Пояснительная записка |
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: |
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; |
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; |
3. . Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в 2019-2020 учебном году. |
4 Основной образовательной программы основного общего образования, утверждённого приказом № -ОД от 30 августа 2019г. |
5 Учебного плана на 2019-2020 учебный год. |
6. Программы по истории разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться, на основе учебной программы «История Древнего мира», авторов А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. : М., Просвещение, 2017 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой |
«История Древнего мира» |
2017 |
Просвещение |
2 |
Годер Г. И. |
Методическое пособие по истории Древнего мира |
2012 |
Просвещение |
3 |
|
Атлас с комплектом контурных карт. Древний мир. |
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностные результаты: |
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; |
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; |
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; |
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. |
|
Метапредметные результаты: |
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; |
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; |
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); |
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; |
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. |
|
Предметные результаты: |
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; |
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; |
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; |
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; |
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; |
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС)
знать/понимать:
|
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; - компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; - участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; - признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
|
уметь:
|
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(из ООП)
Раздел / тема |
Содержание |
|
Введение |
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
|
|
Жизнь первобытных людей.
|
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Глава 3. Счёт лет в истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
|
|
Древний Восток. |
Глава 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы. Глава 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
|
|
Древняя Греция |
Глава 7. Древнейшая Греция Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции. Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
|
|
Древний Рим |
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима. Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. Глава 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. «Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
|
|
Повторение |
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
Примерное количество часов |
Вид контроля |
||||
Кр |
ТС |
|
|
|
|||
1 |
Введение |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Жизнь первобытных людей.
|
7 |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Древний Восток. |
22 |
2 |
|
|
|
|
4 |
Древняя Греция |
20 |
1 |
|
|
|
|
5 |
Древний Рим |
17 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Повторение |
1 |
|
|
|
|
|
|
Всего за год -68ч |
|
|
|
|
|
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хуцеевская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района
«РАССМОТРЕНО» на ШМО учителей Протокол №_____ От____________ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. дир. по УВР __________________ «__» _______ 20__ г. |
«ПРИНЯТО» на Педагогическом Совете Протокол № __ от _______
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _________________ Приказ № __ от _______ |
Республики Дагестан
Предмет: История
Класс: 5
МО :гуманитарного цикла
Учебный год: 2019-2020 уч.г.
Срок реализации программы: 1 год
Учитель : Магомедова Зарема Ахмедовна
2019
Расчет количества уроков
к календарно-тематическому плану
Сентябрь |
9 |
|
|
I четверть |
18 |
|
I полугодие |
32 |
Октябрь |
8 |
|
|
II четверть |
14 |
|
II полугодие |
36 |
Ноябрь |
6 |
|
|
III четверть |
20 |
|
Всего |
68 |
Декабрь |
8 |
|
|
IV четверть |
16 |
|
|
|
Январь |
6 |
. |
|
Всего |
68 |
|
|
|
Февраль |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
Март |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Апрель |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
Май |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
68 |
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 68 учебные недели при количестве 2 урока в неделю, всего 68 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 68 уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ 5КЛАСС
№ |
Дата |
Дата фактическая |
Тема урока
1 чет |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
|
|
|||||
урока |
по плану |
|
||||||||||
1
|
2-7.09 |
Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний. |
1 |
Выучить записи в тетради |
|
|
||||||
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ |
|
|
||||||||||
2 |
2-7.09 |
|
Древнейшие люди. Историческая карта. |
1 |
П. 1 |
|
|
|||||
3 |
9-14.09 |
|
Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю. |
1 |
П. 2 |
|
|
|||||
4 |
9-14.09 |
|
Возникновение искусства и религии. Тестирование Археология – помощница истории. |
1 |
П. 3 |
|
|
|||||
5 |
17-21.09 |
|
Возникновение земледелия и скотоводства |
1
|
П. 4 |
|
|
|||||
|
||||||||||||
6 |
17-21.09 |
|
Появление неравенства и знати. |
1 |
П. 5 |
|
|
|||||
|
||||||||||||
7 |
23-28.09 |
|
ПОУ по теме «Жизнь первобытных людей» |
1 |
Повторить пройденный материал |
|
|
|||||
8 |
23-28.09 |
|
Измерение времени по годам |
1 |
Выучить записи в тетради |
|
|
|||||
РАЗДЕЛ 2.Древний Восток |
|
|||||||||||
9 |
30.09-5.10 |
|
Государство на берегах Нила. |
1 |
П. 6. Подготовить сообщение |
|
|
|||||
10 |
30.09-5.10 |
|
Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом. |
1 |
П. 7 |
|
|
|||||
11 |
7-12.10 |
|
Жизнь египетского вельможи. |
1 |
П. 8 |
|
|
|||||
12 |
7-12.10 |
|
Военные походы фараонов. |
1 |
П. 9 |
|
|
|||||
|
|
|||||||||||
13 |
14.-19.10 |
|
Религия древних египтян. |
1 |
П 10 |
|
|
|||||
|
|
|||||||||||
14 |
14.-19.10 |
|
Искусство древних египтян. Подготовка к ВПР |
1 |
|
|
||||||
П. 11 |
|
|
||||||||||
15 |
21-26.10 |
|
Письменность и знания древних египтян. |
1 |
|
|
||||||
П. 12 |
|
|
||||||||||
16 |
21-26.10 |
|
Контрольная работа «Древний Египет» |
1 |
|
|
||||||
|
|
|
||||||||||
17 |
28-31.10 |
|
Древнее Двуречье. |
1 |
П. 13 |
|
|
|||||
|
|
|||||||||||
18 |
28-31.10 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.. |
1 |
П. 14 |
|
|
||||||
2 четверть |
|
|
|
|||||||||
19 |
11-16.11 |
Финикийские мореплаватели. |
1 |
П. 15 |
|
|
||||||
20 |
11-16.11 |
Библейские сказания. Подготовка к ВПР |
1 |
П. 16 |
|
|
||||||
21 |
18-23.11 |
Древнееврейское царство. |
1 |
П. 17 |
|
|
||||||
22 |
18-23.11 |
Ассирийская держава. |
1 |
П. 18 |
|
|
||||||
23 |
25-30.11 |
|
Персидская держава «царя царей». |
1 |
|
|
||||||
П. 19 |
|
|
||||||||||
24 |
25-30.11 |
Природа и люди Древней Индии. |
1 |
П.20 |
|
|
||||||
25 |
2-7.12 |
