Рабочая программа
по учебному предмету
«История России. Всеобщая история»
7класс
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Ø Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 , зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644)
Ø Примерной программы А.А. Данилов, И.В. Курукин, Н.М. Арсентьев: История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2ч.; под ред. А.В. Торкунова. авторской программы под редакцией А.Я. Юдовской, П.А. Баранова – М.: Просвещение
Ø учебного плана школы на 2020-2021 учебный год
Целью обучения истории является:
- образование, формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
- развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
- Овладение компетенциями:
Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.
Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,
УМК по истории включает в себя
История Нового времени:
Ø Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2019.
Ø Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 7 класс. М.: «Просвещение», 2019
История России:
Ø учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2018 год;
Ø Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы 2016
Ø Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 7 класс
По учебному плану на 2020-2021 учебный год на изучение Истории отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тематическое планирование курса НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (28 ч.)
Введение (1 ч) Понятие о Новом времени, определение его хронологических рамок. Разрушение традиционного общества. Эпоха «пробуждения умов». Человек Нового времени. Зарождение нового видения мира. Что связывает нас с Новым временем.
Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (17 часов)
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519–1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка). Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий. Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.1517 г. – М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма. Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Глава 2. Буржуазные революции. Международные отношения (6 часов)
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени. Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах. Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение. Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний).
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 часа)
Европейская культура XVI–XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVI–XVII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Проникновение европейцев в страны Востока. Знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Обобщение и контроль
Тематическое планирование курса ИСТОРИЯ РОССИИ (41 ч.)
Глава 1 Россия в XVI в. (20 ч)
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Глава 2 Россия в XVII в. (20 ч)
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всеобщая история. История Нового времени (28 часов)
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Уроки |
Семинары |
Контрольные работы |
Самостоятельные работы |
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Глава 1. Мир в начале нового времени |
17 |
15 |
1 |
1 |
|
3 |
Глава 2. Буржуазные революции. Международные отношения |
6 |
5 |
|
1 |
|
4 |
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации |
4 |
4 |
|
|
1 |
Итого |
28 |
25 |
1 |
2 |
1 |
История России (40 час)
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Уроки |
Семинары |
Контр. работы |
Сам. работа |
1 |
Глава 1 Россия в XVI в. |
21 |
19 |
1 |
1 |
+ |
2 |
Глава 2 Россия в XVII в. |
19 |
16 |
1 |
2 |
+ |
3 |
Итого |
40 |
35 |
2 |
3 |
|
5.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания уроков |
Требования к уровню подготовки |
д/з |
Дата по плану |
Фактически |
1 |
Введение |
1 |
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. |
Научатся определять термины: Новое время. Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода |
С5-8 |
|
|
Глава 1. Мир в начале Нового времени (17 часов) |
|||||||
2 |
Технические открытия и выход к Мировому океану. |
1 |
Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама. Вокруг Африки |
Характеризовать технические достижения европейцев Знать основные открытия. На основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. |
§1 |
|
|
3 |
Великие географические открытия. |
1 |
§2 |
|
|
||
4 |
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе |
1 |
Абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. |
Знать основные понятия: абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм. Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции |
§3 |
|
|
5 |
1 |
|
|
||||
6 |
Дух предпринимательства преобразует экономику |
1 |
Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. |
Знать основные положения урока. Делать сравнение признаков феодального и капиталистического общества Объяснять значение понятий : мануфактура, фермер, буржуазия, наемные рабочие |
§4 |
|
|
7 |
Европейское общество в раннее Новое время. |
1 |
Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. |
Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. Сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени |
§5 |
|
|
8 |
Повседневная жизнь |
1 |
Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде |
Понимать, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни. |
С.59-68 |
|
|
9 |
Великие гуманисты Европы. Развитие науки в XVI – XVIII в.в. |
1 |
Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы. |
Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. Систематизировать материал в виде таблицы. |
С 69-77 |
|
|
10 |
Мировая художественная культура Возрождения
|
1 |
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии |
Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв. |
§6 |
|
|
11 |
1 |
|
|
||||
12 |
Рождение новой европейской науки |
1 |
Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И. Ньютоном новой картины мира. Ф. Бэкон и Р. Декарт. Д. Локк. |
Знать имена великих ученых и их открытия, уметь работать с таблицами |
С94-101 |
|
|
13 |
Начало реформация в Европе
|
1 |
Причины реформации, и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Томас Мюнцер. Католики и протестанты. |
Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения |
§7 |
|
|
14 |
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация |
1 |
Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации. |
Объяснять значение понятий протестантизм, кальвинизм, иезуиты, миссионеры, паломничество. Характеризовать основные положения учения Кальвина |
§8 |
|
|
15 |
1 |
|
|
||||
16 |
Королевская власть и Реформация в Англии.
