Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории и истории России для 7 класса составлена на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( в действующей редакции);
• приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции);
• учебного плана МБОУ СОШ №34 на 2018-2019 уч. год.
• федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год
• Программы по истории к учебнику Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс. М., Просвещение 2016 г.
Цели изучения обучения предмета «Всеобщей истории и истории России»
в 7 классе
-является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
· -учитывать взаимосвязь всех этапов истории , их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
· -сформировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
· Задачи:
· Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
· Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
· Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
· Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
· Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
· Общая характеристика учебного предмета
· Особенность программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени. 1500-1800» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1800 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
· Преподавание курса «История России с конца ХУI до конца XVIII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
· традициями.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2019-2020учебном году в МБОУ СОШ № 34 в общеобразовательных классах и предполагает изучение Всеобщей истории и истории России на базовом уровне в объеме 70 часов по два часа в неделю при 35 рабочих неделях.
Всего часов |
Кол-во часов на контрольные работы |
Кол-во часов на лабораторные работы |
Кол-во часов на практические работы |
Кол-во часов на проектные работы |
70 |
0 |
0 |
0 |
10 |
Планируемые результаты усвоения курса указаны в авторской программе история . 7 класс. Рабочая программа к УМК по Юдовская А.Я. «Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800». 7 класс составлена на основе новых учебников и новых временных рамок изучения «Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800» А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение»,2015.
Планируемые результаты усвоения курса указаны в авторской программе история . 7класс. Рабочая программа к УМК по «Истории России составлена на основе новых учебников и новых временных рамок изучения Истории России.История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. — М. : Просвещение, 2015.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса истории в 7 классе являются:
· социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период XVI - XVII вв.), эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности;
· познавательный интерес к прошлому своей Родины;
· изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
· проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
· уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
· навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
· уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
· обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
· расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
· работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
· собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
· использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
· привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
· ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
· определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
· логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
· планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
· определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (век, его четверть, треть);
· установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· определение и использование исторических понятий и терминов;
· использование сведений из исторической карты как источника информации;
· формирование представлений об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах народов, населяющих её территорию;
· описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, памятников культуры, исторических событий и процессов;
· использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе изучаемого периода;
· сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи социальных явлений и процессов, их влияния на жизнь народов России;
· высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
· поиск в различных источниках (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.) и анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
· сравнение с помощью учителя свидетельств различных исторических источников, выявление в них сходства и различий;
· использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
· понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
· сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры; определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· поиск и оформление материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ;
· расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
· составление на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснение, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;
· понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ( ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1500 – 1800 гг.)) – 28ч.
Тема I. Мир в начале Нового времени- 12 часов
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.
Новое время - эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения- 4 часа.
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика _ самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus асt - закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
Тема 3. Эпоха Просвещения-8 часов
Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капитализма».
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика ХV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.
Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.
Тема 4. Начало европейской колонизации-4 часа
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.
Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Итоговое обобщение
Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
ИСТОРИЯ РОССИИ – 42 часа
Тема1.Россия в XVI в.-20 часов
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Тема2. Россия в XVII в.-22 часа
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об- разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Основное содержание программы
Содержание |
Формы организации |
Всеобщая история |
|
Мир вначале Нового времени |
Урок, практическое занятие, семинарное занятие |
Первые революции Нового времени. Международные отношения. |
Урок практическое занятие, самостоятельная работа |
Итоговое повторение |
Урок, практическое занятие, семинарное занятие |
Итоговое повторение |
Урок самостоятельная работа |
История России |
|
Глава 1. Россия в XVI в.
|
Урок, практическое занятие, семинарное занятие |
Глава 2. Смутное время .Россия при первых Романовых(20 ч) |
Урок, практическое занятие, семинарное занятие |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» |
Урок семинарное занятие, самостоятельная работа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ
7класс (70 часов 2 часов в неделю)
№ п/п |
Тема урока |
Плановые сроки прохождения |
Скорректи-рованные сроки прохождения |
||
7 «в» |
7 «в» |
||||
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1500-1800 ГГ. (28 часов)
1 четверть (02.09.19-27.10.19) Тема 1. Мир вначале Нового времени (02.09.18 -14.10.19)
|
|||||
1 |
От Средневековья к Новому времени |
02.09.19 |
|
||
2 |
Великие географические открытия |
03.09.19 |
|
||
3 |
Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. Дистанционное обучение |
09.09.19 |
|
||
4 |
Дух предпринимательства преобразует экономику |
10.09.19 |
|
||
5 |
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. |
16.09.19 |
|
||
6 |
Великие гуманисты Европы |
17.09.19 |
|
||
7 |
Мир художественной культуры Возрождения |
23.09.19 |
|
||
8 |
Возрождение новой европейской науки |
24.09.19 |
|
||
9 |
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства |
30.09.19 |
|
||
10 |
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация |
01.10.19 |
|
||
11 |
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. |
07.10.19 |
|
||
12 |
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции |
08.10.19 |
|
||
13 |
Мир вначале Новой истории |
14.10.19 |
|
||
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (15.10.19-06.12.)
