

Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования)

Занятие 13.   Редактирование и форматирование текста. Оформление абзацев в документе. Колонтитулы.

2

Занятие 14.   Создание и форматирование таблиц.

2

Занятие 15.   Вычисления в таблице.

2

Занятие 16.   Создание списков в текстовых документах.

2

Занятие 17.   Вставка объектов в документ. Рисунки и картинки.

2

Занятие 18.   Вставка объектов в документ. Фигуры.

2

Занятие 19.   Вставка объектов в документ. SmartArt.

2

Занятие 20.   Создание и форматирование колонок.

2

Занятие 21.   Работа с формулами.

2

Занятие 22.   Проверка орфографии и грамматики.

2

Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 02

Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.

Занятие 23.   Работа со структурой документа. Оглавление.

2

Занятие 24.   Форматирование оглавления.

2

Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа

Основное содержание

4

ОК 02

Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi)

Занятие 25.   Графический редактор Paint.

2

Занятие 26.   Разработка, создание, запись звукового проекта (онлайн редактор).

2

Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 02

Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео)

Занятие 27.   Графический редактор MS Visio.

2

Занятие 28.   Разработка, создание, запись видеопроекта. (онлайн редактор).

2

Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций

Основное содержание

2

ОК 02

Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации

Занятие 29.   Разработка и создание, оформление презентации в MS PowerPoint.

2

Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 02

Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации

Занятие 30.   Интерактивное представление информации в презентации.

2

Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации

Основное содержание

6

ОК 02

Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы

Занятие 31.   Создание страницы сайта с текстовой информацией. Заголовки.

2

Занятие 32.   Создание страницы сайта с нумерованными и маркированными списками.

2

Занятие 33.   Вставка изображений в html-страницы.

2

Раздел 3.

Информационное моделирование

42

 

Тема 3.1.

Модели и моделирование. Этапы моделирования

Основное содержание

2

ОК 02

Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования

Занятие 34.   Компьютерное моделирование.

2

Тема 3.2.

Списки, графы, деревья

Основное содержание

2

ОК 02

Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений

Занятие 35.   Алгоритм построения дерева решений.

2

Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 02

Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия)

Занятие 36.   Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами.

2

Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры

Основное содержание

4

ОК 01

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц

Занятие 37.   Алгоритм. Виды алгоритмов.

 

Занятие 38.   Способы записи алгоритма.

4

Тема 3.5.

Анализ алгоритмов в профессиональной области

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 02

Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.

Занятие 39.   Задачи поиска элемента с заданными свойствами.

2

Промежуточная аттестация (Экзамен 1 семестр)

 

 

Тема 3.5.

Анализ алгоритмов в профессиональной области

Занятие 40.   Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов.

2

ОК 02

Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области

Основное содержание

4

ОК 02

Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных

Занятие 41.   Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.

2

Занятие 42.   Работа с данными и создание форм в СУБД MS Access.

2

Занятие 43.   Формирование запросов для поиска сортировки информации в базе данных. Создание отчетов в СУБД MS Access.

2

Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах

Основное содержание

4

ОК 02

Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование

Занятие 44.   Создание и форматирование таблиц в MS Excel.

2

Занятие 45.   Построение диаграмм в MS Excel по готовым таблицам.

2

Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах

Основное содержание

6

ОК 02

Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах 

Занятие 46.   Ввод формул. Вычисления по формулам в MS Excel. Относительная и абсолютная адресация.

2

Занятие 47.   Стандартные функции. Построение графиков в MS Excel.

2

Занятие 48.   Использование MS Excel для решения математических задач.

2

Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 02

Визуализация данных в электронных таблицах

Занятие 49.   Построение поверхностей в MS Excel.

2

Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)

Профессионально-ориентированное содержание

10

ОК 02

Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)

Занятие 50.   Использование программы MS Excel для решения профессиональных задач.

2

Занятие 51.   Работа с несколькими рабочими листами в MS Excel.

2

Занятие 52.   Использование электронных таблиц в качестве базы данных.

2

Занятие 53.   Функция автоматизации расчетов. Подбор параметра.

2

 

Занятие 54.   Обработка массивов данных.

2

 

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)[3]

Прикладной модуль 1

Аналитика и визуализация данных на Python

24

 

Тема 1.1. Введение в язык программирования Python

Содержание

2

ОК 02

ПК 2.2

Интерактивная среда программирование на Python. Ввод и вывод данных. Функции print(), input(). Типы данных. Математические операции с целыми и вещественными числами

Занятие 55.   Организация ввода-вывода данных. Алгоритмическая конструкция-Следование. Программирование линейных алгоритмов.