|
1 |
Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией. |
Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической. характеризовать основные направления политики Англии в данный период. |
§9 |
|
|
17 |
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции |
1 |
Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века. |
Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии |
§10 |
|
|
18 |
Контрольная работа по теме «Мир в начале Нового времени» |
1 |
Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике. |
Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа |
Стр.144 |
|
|
Глава 2. Буржуазные революции. Международные отношения(6 часов) |
|||||||
19 |
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций |
1 |
Нидерландская революция и рождение Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. |
Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. |
§11 |
|
|
20 |
Парламент против короля. Революция в Англии |
1 |
Причины революции. Гражданская война. Итоги революции. |
Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. |
§12 |
|
|
21 |
Англия. Путь к парламентской монархии |
1 |
Установление республики. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. Рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии |
Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии. |
§13 |
|
|
22 |
Международные отношения в 15-17 вв. |
1 |
Причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир |
Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы. |
§14 |
|
|
23 |
|
|
|
||||
24 |
Контрольная работа по теме «Буржуазные революции. Международные отношения» |
1 |
Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике. |
Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа |
Стр.182 |
|
|
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации(4 часа) |
|||||||
25 |
Блистательная Порта период расцвета и начало упадка |
1 |
Основные черты традиционного общества. Религии Востока. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Борьба за Индию. Маньчжурское завоевание Китая Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху династии Току Гавы. |
Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация. Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока. Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом |
С 192-200 |
|
|
26 |
Индия, Китай, Япония: традиционное общество в эпоху раннего нового времени |
|
§15 |
|
|
||
27 |
Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации |
|
§16 |
|
|
||
28 |
Повторение. Мир в эпоху Нового времени. |
|
От укрепления абсолютизма к его кризису. Изменения в духовной жизни. Реформы и революции. К будущему индустриальному обществу |
Объяснять смысл понятия Новое время. Раскрывать сущность происходящих в эту эпоху изменений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. |
С 221 |
|
|
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания уроков |
Требования к уровню подготовки |
д/з |
Дата по плану |
Фактически |
Глава 1 Россия в XVI в. (20 ч) |
|||||||
29 |
Мир и Россия в начале эпохи Великих географически х открытий |
1 |
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. |
Выделять характерные черты в развитии России и стран Европы в Новое время. Определять основные черты единого (централизованного) государства. Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке основные географические открытия. Знать, какие события относятся к курсу всеобщей истории, а какие — к курсу истории России |
§1 |
3.09 |
|
30 |
Территория, население и хозяйство России в начале X V I в . |
1 |
Территория Российского государства, основные сословия, развитие городов, ремесла и торговли. |
Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства при Василии III. Характеризовать сословия России. |
§2 |
5.09 |
|
31 |
Формирование единых государств в Европе и России |
1 |
Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. |
Знать предпосылки и особенности формирования государств в Западной Европе и России. Определять основные черты единого (централизованного) государства. Находить общее и различие в формировании европейского абсолютизма и российского самодержавия. |
§3 |
10.09 |
|
32 |
Российское государство в первой трети XVI в. |
1 |
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. |
Объяснять значение важнейших понятий темы. Знать систему управления Русского государства Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки. Выявлять негативные стороны местничества и кормления. Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны.