|
|||||
14 |
Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. |
15.10.19 |
|
||
15 |
Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. |
21.10.19 |
|
||
16 |
Международные отношения в XVI-XVIIIвв. |
22.10.19 |
|
||
17 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв» |
22.10.19 |
|
||
Вторая четверть (05.11.19- 27.12.19)
|
|||||
18 |
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения |
04.11.19 |
|
||
19 |
На пути к индустриальной эпохе |
05.11.19 |
|
||
20 |
Английские колонии в Северной Америке |
11.11.19 |
|
||
21 |
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. |
12.11.19 |
|
||
22 |
Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции |
18.11.19 |
|
||
23 |
Французская революция. От монархии к республике. |
19.11.19 |
|
||
24 |
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта |
25.11.19 |
|
||
25 |
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. |
26.11.19 |
|
||
Итоговое повторение (26.11.19-03.12.19) |
|||||
26-27 |
Основные проблемы и ключевые события Раннего Нового времени |
02.12.19 |
|
||
28 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Новая история: 1500-1800 гг» |
03.12.19 |
|
||
История России (40 часов) Тема I. Россия в XVI в.(09.12.1902.03.20) |
|||||
29 |
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий |
09.12.19 |
|
||
30 |
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
10.12.19 |
|
||
31 |
Формирование единых государств в Европе и России |
16.12.19 |
|
||
32 |
Российское государство в первой трети XVI в. |
17.12.18 |
|
||
33 |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
23.12.18 |
|
||
34 |
Урок-практикум «Начало правления Ивана IV» |
24.12.19 |
|
||
Третья четверть (13.01.20- 13.03.20) |
|||||
35 |
Урок-практикум «Реформы Избранной Рады» |
13.01.20 |
|
||
36 |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
13.01.20 |
|
||
37 |
Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» |
14.01.20 |
|
||
38 |
Лабораторная работа по теме «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления» |
20.01.20 |
|
||
39 |
Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война» |
21.01.20 |
|
||
40 |
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» |
27.01.20 |
|
||
41 |
Народы России во второй половине XVI в. |
28.01.20 |
|
||
42 |
Урок-практикум «Опричнина» |
03.02.20 |
|
||
43 |
Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» |
04.02.20 |
|
||
44 |
Россия в конце XVI в. |
10.02.20 |
|
||
45 |
Церковь и государство в XVI в. |
11.02.20 |
|
||
46 |
Культура и народов России в XVI в. |
17.02.20 |
|
||
47 |
Повседневная жизнь народов России в XVI в. |
18.02.20 |
|
||
48 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» |
24.02.20 |
|
||
49 |
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» |
25.03.20 |
|
||
Тема II. Смутное время .Россия при первых Романовых(02.03.20-26.05.20)
|
|||||
50 |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. |
02.03.20 |
|
||
51 |
Смута в Российском Государстве: причин, начало |
03.03.20 |
|
||
52 |
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами |
09.03.20 |
|
||
53 |
Окончание Смутного времени |
10.03.20 |
|
||
Четвертая четверть (23.03.2020-29.05.2020) |
|||||
54 |
Экономическое развитие России в XVII в. |
23.03.20 |
|
||
55 |
Россия при первых Романовых: перемены в государствен- ном устройстве |
24.03.20 |
|
||
56 |
Изменения в социальной структуре российского общества |
30.03.20 |
|
||
57 |
Народные движения в XVII в. |
31.04.20 |
|
||
58 |
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы |
06.04.20 |
|
||
59 |
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем |
07.04.20 |
|
||
60 |
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России |
13.04.20 |
|
||
61 |
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол |
14.04.20 |
|
||
62 |
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. |
20.04.19 |
|
||
63 |
Культура народов России в XVII в. |
21.04.19 |
|
||
64 |
Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. |
27.04.19 |
|
||
65 |
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. |
11.05.20 |
|
||
66 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» |
12.05.20 |
|
||
67 |
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.» |
18.05.20 |
|
||
68 |
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.» |
19.05.20 |
|
||
69 |
Повторительно-обобщающий урок |
25.05.20 |
|
||
70 |
Итоговое повторение |
26.05.20 |
|
||
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
· Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение»,2015
· Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
· П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс
· А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс
· Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение»,
· Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. М.:. «Просвещение», 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.