Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3»
«РАССМОТРЕНА» |
«СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДАЮ» |
на Заседании МО Рекомендована к утверждению |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ СШ №3 |
Протокол №_______ от «___»__________ _______ г |
______________/ ____________/ |
___________ /___________/ |
Руководитель МО __________/_________________ |
« ____» _______г. |
Приказ от_____ _____г.№ |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Информатика и ИКТ
Классы: 8 а, б
Уровень общего образования: основное общее
Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019
Количество часов по учебному плану: Всего 34 часа в год; 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы основного общего образования по информатике. Авторы программы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. «Информатика. Программа для основной школы 7-9 классы», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (название, автор) Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. название, автор, год издания
Рабочую программу составила (реализует)_________________/ Штенкина Н.Н./ подпись расшифровка подписи |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», в соответствии с Примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ для 8 класса, на основе программы по информатике и ИКТ для основного общего образования (8класс), автор: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Изд-во: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта):
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Цели программы
· создание условий для планирования и организации учебного процесса по информатике и ИКТ в 8 классе
· обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной общей школы знаний, умений, навыков и компетенций по информатике и ИКТ, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
Задачи программы
· способствование овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
· формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
· формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности школьников к дальнейшему обучению;
· создание условий для развития у обучающихся элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки
Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ в 8 классе
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
· понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
· понимать термины «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
· понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
· понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
Учащиеся должны уметь:
· записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
· переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
· составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
· решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
· решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
· оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
· исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
· исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
· исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
· исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
· определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
· разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
· определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
· подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
· по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
· разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- формирование универсальных учебных действий обработки информации;
- развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий;
- приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ;
- развитие информационного мировоззрения у учащихся;
- формирование информационно-технологической культуры учащихся;
- знакомство с тенденциями производственных, экономических, правовых отношений, свойственных современному развивающемуся информационному обществу;
- социализация личности обучающегося.
Содержание учебного курса
№ п/п |
Название разделов и тем |
Формы организации учебного процесса ( теоретические или практические) |
Количество часов |
1. |
Математические основы информатики Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
|
Практические работы №1, №2 Входная контрольная работа
Контрольная работа №1 (тестирование) |
13 |
2. |
Основы алгоритмизации Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. |
Практические работы №3, №4, №5
Контрольная работа №2 (тестирование) |
10 |
3. |
Начала программирования Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
|
Практические работы №6 Контрольная работа №3 (тестирование)
|
10 |
4. |
Повторение изученного. |
Итоговая контрольная работа (тестирование) |
1
|
Из 34 часов отводится на: |
|
Контрольные работы |
4 часов |
Контрольная работа |
Тема: Входная контрольная работа |
Контрольная работа№1 |
Тема: Математические основы информатики |
Контрольная работа№2 |
Тема: Основы алгоритмизации |
Контрольная работа№3 |
Тема: Начала программирования |
Контрольная работа |
Тема: Годовая контрольная работа |
Практические работы |
14 часов |
Практическая работа№1 |
Тема: «Построение алгоритмической конструкции «следование» |
Практическая работа№2 |
Тема: «Построение алгоритмической конструкции «ветвление» |
Практическая работа№3 |
Тема: «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы» |
Практическая работа№4 |
Тема: «Построение алгоритмической конструкции «повторение» |
Практическая работа№5 |
Тема: «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы» |
Практическая работа№6 |
Тема: «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений» |
Практическая работа№7 |
Тема: «Организация ввода и вывода данных» |
Практическая работа№8 |
Тема: «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль» |
Практическая работа№9 |
Тема: «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» |
Практическая работа№10 |
Тема: «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» |
Практическая работа№11 |
Тема: «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» |
Практическая работа№12 |
Тема: «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» |
Практическая работа№13 |
Тема: «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений» |
Практическая работа№14 |
Тема: «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» |
Изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу
№ п/п |
Тема |
Количество часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем |
Обоснование целесообразности внесения данных изменений
|
|
В авторской программе |
В рабочей программе
|
|||
1. |
Математические основы информатики |
13 |
13 |
|
2. |
Основы алгоритмизации |
10 |
10 |
|
3. |
Начала программирования |
10 |
10 |
|
4. |
Повторение изученного. |
2 |
1 |
Сокращение часов в связи с 34 недельным учебным годом |
|
Итого |
35 |
34 |
|
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8 а, б классов
№ |
Раздел программы Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Корректирующие мероприятия |
|||||
По плану |
По факту |
||||||||
8а |
8б |
8а |
8б |
||||||
1гр |
2гр |
1гр |
2гр |
||||||
|
Математические основы информатики |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Общие сведения о системах счисления |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Входная контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Представление целых чисел |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Представление вещественных чисел |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Высказывание. Логические операции. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Построение таблиц истинности для логических выражений |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Свойства логических операций. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Решение логических задач |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Логические элементы |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Контрольная работа №1 по теме «Математические основы информатики». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основы алгоритмизации |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Алгоритмы и исполнители |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Способы записи алгоритмов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Объекты алгоритмов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Алгоритмическая конструкция следование. Практическая работа №1 «Построение алгоритмической конструкции «следование» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Практическая работа №2 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Неполная форма ветвления. Практическая работа №3 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №4 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №5 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №6 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Начала программирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №7 «Организация ввода и вывода данных» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №8 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №9 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №10 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №11 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №12 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №13 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №14 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Контрольная работа №3 по теме «Начала программирования». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое повторение |
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Основные понятия курса. Годовая контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения |
Средства обучения |
|
1. |
АРМ учителя |
2. |
Рабочее место обучающегося (стационарный компьютер) |
3. |
Принтер |
4. |
Интерактивная система |
Учебно-методическая литература |
|
1. |
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. |
Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР) |
|
1. |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» |
2. |
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.: презентации, плакаты, разноуровневые практические работы, тесты, тексты контрольных работ (metodist.lbz.ru/) |
3. |
Ресурсы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) |
Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе |
|
1. |
Операционная система Windows |
2. |
Файловый менеджер (в составе операционной системы) |
3. |
Почтовый клиент (в составе операционных систем) |
4. |
Браузер (в составе операционных систем) |
5. |
Интегрированное офисное приложение Microsoft Office, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы |
6. |
Мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы) |
7. |
Антивирусная программа |
8. |
Программа-архиватор |
9. |
Программа-переводчик |
10. |
Система оптического распознавания текста |
11. |
Программа интерактивного общения |
12. |
Клавиатурный тренажер |
13. |
Виртуальные компьютерные лаборатории |
14. |
Растровый и векторный графические редакторы |
15. |
Звуковой редактор; |
16. |
Система программирования; |
17. |
Геоинформационная система; |
18. |
Система автоматизированного проектирования; |
19. |
Редактор web-страниц. |
Приложения к программе:
Приложение№1- Контрольно-измерительные материалы
Приложение №2 - Темы научно-исследовательских работ
Приложение №3 - Методические рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися по медицинским показаниям в обучении по коррекционной программе VII вида
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.