|
§4 |
12.09 |
|
33 |
1 |
17.09 |
|
||||
34 |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
1 |
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. |
Объяснять значение важнейших понятий темы. Знать систему управления Русского государства во Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки. Выявлять негативные стороны местничества и кормления. Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны. |
§5 |
19.09 |
|
35 |
1 |
24.09 |
|
||||
36 |
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады |
1 |
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. |
Знать основные события внутриполитической жизни. Реформы Избранной рады и Ивана Грозного. Понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя — важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство. Оценивать Судебник Ивана Грозного. Различать функции Боярской думы, Земского собора, приказов. Понимать, что, хотя Земский собор выражал мнение общества, он не являлся парламентом в западноевропейском понимании. Царь опирался на авторитет Земского собора в борьбе с противниками. |
§6 |
26.09 |
|
37 |
1 |
1.10 |
|
||||
38 |
Внешняя политика России во второй половине XVI в |
1 |
Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. |
Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий. Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте
|
§7-8 |
3.10 |
|
39 |
1 |
8.10 |
|
||||
40 |
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»» |
1 |
Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. |
Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий. Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте |
§9 |
10.10 |
|
41 |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Народы России во второй половине XVI в. |
1 |
Материал для самостоятельной и проектной деятельности учащихся. |
Стр. 50 |
15.10 |
|
|
42 |
Опричнина |
1 |
Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в. |
Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии. Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины Называть мероприятия, ставшие продолжением политики закрепощения крестьян. Выстраивать хронологию событий, опираясь на текст учебника. Различать понятия «наследственный царь» и «выборный царь». Знать, почему пресеклась династия Рюриковичей. Объяснять, почему Борис Годунов продолжил политику закрепощения крестьян. Понимать, что возведение главы Русской Православной Церкви в сан патриарха укрепило её влияние как внутри страны, так и за рубежом |
§10 |
17.10 |
|
43 |
1 |
22.10 |
|
||||
44 |
Россия в конце XVI в. |
1 |
Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. |
Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии. Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины |
§11 |
24.10 |
|
45 |
Церковь и государство в XVI в |
1 |
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва – Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. |
Понимать значение религии в жизни русского человека. Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей |
§12 |
29.10 |
|
46 |
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. |
1 |
Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. |
Знать особенности развития культуры России в XVI в Понимать, что книгопечатание положило начало ускоренному распространению информации. Находить в документе ответы на поставленные вопросы. |
Стр. 100 |
31.10 |
|
47 |
1 |
12.11 |
|
||||
48 |
Контрольная работа по теме: «Россия в XVI» |
1 |
Лента времени.Кроссворды по теме. Тесты |
Сравнивать реформы, проводившиеся Иваном IV в 1550-х гг. XVI в., и режим опричнины. Сравнивать Земский собор с парламентом в Англии и Генеральными штатами во Франции. Сопоставлять события XVI в. в отечественной и зарубежной истории |
§1-12 |
14.11 |
|
Глава 2 Россия в XVII в. (20 ч) |
|||||||
49 |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в. |
1 |
Россия и Европа в начале XVII в. |
Находить общее и различие в развитии европейского и российского общества. Находить в документе ответы на поставленные вопросы. |
§13 |
19.11 |
|
50 |
Смута в Российском государстве. |
1 |
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. |
Объяснять причины Смуты. Использовать карту при рассказе о походах самозванцев, царских войск, интервентов, ополченцев. Показывать на карте территории, утраченные Российским государством в период Смутного времени. Понимать, почему выступление Ивана Болотникова историки называют «гражданской войной». Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке |
§14-15 |
21.11 |
|
51 |
1 |
26.11 |
|
||||
52 |
Окончание Смутного времени. |
1 |
Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Восстановление экономики страны. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. |
Сравнивать деятельность первого и второго ополчения. Оценивать деятельность Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в спасении Российского государства. Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Выделять в тексте учебника и рассказе учителя сведения, помогающие понять причины прекращения в России Смуты. Знать, что причиной победы явилось объединение народа в борьбе с врагами. Понимать, что Земский собор, поддерживая новую царскую династию, способствовал укреплению самодежавной власти. Понимать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми Объяснять, как хозяйственная специализация районов способствовала складыванию всероссийского рынка. Сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру. Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в. |
§16 |
28.11 |
|
53 |
1 |
3.12 |
|
||||
54 |
Экономическое развитие России в XVII в |
1 |
Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. |
Сравнивать деятельность первого и второго ополчения. Оценивать деятельность Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в спасении Российского государства. Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Выделять в тексте учебника и рассказе учителя сведения, помогающие понять причины прекращения в России Смуты. Знать, что причиной победы явилось объединение народа в борьбе с врагами. Понимать, что Земский собор, поддерживая новую царскую династию, способствовал укреплению самодежавной власти. |
§18 |
5.12 |
|
55 |
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. |
1 |
Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. |
Понимать, что восстановленная законная власть стала гарантом спокойствия в стране. Показывать на карте территории: оставшиеся за Швецией и Польшей при царе Михаиле Романове; вошедшие в состав России при царе Алексее Михайловиче. Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в. |