2

Тема 1.2. Основные алгоритмические конструкции на Python

Содержание

4

ОК 02

ПК 2.2

Понятие логических выражений и операций. Дизъюнкция, конъюнкция, отрицание. Таблица истинности. Проверка условия в Python. Синтаксис инструкций if, if-else, if-elif-else. Реализация циклических алгоритмов в Python. Функция range(). Синтаксис цикла for, цикла while

Занятие 56.   Алгоритмическая конструкция-Ветвление. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Простые и составные условия.

2

Занятие 57.   Алгоритмическая конструкция-Повторение. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы, с заданным числом повторений.

2

Тема 1.3. Работа со списками и словарями

Содержание

4

ОК 02

ПК 2.2

Понятие списка в Python. Создание и считывание списков. Функции и методы списков. Понятие словаря. Отличия словарей от списков. Создание словаря. Методы словарей. Применение списков и словарей в реальных задачах.

Занятие 58.   Наука о данных. Структуры данных. Работа со списками Python. Базовые операции с наборами данных. Описательная статистика. Визуализация данных.

2

Занятие 59.   Создание словаря. Методы словарей. Применение списков и словарей в реальных задачах.

2

Тема 1.4. Аналитика данных на Python

Содержание

4

ОК 02

ПК 3.1

Понятие данных, больших данных. Наборы данных. Платформа Kaggle. Библиотека Pandas. Объекты Series и DataFrame. Получение общей информации о данных. Индексация по условиям и изменение данных в таблицах.

Занятие 60.   Библиотеки Python. Библиотека Pandas. Структуры данных в Pandas.

2

Занятие 61.   Структура данных DataFrame. Базовые операции с наборами данных.

2

Тема 1.5. Анализ данных на практических примерах

Содержание

2

ОК 02

ПК 3.1

Понятие статистики, описательной статистики. Описательный анализ данных. Основные описательные статистические величины (частота, среднее арифметическое, медиана, мода, размах, стандартное отклонение). Функции описательной статистики в Python Pandas. Практика вычисления описательных статистических величин в Python Pandas

Занятие 62.   Практика вычисления описательных статистических величин в Python Pandas.

2

Тема 1.6. Основы визуализации данных

Содержание

2

ОК 02

ПК 3.1

Необходимость визуализации данных для анализа. Понятие научной графики. Библиотека Matplotlib. Понятие рисунка в Matplotlib. Основные виды графиков (гистограммы, диаграммы рассеяния, диаграмма размаха, линейный график, круговая диаграмма, тепловые карты). Основные графические команды в Matplotlib

Занятие 63.   Работа с основными графическими командами в Matplotlib.

2

Тема 1.7. Проектная работа «Анализ больших данных в профессиональной сфере»

Содержание

6

ОК 02

ПК 3.1

Характеристика основных этапов процесса анализа данных. Подготовка данных. Исследование и визуализация данных. Построение предсказательной модели. Интерпретация результатов анализа. Реализация основных этапов процесса анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы

Занятие 64.   Подготовка данных. Исследование и визуализация данных. Построение предсказательной модели.

2

Занятие 65.   Реализация основных этапов процесса анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы.

2

Занятие 66.   Защита проектной работы.

2

Прикладной модуль 2

Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда

24

 

Тема 2.1. Конструктор Тильда

Содержание

4

ОК 02

ПК 5.4

Общий обзор. Возможности конструктора. Библиотека блоков. Графический редактор Zero Block. Панель управления сайтами. Выбор тарифа. Экспорта кода.

Занятие 67.   Подготовка к созданию сайта: идея, структура, прототип, сбор материалов.

2

Занятие 68.    Регистрация в Tilda (Настройка сайта на Тильде. Главное. Шрифты и цвета. Аналитика. Формы). Знакомство с интерфейсом.

2

Тема 2.2 Создание сайта

Основное содержание

2

ОК 02

ПК 5.4

Создание сайта. Начало работы.  Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок.

Занятие 69.     Начало работы. Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок.

2

Тема 2.3. Создание различных видов страниц

Содержание

4

ОК 02

ПК 5.4

Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами (настройка, предпросмотр, публикация, редактирование, списки)

Занятие 70.     Создание и наполнение страниц.

