Рабочая программа по истории 7 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории 7 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история
7 кл
23.01.2020
Рабочая программа по истории 7 класс
Рабочая программа по истории 7 класс.doc

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963

 

 

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол № _____

от______________ 2019 г. Руководитель МО_________

                                  подпись

________________________

ФИО

«Согласовано»

Заместитель  директора по УВР МБОУ «КСОШ №1»

_________ /Потапова Г.Н./

Дата «___»_________2019г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Анчиков В.Д./

Приказ № ______________

от______________ 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«История»

7 класс

 

 

 

Составлена:   Максимовым Л.А.

учителем истории высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кяхта

2019г.

 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по истории для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

·         Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки  РФ от 17.12.2010г. № 1897;

·         Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15(в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015);

·         Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт

·         Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;

·         Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

·         Положения о рабочей программе МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

·         Учебного плана МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;

·         Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».

Программа ориентирована на УМК:

1. О.В. Дмитриева Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVII век: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций.  – Под научной редакцией академика РАН, доктора исторических наук, профессора С.П. Карпова - М.: ООО «Русское слово – учебник, 2019. – 224 с.: ил.– (Инновационная  школа).

2. Е.В. Пчелов, П.В.Лукин. История России. XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В.Пчелов, П.В.Лукин: под ред. Ю.А.Петрова. – 2-е изд. - М.:  ООО «Русское слово – учебник, 2016. – 224с. – (Инновационная  школа).

 

Адресат, объем и сроки обучения.

Рабочая программа по истории разработана для учащихся 7 класса, рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю), сроком на 1 год.

Роль и место дисциплины.

 Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 7 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 7 – ом классе включает два курса: история Нового времени – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью Ивана Грозного, первых царей из династии Романовых. На уроках по  изучению нового материала,  выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (15-20 минут).

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием.

Актуальность

Актуальность программы в научном аспекте обосновывается фундаментальностью процессов и событий истории Нового времени, оказавших кардинальное влияние на весь ход развития мировой цивилизации. В социальном аспекте актуальность программы обусловлена тем, что способствует развитию личностного потенциала обучаемых, социализации молодого поколения в современном обществе в понимании многообразия современного мира.

 

Возрастные особенности учащихся.

В седьмом классе у подростков в концентрированном виде проявляются проблемы переходного возраста; в это период наблюдается пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины в классе, особенно на последних уроках или после контрольных работ. Подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего сексуального возбуждения. Поэтому любое слово взрослого в свободном общении или на уроке, ассоциирующееся у ребят с сексуальной тематикой, вызывает смех.

Настроение подростков подвержено резким перепадам. Переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности могут затруднять взаимодействие с ними. Возрастает обидчивость, раздражительность. Поэтому даже не слишком значимое замечание нередко приводит к бурной реакции подростка.

Подростки продолжают доказывать всем и самим себе свою «взрослость». Некоторые прибегают для этого к демонстрации сверстникам своих сексуальных контактов или же к принятию алкоголя.

Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться, на уроках и дома подростки стремятся общаться, переписываться. Они начинают подолгу разговаривать с друг другом по телефону.

При этом значимым для них становится не только статус в классе или компании , но и то, какие качества видят в них сверстники. Поэтому им особенно интересено, что о них думают, как их воспринимают.

В этот период активно развивается словесно-логическое мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых нужно размышлять, поспорить, придумать различные варианты решения проблемы. Кроме того, подростки начинают мыслить быстрее.

В отношении взрослых подростки занимают двойственную позицию. Они четко делят на тех, кому можно и кому нельзя доверять. С первыми они готовы обсуждать глубокие личные проблемы, свои переживания поп поводу непонимания. От вторых резко закрываются, формализуют контакты. Новому взрослому завоевать доверие подростков достаточно сложно, это занимает много времени.

В отношениях с родителями подростки, как правило, уже наработали те или иные защитные механизмы, которые позволяют им справляться со своими переживаниями. Это могут быть запреты на чувства, закрытость в своем внутреннем мире или что-то другое.

