Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гжельская средняя общеобразовательная школа
с изучением предметов художественно-эстетического цикла
Утверждено.
приказом № ___ от _______ 2021 г
директор МОУ Гжельская средняя школа
__________ Туляшева Н.М.
Рабочая программа по предмету
«История»
(базовый уровень)
11 класс
Составитель: Дементьев А.О.
учитель истории
первой квалификационной категории
2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
-Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также на основе Примерной программы учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования;с учётом историко-культурного стандарта.
-Учебным планом МОУ Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Целью изучения истории в 11 классе является базовая подготовка и социализация обучающихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Новейшего времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и развиваются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации обучающихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов, активному применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности.
Структурно учебный предмет «История» на базовом уровне включает курсы по всеобщей (Новейшей) истории и по истории России с 1945 г. до начала XXI в., которые изучаются последовательно: вначале года изучается курс всеобщей истории, а затем – курс истории России, занимающий приоритетное место по объёму учебного времени и значимости.
На изучение учебного предмета «История» на базовом уровне отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю. Срок реализации программы один год.
УМК: История. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углуб. уровни /О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа ; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020; История России. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. 3 ч. / [М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2020.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, отцовства и материнства, интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
¾ самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
¾ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
¾ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
¾ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
¾ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
¾ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
¾ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные УУД
Обучающийся научится:
¾ искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
¾ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
¾ использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
¾ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
¾ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
¾ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
¾ менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
¾ осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
¾ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
¾ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
¾ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
¾ распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения РП:
Обучающийся на базовом уровне научится:
¾ рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
¾ знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
¾ определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
¾ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
¾ представлять культурное наследие России и других стран;
¾ работать с историческими документами;
¾ сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
¾ критически анализировать информацию из различных источников;
¾ соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
¾ использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
¾ использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
¾ составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;
¾ работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
¾ читать легенду исторической карты;
¾ владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
¾ демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
¾ оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
¾ ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
¾ демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
¾ устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
¾ определять место и время создания исторических документов;
¾ проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
¾ характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
¾ понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
¾ использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
¾ представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
¾ соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
¾ анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
¾ обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
¾ приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
¾ применять полученные знания при анализе современной политики России;
¾ владеть элементами проектной деятельности.
Обучающийся на углубленном уровне научится:
¾ владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
¾ характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
¾ определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
¾ использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
¾ определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
¾ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
¾ находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
¾ презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
¾ раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
¾ соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории XX в.;
¾ обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;
¾ применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
¾ критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
¾ изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
¾ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
¾ самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
¾ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
¾ давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс по всеобщей истории(17ч.)
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. Начало «холодной войны». Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.
Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. Двухполюсная (биполярная) система международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в годы «холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война США во Вьетнаме (1965 – 1973). Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений. Разрядка международной напряжённости. От разрядки к конфронтации.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления». Главные черты экономического развития. Государство благосостояния. «Общество потребления». Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада.
Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Экономические кризисы 1970 – 1980-х гг. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное информационное общество. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Общие итоги политики неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Общие итоги политики «третьего пути».
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Политические партии и политические идеологии. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в период формирования постиндустриального общества. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения.
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Попытки реформ в странах социалистического лагеря. Революции 1989 – 1991 гг.: общее и особенное. Почему Польша стала первой страной, где произошла революция. Политические и экономические реформы. «Шоковая терапия» и её итоги. Страны ЦВЕ и Европейский союз.
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Деколонизация. Выбор путей развития. Культурно-цивилизационные регионы. Мировая социалистическая система. Классификация государств. Политическое развитие государств Тропической и Южной Африки.
Китай. Индия. Гражданская война и победа народной революции в Китае. Выбор путей развития Китая. «Большой скачок» и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии. «Культурная революция». Начало реформ в Китае. Теория Дэн Сяопина. Этапы реформ. Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР. Индия в 1950- 1991 гг. Реформы М. Сингха. Современные проблемы Индии. Главное противоречие эпохи как двигатель мирового развития.