§18 |
10.12 |
|
57 |
Изменения в социальной структуре российского общества. |
1 |
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. |
Называть, какие изменения произошли в системе управления государством в XVII в. Называть, какие изменения произошли в российском законодательстве при царе Алексее Михайловиче. Знать, на какие группы, сословия делилось население России. Сравнивать положение различных групп населения России. Понимать, какую роль играло казачество в деле обеспечения безопасности российских границ. |
§19 |
12.12 |
|
58 |
Народные движение в XVII в |
1 |
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. |
Понимать, что социальная несправедливость толкала население России на открытые выступления, принимавшие порой крайне жестокие формы, такие как во время движения под предводительством Степана Разина. |
§20 |
17.12 |
|
59 |
Россия в системе международных отношений. |
1 |
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. |
Показывать на карте территории: оставшиеся за Швецией и Польшей при царе Михаиле Романове; вошедшие в состав России при царе Алексее Михайловиче.Понимать, что Столбовский договор со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей принесли России мир, необходимый для восстановления хозяйства страны. |
§21-22 |
19.12 |
|
60 |
1 |
24.12 |
|
||||
|
|
|
|
||||
61 |
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. |
1 |
Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. |
Понимать, что русский и украинский народы имеют общую историю. Это братские народы |
§23 |
14.01 |
|
62 |
Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. |
1 |
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской Православной церкви. |
Объяснять, что раскол стал тяжёлым испытанием для православного народа и создал немало трудностей в церковной жизни. Находить, в чем патриарх Никон и протопоп Аввакум были непримиримыми врагами, а в чём их взгляды совпадали. |
§24 |
16.01 |
|
63 |
Русские путешественники и первопроходцы. |
1 |
Завершение присоединения Сибири. |
Показывать на карте территории, присоединенные к Российскому государству. Знать имена русских первопроходцев и первооткрывателей. |
§25 |
21.01 |
|
64 |
Культура народов России в XVII в.
Народы России в XVII в |
1 |
Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Народы Поволжья Украины, Кавказа и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения |
Давать характеристику памятникам культуры изучаемой эпохи. Использовать иллюстрации в учебнике при рассказе о достижениях в области культуры в XVII в.
|
§26 |
23.01 |
|
65 |
Контрольная работа по теме: «Россия в XVII» |
1 |
Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике. |
Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа |
§13-26 |
28.01 |
|
66 |
Наш край в XVII в |
1 |
|
Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа |
|
30.01 |
|
67 |
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в |
1 |
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. |
Называть, какие изменения произошли в быту и повседневной жизни русского человека в XVII в. Знать, на какие группы, сословия делилось население России. Сравнивать положение различных групп населения России. |
Стр. 103 |
4.02 |
|
|
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа России в XVII в |
1 |
Материал для самостоятельной и проектной деятельности учащихся. |
Стр. 113 |
6.02 |
|
|
68 |
Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России 7 класса. |
1 |
Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике. |
Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа |
Стр. 114 |
11.02 |
|
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения истории являются:
Ø первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
Ø уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
Ø изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
Ø следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Ø формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
Ø проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
Ø соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
Ø обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
Ø навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
Ø осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
Ø планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
Ø соотносить свои действия с планируемыми результата-ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
Ø работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
Ø критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
Ø использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных ин-формационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
Ø использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
Ø ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
Ø определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
Ø логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
Ø применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
Ø решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
Ø использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
Ø планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
Предметные результаты изучения истории включают:
Ø применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
Ø установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
Ø составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
Ø определение и использование исторических понятий и терминов;
Ø использование сведений из исторической карты как источника информации;
Ø овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
Ø описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
Ø использование знаний о месте и роли России во все-мирно-историческом процессе в изучаемый период;
Ø сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
Ø высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
Ø поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
Ø анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
Ø раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
Ø понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
Ø сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
Ø определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
Ø систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
Ø поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.