2

Занятие 71.     Работа с отдельными страницами (настройка, предпросмотр, публикация, редактирование, списки).

2

Тема 2.4. Стандартные блоки

Содержание

4

ОК 02

ПК 5.4

Создание лэндинга из стандартных блоков на выбранную тему

Занятие 72.     Создание лэндинга из стандартных блоков на профильную тему (Компьютерная мастерская).

2

Занятие 73.     Создание лэндинга из стандартных блоков на профильную тему (Компьютерная мастерская).

2

Тема 2.5. Панель навигации

Содержание

4

ОК 02

ПК 5.4

Нулевой блок (создание, панели навигации, доступные элементы). Работа с текстом, изображениями и видео

Занятие 74.     Работа с нулевым блоком. Создание, панели навигации, доступные элементы.

2

Занятие 75.     Работа с нулевым блоком. Работа с текстом, изображениями и видео.

2

Тема 2.6. Настройка главной страницы

Содержание

6

ОК 02

ПК 5.7

Сайт: настройка домена, выбор главной страницы, статистика, Яндекс метрика, настройка HTTPS.

Занятие 76.     Настройка главной страницы Сайт: настройка домена, выбор главной страницы, статистика.

2

Занятие 77.     Настройка главной страницы. Яндекс метрика, настройка HTTPS.

2

Занятие 78.     Защита проектной работы.

2

Промежуточная аттестация (Экзамен 2 семестр)

 

Итого

156

 


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения

Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории информатики.

Оборудование компьютерной лаборатории:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

-  маркерная доска;

-  учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения:

-  компьютеры по количеству обучающихся;

-  локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;

-  лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;

-  лицензионное антивирусное программное обеспечение;

-  лицензионное специализированное программное обеспечение;

-  мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Основные источники:

1.        Ляхович В.Ф., Информатика учебник – Изд. 2-е, испр. и доп.. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 446с.

2.        Угринович Н. Д. Информатика: учебник – Москва: КНОРУС, 2019. – 378с.

3.        Угринович Н. Д. Информатика: практикум – Москва: КНОРУС, 2020. – 264с.

4.        Хлебников А. А., Основы информатики учебник – Москва: КНОРУС, 2020. – 348с.

5.        Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Учебник. – М.: 2020. – 350с.

6.        Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2020. – 240с.

7.        Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс.– М., 2021 – 270с.

Дополнительные источники:

8.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

9.        Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.

1.   Голицина О. Л., Партыка Т. Л. «Программное обеспечение»: учеб.пособие – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2016. – 432с.

Интернет-ресурсы:

2.            Сайт Министерства образования и науки Российской Федерациифедерального государственного учреждения «федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс] - режим доступа: www.firo.ru

3.            Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] - режим доступа: http://mon.gov.ru/

4.            Сайт Министерства образования РФ. Нормативные документы. [Электронный ресурс] - режим доступа: www.ed.gov.ru

5.            Образовательный ресурс «Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» [Электронный ресурс] - режим доступа: www.1september.ru

6.            Сайт Интернет-Университета Информационных Технологий [Электронный ресурс] - режим доступа: www.intuit.ru

7.            Образовательный портал Мой университет [Электронный ресурс] - режим доступа: www.moi-universitet.ru

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.)


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.

Общая /
профессиональная
компетенция

Раздел/тема

Результат обучения
(предметные результаты)

Тип
оценочных
мероприятий

ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Тема 1.6 Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет

-      понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет

Тест

Тема 1.9 Информационная безопасность

-      понимание угрозы информационной безопасности

-      соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных

Тест

Тема 3.5 Анализ алгоритмов в профессиональной области

-      нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10

-      вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию)

-      умение выполнять сортировку элементов массива

Практическая работа

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Тема 1.1. Информация и информационные процессы

-     владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе

-     владение понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»

Тест

Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера

-     понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров

-     понимание тенденций развития компьютерных технологий

Тест

-     владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации

Практическая работа

Тема 3.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования 

-     умение использовать компьютерное математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования

-     оценивание адекватности модели моделируемому объекту или процессу

Тест

-     представление результатов моделирования в наглядном виде

Практическая работа

Тема 3.2.Списки, графы, деревья

-     умение определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа

-     умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа)

-     умение использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки

-     умение строить дерево игры по заданному алгоритму

-     умение разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры

Практическая работа

Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет

-     владение представлениями о компьютерных сетях и их роли в современном мире

-     владение представлениями о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей

-     умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет

Тест

-     владение методами поиска информации в сети Интернет

Практическая работа

Тема 1.9 Информационная безопасность

-     использование методов и средств противодействия информационным угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных

Практическая работа

ОК.01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Тема 1.7. Службы Интернета

-      понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях

-      умение работать с цифровыми сервисами государственных услуг

Практическая работа

Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента

-      умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий

-      использование возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов в профессиональной деятельности

Практическая работа

Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов

-      наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах

Тест

-      соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения

Практическая работа

Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры

-      умение реализовать этапы решения задач на компьютере

-      умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей

Практическая работа

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Тема 1.2 Подходы к измерению информации

-      понимание основных принципов дискретизации различных видов информации

-      умение пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных

Тест

-      умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации

-      умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации

-      умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи

Практическая работа

Тема 1.4 Кодирование информации. Системы счисления

-      понимание основных принципов дискретизации различных видов информации

-      владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления

Тест

-      умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных

-      умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды)

-      умение строить код, обеспечивающих наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов

-      использование простейших кодов, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных

-      умение использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием

-      умение выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления

Практическая работа

Тема 1.5 Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

-     выполнение преобразований логических выражений с использованием законов алгебры логики

-     умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности

-     исследование область истинности высказывания, содержащего переменные

-     решение несложных логических уравнений

Практическая работа

Тема 2.1 Обработка информации в текстовых процессорах

-     умение создавать текстовые документы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов

Практическая работа

Тема 2.3 Компьютерная графика и мультимедиа

-     умение работать с компьютерной графикой и мультимедиа, используя возможности современных программных средств и облачных сервисов

Практическая работа

Тема 2.4 Технологии обработки графических объектов

-     владение технологией обработки графических объектов с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов

Практическая работа

Тема 2.5 Представление профессиональной информации в виде презентаций

-     умение создавать демонстрационные материалы профессиональной направленности с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов

Практическая работа

Тема 2.6 Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде

-     умение создавать интерактивные материалы, содержащие мультимедийные объекты, используя возможности современных программных средств и облачных сервисов,

Практическая работа

Тема 2.7 Гипертекстовое представление информации

-     владение основами языка разметки гипертекста HTML

-     умение создавать и оформлять вебстраницы

Практическая работа

Тема 3.3 Математические модели в профессиональной области

-     умение классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений)

Тест

-     понимание последовательности решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов

Практическая работа

Тема 1.7 Службы Интернета

-     умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования

-     понимание общих принципов разработки и функционирования интернет приложений

Тест

-     использование справочных систем в профессиональной деятельности

Практическая работа

Тема 1.8 Сетевое хранение данных и цифрового контента

-     умение организовать личное информационное пространство в том числе с использованием облачных хранилищ данных и разделением прав доступа

-     понимание принципа коллективной работы над документами

Практическая работа

Тема 2.2 Технологии создания структурированных текстовых документов

-     умение создавать структурированные текстовые документы с использованием возможностей современных программных средств

Практическая работа

Тема 3.6 Базы данных как модель предметной области 

-     владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними

-     наполнение разработанной базы данных

-     умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных

-     использование табличных (реляционные) базы данных в профессиональной деятельности

Практическая работа

Тема 3.7 Технологии обработки информации в электронных таблицах

-     умение использовать электронные таблицы для обработки данных

Практическая работа

Тема 3.8 Формулы и функции в электронных таблицах

-     умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений)

Практическая работа

Тема 3.9 Визуализация данных в электронных таблицах

-     умение использовать электронные таблицы для визуализация данных

Практическая работа

Тема 3.10 Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)

-     понимание основных этапов моделирования в ЭТ (постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования)

-     умение использовать электронные таблицы в процессе построения моделей для решения профессиональных задач

Практическая работа

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Прикладной модуль 1 Аналитика и визуализация данных на Python

-     владение универсальным языком программирования высокого уровня (Python), представлениями о базовых типах данных и структурах данных

-     умение использовать основные управляющие конструкции

-     умение осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных

-     умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы

-     знание функциональных возможностей инструментальных средств среды разработки

-     умение использовать средства отладки программ в среде программирования

-     определение без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных

-     понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел

-     умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на универсальном языке программирования высокого уровня Python