Современный мир
Глобализация и новые вызовы XXI в. Что такое глобализация. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. Новые вызовы XXI. Глобализация и фундаментализм. Человек и глобализация. Самоопределение человека в глобальном мире. Глобализация и регионализация. Глобализация и нарастание разрыва между богатыми и бедными. Проблема «мирового Юга». Глобализация и четвёртая промышленно-технологическая революция.
Международные отношения в конце XX – начале XXI в. Лидерство единственной сверхдержавы или многополюсный мир. Этапы внешней политики США. Ближневосточный конфликт. Региональная интеграция в современном мире. Общеевропейское сотрудничество. Расширение и трансформация НАТО. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
Курс по истории России(44 ч.)
Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.
Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.
Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства..
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.
Региональный компонент. Наш край в конце 40-х-1953 гг.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.
Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.
Региональный компонент. Наш край в 1953 - 1964 гг.
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.
Региональный компонент. Наш край в 1964 - 1982 гг.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы.
Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней».
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политик гласности.
Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.
Региональный компонент. Наш край в 1985 - 1991 гг.
Российская Федерация
Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.
Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Региональный компонент. Наш край в 1993 - 1999 гг.
Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 – 2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.
Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.
Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.
Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.
Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские выборы 2018 г.
Региональный компонент. Наш край в 2000 - 2021 гг.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (базовый уровень)
№ п/п |
№урока |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения урока по плану |
Дата проведения урока по факту |
Электронное сопровождение урока (активные ссылки) |
|
|
|
Глава IV. Соревнование социальных систем (16ч) |
||||
1-2 |
1 |
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. |
|
|
https://youtu.be/2H-SjCbriPg |
|
3-4 |
2 |
Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. |
|
|
https://videouroki.net/.../48-mezhdunarodnye-otnosheniya-vo-vtoroj- polovine-xx-veka-1950-e-konec-1980-h-godov.html |
|
5-6 |
3 |
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления». |
|
|
https://videouroki.net/.../04-zavershenie-ehpohi-industrialnogo-obshchestva- 1945-1970-godah.html |
|
7-8 |
4 |
Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути» |
|
|
https://videouroki.net/video/13-ehkonomicheskaya-politika-stran-zapada-v-1970-2000-e-gody.html |
|
9-10 |
5 |
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения |
|
|
https://videouroki.net/.../16-grazhdanskoe-obshchestvo-socialnye-dvizheniya. html |
|
11-12 |
6 |
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы |
|
|
https://videouroki.net/.../33-preobrazovaniya-i-revolyucii-v-stranah- vostochnoj-evropy.html |
|
13-14 |
7 |
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития |
|
|
https://videouroki.net/video/21-raspad-mirovoj-kolonialnoj-sistemy.html |
|
15-16 |
8 |
Китай. Индия |
|
|
https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/kitai_vo_vtoroi_polovine_khkh_nachale_khkhi_veka |
|
|
Глава V. Современный мир (1ч) |
|||||
17 |
1 |
Глобализация и новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX – начале XXI в. |
|
|
https://videouroki.net/.../54-globalizaciya-v-konce-xx---nachale-xxi-veka. html |
|
|
Курс по истории России (44 часов) |
|||||
|
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг. (29ч) |
|||||
18 |
1 |
Место и роль СССР в послевоенном мире |
|
|
https://videouroki.net/video/32-sovetskaya-razvedka-i-kontrrazvedka-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html |
|
19 |
2 |
Восстановление и развитие экономики. |
|
|
https://videouroki.net/video/33-vosstanovlenie-i-razvitie-ehkonomiki.html
|
|
20 |
3 |
Изменения в политической системе в послевоенные годы |
|
|
https://videouroki.net/video/34-izmeneniya-v-politicheskoj-sisteme-v-poslevoennye-gody.html |
|
21 |
4 |
Идеология, наука и культура в послевоенные годы |
|
|
https://videouroki.net/video/35-ideologiya-nauka-i-kultura-v-poslevoennye-gody.html |
|
22 |
5 |
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны» |
|
|
https://videouroki.net/video/37-vneshnyaya-politika-sssr-v-usloviyah-nachala-holodnoj-vojny.html |
|
23 |
6 |
Наш край в конце 40-х-начале 53 г. г. |
|
|
|
|
24 |
7 |
Личность и эпоха. Вклад Сталина в историю. |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3289137314279499328&from=tabbar&parent-reqid=1630256205855535-5924875078977364074-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-3914&text=вклад+сталина+в+историю |
|
25 |
8 |
Смена политического курса. |
|
|
https://videouroki.net/video/39-smena-politicheskogo-kursa.html
|
|
26 |
9 |
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/40-ehkonomicheskoe-i-socialnoe-razvitie-v-seredine-1950-h-seredine-1960-h-godov.html |
|
27 |
10 |
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/41-kulturnoe-prostranstvo-i-povsednevnaya-zhizn-v-seredine-1950-h-seredine-1960-h-godov.html |
|
28 |
11 |
Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/42-politika-mirnogo-sosushchestvovaniya-v-1950-h-pervoj-polovine-1960-h-godov.html |
|
29 |
12 |
Наш край в 1953-1964 г. г. |
|
|
|
|
30 |
13 |
Личность и эпоха. Вклад Хрущёва в историю. |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9467529145268095889&reqid=1630256309150512-13840116617337568667-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-3096&suggest_reqid=52629247162615254363185187379015&text=Вклад+Хрущёва+в+историю. |
|
31 |
14 |
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х г. г. |
|
|
https://videouroki.net/video/43-politicheskoe-razvitie-v-1960-h-seredine-1980-h-godov.html |
|
32 |
15 |
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7909455902286316930&reqid=1630256318496936-8019921048007160287-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-9762&suggest_reqid=52629247162615254363956862165485&text=+Социально-экономическое+разви-тие+страны+в+1960-х+–+середине+1980-х+гг. |
|
33 |
16 |
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/46-kulturnoe-prostranstvo-i-povsednevnaya-zhizn-vo-vtoroj-polovine-1960-h-pervoj-polovine-1980-h-godov.html |
|
34 |
17 |
Политика разрядки международной напряжённости |
|
|
https://videouroki.net/video/47-politika-razryadki-mezhdunarodnoj-napryazhyonnosti.html |
|
35 |
18 |
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ |
|
|
https://videouroki.net/video/48-sssr-i-mir-v-nachale-1980-h-godov-predposylki-reform.html |
|
36 |
19 |
Наш край в 1964 - 1982 гг. |
|
|
|
|
37 |
20 |
Личность и эпоха. Вклад Брежнева в историю. |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16830325670547096357&reqid=1630256395683272-8005970379614948457-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-11&suggest_reqid=52629247162615254364367240397747&text=Вклад+Брежнева+в+историю. |
|
38 |
21 |
Между »застоем» и «перестройкой». |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5848287148229591736&reqid=1630256436711636-17283348061368620580-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-1628&suggest_reqid=52629247162615254364843145051133&text=Между+»застоем»+и+«перестройкой». |
|
39 |
22 |
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/49-socialno-ehkonomicheskoe-razvitie-sssr-v-1985-1991-godah.html |
|
40 |
23 |
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки |
|
|
https://videouroki.net/video/50-peremeny-v-duhovnoj-sfere-zhizni-v-gody-perestrojki.html |
|
41 |
24 |
Реформа политической системы |
|
|
https://videouroki.net/video/51-reforma-politicheskoj-sistemy.html |
|
42 |
24 |
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике |
|
|
https://videouroki.net/video/52-novoe-politicheskoe-myshlenie-i-peremeny-vo-vneshnej-politike.html |
|
43 |
25 |
Национальная политика и подъём национальных движений. |
|
|
https://videouroki.net/video/53-nacionalnaya-politika-i-podyom-nacionalnyh-dvizhenij-raspad-sssr.html |
|
44 |
26 |
ГКЧП |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5037448106190538666&reqid=1630256484295944-9647128003206091887-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-6045&suggest_reqid=52629247162615254365550620194887&text=ГКЧП |
|
45 |
27 |
Распад СССР |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8925846287192273688&reqid=1630256555039039-12199018531402291693-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-9991&suggest_reqid=52629247162615254365862200456257&text=Распад+СССР |
|
46 |
28 |
Наш край в 1985 - 1991 г .г. |
|
|
|
|
47 |
29 |
Роль личности в истории. Вклад Горбачёва в историю. |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17967170446403652842&reqid=1630256586199546-13256712579474691074-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-882&suggest_reqid=52629247162615254366214194432656&text=Вклад+Горбачёва+в+историю. |
|
|
Глава V. Российская Федерация (14ч) |
|||||
48 |
1 |
Конституция 1993 года |
|
|
|
|
49 |
2 |
Российская экономика на пути к рынку. |
|
|
https://videouroki.net/video/54-rossijskaya-ehkonomika-na-puti-k-rynku.html |
|
50 |
3 |
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/55-politicheskoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-1990-e-gody.html |
|
51 |
4 |
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/57-duhovnaya-zhizn-strany-v-1990-e-gody-literatura-kinematograf-muzyka.html |
|
52 |
5 |
Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/59-geopoliticheskoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika-v-1990-e-gody.html |
|
53 |
6 |
Личность и эпоха. Вклад Ельцина в историю. |
|
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15507401369089711969&reqid=1630256621402919-14543365202008137900-sas3-0704-ded-sas-l7-balancer-8080-BAL-1631&suggest_reqid=52629247162615254366937294710387&text=Вклад+Ельцина+в+ис-торию.+в+историю. |
|
54 |
7 |
Наш край в 1993 - 1999 г. г. |
|
|
|
|
55 |
8 |
Политическая жизнь России в начале XXI в. |
|
|
https://videouroki.net/video/60-politicheskaya-zhizn-rossii-v-nachale-xxi-veka.html |
|
56 |
9 |
Экономика России в начале XXI в. |
|
|
https://videouroki.net/video/61-ehkonomika-rossii-v-nachale-xxi-veka.html |
|
57 |
10 |
Повседневная и духовная жизнь |
|
|
https://videouroki.net/video/62-povsednevnaya-i-duhovnaya-zhizn.html |
|
58 |
11 |
Внешняя политика России в первой четверти XXI в. |
|
|
https://videouroki.net/video/63-vneshnyaya-politika-rossii-v-nachale-xxi-veka.html |
|
59 |
12 |
Современная Россия гг. |
|
|
https://videouroki.net/video/64-rossiya-v-2008-2018-godah.html |
|
60 |
13 |
Наш край в 2000-2021г.г. |
|
|
|
|
61 |
14 |
Повторительно-обобщающий урок по главам IV и V Истории России |
|
|
https://videouroki.net/video/65-zaklyuchenie3.html |
|
|
|
Итоговое повторение и коррекция знаний (7ч.) |
||||
62 |
1 |
Экономика России в ХХ веке. |
|
|
|
|
63 |
2 |
Внутренняя политика в России в ХХ веке |
|
|
|
|
64 |
3 |
Внешняя политика России в ХХ веке. |
|
|
|
|
65 |
4 |
Социальные реформы в России в ХХ веке. |
|
|
|
|
66 |
5 |
Культура и наука в России в ХХ веке |
|
|
|
|
67 |
6 |
Правители России в ХХ веке. |
|
|
|
|
68 |
7 |
Защита проектов по курсу Россия в ХХ веке. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
68 часов |
|
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от «___»
_________ 2021 г № ______.
СОГЛАСОВАНО:
Зам директора по УВР Горелова Е.Е.
__________________
«____»________ 2021 г.
План корректировки тем по предмету:
№п/п |
Предмет |
Класс |
Тема |
Пути ликвидации отставаний в программном материале |
|
По программе |
|
||||
|
|
|
|
час
|
Объединено по причине… |
|
|
|
|
час |
Проведена административная работа. Тема урока дана на самостоятельное обучение |
|
|
|
|
час
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.