В целом можно сказать, что наиболее эффективным становится взаимодействие, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.

 

 Особенности программного материала.

Предлагаемая программа построена на основе УМК Инновационная школа издательства «Русское слово». Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материла данного УМК не входит в противоречие с типовой государственной программой.

В программе применяются нового образца учебные мультимедийные издания. Применяется проблемный подход в обучении. Основное внимание в программе уделено изучению документального материала в процессе самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся учатся работать с первоисточниками. Исходя из фундаментального ядра содержания по истории Нового времени, Истории России XVI-XVII веков  и дидактического инструментария, выделена группа универсальных учебных действий, которые выступают как планируемые результаты освоения программы.

 

Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.

 

Цели изучения курса:

 · формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 · воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

 · развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

· формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 · выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

· развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияний исторических событий и явлений.

 

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.

Контроль осуществляется через различные формы работ:

· Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения

материала и выполнение задания в рабочей тетради;

· Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;

· Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;

· Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,

·  Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.

 Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.

Программа предполагает проведение 11 контрольно-обобщающих уроков:

 

№   урока

Наименование

Вид контроля

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великие географические открытия»

Контрольная работа

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Меняющийся облик Европы»

Контрольная работа

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Реформация и Контрреформация в Европе»

Контрольная работа

21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Государства Западной Европы в XVI-XVII вв.»

Контрольная работа

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взлёты и падения монархий»

Контрольная работа

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Страны мира в XVI-XVII веках

Контрольная работа

43

Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»

Контрольная работа

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время»

Контрольная работа

68

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия при первых Романовых»

Контрольная работа

69

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия XVI-XVII веков»

Контрольная работа

70

Итоговый урок по теме: «Россия и мир в раннее Новое время»

Контрольная работа

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса на основе ПООП ООО

 

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии в 7 классах относятся:

- формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

- освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

– первичная гражданская, социальная, этнонациональная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом;

– осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к прошлому через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений;

– осторожность и внимательность при работе с историческими текстами и апелляции к прошлому.

 

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;

· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

· ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

· демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 Обучающийся сможет:

· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

· выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство;

· объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

· выделять явление из общего ряда других явлений;

· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

· строить рассуждение на основе сравнения явлений, выделяя при этом общие признаки;

· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

· выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

· определять логические связи между явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

· создавать абстрактный или реальный образ явления;

· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

· создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

· переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

· анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

· резюмировать главную идею текста;

· преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,);

· критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

11.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

· использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно

коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

· использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

 

Предметные результаты изучения истории учащимися 7 кл. включают:

– элементарные представления о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в экономической, социальной, политической и культурной сферах; понимание основных принципов жизни общества в прошлом и настоящем, взаимосвязи между природными, социальными, экономическими, политическими и культурными явлениями, их влияния на жизнь человека;

– умение определять исторические и общественно-политические понятия и использовать их для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном мире;

– умение искать, проверять, систематизировать, анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных исторических источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Обучающийся научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Обучающийся получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

 

 

Содержание курса

 

Содержание тем учебного курса по истории Нового времени

 

Что такое Новое время. Предпосылки появления понятия «Новое время». Хронологические рамки истории Нового времени, его временная протяженность и периодизация. Новое время как часть всеобщей истории, связь этого периода с историей Древнего мира и Средневековья. Тенденции исторического развития стран Европы в Новое время. Место Нового времени во всеобщей истории человечества, его связь с современностью. Виды источников по истории Нового времени.

Великие географические открытия.  В поисках Индии. Средневековые географические представления и средства передвижения; путешествия в Средние века. Предпосылки географических открытий. Заслуги португальских мореплавателей. Энрике Мореплаватель. Экспедиция Бартоломеу Диаша — открытие мыса Доброй Надежды. Поиски западного морского пути в Индию. Экспедиции Христофора Колумба.

Мир, поделённый пополам. Васко да Гама — открытие морского пути из Европы в Индию. Плавание Магеллана. Первый раздел мира.

Новые миры, новые горизонты. Европейская колонизация и подъем мировой торговли. Крупнейшие колониальные государства XVI в. — Португалия и Испания. Завоевание испанцами Центральной и Южной Америки. Методы колониальной политики. Европейцы  в Северной Америке. Открытия В. Баренца. Голландское поселение в Южной Африке. Открытие Австралии. Изменение картины мира европейцев, влияние Великих географических открытий на жизнь общества. Революция цен, возникновение торгового капитала.

Меняющийся облик Европы. Развитие техники. Универсальные показатели технического прогресса: источники энергии и типы двигателей, характер их изменения в раннее Новое время. Основные сферы производства, вовлеченные в технический прогресс в конце XV — первой половине XVII в. Технические усовершенствования в горном деле, металлургии, оружейном производстве и кораблестроении; их взаимосвязь и взаимообусловленность, связь с Великими географическими открытиями и их социально-экономические последствия.

Рождение капитализма. Условия и предпосылки для развития капиталистических отношений в Европе в раннее Новое время. Условия формирования рынка свободных рабочих рук в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, превращавшиеся в наемных работников. Условия формирования капиталов и развития предпринимательства в городах и сельской местности. Новый тип раннекапиталистических предприятий — мануфактура. Виды мануфактур: централизованная и рассеянная.

Повседневная жизнь европейцев в XVI—XVII веках. Рост численности населения Европы в раннее Новое время, новые тенденции и старые проблемы в социально-демографической палитре Старого Света. Человек и окружающая среда: природный и социокультурный ландшафт Европы в XVI— XVII вв., облик городов и сел раннего Нового времени. Жилища крестьян и горожан. Особенности питания и досуга представителей разных слоев европейского общества. Влияние на трапезу европейцев Великих географических открытий. Европейская мода в контексте явлений и процессов раннего Нового времени.

Европейское Возрождение. Эпоха титанов. Культура высокого Возрождения в Италии. Сущность культуры Возрождения, гуманистические черты мировоззрения, жизни и творчества деятелей эпохи Возрождения. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. Личности и творчество мастеров Италии (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.). Значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.

Гуманизм за Альпами. Крупнейшие представители ренессансного гуманизма: Эразм Роттердамский, Томас Мор. Искусство Северного Возрождения (А. Дюрер, Г. Гольбейн, И. Босх, П. Брейгель Старший и др.)

Реформация и Контрреформация в Европе.  Реформация и Крестьянская война в Германии. Политические, экономические и идейные предпосылки движения за обновление Католической церкви в Германии  в начале XVI в. Начало Реформации. Личность Мартина Лютера (1483—1546), «95 тезисов против индульгенций» (1517), идеи «оправдания верой», «дешевой Церкви» и др. Слои германского общества, поддержавшие Реформацию. Крестьянская война. Томас Мюнцер и программа «12 статей». Причины поражения Крестьянской войны. Аугсбургское исповедание и Аугсбургский религиозный мир

 Борьба за души и умы. Реформация и Контрреформация в XVI веке. Жан Кальвин и его учение. Устройство кальвинистской церкви, ее социальная опора. Ареал распространения кальвинизма в Европе. Цели и задачи Контрреформации — борьба с протестантизмом и укрепление авторитета Католической церкви. Орден иезуитов. Деятельность инквизиции. Возникновение церковной цензуры, «Индекс запрещенных книг». Тридентский собор и католическая реформа.

Государства Западной Европы в XVI —XVII веках. Империя, в которой «никогда не заходило солнце». Испания в империи Габсбургов, методы управления ею   в первой половине XVI в. Социально-экономические и политические противоречия в испанском обществе. Испания при Филиппе II: причины экономического упадка, обострения социальных и политических противоречий в стране во второй половине XVI в. Внешняя политика габсбургской Испании.

Нидерланды против Испании. Социально-экономическое и политическое положение Нидерландов в составе империи Габсбургов; зависимость от Испании в контексте становления раннекапиталистических отношений и распространения идей протестантизма. Причины национально-освободительного движения в середине XVI в. Развитие партизанского движения (морские и лесные гёзы), его социальная база. Вильгельм Оранский как лидер освободительной борьбы. Образование Республики Соединенных провинций. Экономический и культурный подъем Голландии, основание колоний, участие в Великих географических открытиях.

Под знаком двойной розы. Англия в первой половине XVI века. Геополитическое и социально-экономическое положение Англии в конце XV в. Условия для становления раннекапиталистических отношений. Огораживания и его социально-экономические последствия. Укрепление королевской власти при первых Тюдорах. Реформация «сверху» и утверждение в стране англиканства. Контрреформация в годы правления Марии Тюдор (1553—1558).

Британия — владычица морей. Англия при Елизавете Тюдор. Золотой век Елизаветы I (1558—1603). Экономическая и религиозная политика королевы, «обрученной с нацией». Превращение Англии во «владычицу морей». Особенности становления абсолютизма в Англии.

Франция на пути к абсолютизму. Политическая централизация государства в конце XV — первой половине XVI в. Франция на религиозной карте Европы XVI в. Причины и основные этапы Религиозных войн. Нантский эдикт и его историческое значение. Франция в первой половине XVII в.

Международные отношения в XVI—XVII веках. Цели и направления внешней политики крупнейших европейских государств в XVI—XVII вв. Религиозные противоречия как фактор международной политики в раннее Новое время. Система европейского баланса. Тридцатилетняя война (1618—1648), ее причины, состав Католической лиги и Евангелической унии. Территориальный раздел Европы по условиям Вестфальского мира. Новая карта Европы и исторические уроки Тридцатилетней войны.

Наука и культура в конце XVI — XVII веке. Начало революции в естествознании. Предпосылки переворота в естественных науках в XVI -первой половине XVII в. Выдающиеся ученые и их открытия, способствовавшие изменению взглядов человека на мир и Вселенную (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.), способы познания мира: эмпиризм и рационализм. Наука и Церковь.

Литература и искусство XVI—XVII веков. Особенности творчества писателей и поэтов Позднего Возрождения. У. Шекспир и «вечные образы» его произведений. «Дон Кихот» М. Сервантеса. Искусство барокко в архитектуре и живописи.

Взлёты и падения монархий. Французская монархия в зените: Людовик XIV - «король-Солнце». Личность французского короля Людовика XIV, принципы его внутренней и внешней политики. Протекционистская политика Франции, ее особенности и успехи в мировой торговле. Религиозная политика Людовика XIV: отмена Нантского эдикта и его последствия. Борьба Франции за испанскую корону и ее результат. Французский классицизм в архитектуре и живописи XVII — начала XVIII вв. Расцвет драматургии и театрального искусства. Влияние классицизма на культуру других стран Европы.

Английская революция 1640—1660 гг.  Английская революция середины XVII в.: ее причины, назревание конфликта между парламентом и королевской властью. Начало гражданской войны. Основные политические группировки, их цели. Роялисты, пресвитериане, индепенденты, левеллеры. Оливер Кромвель. Поражение роялистов в гражданской войне. Суд над Карлом I и его казнь. Установление республики.

Становление английской парламентской монархии. Установление протектората  Кромвеля,  его  внутренняя  и внешняя политика. Реставрация Стюартов. Политика Карла II и Якова II. «Славная революция». Билль о правах. Складывание политических партий тори и вигов в английском парламенте.

Восток и Запад: две стороны единого мира. Великие державы Азии в XVI—XVII веках. Османская          империя в XVI—XVII вв.: территориальные  изменения,  внешняя  и  внутренняя  политика. Персия в XVI—XVII вв. Индия в XVI—XVII вв. Образование державы Великих Моголов и религиозная политика ее правителей. Рлигиозная реформа Акбара, ее историко-культурное значение. Расцвет индийской культуры. Индия как объект европейской экспансии.

«Запретные страны»: Китай и Япония в XVI— XVII веках. Развитие Китая в XVI—XVII вв. Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Китае в Новое время. Япония в XVI—XVII вв. Политика централизации сёгунов Токугава в Японии. Культура Китая и Японии в XVI—XVII вв.

 

Содержание тем учебного курса по Истории России XVI-XVII веков

 

Введение. Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв.

Создание Московского царства

Василий III. Завершение объединения русских земель

Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.

Русское государство и общество в начале XVI в.

Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».

Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.

Иван Грозный — первый русский царь

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства.

Внутренняя политика Ивана Грозного

Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».

Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты, городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.

Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.

Внешняя политика России при Иване Грозном

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства.

Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Основные понятия и термины: засечная черта, ясак.

Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский.

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г.

Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.

Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.

Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов.

Русская православная церковь в XVI в.

Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение.

Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.

Русская культура в XVI в.

Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в. Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Развитие науки и техники в XVI в.

Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль.

Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.

Смутное время

В преддверии Смуты

Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор.

Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.

Лжедмитрий I

Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.

Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы.

Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.

 

Правление Василия Шуйского

Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.

Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников, И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.

Лжедмитрий II.

Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря.

Иностранная интервенция в годы Смуты

Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.

Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».

Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, М.В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX.

Междуцарствие (1610—1613)

Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III.

Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли».

Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III.

Второе ополчение и освобождение Москвы

Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф. Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина.

Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор.

Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.

Россия при первых Романовых

Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)

Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.

Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поляновский мир, «Азовское сидение».

Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.

Правление Алексея Михайловича (1645—1676)

Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.

Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право.

Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.

Россия в XVII в.

Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового (иноземного) строя. Экономическое развитие России в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.

Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.

Русская деревня в XVII в.

Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVII в. Распространение дворянского землевладения.

Основные понятия и термины: барщина, оброк, тягло, бобыли, захребетники, однодворцы.

Внешняя политика России во второй половине XVII в. Присоединение Украины к России

Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и её результаты.

Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие.

Основные персоналии: Б.М. Хмельницкий, И. Выговский.

Раскол в Русской православной церкви

Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря.

Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол.

Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.

Городские восстания  середины XVII в.

Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Соляной бунт 1648 г. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг.

Восстание Степана Разина.

Донское казачество в XVII в.: условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670-1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма», основные места сражений разинцев

с правительственными войсками, итоги восстания.

Основные понятия и термины: поход «за зипунами», «прелестные письма».

Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т. Разин.

Наследники Алексея Михайловича

Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682 г.

Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.

Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М. Зотов, И.А. Хованский.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637). Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семёна Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование

бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689) с Китаем.

Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор.

Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнёв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов.

Просвещение в России в XVII в.

Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища.

Литература в XVII в.

Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.

Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть, «вирши», газета, театр.

Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.

Искусство XVII в.

Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в.

Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладного искусства.

Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец.

Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков.

Жизнь и быт различных сословий

Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны. Одежда.

Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чёботы.

 

 

Национально-региональный компонент. Территория Бурятии в XVI-XVII веках. Общественные отношения бурятского населения. Первые контакты с русскими землепроходцами.

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения:

 

1. О.В. Дмитриева Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVII век: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций.  – Под научной редакцией академика РАН, доктора исторических наук, профессора С.П. Карпова - М.: ООО «Русское слово – учебник, 2019. – 224 с.: ил.– (Инновационная  школа).

2. Е.В. Пчелов, П.В.Лукин. История России. XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В.Пчелов, П.В.Лукин: под ред. Ю.А.Петрова. – 2-е изд. - М.:  ООО «Русское слово – учебник, 2016. – 224с. – (Инновационная  школа).

3. Программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы, авторы-составители Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейника, В.Н. Захаров, П.В. Лукин, К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв - М.: Русское слово, 2015 г.

4. Атлас по истории Нового времени: 7класс. – М.: Дрофа, 2017 г.

6. Атлас по истории России XVI-XVII века: 7 класс. – М.: Дрофа, 2017 г.

7. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс. Составитель К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2015 г.

8. Текущий и итоговый контроль по курсу «История России. 7 класс». Составитель Е.А. Гевуркова М.: Русское слово, 2016 г.

 

 

Список литературы:

 

Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2003.

Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2001. Т. 11—14.

Боханов А.Н. Царь Алексей Михайлович. М., 2012.

Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

Забелин И.Е. Минин и Пожарский. М., 1999.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1992.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Любое издание.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1982.

Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII — начала XIХ в. М., 1983.

Морозова Л.Е. Два царя: Фёдор и Борис. М., 2001.

Нефёдов С.А. История России с древнейших времён до 1917 г. Факторный анализ. М., 2010. Т. 2.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. Любое издание.

Преображенский А.А., Морозова Л.Е., Демидова Н.Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 1999.

Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. Смоленск, 1996.

Скрынников Р.Г. Русская история IX—XVII веков. СПб., 2006.

Скрынников Р.Г. Смутное время. Крушение царства. М., 2007.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Любое издание.

Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 1999.


 

 

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

7 «А»

7 «Б»

7 «В»

 

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

 

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

30

 

 

 

 

 

 

1

Вводный урок: «Что такое Новое время»

1

02.09

 

02.09

 

02.09

 

 

Великие  географические открытия

4

 

 

 

 

 

 

2

Начало Великих географических открытий

1

04.09

 

04.09

 

04.09

 

3

Первый раздел мира

1

09.09

 

09.09

 

09.09

 

4

Новые миры, новые горизонты

1

11.09

 

11.09

 

11.09

 

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великие географические открытия»

1

16.09

 

16.09

 

16.09

 

 

Меняющийся облик Европы

4

 

 

 

 

 

 

6

Развитие техники

1

18.09

 

18.09

 

18.09

 

7

Рождение капитализма

1

23.09

 

23.09

 

23.09

 

8

Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII вв.

1

25.09

 

25.09

 

25.09

 

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Меняющийся облик Европы»

1

30.09

 

30.09

 

30.09

 

 

Европейское Возрождение

2

 

 

 

 

 

 

10

Эпоха титанов. Культура Высокого Возрождения в Италии

1

02.10

 

02.10

 

02.10

 

11

Гуманизм за Альпами

1

07.10

 

07.10

 

07.10

 

 

Реформация и контрреформация в Европе

3

 

 

 

 

 

 

12

Реформация и Крестьянская война в Германии

1

09.10

 

09.10

 

09.10

 

13

Реформация и Контрреформация в XVI

1

14.10

 

14.10

 

14.10

 

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Реформация и Контрреформация в Европе»

1

16.10

 

16.10

 

16.10

 

 

Государства Западной Европы в XVI-XVII вв.

7

 

 

 

 

 

 

15

Могущество и упадок Испанской  империи

1

21.10

 

21.10

 

21.10

 

16

Нидерланды против Испании

1

23.10

 

23.10

 

23.10

 

17

Англия в первой половине XVI века

1

28.10

 

28.10

 

28.10

 

18

Британия – владычица морей. Англия при Елизавете Тюдор.

1

30.10

 

30.10

 

30.10

 

19

Франция на пути к абсолютизму

1

11.11

 

11.11

 

11.11

 

20

Международные отношения в XVI-XVII вв.

1

13.11

 

13.11

 

13.11

 

21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Государства Западной Европы в XVI-XVII вв.»

1

18.11

 

18.11

 

18.11

 

 

Наука и культура в конце XVI-XVII вв.

2

 

 

 

 

 

 

22

Начало революции в естествознании

1

20.11

 

20.11

 

20.11

 

23

Литература и искусство в XVI-XVII вв.

1

25.11

 

25.11

 

25.11

 

 

Взлёты и падения монархий

4

 

 

 

 

 

 

24

Французская монархия при Людовике XIV

1

27.11

 

27.11

 

27.11

 

25

Английская революция 1640-1660гг.

1

02.12

 

02.12

 

02.12

 

26

Становление английской парламентской монархии

1

04.12

 

04.12

 

04.12

 

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взлёты и падения монархий»

1

09.12

 

09.12

 

09.12

 

 

Страны Востока в XVI-XVII вв.