-     умение находить все простые числа в заданном диапазоне

-     выполнение обработки многоразрядных целых чисел

-     анализ символьных строк и других, алгоритмов поиска и сортировки

-     умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи

-     умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки

-     умение модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций)

-     использование в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья)

-     применение стандартных и собственных подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк

-     использование при разработке программ библиотеки подпрограмм

-     выявление данных, которые могут привести к ошибке в работе программы

-     умение формулировать предложения по улучшению программного кода

-     умение документировать программы

Проектная работа

ПК 1.1. Осуществлять техническое обслуживание в соответствии с заданием (нарядом) системы водоснабжения, водоотведения, отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Прикладной модуль 1 Аналитика и визуализация данных на Python

-     понимание процесса разработки программного обеспечения

-     понимание основных принципов процесса разработки программного обеспечения

-     умение использовать выбранную систему контроля версий

-     использование методов для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества

Проектная работа

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Прикладной модуль 1 Аналитика и визуализация данных на Python

-     понимание принципов построения системы деятельностей программного проекта

-     понимание современных стандартов качества программного продукта

-     умение выполнять оптимизацию программного кода с использованием специализированных программных средств

Проектная работа

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

 

Прикладной модуль 2 Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда

-     понимание структуры и типов сайтов в Интернет-пространстве

-     понимание основных предметных понятий и их свойств, систем хранения графической информации и правилах ее использования знание методики разработки прототипов

-     умение работать с системами разработки сайтов «Tilda»: сбор, анализ данных, наполнение и оформление контента

-      умение работать с системой управления и публикации контента

Проектная работа

ПК 2.2. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Прикладной модуль 2 Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда

-     выявление основных видов и процедур обработки информации, моделей и методов решения задач обработки информации

-     знания основных платформ для создания, исполнения и управления информационной системой

-     умения осуществлять постановку задач по обработке информации

-     проведение анализа предметной области

-     осуществление выбора модели и средств построения информационной системы и программных средств

Проектная работа

ПК 2.3. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов силовых и слаботочных систем зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Прикладной модуль 2 Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда

-     знание основных моделей построения информационных систем, их структуры, особенностей и области применения

-     выявление методов и средств проектирования, разработки и тестирования информационных систем

-     умение использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений

-     создание и управление проектом по разработке приложения

-     проектирование и разработка системы по заданным требованиям и спецификациям

Проектная работа

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Все модули

-    соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения

-    умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий

-    умение реализовать этапы решения задач на компьютере

Выполнение заданий
экзамена
1 семестр
экзамена
2 семестр

-    умение реализовывать на языке программирования высокого уровня типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов

Выполнение заданий
экзамена
2 семестр

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

-    умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет

-    владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации

-    умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации

-    использование простейших кодов, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных

-     выполнение преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики

-    определение кратчайшего пути во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа

-    умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи

-    умение использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел

-    умение выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления

-    умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности

-    исследование области истинности высказывания, содержащего переменные

-    решение несложных логических уравнений

Выполнение заданий
экзамена
1 семестр

-    умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на универсальном языке

-    умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки

-    умение определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных

-    умение модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций)

-    умение создавать структурированные текстовые документы с использованием возможностей современных программных средств

-    умение использовать табличные (реляционные) базы данных

-    выполнение сортировки и поиска записей в базе данных

-    умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных

-    умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов

-    умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы

-    умение использовать средства отладки программ в среде программирования

-    умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных

Выполнение заданий
экзамена
2 семестр

ПК 2.2. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

-    умение использовать выбранную систему контроля версий

-    использование методов для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества.

Выполнение заданий

экзамена

2 семестр

ПК 2.3. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов силовых и слаботочных систем зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

-    умение выполнять оптимизацию программного кода с использованием специализированных программных средств

Выполнение заданий

экзамена

2 семестр

ПК 2.3. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов силовых и слаботочных систем зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

-    умение осуществлять постановку задач по обработке информации, проводить анализ предметной области, осуществлять выбор модели и средства построения информационной системы и программных средств

Выполнение заданий

экзамена

2 семестр

ПК 2.2. Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

-    умение использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений, создавать и управлять проектом по разработке приложения, проектировать и разрабатывать систему по заданным требованиям и спецификациям

Выполнение заданий

экзамена

2 семестр

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной дисциплиной

[2] Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

[3] Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей