Рабочая программа по истории
Оценка 4.9

Рабочая программа по истории

Оценка 4.9
doc
19.12.2019
Рабочая программа по истории
6 класс. история.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»

г. Мичуринска Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по истории

6 класс

2017-2020 уч. г.г.

 

 

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 СОШ №17 «Юнармеец»

__________А. В. Климкин

Приказ №249 от 30.08.2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 28.08.2017г

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

- Конституции Российской Федерации.

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015).

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

- Национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа», утвержденной  Президентом Российской Федерации  от 04.02.2010 № Пр-271).

- Приказа Минобрнауки №373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).

- Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с дополнениями и изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).

- Приказа управления образования и науки области от 17.02.2012  № 493 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области».

- Письма управления  образования  и науки  Тамбовской  области  от  25.03.2015  №1.01-23/970  «Об  изучении    основ    духовно- нравственной культуры в основной школе».

- Писем управления образования и науки Тамбовской области от 01.07.2016 №1.02.-08/2458, от 29.05.2015 №1.02.-08/1993, от 24.08.2014 №1.02.-08/3040, от 23.08.2013 №1.06-08/3684.

- Письма управления образования и науки Тамбовской области от 06.07.2017 №1.02.-13/2560.

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17 «Юнармеец».

- программы по «Истории России» 6—9 классы, авторы А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016, программы по Всеобщей истории. 5 -9 классы, автор Н. И. Шевченко (Средние века) – М.: Просвещение, 2014 (2- е изд.)

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

Средства мониторинга усвоения программы –   контрольные  работы, тестирование.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов последовательно: «Всеобщая история» и «История России».

Целью обучения истории является: 

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: 

Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:

- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.

- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

- Овладение компетенциями:

         Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;

Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности. Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; 

Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности.

 

                                          Общая характеристика курса

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом основных принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

 

Место учебного предмета в учебном плане

            Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины. В 6 классе отводится 70 часов на изучение предмета, из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

Ценностные ориентиры учебного предмета

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

 • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

 

Требования  к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: 

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; 

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); 

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;

 - развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают: 

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; 

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;  - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- освоение приемов установления причинно-следственных связей.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» (70 ч.)

История Средних веков (30 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России с древности до XV в. (40 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

 

Тематическое планирование

Всеобщая история. История Средних веков (30 часов)

№ раздела  

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Тема 1.  

 Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)  

5

Тема 2.  

 Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2

Тема 3.  

 Арабы в VI-XI вв. 

2

Тема 4.  

Феодалы и крестьяне.

2

Тема 5.  

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

Тема 6.  

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. 

2

Тема 7.  

Образование централизованных государств  в Западной Европе в XI—XV вв.  

6

Тема 8.  

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

Тема 9.  

Культура Западной Европы в Средние века

2

Тема 10.  

Страны Азии, Америки и Африки  в Средние века

2

Повторение  и контроль

2

Итого

30

 

История России. История России с древности до XV в. (40 часов)

№ раздела  

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе

Введение. Наша Родина — Россия

1

Тема 1.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

Тема 2.

Русь в IX — первой половине XII в.

11

Тема 3.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

Тема 4.

Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

Тема 5.

Формирование единого Русского государства

8

Итого

40

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дополнительная литература для обучающихся:

Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.

Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк / Ж. Дюби. - М., 2000.

Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. — М., 2000.

Егер О. История Средних веков / О. Егер. — М., 2007.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.

Право в средневековом мире /под ред. О. И. Варьяш. — СПб., 2001.

 

2. Дополнительная литература для учителя:

История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред.-сост. Блохин В.Ф. –Смоленск : Русич; Брянск: Курсив, 1999.

История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6класс. Дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ авт.-сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград, Учитель,2009г.

Дидактические материалы по истории России: с древнейших времён до конца XVI века 6-7кл./ авт.-сост. Н.И.Ворожейкина. – М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС,2003г.

Репин А.В. История России. 6 класс. Дидактические материалы. –Саратов: изд-во «Лицей»,2009г.

Е.Осетров. Твой кремль. – изд-во «Малыш»,1977г.

Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории. Россия в Средние века. 6 класс. – М.: АРКТИ.2003г.

В.В.Шаповал. Дидактические материалы по истории России: с древнейших времён до конца XVI века: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. «История России: с древнейших времён до конца XVIвека: учеб. Для 6 кл) – М.: изд-во «Экзамен», 2007г.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http: //antology. rchgi. spb. ru/links .htm

Манускрипты и рукописи на латыни:

http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/manu-scripts apologeticum.htm

Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

http: //www, hist. msu. ru/Depart ments/Medieval/exam. htm

«Почемучка»: ответы на различные вопросы по истории Средневековья для школьников:

http://pochemuchca.ru/srednev.html

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019