3

 

 

 

 

 

 

28

Великие державы Азии в XVI-XVII веках

1

11.12

 

11.12

 

11.12

 

29

Китай и Япония в XVI-XVII веках

1

16.12

 

16.12

 

16.12

 

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Страны мира в XVI-XVII веках

1

18.12

 

18.12

 

18.12

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

40

 

 

 

 

 

 

31

Вводный урок Россия в XVI-XVII веках

1

23.12

 

23.12

 

23.12

 

 

Создание Московского царства

12

 

 

 

 

 

 

32

Завершение объединения русских земель

1

25.12

 

25.12

 

25.12

 

33

Общественный строй и новая идеология Московского государства

1

13.01

 

13.01

 

13.01

 

34

Иван Грозный – первый русский царь

1

15.01

 

15.01

 

15.01

 

35

Внешняя политика Ивана IV

1

20.01

 

20.01

 

20.01

 

36

Ливонская война

1

22.01

 

22.01

 

22.01

 

37

Опричнина

1

27.01

 

27.01

 

27.01

 

38

Итоги и историческая оценка личности и правления Ивана Грозного

1

29.01

 

29.01

 

29.01

 

39

Русская православная церковь в XVI веке

1

03.02

 

03.02

 

03.02

 

40

Русская письменность, книжность и литература XVI века

1

05.02

 

05.02

 

05.02

 

41

Живопись и архитектура России  в XVI веке

1

10.02

 

10.02

 

10.02

 

42

Наука и техника России  в XVI веке

1

12.02

 

12.02

 

12.02

 

43

Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»

1

17.02

 

17.02

 

17.02

 

 

Смутное время

7

 

 

 

 

 

 

44

В преддверии Смуты

1

19.02

 

19.02

 

19.02

 

45

Лжедмитрий I

1

24.02

 

24.02

 

24.02

 

46

Правление Василия Шуйского

1

26.02

 

26.02

 

26.02

 

47

Лжедмитрий II

1

02.03

 

02.03

 

02.03

 

48

Междуцарствие 1610-1613 годы

1

04.03

 

04.03

 

04.03

 

49

Второе ополчение и освобождение Москвы

1

09.03

 

09.03

 

09.03

 

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время»

1

11.03

 

11.03

 

11.03

 

 

Россия при первых Романовых

18

 

 

 

 

 

 

51

Правление Михаила Федоровича

1

16.03

 

16.03

 

16.03

 

52

Правление Алексея Михайловича

1

18.03

 

18.03

 

18.03

 

53

Россия в XVII веке

1

23.03

 

23.03

 

23.03

 

54

Экономика России XVII века

1

25.03

 

25.03

 

25.03

 

55

Русская деревня в XVII веке

1

06.04

 

06.04

 

06.04

 

56

Присоединение Украины к России

1

08.04

 

08.04

 

08.04

 

57

Раскол в Русской православной церкви

1

13.04

 

13.04

 

13.04

 

58

Никониане и старообрядцы

1

15.04

 

15.04

 

15.04

 

59

Народные волнения в 1660-1670-е годы

1

20.04

 

20.04

 

20.04

 

60

Наследники Алексея Михайловича

1

22.04

 

22.04

 

22.04

 

61

Освоение Сибири и Дальнего Востока

1

27.04

 

27.04

 

27.04

 

62

Русские за Байкалом

1

29.04

 

29.04

 

29.04

 

63

Просвещение, литература и театр в XVII веке

1

04.05

 

04.05

 

04.05

 

64

Архитектура России XVII века

1

06.05

 

06.05

 

06.05

 

65

Живопись  России XVII века

1

11.05

 

11.05

 

11.05

 

66

Жизнь и быт различных сословий

1

13.05

 

13.05

 

13.05

 

67

Жизнь и быт различных сословий

1

18.05

 

18.05

 

18.05

 

68

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия при первых Романовых»

1

20.05

 

20.05

 

20.05

 

69

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия XVI-XVII веков»

1

25.05

 

25.05

 

25.05

 

70

Итоговый урок по теме: «Россия и мир в раннее Новое время»

1

27.05

 

27.05

 

27.05

 

 

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс

Рабочая программа по истории 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020