Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3»
«РАССМОТРЕНА» |
«СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДАЮ» |
на Заседании МО Рекомендована к утверждению |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ СШ №3 |
Протокол №_______ от «___»__________ _______ г |
______________/ ____________/ |
___________ /___________/ |
Руководитель МО __________/_________________ |
« ____» _______г. |
Приказ от_____ _____г.№ |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Информатика и ИКТ
Классы: 9 а, б
Уровень общего образования: основное общее
Срок реализации программы, учебный год: 2018-2019
Количество часов по учебному плану: Всего 68 часа в год; 2 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы основного общего образования по информатике. Авторы программы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. «Информатика. Программа для основной школы 7-9 классы», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (название, автор) Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. название, автор, год издания
Рабочую программу составила (реализует)_________________/ Штенкина Н.Н./ подпись расшифровка подписи |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. №1089, в соответствии с Примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ для 9 класса, на основе программы по информатике и ИКТ для основного общего образования (9класс), автор: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Изд-во: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки обучающихся, составлена на основе БУП 2004года.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта):
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Цели программы
· создание условий для планирования и организации учебного процесса по информатике и ИКТ в 9 классе
· обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной общей школы знаний, умений, навыков и компетенций по информатике и ИКТ, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
Задачи программы
· способствование овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
· формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
· формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности школьников к дальнейшему обучению;
· создание условий для развития у обучающихся элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки
Планируемые результаты изучения информатики и ИКТ в 9 классе
Учащиеся должны знать:
· Знать понятия натурной и информационной моделей
· Знать виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.дКомпьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
· Знать понятия реляционных баз данных, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
· Знать понятия локальных и глобальных компьютерных сетей. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Учащиеся должны понимать:
· понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
· понимать термины «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
· понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
· понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
· понимать использование моделей в практической деятельности. Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Учащиеся должны уметь:
· строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
· преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
· исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
· работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
· создавать однотабличные базы данных;
· осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
· осуществлять сортировку записей в готовой базе данных;
· оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
· исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
· исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
· исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
· исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
· определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
· разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
· определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
· подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
· по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
· разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
· разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
o нахождение суммы всех элементов массива;
o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
o сортировка элементов массива и пр.
· создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
· строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
· использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
· работать с формулами;
· визуализировать соотношения между числовыми величинами.
· осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
· основам организации и функционирования компьютерных сетей;
· составлять запросы для поиска информации в Интернете;
· научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
· расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
· научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
· познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
· закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
· сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- формирование универсальных учебных действий обработки информации;
- развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий;
- приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ;
- развитие информационного мировоззрения у учащихся;
- формирование информационно-технологической культуры учащихся;
- знакомство с тенденциями производственных, экономических, правовых отношений, свойственных современному развивающемуся информационному обществу;
- социализация личности обучающегося.
Содержание учебного курса
№ п/п |
Название разделов и тем |
Формы организации учебного процесса ( теоретические или практические) |
Количество часов |
1. |
Моделирование и формализация Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
|
Практические работы №1-№3
Входная контрольная работа (тестирование)
Контрольная работа №1 (тестирование) |
13 |
2. |
Алгоритмизация и программирование Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
|
Практические работы №4-№14 Контрольная работа №2 (тестирование)
|
26 |
3. |
Обработка числовой информации в электронных таблицах Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. |
Практические работы №15-№19 Контрольная работа №3 (тестирование)
|
11 |
4. |
Коммуникационные технологии Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. |
Практические работы №20-№25 Контрольная работа №4 (тестирование) |
14 |
5. |
Повторение изученного. |
Итоговая контрольная работа (тестирование) |
4 |
Из 68 часов отводится на: |
|
Контрольные работы |
6 часов |
Контрольная работа |
Тема: Входная контрольная работа |
Контрольная работа№1 |
Тема: Моделирование и формализация |
Контрольная работа№2 |
Тема: Алгоритмизация и программирование |
Контрольная работа№3 |
Тема: Обработка числовой информации |
Контрольная работа№4 |
Тема: Коммуникационные технологии |
Контрольная работа |
Тема: Итоговая контрольная работа |
Практические работы |
25 часов |
Практическая работа№1 |
Тема: «Построение графических моделей» |
Практическая работа№2 |
Тема: «Построение табличных моделей» |
Практическая работа№3 |
Тема: «Создание базы данных» |
Практическая работа№4 |
Тема: «Организация ввода и вывода данных» |
Практическая работа№5 |
Тема: «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль» |
Практическая работа№6 |
Тема: «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» |
Практическая работа№7 |
Тема: «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» |
Практическая работа№8 |
Тема: «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений» |
Практическая работа№9 |
Тема: «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» |
Практическая работа№10 |
Тема: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнения и вывода одномерных массивов» |
Практическая работа№11 |
Тема: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива» |
Практическая работа№12 |
Тема: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве» |
Практическая работа№13 |
Тема: «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» |
Практическая работа№14 |
Тема: «Написание вспомогательных алгоритмов» |
Практическая работа№15 |
Тема: «Основы работы в электронных таблицах» |
Практическая работа№16 |
Тема: «Вычисления в электронных таблицах» |
Практическая работа№17 |
Тема: «Использование встроенных функций» |
Практическая работа№18 |
Тема: «Сортировка и поиск данных» |
Практическая работа№19 |
Тема: «Построение диаграмм и графиков» |
Практическая работа№20 |
Тема: «Работа в локальной сети» |
Практическая работа№21 |
Тема: «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске». |
Практическая работа№22 |
Тема: «Работа с электронной почтой» |
Практическая работа№23 |
Тема: «Разработка содержания и структуры сайта» |
Практическая работа№24 |
Тема: «Оформление сайта» |
Практическая работа№25 |
Тема: «Размещение сайта в Интернете» |
Изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу
№ п/п |
Тема |
Количество часов на изучение отдельных тем, структурная перестановка порядка изучения тем |
Обоснование целесообразности внесения данных изменений
|
|
В авторской программе |
В рабочей программе
|
|||
1. |
Моделирование и формализация
|
9 |
14 |
Увеличено кол-во часов за счет перехода на 68 ч. программу вместо 34 ч. |
3. |
Алгоритмизация и программирование |
8 |
25 |
-Увеличено количество часов за счет перехода на 68 ч. программу вместо 34 ч., -Добавлен блок тем на повторение, т.к. данная тема является сложной и целесообразнее повторить курс 8 класса. |
4. |
Обработка числовой информации |
6 |
11 |
Увеличено кол-во часов за счет перехода на 68 ч. программу вместо 34 ч. |
5. |
Коммуникационные технологии |
10 |
14 |
Увеличено кол-во часов за счет перехода на 68 ч. программу вместо 34 ч. |
6. |
Итоговое повторение |
2 |
4 |
Увеличено кол-во часов за счет перехода на 68 ч. программу вместо 34 ч. |
|
Итого |
35 |
68 |
|
Программа модернизирована за счет увеличения количества часов по учебному плану ОО на 2017-2018 учебный год с 34ч. до 68ч. Увеличено количество часов на темы «Моделирование и формализация», «Алгоритмизация и программирование», «Обработка числовой информации», «Коммуникационные технологии», «Итоговое повторение». Добавлены темы на повторение блока «Алгоритмизация и программирование» для полноценного освоения и расширения знаний.
