Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
«РАССМОТРЕНА» |
«СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДАЮ» |
на Заседании МО Рекомендована к утверждению |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ СШ №3 |
Протокол №_______ от «___»__________ _______ г |
______________/ ____________/ |
___________ /___________/ |
Руководитель МО __________/_________________ |
« ____» _______г. |
Приказ от_____ _____г.№ |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Информатика и ИКТ
Классы: 6а, б
Уровень общего образования: основное общее
Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019
Количество часов по учебному плану: Всего 34 часа в год; 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы основного общего образования по информатике. Авторы программы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (название, автор) Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. название, автор, год издания
Рабочую программу составила (реализует)_________________/ Штенкина Н.Н./ подпись расшифровка подписи |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», в соответствии с Примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ для 6 класса, на основе программы по информатике и ИКТ для основного общего образования (6класс), автор: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Изд-во: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта):
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Цели программы
· создание условий для планирования и организации учебного процесса по информатике и ИКТ в 6 классе
· обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной общей школы знаний, умений, навыков и компетенций по информатике и ИКТ, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
Задачи программы
· способствование овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
· формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
· формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности школьников к дальнейшему обучению;
· создание условий для развития у обучающихся элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки
Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ в 6 классе
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учащиеся научатся:
· понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
· перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
· строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
· понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
· понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
· подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
· исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
· разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Учащиеся получат возможность:
· сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
· познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
· исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
· по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
· разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- формирование универсальных учебных действий обработки информации;
- развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий;
- приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ;
- развитие информационного мировоззрения у учащихся;
- формирование информационно-технологической культуры учащихся;
- знакомство с тенденциями производственных, экономических, правовых отношений, свойственных современному развивающемуся информационному обществу;
- социализация личности обучающегося.
Содержание учебного курса
№ п/п |
Название разделов и тем |
Формы организации учебного процесса ( теоретические или практические) |
Количество часов |
1. |
Объекты и их системы Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Отношения между множествами объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Файлы и папки. Системы объектов. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Персональный компьютер как система. |
Практические работы №1 - №5 Контрольная работа №1 (тестирование) |
10 |
2. |
Человек и информация Способы познания окружающего мира. Как образуются понятия. Понятие как форма мышления. Определение понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). |
Практические работы №6, №7 Контрольная работа №2 (тестирование) |
3 |
3. |
Информационное моделирование Информационное моделирование как метод познания. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Многоуровневые списки. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. |
Практические работы №8 - №14
Контрольная работа №3 (тестирование)
|
9 |
4. |
Элементы алгоритмизации Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Исполнители в среде виртуальной лаборатории «Переправа». Исполнитель Чертежник. Исполнитель Кузнечик. Исполнитель Водолей. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. |
Практические работы №15 - №17 Контрольная работа №4 (тестирование)
|
10 |
5. |
Повторение изученного. |
Проектная работа |
2 |
Из 34 часов отводится на: |
|
Контрольные работы |
4 часов |
Контрольная работа№1 |
Тема: Объекты и их системы |
Контрольная работа№2 |
Тема: Человек и информация |
Контрольная работа№3 |
Тема: Информационное моделирование |
Контрольная работа№4 |
Тема: Элементы алгоритмизации |
Практические работы |
17 часов |
Практическая работа№1 |
Тема: Работаем с основными объектами операционной системы |
Практическая работа№2 |
Тема: Работаем с объектами файловой системы |
Практическая работа№3 |
Тема: Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов |
Практическая работа№4 |
Тема: Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов. |
Практическая работа№5 |
Тема: Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора |
Практическая работа№6 |
Тема: Создаем компьютерные документы. |
Практическая работа№7 |
Тема: Конструируем и исследуем графические объекты |
Практическая работа№8 |
Тема: Создаем графические модели. |
Практическая работа№9 |
Тема: Создаем словесные модели |
Практическая работа№10 |
Тема: Создаем многоуровневые списки. |
Практическая работа№11 |
Тема: Создаем табличные модели |
Практическая работа№12 |
Тема: Создаем вычислительные таблицы в текстовом редакторе. |
Практическая работа№13 |
Тема: Создаем информационные модели – диаграммы и графики |
Практическая работа№14 |
Тема: Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья |
Практическая работа№15 |
Тема: Создаем линейную презентацию. |
Практическая работа№16 |
Тема: Создаем презентацию с гиперссылками. |
Практическая работа№17 |
Тема: Создаем циклическую презентацию. |
Проектные работы |
2 часа |
Мини-проект |
Тема: Диаграммы вокруг нас |
Проектная работа |
Тема: Итоговый проект |
Изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу
№ п/п |
Тема |
Количество часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем |
Обоснование целесообразности внесения данных изменений
|
|
В авторской программе |
В рабочей программе |
|||
1. |
Объекты и их системы |
10 |
10 |
|
2. |
Человек и информация |
3 |
3 |
|
3. |
Информационное моделирование |
9 |
9 |
|
4. |
Элементы алгоритмизации |
9 |
10 |
Изучение алгоритмов – ведущая тема информатики |
5. |
Повторение изученного |
4 |
2 |
1 ч. отдан на изучение элементов алгоритмизации |
|
Итого |
35 |
34 |
|
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 6 а, б классов
№ |
Раздел программы Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Корректирующие мероприятия |
|||
По плану |
По факту |
||||||
6а |
6б |
6а |
6б |
||||
|
Объекты и их системы |
|
|
|
|
|
|
1 |
Цели изучения курса информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Объекты операционной системы. Практическая работа №1. Работаем с основными объектами операционной системы. Входная контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2. Работаем с объектами файловой системы |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов (задания 1-3) |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Отношение «входит в состав». Практическая работа №3. Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов (задания 5-6) |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
Разновидности объектов и их классификация. |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
Классификация компьютерных объектов Практическая работа №4. Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов. |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора (задания 1-3) |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора (задания 4-5) |
1 |
|
|
|
|
|
10 |
Персональный компьютер как система. Практическая работа №5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора (задание 6). Контрольная работа№1 по теме: «Объекты и их системы» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Человек и информация |
|
|
|
|
|
|
11 |
Способы познания окружающего мира Практическая работа №6. Создаем компьютерные документы. |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Как образуются понятия. Понятие как форма мышления. Практическая работа №7. Конструируем и исследуем графические объекты (задание 1) |
1 |
|
|
|
|
|
13 |
Определение понятия. Практическая работа №7. Конструируем и исследуем графические объекты (задание 2, 3) Контрольная работа№2 по теме: «Человек и информация» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Информационное моделирование |
|
|
|
|
|
|
14 |
Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8. Создаем графические модели. |
1 |
|
|
|
|
|
15 |
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9. Создаем словесные модели |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 Создаем многоуровневые списки. |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11. Создаем табличные модели |
1 |
|
|
|
|
|
18 |
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12. Создаем вычислительные таблицы в текстовом редакторе. |
1 |
|
|
|
|
|
19 |
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13. Создаем информационные модели – диаграммы и графики (задания 1-4) |
1 |
|
|
|
|
|
20 |
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» |
1 |
|
|
|
|
|
21 |
Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14. Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья (задания 1, 2, 3). |
1 |
|
|
|
|
|
22 |
Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья (задания 4, 6) Контрольная работа№3 по теме: «Информационное моделирование» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Элементы алгоритмизации |
|
|
|
|
|
|
23 |
Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы». |
1 |
|
|
|
|
|
24 |
Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнения Кузнечик. |
1 |
|
|
|
|
|
25 |
Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей. |
1 |
|
|
|
|
|
26 |
Линейные алгоритмы. Практическая работа №15. Создаем линейную презентацию. |
1 |
|
|
|
|
|
27 |
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16. Создаем презентацию с гиперссылками. |
1 |
|
|
|
|
|
28 |
Алгоритм с повторениями. Практическая работа №17. Создаем циклическую презентацию. |
1 |
|
|
|
|
|
29 30 |
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник. |
2 |
|
|
|
|
|
31 |
Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник. |
1 |
|
|
|
|
|
32 |
Обобщение и систематизация изученного по теме «Элементы алгоритмизации». Контрольная работа№3 по теме: «Элементы алгоритмизации» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Повторение изученного |
|
|
|
|
|
|
33 34 |
Годовая контрольная работа. Выполнение и защита итогового проекта. |
2 |
|
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения |
Средства обучения |
|
1. |
АРМ учителя |
2. |
Рабочее место обучающегося (стационарный компьютер) |
3. |
Интерактивная система |
Учебно-методическая литература |
|
1. |
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. |
2. |
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. |
Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР) |
|
1. |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс» |
2. |
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.: презентации, плакаты, разноуровневые практические работы, тесты, тексты контрольных работ (metodist.lbz.ru/) |
3. |
Ресурсы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) |
Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе |
|
1. |
Операционная система Windows |
2. |
Файловый менеджер (в составе операционной системы) |
3. |
Почтовый клиент (в составе операционных систем) |
4. |
Браузер (в составе операционных систем) |
5. |
Интегрированное офисное приложение Microsoft Office, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы |
6. |
Мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы) |
7. |
Антивирусная программа |
8. |
Программа-архиватор |
9. |
Программа-переводчик |
10. |
Система оптического распознавания текста |
11. |
Программа интерактивного общения |
12. |
Клавиатурный тренажер |
13. |
Виртуальные компьютерные лаборатории |
14. |
Растровый и векторный графические редакторы |
15. |
Звуковой редактор |
16. |
Система программирования |
17. |
Среда программирования Алгоритмика |
18. |
Геоинформационная система |
19. |
Система автоматизированного проектирования |
20. |
Редактор web-страниц |
Приложения к программе:
Приложение№1- Контрольно-измерительные материалы
Приложение №2 - Темы научно-исследовательских работ
Приложение №3 - Методические рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися по медицинским показаниям в обучении по коррекционной программе VII вида
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.