Индийские касты. |
1 |
П 21 |
|
|
||||||
26-27 |
2-7.12 9-14.12 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Подготовка к ВПР |
2 |
П 22 |
|
|
||||||
28-29 |
9-14.12 16-21.12 |
Первый властелин единого Китая. |
2 |
П 23-24 |
|
|
||||||
30 |
16-21.12 |
Контрольная работа «Древний Восток» |
1 |
Подготовить сообщения |
|
|
||||||
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ |
|
|
Первый властелин единого Китая. |
|||||||||
31 |
23-28.12 |
|
Греки и критяне. |
1
|
|
|
||||||
П. 25 |
|
|
||||||||||
32 |
23-28.12 |
|
Микены и Троя. |
1 |
П. 26 |
|
|
|||||
|
|
|||||||||||
3 чет |
|
|
||||||||||
33 |
9-11.01 |
|
Поэма Гомера «Илиада». |
1
|
П. 27 |
|
|
|||||
|
|
|||||||||||
34 |
9-11.01 |
|
Религия древних греков. |
1 |
|
|
||||||
П. 28 |
|
|
||||||||||
35 |
13-18.01 |
|
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. |
1 |
П. 29 |
|
|
|||||
36 |
13-18.01 |
|
Зарождение демократии в Афинах. |
1
|
П. 30 |
|
|
|||||
|
|
|||||||||||
37 |
20-25.01 |
|
Древняя Спарта. |
1 |
П. 31 |
|
|
|||||
38 |
20-25.01 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. |
1 |
П. 32 |
|
|
||||||
39 |
27.01-1.02 |
|
Олимпийские игры в древности. |
1 |
П. 33 |
|
|
|||||
40 |
27.01-1.02 |
|
Победа греков над персами в Марафонской битве. |
1 |
|
|
||||||
П. 34 |
|
|
||||||||||
41 |
3.02-8.02 |
|
Нашествие персидских войск |
1 |
П. 35 |
|
|
|||||
42 |
3.02-8.02 |
|
В гаванях афинского порта Пирей. |
1 |
П. 36 |
|
|
|||||
|
|
|||||||||||
43 |
10-15.02 |
|
В городе богини Афины. |
1 |
П. 37 |
|
|
|||||
44 |
10-15.02 |
В афинских школах и гимнасиях. |
1 |
П. 38 |
|
|
||||||
45 |
17-22.02 |
|
В афинском театре. Подготовка к ВПР |
1 |
П. 39 |
|
|
|||||
46 |
17-22.02 |
|
Афинская демократия при Перикле. |
1 |
|
|
||||||
П. 40 |
|
|
||||||||||
47 |
25-29.02 |
|
Города Эллады подчиняются Македонии. |
1 |
П. 41 |
|
|
|||||
48 |
25-29.02 |
|
Поход Александра Македонского на Восток. |
1
|
|
|
||||||
П. 42 |
|
|
||||||||||
49 |
2-7.03 |
|
В Александрии Египетской. Подготовка к ВПР
|
1 |
П. 43 |
|
|
|||||
50 |
2-7.03 |
Контрольная работа «Древняя Греция» |
1 |
Подготовить рефераты |
|
|
||||||
Раздел IV. Древний Рим |
|
|||||||||||
51
|
10-14.03 |
Древнейший Рим. Подготовка к ВПР |
1 |
П. 44 |
|
|
||||||
52 |
10-14.03 |
|
Завоевание Римом Италии. |
1 |
П. 45 |
|
|
|||||
4 чет |
1 |
|
|
|||||||||
53 |
16-21.03 |
Устройство Римской республики. |
1 |
П. 46 |
|
|
||||||
54 |
16-21.03 |
|
Вторая война Рима с Карфагеном. Подготовка к ВПР Карфаген – преграда на пути к Сицилии. |
1 |
П. 47 |
|
|
|||||
55 |
1-4.04 |
Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Подготовка к ВПР |
1 |
П. 48 |
|
|
||||||
56 |
1-4.04 |
|
Рабство в Древнем Риме. |
1 |
П. 49 |
|
|
|||||
57 |
6-11.04 |
Земельный закон братьев Гракхов. |
1 |
П. 50 |
|
|
||||||
58 |
6-11.04 |
|
Восстание Спартака. |
1 |
П. 51 |
|
|
|||||
59 |
13-18.04 |
Единовластие Цезаря. |
1 |
П. 52 |
|
|
||||||
60 |
13-18.04 |
|
Установление империи.Тестирование |
1 |
П. 53 |
|
|
|||||
61 |
20-25.04 |
Соседи Римской империи. |
1 |
П. 54 |
|
|
||||||
62 |
20-25.04 |
|
В Риме при императоре Нероне. |
1 |
П. 55 |
|
|
|||||
63 |
27-30.04 |
Первые христиане и их учение. |
1 |
П. 56 |
|
|
||||||
64 |
4.05-8.05 |
Расцвет Римской империи во II в. |
1 |
П. 57 |
|
|
||||||
65 |
11-16.05 |
«Вечный город» во времена империи и его жители. |
1 |
П. 58 |
|
|
||||||
66 |
18.05-23.05 |
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. |
1 |
П. 59-60 |
|
|
||||||
67 |
25-30.05 |
Итоговая административная контрольная работа |
1
|
Подготовить рефераты |
|
|
||||||
68 |
25-30.05, |
Итоговый урок |
1 |
Учебник с. 294 |
|
|
||||||
Итого |
|
|
68ч |
|
||||||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.