Календарно-тематическое планирование по инфортмаике и ИКТ для 9 а,б классов
№ |
Раздел программы Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Корректирующие мероприятия |
|||
По плану |
По факту |
||||||
9а |
9б |
9а |
9б |
||||
|
Моделирование и формализация |
|
|
|
|
|
|
1. |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
|
|
|
|
|
2. |
Моделирование как метод познания |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Знаковые модели. |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Графические модели. Практическая работа №1 «Построение графических моделей» |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Входная контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
Табличные модели. Практическая работа №2 «Построение табличных моделей» |
1 |
|
|
|
|
|
7-8 |
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
2 |
|
|
|
|
|
9-10 |
Система управления базами данных |
2 |
|
|
|
|
|
11-13 |
Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №3 «Создание базы данных» |
3 |
|
|
|
|
|
14 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа№1 по теме: «Моделирование и формализация» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Алгоритмизация и программирование |
|
|
|
|
|
|
15 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №4 «Организация ввода и вывода данных» |
1 |
|
|
|
|
|
17-18 |
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №5 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль» |
2 |
|
|
|
|
|
19 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. |
1 |
|
|
|
|
|
20 |
Решение задач на компьютере. Практическая работа №6 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
21 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
1 |
|
|
|
|
|
22 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №7 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
23 |
Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №7 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль» |
1 |
|
|
|
|
|
24-25 |
Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №8 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений» |
2 |
|
|
|
|
|
26 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №9 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы» |
1 |
|
|
|
|
|
27-29 |
Решение задач на компьютере. |
3 |
|
|
|
|
|
30-31 |
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №10 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнения и вывода одномерных массивов» |
2 |
|
|
|
|
|
32 |
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №11 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива» |
1 |
|
|
|
|
|
33 |
Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №12 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве» |
1 |
|
|
|
|
|
34 |
Сортировка массива. Практическая работа №13 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» |
1 |
|
|
|
|
|
35-36 |
Конструирование алгоритмов |
2 |
|
|
|
|
|
37-38 |
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа №14 «Написание вспомогательных алгоритмов» |
2 |
|
|
|
|
|
39 |
Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа№2 по теме: «Алгоритмизация и программирование». |
1 |
|
|
|
|
|
|
Обработка числовой информации |
|
|
|
|
|
|
40 |
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №15 «Основы работы в электронных таблицах» |
1 |
|
|
|
|
|
41-42 |
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Вычисления в электронных таблицах» |
2 |
|
|
|
|
|
43-44 |
Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №17 «Использование встроенных функций» |
2 |
|
|
|
|
|
45-47 |
Сортировка и поиск данных. Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных» |
3 |
|
|
|
|
|
48-49 |
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №19 «Построение диаграмм и графиков» |
2 |
|
|
|
|
|
50 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №3 по теме: «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Коммуникационные технологии |
|
|
|
|
|
|
51 |
Локальные и глобальные компьютерные сети. Практическая работа №20 «Работа в локальной сети» |
1 |
|
|
|
|
|
52 |
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера |
1 |
|
|
|
|
|
53 |
Доменная система имён. Протоколы передачи данных. |
1 |
|
|
|
|
|
54 |
Всемирная паутина. Файловые архивы. Практическая работа №21 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. |
1 |
|
|
|
|
|
55 |
Электронная
почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. |
1 |
|
|
|
|
|
56 |
Технологии создания сайта. |
1 |
|
|
|
|
|
57 |
Содержание и структура сайта. Практическая работа №23 «Разработка содержания и структуры сайта» |
1 |
|
|
|
|
|
58-62 |
Оформление сайта. Практическая работа №24 «Оформление сайта» |
5 |
|
|
|
|
|
63 |
Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №25 «Размещение сайта в Интернете» |
1 |
|
|
|
|
|
64 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №4 по теме: «Коммуникационные технологии». |
1 |
|
|
|
|
|
|
Итоговое повторение |
|
|
|
|
|
|
65-66 |
Основные понятия курса. |
2 |
|
|
|
|
|
67 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|
68 |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения |
Средства обучения |
|
1. |
АРМ учителя |
2. |
Рабочее место обучающегося (стационарный компьютер) |
3. |
Принтер |
4. |
Интерактивная система |
Учебно-методическая литература |
|
1. |
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. |
Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР) |
|
1. |
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс» |
2. |
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.: презентации, плакаты, разноуровневые практические работы, тесты, тексты контрольных работ (metodist.lbz.ru/) |
3. |
Ресурсы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) |
Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе |
|
1. |
Операционная система Windows |
2. |
Файловый менеджер (в составе операционной системы) |
3. |
Почтовый клиент (в составе операционных систем) |
4. |
Браузер (в составе операционных систем) |
5. |
Интегрированное офисное приложение Microsoft Office, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы |
6. |
Мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы) |
7. |
Антивирусная программа |
8. |
Программа-архиватор |
9. |
Программа-переводчик |
10. |
Система оптического распознавания текста |
11. |
Программа интерактивного общения |
12. |
Клавиатурный тренажер |
13. |
Виртуальные компьютерные лаборатории |
14. |
Растровый и векторный графические редакторы |
15. |
Звуковой редактор; |
16. |
Система программирования; |
17. |
Геоинформационная система; |
18. |
Система автоматизированного проектирования; |
19. |
Редактор web-страниц. |
Приложения к программе:
Приложение№1- Контрольно-измерительные материалы
Приложение №2 - Темы научно-исследовательских работ
Приложение №3 - Методические рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися по медицинским показаниям в обучении по коррекционной программе VII вида
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.